Методы самооценки уровня физической подготовленности
В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования. В последнее время в контрольном разделе по дисциплине «Физическая культура» используются следующие двигательные задания:
· челночный бег на 10×10 м (оценка скоростных и координационных способностей);
· прыжок в длину с места (оценка скоростно-силовых способностей);
· поднимание туловища из положения лежа за 30 с (силовая выносливость мышц брюшного пресса);
· вис, согнув руки, на перекладине (оценка статической силовой выносливости мышц плечевого пояса);
· наклон туловища вперед из положения сидя (оценивается гибкость позвоночного столба);
· бег 1000 метров (оценка уровня аэробной выносливости).
Методики выполнения двигательных заданий
Челночный бег 10×10 м выполняется после предварительного ограничения 10-метрового отрезка дистанции (спинками стульев наружу от отрезка). По сигналу с высокого старта необходимо добежать до стула, который находится в конце 10-метрового отрезка, коснуться рукой его спинки, вернуться к стартовой линии, коснуться рукой спинки второго стула и бежать к первому стулу. Задание считается выполненным после преодоления 10 отрезков по 10 метров.
Прыжок в длину с места выполняется толчком двух ног от стартовой линии с махом рук (три попытки подряд). Результат измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего касания к стартовой линии ногами участника.
Поднимание туловища выполняется из положения: лежа, руки за головой, ноги согнуты в коленях под углом 90º, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений до касания локтями коленей в течение 30 секунд.
Вис, согнув руки, на перекладине предусматривает в исходном положении хват сверху и нахождение подбородка над перекладиной. Приняв стартовую позицию, включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут распрямляться и подбородок опустится ниже перекладины, выполнение двигательного задания прекращается.
Наклон туловища вперед из положения сидя выполняется после предварительной разметки на полу перпендикулярной и центральной линии. Касаясь перпендикулярной линии, с выпрямленными в коленях ногами, выполняются 3 пружинящих наклона вперед и на 4-м наклоне фиксируется результат по кончикам средних пальцев на разметке центровой линии, при этом руки удерживаются на фиксируемом результате не менее 2-х секунд. Сгибание ног в коленях не допускается.
Бег на 1000 метров выполняется с высокого старта. Результат фиксируется секундомером и заносится в протокол в секундах. На дистанции возможен переход на ходьбу.
Возрастные оценки нормативов для юношей
Тесты | Возраст | ||||||
Челночный бег 10х10 м. (с) | 29,5 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,5 |
Прыжки в длину с места (см) | |||||||
Поднимание туловища (с) | |||||||
Вис на перекл. на согн. руках (с) | |||||||
Наклоны туловища вперед (см) | |||||||
Бег 1000 м (с) |
Возрастные оценки нормативов для девушек
Тесты | Возраст, лет | ||||||
Челночный бег 10х10 м. (с) | 31,5 | 32,0 | 32,0 | 32,5 | 33,0 | 33,5 | 34,0 |
Прыжки в длину с места (см) | |||||||
Поднимание туловища (с) | |||||||
Вис на перекл. на сог. руках (с) | |||||||
Наклоны туловища вперед (см) | |||||||
Бег 1000 м (с) |
2.9. Методические основы построения учебно-тренировочного занятия, планирования и контроля физических нагрузок
Существенным фактором при построении уроков (занятий) является закономерное изменение работоспособности занимающихся в процессе двигательной активности. Общая тенденция изменения работоспособности характеризуется постепенным ее наращиванием в начале физической деятельности, затем, достигнув оптимального уровня, работоспособность на некоторое время стабилизируется, приобретая относительную устойчивость и, наконец, под влиянием нарастающего утомления снижается. С учетом этой закономерности в занятиях физическими упражнениями принято выделять три характерные части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть предназначена для начальной организации занимающихся и активизации их внимания, ознакомления с намеченным содержанием, создания соответствующей психологической установки и положительного эмоционального состояния, постепенной подготовки организма к предстоящей нагрузке.
Основой подготовительной части являются: строевые упражнения, разновидности передвижений (различные виды ходьбы, бега, подскоков), общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметов, с предметами и отягощениями.
В основной части решаются главные задачи:
· развитие волевых и физических качеств занимающихся;
· формирование жизненно необходимых и спортивных навыков.
Основная часть строится с учетом распределения физических упражнений в оптимальной последовательности по характеру их закономерного влияния назанимающихся. Выполнение любого упражнения связано с определенными функциональными сдвигами в организме и психике, не исчезающими с окончаниемих действия, а сохраняющимися еще некоторое время. Эти следовые действия могут способствовать более эффективному выполнению последующих упражнений или, наоборот, затруднять их. В связи с этим всегда необходимо упорядочить последовательность упражнений, обеспечивая приемлемую оптимальность связи между ними. В случае, когда такие связи не могут быть обеспечены, прибегают к вспомогательным действиям или отдыху.
Заключительная часть направлена на постепенное снижение общей нагрузки, приведение организма и психики занимающихся в оптимальное состояние. В данной части рекомендуется выполнять дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, растягивание.
Содержание и продолжительность каждой части весьма изменчивы и зависят от задач, вида и продолжительности занятия, от особенностей и состояния занимающихся.
Однако даже правильная последовательность упражнений не обеспечивает полной структурной организации занятия. Требуется целесообразное распределение методических действий преподавателя, связанных с передачей знаний, формированием или совершенствованием умений, навыков, с обеспечением необходимых воздействий на функции организма, развитием двигательных качеств и др.
Основой нормирования нагрузок в физическом воспитании является состояние человека. В практической работе учитывают следующие виды физического состояния: устойчивое, текущее и оперативное.
Устойчивое состояние можно поддерживать относительно долго: недели или даже месяцы. Устойчивое состояние является следствием многих тренировочных занятий, воздействия которых постепенно суммируются. В данном случае справедливо утверждение, что в основе этапных состояний лежит кумулятивный тренировочный эффект.
Текущее состояние характеризуется повседневными колебаниями уровня подготовленности спортсменов. Нагрузка любого из занятий повышает или снижает этот уровень, но обычно такие изменения устраняются в интервалах отдыха между занятиями.
Оперативным состоянием спортсмена является его состояние в момент выполнения упражнения (или сразу же после его окончания). Оно неустойчиво и быстро изменяется после отдыха между повторениями упражнения или снижения нагрузки в нем.
Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда накладывает свой отпечаток на планирование учебно-тренировочных занятий. Различают перспективное, текущее и оперативное планирование.
Перспективное планирование связано с распределением тренировочной работы на сравнительно длительный срок (на 1 год или на один период годового цикла).
Текущее планирование связано с распределением нагрузки в пределах тренировочного микроцикла (7-14 дней).
Оперативное планирование связано с тренировочной работой на занятии.
Эффективное управление подготовкой высококвалифицированного спортсмена становится возможным лишь при наличии объективного контроля за различными сторонами его подготовки.
Различают следующие виды контроля: этапный, текущий и оперативный.
Этапный контроль заключается в получении информации, на основании которой составляются планы подготовки на относительно длительный срок.
Программа этапного контроля формируется из двух блоков (батарей). Первый блок включает общие для многих видов спорта неспецифические тесты. Они предназначены для оценки физического состояния спортсмена. Второй блок включает специфические тесты, структура которых соответствует структуре соревновательного упражнения.
Текущий контроль предназначен для сбора и анализа информации, необходимой для планирования нагрузок или их коррекции в микроциклах.
Оперативный контроль – это экспресс-оценка состояния, в котором находится спортсмен в момент или сразу по окончании упражнения (серии упражнений, занятия). В содержание этой разновидности контроля входит также срочная оценка техники упражнений и тактики.
Средства и методы контроля могут носить педагогический, психологический и медико-биологический характер. Они зависят от особенностей конкретного вида спорта (системы физических упражнений), состава занимающихся, наличия специальной аппаратуры и других материально-технических возможностей и условий. В каждом вузе по конкретному виду спорта (системам физических упражнений) кафедрами физического воспитания разрабатываются и утверждаются соответствующие виды контроля и их сроки.