Интегрирующий и интеграционный.
Интегрирующий – совмещающий знания из различных областей науки.
Вывод один: педагогу необходимо много заниматься самообразованием,читать дополнительной литературы.
Интеграционный – имеет четыре уровня интеграции
I уровень – внутренний, между уроками в одном модуле
II уровень - модульный: все модули взаимосвязаны между собой, необходимо привлекать знания из разных модулей при изучении одного из них.
III уровень – метапредметный, интеграция с изучаемыми образовательными областями: литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, музыкой.
Разработать интеграционные уроки, например: «Как необходимо относиться к животным», «Мир вокруг нас», «Чему может научить нас прекрасный мир» - окружающим миром.
IV уровень - внеурочный, образовательный : с системой дополнительного образования.
Театрализация, участие в праздниках, изготовление поделок, участие в концертах, выставках, фестивалях.
V уровень - внеучебный, воспитательной: с программами воспитательной работы.
Экскурсии, добрые дела, просмотр фильмов.
3. Воспитывающий.
Приоритет воспитания над знаниями. Предмет должен быть интересен самому учителю, содержание урока необходимо «проживать» педагогу с детьми. Каждый урок любого модуля должен стать размышлением о душе, о внутреннем мире человека, о жизни, её смысле и значении. Актуальной остаётся проблема места ОРКСЭ в системе школьного образования.
Специфика предмета определяет отношение к оценкам: их не предполагается, но оценивание должно быть на каждом уроке, систему оценивания рекомендуется продумывать самим педагогам. В связи с этим педагогам дали возможность не выставлять отметки (система оценивания должна присутствовать на каждом уроке). Возможно поставить отметку за итоговый проект.
Оценивание рекомендуем организовать через накопительную систему поощрительных карточек, «фантов», звёздочек и др. Дети складывают полученные на занятии поощрительные знаки в конверт, приклеенный на обложке тетради с внутренней стороны. Итоги подводятся в конце года. Нескольким самым активным вручаются подарки, весь класс заканчивает занятие чаепитием.
Духовно-нравственный.
Обращён к душе ребёнка.Без работы души нет воспитания и развития.
Душа человеческая трёхчастна, как и устроение самого человека. Человек имеет тело, душу и дух. Душа – разум (логос), чувства и волю. Все части души необходимо призывать к деятельности. Только в этом случае состоится духовно-нравственное воспитание.
Составляющие человека и части души существуют неслиянно и нераздельно Свящ. Писание |
|
ДУХ |
ДУША |
ТЕЛО |
ЛОГОСНАЯ, РАЗУМ |
ГНЕВАТЕЛЬНАЯ, ЧУВСТВА |
ЭМОЦИИ, ВОЛЯ |
Как «работает» душа?
Слово, образ, знак
Если «работа души» на уроке ОРКСЭ отсутствует, то урок становится не интересным, уроком «ни о чём». |
2. Слово, образ, знак |
Философский
Несёт в себе проблемы нравственного выбора, содержит рассуждения о смысле жизни, ценностях, настоящем и будущем и т.д. Дискуссия, диспут, диалог – одни из главных видов работы на уроке.
6. Развивающий.
Современные технологии позволяют решить задачи развивающего обучения. Обучая, воспитываем.
Пути приобщения человека к духовной жизни Через религию Через культуру и этику В ОУ закрыт в силу Конституции изучение культурных реалий, и Закона РФ об образовании в т.ч. религиозной культуры |
7. Светский культурологический.
Культурологический – изучение культурных явлений: текстов, исторических событий, произведений искусства и кино, народного творчества, быта и обычаев народов, языковых явлений, содержащих духовно-нравственный элемент, его вычленение и работа над смыслом этого духовно-нравственного понятия. Например, главным предметом исследования рассказа Л.Н. Толстого является больная совесть, которая тревожит мальчика. Скрытый плохой поступок открывается неожиданно. Все смеются, а мальчик плачет. Почему? «Нет ничего тайного, что не стало бы явным».
Отличие светского образования от религиозного.
Религиозное | Светское |
В церкви | Вне церкви |
Богослужения, обряды, таинства, молитвы, Закон Божий | Знания, представления о культурных явлениях, предметах и событиях. |
Учитель приходит в класс и сообщает: «Сегодня день памяти святителя Николая Мирликийского. Молитва на доске. Встали, помолились, а потом начнём урок». – Религиозное образование.
Учитель приходит в класс и сообщает: «Сегодня 19 декабря. В этот день наш народ отмечал праздник Николы Зимнего. Это Святой РПЦ – Святитель Николай Мирликийский. Народ почитал святого за его доброту, помощь во многих бедах и скорбях. Помогая, св. Николай старался это делать незаметно. В мае есть ещё день его памяти – Никола Летний. – Светское культурологическое образование. О религиозных источниках нашей культуры необходимо говорить и на занятиях по модулю ОСЭ.
Икона – предмет культа и произведение искусства, которое создаётся по определённым законам. На занятиях по ОРКСЭ (ОПК) рассматриваются такие вопросы, как кто изображается на иконах, особенности композиции, канон, символика цвета, роль деталей, обратная перспектива иконы, русских иконописцы. Например, при знакомстве с «Троицей» преподобного Андрея Рублёва, обращаемся к сюжету Ветхого Завета, когда Аврааму было явление Трёх Ангелов, сопоставляем Троицу Новозаветную от Ветхозаветной Троицы.
Светское – не означает «атеистическое». Об этом имеется письмо МО РФ.
Атеизм ряд учёных считает одной из неоязыческих религий. Ниспровергнув Бога на небесах, большевики создали его на земле: «троица» - Марс, Энгельс, Ленин; святые – члены политбюро, демонстрация – «крестный ход», заповеди – «Моральный кодекс строителя коммунизма».
8. Интересный,открывающий перспективу для самообразования и получения второго высшего образования для педагогов (магистратура по ОРКСЭ и духовно-нравственному воспитанию).
Своевременный.
10. Предмет предусматривает активизацию родителей. Как привлечь родителей?
- Дать чёткое представление о предмете, конкретно объяснить особенности содержания модуля через родительские собрания: районные, школьные, классные.
- Познакомить через памятку для родителей.
- Приглашать на занятия.
- Домашние задания давать такого характера и направления, чтобы они предусматривали вовлечение в обсуждение проблем родителей и других членов семьи.
- Последнее занятие – защита проекта: одно из условий – участие родителей.
Таким образом, факторами, обеспечивающими высокое качество преподавания ОРКСЭ определяют творческий подход учителя, его заинтересованность, приоритет реализации воспитательных задач курса, выбор активных и интерактивных форм обучения, хороший учебник. А показателем успешности является стабильный и растущий интерес детей и родителей.
По мнению сотрудников Калининградского института развития образования, недостатками урока ОРКСЭ являются пассивная стратегия ведения урока, приоритет образовательных, а не воспитательных задач урока, перегруженность информацией (добавим: или недостаточность её), отсутствие принципа актуализации содержания на уроке, поверхностное рассмотрение нравственного аспекта учебной ситуации,неумение построить диалог на уроке.
Ведущий метод на таких уроках – объяснительно-иллюстративный. Как правило, это связано с выбором пассивной стратегии, которая провоцирует учителя выступать в роли лектора. Задаваемые учителем вопросы носят репродуктивный характер.
Учитель не владеет навыками создания проблемной учебной ситуации. Некоторые учителя не владеют навыками отбора содержания, пытаясь вместить в урок максимум информации по преподаваемой теме. Это особенно характерно для преподавателей модуля «Основы православной культуры».
Часть учителей, пытаясь актуализировать материал, связать с жизнью детей, не углубляются в проблему, оставляют без ответа возникающие на уроке вопросы детей. Этот недостаток чаще всего присутствует на уроках модуля «Основы светской этики». Недостатком уроков по этому модулю является также то, что педагогов делает предметом изучения свой жизненный опыт, что категорически недопустимо. Иногда нравственные ценности и нормы подменяются правовыми. Недопустимо также сведение преподавания модуля «Основы светской этики» к изучению этикета.
Какой учебник выбрать?
Наиболее соответствующими всем требованиям к учебникам и содержательно, наиболее приемлемыми, на наш взгляд, являются книги издательства «Русское слово», «Дрофа», «Баласс».
Выбор учебника
Учебники по модулю ОСЭ
Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы | ||||
1.1. | Начальное общее образование | |||
1.1.4. | Основы религиозных культур и светской этики (предметная область) | |||
1.1.4.1.1.2 | Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики | 4 (4-5) | ДРОФА |
1.1.4.1.1.3 | Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры | 4 (4-5) | ДРОФА |
1.1.4.1.2.1 | Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики | Издательство «Академкнига/Учебник» | |
1.1.4.1.2.4 | Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. В 2 ч. | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | |
1.1.4.1.4.6 | Шемшурина А.И. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики | Издательство «Просвещение» | |
1.1.4.1.6.2 | Студеникин М.Т. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики | Русское слово |