VI. Работа с родителями и членами семей учеников в рамках курса ОРКСЭ
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Включение родителей и членов семей учащихся в школьную жизнь детей предполагает прежде всего нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Приобщение родителей к школьной жизни предполагает прежде всего поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности.
Привлечение родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает:
· создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;
· активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
· углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Главная задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.
После изучения первой части программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского собрания, в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях, своем понимании, своих достижениях, с презентацией своих промежуточных образовательных результатов.
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.
Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.
При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.
Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки. Возможна организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, давать рекомендации по выбору книг, делиться впечатлениями о прочитанном.
Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.
Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.
Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д.
Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействуетукреплению семьи.[17]