Что пропагандирует лагерь, его ценности и принципы.

Это один из самых “скользких” вопросов, но и один из самых важных для меня и, как мне видится, для родителей. В начале статьи я уже писал о том, что “свято место пусто не бывает”, и что если представитель лагеря заявляет, что они не ведут никой пропаганды, то он, скорее всего, лжёт или чего-то недопонимает. Пропаганда везде, она пронизывает всю нашу жизнь, она на радио, ТВ, в интернете, печатных изданиях, её передают друг другу люди. Она ВЕЗДЕ. Вопрос только в том, что пропагандируют и с какой целью.

Даже я сейчас занимаюсь пропагандой. У меня есть совершенно чёткие цели – я написал эту статью, чтобы обратить ваше внимание на лагеря, которые занимаются воспитанием. Я связываю своё будущее и будущее своих детей с Россией и поэтому кровно заинтересован, чтобы наши сограждане росли сильными, адекватными, здоровыми физически и психически, самостоятельными, ответственными, умелыми, знали и ценили свою Родину.

Пропаганда ведётся в лагерях сознательно или нет, не важно. Я часто слышу от родителей, что они отправили ребёнка в некий лагерь, и он оттуда приехал с кашей в голове, с бредом из компьютерных игр, телешоу, деструктивных мультов. Нескольким представителям лагерей четвёртого типа я задавал вопрос на счёт пропаганды, что они несут своими занятиями детям, но они все как один бормочут нечто вроде “мы за общечеловеческие ценности”, “дети должны радоваться”, “мы не против культуры”, “всё должно быть демократично”. Тут, конечно, тоже важна мера, одинаково не пойдёт на пользу ребёнку ни либеральный лагерь, ни лагерь с жёсткой религиозно-патриотической риторикой.

Стоит так же обратить внимание на наличие принципов и ценностей у лагеря. В наше время не многие могут себе позволить иметь эти самые принципы. Как правило, чисто коммерческие лагеря легко меняются в ту сторону, куда подует денежный ветер. За модой далеко ходить не надо – модно то, о чём говорят по ТВ, о чём пишут в дорогих журналах. На этой волне и выезжают безыдейные устроители детского досуга. Если завтра в России введут ювенальные законы и разрешат однополые браки, то они первые запоют о пользе и полезности таковых, быстренько вольются в “мэйнстрим”.

Внимания, на мой взгляд, заслуживают лагеря с признаками воли у руководящего состава. Они, как правило, имеют принципы и говорят о них. Важно, чтобы эти принципы и ценности были понятны и близки Вам. Из них вытекают правила и традиции лагеря, которые вы тоже должны будете полностью принять, отправляя ребёнка. С этими вещами нужно знакомиться в первую очередь.

Итого: На этапе изучения программы лагеря задайте себе вопрос о том, что пропагандирует лагерь, какие в нем принципы и ценности, и как эти ценности и принципы отразятся на Вашем ребёнке. Помните, что тянуть вверх всегда тяжелее, чем падать вниз.

Роль ребёнка в лагере.

Современные педагоги и психологи бывают весьма противоречивы. С одной стороны, они заявляют о том, что ребёнок это личность, с другой стороны, ведут себя с ним как с умственно отсталым. Я вот не считаю, что ребёнок изначально личность, он – формирующаяся личность, не более того. Его личность определят собственные поступки и решаемые в процессе жизнедеятельности задачи. Скажем так, мне удавалось встречать личностей среди детей, но все они об этом не знали и не заявляли. И наоборот, попадались такие, кто заявлял о своей уникальности и неповторимости, а на деле – так, личинка пока. Поэтому я за то, чтобы роль ребёнка была полноценной для него самого. Он участник процесса, от него должно зависеть решение личных, командных, межкомандных и общепрограммных задач. Отношение взрослых и детей не должно быть панибратским – дети должны знать свою роль и своё место, но и пропасти быть не должно – ведь они часть системы. Хорошо, если система решает некую большую задачу, результат достижения которой в итоге очевиден или осязаем для всех. Конечно, это возможно только в небольших лагерях. Индивидуального подхода нельзя ожидать в стаде в несколько сот и даже тысяч детей, роль конкретного ребёнка там несущественна. Стадо можно только безопасно пасти.

Считаю, что ребёнка унижает детское к нему отношение, когда с ним цацкаются, говорят на “понятном ему языке”, это всё делает из него неполноценного человека. Полезным считаю деление детских групп внутри лагеря на разновозрастные коллективы в зависимости от решаемой задачи, то есть в одной группе могут оказаться дети младшего и старшего школьного возраста. Такое деление по группам, как показывает практика, одинаково полезно для всех возрастов. Плюсов в этом подходе больше, чем минусов, однако при этом такой системой пользуются обычно коллективы, занятые одним большим общим делом. Лагеря же первого и четвёртого типа делят группы по возрастам.

Итого: Поверьте в своего ребёнка, в 10 лет он уже может быть вполне ответственным и самостоятельным. Позвольте ему расти личностно и не становиться инфантильным бездельником. Ребёнок в лагере должен быть неотделимой частью процесса, с ним нужно обращаться как со взрослым, предъявлять требования, спрашивать результативности.

Что на выходе.

У программы каждого лагеря должна быть конечная цель. Некие мероприятия в конце смены должны подводить итог пребывания ребёнка в лагере, должна быть получена экспертная оценка его личностному росту, в идеале – должно быть достижение победы. Деятельность ради деятельности тут недопустима. Если ребёнок на выходе как бы просто отдохнул и всё (типа “затусил”), то он попусту потратил драгоценные дни своей жизни. Дети в лагеря попадают с разными знаниями, разным уровнем развития, поэтому личностный рост у каждого свой, продукт на выходе тоже. Так, например, для более опытного ребёнка итогом может стать решение ряда сложный коллективных задач, освоение сложных дисциплин, а для новичка потолком на данной программе может стать навык заправить постель, вымыть ноги вечером, сложить чемодан, постирать носки. Важно, чтобы он это понимал и вы ему, как родитель, тоже помогли осознать это.

О том, что же на выходе, не всегда понятно из отзывов о лагере детей и родителей, но попытаться узнать их стоит. Если в отзывах сплошное “вауууу”, “вожатый Петя лучше Васи”, “я вас всех люблю”, “было круто, Даша самая красивая”, то, скорее всего, это лагерь первого или четвёртого типа и глубокого смысла там искать не стоит. О лагерях других типов, как правило, отзываются иначе, ищите в отзывах интеллектуальную рефлексию. Бывает, что родители пишут об изменениях, произошедших с ребёнком после лагеря. Да и, конечно же, прежде чем устраивать детектив с поиском отзывов и построением догадок, задайте прямой вопрос организаторам лагеря об ожидаемом продукте на выходе или прочитайте об этом в программе. Определение продукта не должно быть размытым, оно должно быть понятным, при этом может содержать программу минимум и максимум.

Итого: Задумайтесь, что получит ваш ребёнок, а значит, и ваша семья в целом в конце программы.

Наши рекомендации