Воспитание гражданина России
Формирование гражданского самосознания напрямую содействует воспитанию патриотизма и с психологической точки зрения направлено на развитие гражданственности как интегративного качества личности. Подростковый и ранний юношеский возраст можно охарактеризовать как начало формирования нового уровня самосознания, как период развития и углубления интегративпых качеств.
Воспитывая гражданское самосознание, мы стараемся развить следующие качества:
• осознание учащимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему;
• сохранение национальной самобытности, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа
и страны в развитии мировой культуры;
• знание и широкое использование своих гражданских прав и добросовестного выполнения гражданских обязанностей;
• ответственность за сохранение духовного, промышленного, научного и культурного потенциала России;
• формирование осознанного отношения к политике государства;
• ориентация в экономической структуре и политике государства.
Воспитание человека мира
Это направление предполагает воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистических и толерантных отношений между людьми, развитие социальной толерантности.
Социальная толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Проблема современного воспитания
К сожалению, все чаще в последнее время мы можем видеть проявления интолерантности (нетерпимости).Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа («ин-группа»), твоя система взглядов, твой образ жизни стоит выше остальных («аут-групп»). К проявлениям социальной нетерпимости (интолерантности) относятся оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения, игнорирование, негативные стереотипы, предубеждения и т. д.
К психологическим предпосылкам развития толерантного сознания относятся:
1. Ответственность. Локус контроля толерантной личности — интернальный (принятие человеком на себя ответственности за события, происходящие с ним).
2. Потребность в личной независимости.
3. Способность к эмпатии. Толерантной личности присуще ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека.
5. Открытость новому опыту. Толерантные люди легко воспринимают все новое, проявляют гибкость и готовность к изменениям. Толерантной личности чаще всего свойственны ощущение защищенности (низкий уровень непротизма), чувство юмора, доброжелательность. Склонность к враждебному поведению, экстремистским действиям в отношении представителей других этнических групп тесно коррелирует с общей склонностью личности к деструктивным стратегиям поведения в ситуациях межличностного конфликта
Таким образом, работа по психологическому сопровождению формирования социальной толерантности должна базироваться на создании условий для развития у подростков гражданского самосознания, ответственности, способности к эмпатии и обучения навыкам конструктивного и ассертивного общения.
2. Нравственное воспитание и моральное развитие
Нравственность — это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения.
Нравственное воспитание— воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека
Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной (произвольной), так и непреднамеренной (непроизвольной).
При произвольной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям.
При непроизвольной регуляции человек поступает нравственно потому, что он не может по-другому. Моральные мотивы становятся определяющими в поведении. Непроизвольное нравственное поведение в большей степени отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков.
Непроизвольная саморегуляция формируется двумя способами:
• в процессе накопления стихийного нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравствен ными нормами, закрепляются определенные формы поведения, то есть формируются нравственные привычки. Подлинный моральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже;
• первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем непроизвольно усваиваются более сложные моральные требования.
Постепенно усвоенные нравственные принципы становятся мотивами поведения,происходит становление нравственной саморегуляции.