Психологические аспекты содержания, методов и форм воспитательной работы

ЛЕКЦИЯ №13

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ И ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПЛАН:

1. Содержание и направления воспитания

2. Нравственное воспитание и моральное развитие

3. Понятие и сущность методов, приемов и форм воспитания

4. Самовоспитание. Методы самовоспитания. Критерии самовоспитания.

1. Содержание и направления воспитания

Социализация личности и профессиональная подготовка специалис­тов — основные функции образования, закрепившиеся документально и в общественном представлении. Основными социальными ролями являются: гражданин, семьянин, профессионал. Исходя из этого определяется и содержание воспитания, которое направлено на развитие базовой культуры личности, в частности, на развитие интеллектуальной, нравственной, физической, трудовой культуры и культуры семейных отношений.

Воспитание учениканаправлено на развитие таких важных качеств, как организованность, самостоятельность, интерес к познанию окружа­ющего мира. Воспитанный ученик:

• испытывает потребность в знаниях, любит и умеет учиться, способен к самообразованию, обладает информационной культурой;

• интересуется различными областями человеческой культуры, хотя бы одну из них готов изучать углубленно;

• гордится своим учебным заведением, чувствует личную причастность к нему;

• чувствует себя уютно, комфортно в школьных стенах;

• умеет быть учеником, уважает опыт и знания старших.
Воспитанию ученика способствуют следующие направления работы

педагогического коллектива:

• создание имиджа школы, обеспечивающего ее привлекательность и популярность среди родителей и учащихся;

• создание атмосферы познавательного комфорта;

• формирование у учеников потребности в учебе, опыта успешной познавательной деятельности, осознания важности знаний;

• организация личностно-ориентированного образования.
Воспитание труженика

• Современный человек должен иметь представление о многообразии и специфике экономических моделей, действующих в нашем обществе, о видах собственности, приоритетах в промышленности, сфере обслу­живания. Необходимо сформировать у учащихся осознанное реальное отношение к таким социальным явлениям, как безработица, конкурен­ция, этика бизнеса. Новое экономическое мышление, функциональную грамотность в области финансово-правовых вопросов, практические умения делового человека.

Идея воспитания человека, способного и желающего трудиться, может быть реализована, если любой труд, выполненный качественно, станет одной из центральных ценностей в семье и школе, если у ребенка, подростка, старшеклассника будет поддерживаться со стороны взрос­лых уважение к результатам собственного труда и труда других людей.

Проблема современного воспитания

К сожалению, мы можем наблюдать у некоторых обеспеченных учащихся своеобразный стереотип: «То правильно, что мне удобно. Мои родители платят деньги, а вы тут от меня что-то требуете — класс убрать, помочь. Я никому не должен, вы мне должны». При этом мо­рально-нравственные факторы, социальная полезность труда учителя, уборщицы и т. д. в расчет не принимаются.

Воспитание семьянина

Основная идея этого направления — идея гармонизации, согласова­ния целей и интересов ребенка, семьи и школы, воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно и ответственно относящегося к роли семьянина, продолжателя рода, создателя и хра­нителя семейных традиций.

Воспитание семьянина направлено на:

• осознание себя представителем определенного пола, носителем мужского или женского начала;

• понимание и переживание своей значимости как полноправного члена семьи, осваивая и прогнозируя по мере взросления различные семейные роли;

• умение принимать близких такими, какие они есть, любить их, проявлять терпимость к недостаткам родных людей;

• создание потребности сохранения семейных отношений, круга семейных ценностей;

• знакомство с функциональными обязанностями в семье, приобретение умений заботы о близких, самообслуживания, распределения бюджета, проведения свободного времени.

Проблема современного воспитания

Нельзя не отметить, что эталоны женственности и мужественности, складывающиеся у школьников, далеки от реалий жизни. Так, идеаль­ные представления и реальное поведение находятся в разных планах, а идеал не выполняет регулятивной функции. Интересно, например, что из описания понятия «мужественность» практически исчезло качество ответственности!

При наказании внимание ребенка сосредоточивается на отрицательных последствиях поступка для него самого. Если же взрослые, выразив свое неудовольствие и обратив внимание ребенка на проступок, указывают на последствия для других, они вызывают у ребенка сопереживание этим людям и показывают, что причиной зла были его действия. Тем самым ребенку открываются отрицательные последствия поступка для других. В основе переживаний лежит осознание чувства вины, которое актуализируется в аналогичной ситуации и является основой формирования моральных суждений.

Типа отношений взрослого и ребенка формирующие моральные суждения. Первый тип - принуждение, при котором взрослый в одностороннем порядке предписывает ребенку правила поведения, следит за их выполнением и налагает санкции за нарушения. Ребенок должен строить свое поведение в соответствии с предъявляемыми требованиями и занимает пассивную роль. Второй тип отношений - кооперация, характеризуется активностью ребенка, который сам предъявляет требования к себе и другим, участвует в создании правил и в контроле за их выполнением.

Механизмы, благодаря которым происходит интериоризация норм и правил поведения.

Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения (будь то значимый взрослый или сверстник, учитель или герой художественного фильма). Важно то, что между ними возникли эмоционально значимые отношения.

Идентификация - усвоение чужих моделей поведения, установок, ценностей как своих собственных.

Чувство стыда - механизм запрета определенного поведения. Возникает при осознании того, что могут быть санкции, наказания за нарушения общепринятых норм поведения.

Чувство вины - механизм, лежащий в основе глубокого внутреннего переживания несоответствия поведения собственным представлениям о должном, правильном, принимаемом самой личностью.

Важным является также накопление собственного опыта, критическая переработка содержания культуры. М.Г. Битянова называет следующие механизмы перехода внешнего мира во внутренний: интериоризация целей и ценностей в процессе самостоятельной деятельности; испытание, связанное с риском; катарсическое переживание.

Методы и виды влияния

Влияние в воспитании— деятельность воспитателя в еди­ном процессе социального взаимодействия, приводящая к из­менению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания.

Традиционно выделяются 4 основных способа влияния:

■ убеждение;

■ внушение;

■ заражение;

■ подражание.

Все они тесно переплетаются в каждом акте человеческого взаимодействия.

Убеждение включает в себя систему доводов, которые обо­сновывают выдвигаемые пожелание, предложение и т. п. Обыч­но убеждение ведет к определенной трансформации взглядов воспитуемого, а значит, и мотивационной основы его поведе­ния. Наиболее легко поддаются убеждению люди, имеющие занижен­ную самооценку и ориентирующиеся на адаптацию к социаль­ной среде. Напротив, труднее всего убеждать тех, кто вражде­бен по отношению к другим и стремится доминировать над окружающими.

Внушение(суггестия), как и убеждение, направлено на сня­тие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведени­ям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Внуша­ющий вызывает у воспитуемого те представления, которые тре­буют действий с той же необходимостью, как если бы эти представления были получены непосредственно самим воспиту­емым. Если убеждение апеллирует в основном к знаниям и опыту воспитуемого, то внушение, носящее эмоционально-волевой ха­рактер, основывается на доверии. Степень внушаемости челове­ка определяется уровнем развития его личности, его самосозна­ния и самооценки, силой воли, а также особенностями межлич­ностных отношений и группе, в частности отношением к внушающему. Чаще всего доверие к тем или иным сведениям возникает в том случае, если они передаются значимым для воспитуемого лицом.

Феномен заражения чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без долж­ного анализа, либо повторяют действия других людей. Однако в отличие от внушения, при котором человек, оказывающий влияние, не обязательно чувствует то же, что и окружающие, заражение основывается на общем переживании группой лю­дей одних и тех же эмоций. Различие между внушением и зара­жением заключается также в том, что заражение носит спон­танный характер, а внушение почти всегда — акт преднамерен­ный. Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие, в то время как заражение предполагает использо­вание невербальных средств (напр., жестов, музыки и т. п.).

Подражание— это следование примеру или образцу, кото­рое проявляется в повторении одним человеком каких-либо по­ступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть про­извольным и непроизвольным. В разные возрастные периоды подражание играет в жизни человека неодинаковую роль. Так, если ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет просто воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых, то уже в дош­кольном возрасте подражание поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцов. Млад­ший школьник начинает копировать и перенимать личностные качества взрослого. В подростковом возрасте подражание взрос­лым постепенно вытесняется взаимоподражанием. В юности ос­новную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценностные ориентации человека. Подражание выполняет при этом вспомогательную функцию, поскольку усвоение норм и ценностей происходит у старшеклассников в основном с помо­щью сознательного анализа жизненной позиции значимых для них людей. Таким образом, с возрастом роль подражания сни­жается. Если для маленького ребенка подражание выступает основным способом научения, то для школьника научение и передача информации происходят, как правило, словесным пу­тем. Меняется и содержание подражания. В дошкольном дет­стве ребенок, глядя на взрослых, учится правильно действовать в мире предметов. Для школьника учитель и родители уже вы­ступают как носители социальных образцов поведения, т. е. пе­ренимаются не внешние привычки любимого и уважаемого че­ловека, а присущее ему отношение к другим людям.

В современной психолого-педагогической науке рассматри­ваются направленное и ненаправленное влияние. Убеждение обычно является направленным влиянием, тогда как эффекты подражания — результат ненаправленного влияния. В направ­ленном влиянии выделяют прямое влияние, когда педагог от­крыто предъявляет свою позицию и связанные с ней требова­ния ученику, и косвенное влияние, направленное не непосред­ственно на объект влияния, а на окружающую его среду. В качестве такой среды могут выступать люди, составляющие ближайшее окружение учащегося, и сама ситуация, в которую он включен и которая определяет его оценки и отношения. В случае косвенного влияния сущность педагогической позиции и цели учителя скрыты от учащегося. Примером косвенного влияния могут служить воспитывающие ситуации, в которых выявляются ценностные ориентации воспитуемого, устойчивость его нравственных основ. В воспитывающих ситуациях учащий­ся имеет свободу выбора определенного решения из ряда вари­антов. В поисках выхода он может осознать основание своего выбора, соотнести его с основными общественными ценностями и, возможно, изменить поведение. В задачу педагога входит со­здание проблемных ситуаций, позволяющих учащемуся про­явить себя в положении внутреннего конфликта, а также обес­печение коррекции, помогающей совершить правильный выбор. В педагогической деятельности принято различать индиви­дуально-специфическое и функционально-ролевое влияние. Индивидуально-специфическое влияние учителя заключается в передаче окружающим еще не освоенных ими образцов личнос­тной активности, в которых выражаются его уникальные лич­ностные характеристики (доброта, общительность и т. п.). Фун­кционально-ролевое влияние учителя связано с задаваемыми его ролью способами возможного поведения. По существу, обе эти формы влияния неразрывно связаны. Однако в ситуациях, ког­да учитель не обладает яркими личностными характеристика­ми и не способен обеспечить необходимый уровень индивиду­ально-специфического влияния, происходит нарушение этого единства. Влияние на учеников начинает осуществляться им только с позиций своей официальной роли, позволяющей ком­пенсировать невозможность индивидуально-специфическое вли­яние усиленным применением авторитарных методов.

Формы воспитания

Формы воспитания — это способы организации воспита­тельного процесса, способы целесообразной организации кол­лективной и индивидуальной деятельности учащихся. Исполь­зуют и термины «воспитательное мероприятие, организацион­ные формы воспитания». Мероприятие— организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

В педагогической литературе единого подхода к классифи­кации форм воспитательной работы нет. Наиболее распростра­ненной является классификация организационных форм вос­питания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы(участие всего класса), кружковая-групповаяи индивидуальная.Заслуживает внимания подход к определе­нию форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности. Например, для организации по­знавательно-развивающей деятельности учащихся более подхо­дят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фан­тазеров и т. п.

При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемосты, акции милосердия, литератур­но-музыкальные композиции и т. п.). Для каждого детского кол­лектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации вос­питательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогичес­кая целесообразность.

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внут­реннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

ЛЕКЦИЯ №13

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ И ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПЛАН:

1. Содержание и направления воспитания

2. Нравственное воспитание и моральное развитие

3. Понятие и сущность методов, приемов и форм воспитания

4. Самовоспитание. Методы самовоспитания. Критерии самовоспитания.

1. Содержание и направления воспитания

Социализация личности и профессиональная подготовка специалис­тов — основные функции образования, закрепившиеся документально и в общественном представлении. Основными социальными ролями являются: гражданин, семьянин, профессионал. Исходя из этого определяется и содержание воспитания, которое направлено на развитие базовой культуры личности, в частности, на развитие интеллектуальной, нравственной, физической, трудовой культуры и культуры семейных отношений.

Воспитание учениканаправлено на развитие таких важных качеств, как организованность, самостоятельность, интерес к познанию окружа­ющего мира. Воспитанный ученик:

• испытывает потребность в знаниях, любит и умеет учиться, способен к самообразованию, обладает информационной культурой;

• интересуется различными областями человеческой культуры, хотя бы одну из них готов изучать углубленно;

• гордится своим учебным заведением, чувствует личную причастность к нему;

• чувствует себя уютно, комфортно в школьных стенах;

• умеет быть учеником, уважает опыт и знания старших.
Воспитанию ученика способствуют следующие направления работы

педагогического коллектива:

• создание имиджа школы, обеспечивающего ее привлекательность и популярность среди родителей и учащихся;

• создание атмосферы познавательного комфорта;

• формирование у учеников потребности в учебе, опыта успешной познавательной деятельности, осознания важности знаний;

• организация личностно-ориентированного образования.
Воспитание труженика

• Современный человек должен иметь представление о многообразии и специфике экономических моделей, действующих в нашем обществе, о видах собственности, приоритетах в промышленности, сфере обслу­живания. Необходимо сформировать у учащихся осознанное реальное отношение к таким социальным явлениям, как безработица, конкурен­ция, этика бизнеса. Новое экономическое мышление, функциональную грамотность в области финансово-правовых вопросов, практические умения делового человека.

Идея воспитания человека, способного и желающего трудиться, может быть реализована, если любой труд, выполненный качественно, станет одной из центральных ценностей в семье и школе, если у ребенка, подростка, старшеклассника будет поддерживаться со стороны взрос­лых уважение к результатам собственного труда и труда других людей.

Проблема современного воспитания

К сожалению, мы можем наблюдать у некоторых обеспеченных учащихся своеобразный стереотип: «То правильно, что мне удобно. Мои родители платят деньги, а вы тут от меня что-то требуете — класс убрать, помочь. Я никому не должен, вы мне должны». При этом мо­рально-нравственные факторы, социальная полезность труда учителя, уборщицы и т. д. в расчет не принимаются.

Наши рекомендации