Исцеляющая природа мандорлы.
Мандорла настолько важна для нашего расчлененного мира, что мы исследуем ее подробно. В нашем исследовании Тени мы говорили о парах противоположностей. Неотъемлемой особенностью нашей культурной жизни является противопоставление хороших способностей плохим и изгнание плохих настолько тщательно, что мы утрачиваем даже малейшие следы их существования. Эти изгнанные элементы составляют нашу Тень, но они не всегда остаются в изгнании, и где-то в середине жизни они возвращаются, как ветхозаветные козлы отпущения из пустыни.
Что можно сделать, когда приходит час расплаты за изгнанные элементы? Тогда приходит время для постижения мандорлы.
Мандорла обладает замечательным целительным и поддерживающим действием. Когда в период усталости или уныния, человек «затюкан» жизнью до такой степени, что больше не может жить в напряжении между противоположностями, мандорла показывает, что можно делать. Когда самые исполинские усилия и строжайшая дисциплина не в состоянии помочь выдерживать несущие боль безвыходные противоречия жизни, всем нам нужна мандорла. Она помогает нам переместиться из культурной жизни в духовную. (К счастью, это не приводит к окончанию нашей культурной жизни, потому что как раз в это момент она достаточно хорошо выстроена, чтобы выдержать это).
Мандорла начинает исцеление раскола. Зона наложения поначалу обычно очень мала, подобно тонюсенькому серпику нарождающегося месяца, но это только начало. С течением времени, чем больше становится наложение, тем лучше и полнее исцеление. Мандорла связывает вместе то, что было разъединено и соединяет то, что было нецелостным. Это самый впечатляющий духовный опыт, какой мы только можем иметь в жизни.
Мандорла – это место поэзии. Долг настоящего поэта – взять разъединенный на части мир, в котором мы находим себя, и создать из него гармонию. В своих «Четырех квартетах» Т. С. Элиот пишет: «Огонь и роза есть одно».* Благодаря наложению двух элементов, огня и цветка, он создает мандорлу. Мы восхищаемся глубинами своей души, которой сообщается, что огонь трансформации и цветок возрождения суть одно и то же. Вся поэзия базируется на утверждении, что это есть то. Когда образы накладываются, у нас есть мистическое утверждение единства. Мы чувствуем в этотм безопасность и уверенность среди своего разъединенного мира, и поэт преподносит нам дар синтеза.
Великая поэзия совершает такие скачки и соединяет красоту и ужас существования. У нее есть способность удивлять и шокировать - напоминать нам, что между вещами, которые мы всегда принимали за противоположные, есть связи.
Язык в качестве мандорлы.
Весь язык представляет собой мандорлу: хорошо выстроенное предложение явление той же природы. Наверное, именно поэтому нам так нравится вести беседы, поскольку хорошая беседа восстанавливает единство разрозненного мира. Плохо сформулированное предложение с бедной грамматикой задевает нас, вероятно, из-за того, что оно несовершенно сочетает в себе элементы и не выполняет своей объединяющей задачи.
Наш основной глагол быть – величайший объединитель. ** Предложение с глаголом быть - это утверждение тождества и исцеление разрыва между двумя элементами. Оно приводит в связь подлежащее со сказуемым. Мы говорим: «Я есмь он», а не «Я он». Я и он есть одно и то же, утверждение мистического единства разностей.
Все предложения создают тождество, даже без глагола быть, хотя это может быть менее очевидным. Каждый глагол создает ________
*Т. С. Элиот, «Четыре квартета». Из Собрания поэм и пьес: 1909-1950 (Нью-Йорк, Харкорт Брейс, 1971) стр. 145.
** В английском языке глагол быть (to be) занимает особое положение, являясь во многих лексических конструкциях непереводимой, но существенной частью, создающей связь между другими частями речи. (Прим. переводчика).
основу целостности. « Я пойду домой» или «Сейчас я буду музицировать» подразумевает особую тождественность между «Я» и «дом» или «Я» и «музыка». Формулировка любого хорошо выстроенного предложения означает создание единства из двойственности. Это обладает чрезвычайным целительным и восстанавливающим действием. Мы все поэты и целители, когда мы корректно пользуемся языком. Мандорла создается каждый раз, когда произносится что-то верное.
Предложение подобно математическому уравнению с глаголом, олицетворяющим знак равенства. Правильно составленное предложение сообщает, что субъект равен объекту и аннулирует спор между ними двумя. Разрыв, присущий двойственности, исцеляется.
Языки, богатые глаголами, являются более могущественными, чем те, что основываются в основном на существительных. Китайский и иврит являются примерами таких языков. Человеческая речь более результативна, если она содержит в основном на глаголы. Если опираться в основном на существительные, это окажется более слабым; если вы полагаетесь на прилагательные и причастия, вы заблудитесь. Глагол – это исцеляющая опора, место для мандорлы. Можно изучить великие речи Шекспира, чтобы подтвердить величие и целительную энергию сильных глаголов.
Один друг прислал мне магнитофон задолго до того, как они появились в широком употреблении. Инструкции гласили: «Подключите прибор в сеть, нажмите кнопку А, прослушайте запись. Затем переверните кассету, нажмите на кнопку Б, приведите магнитофон в действие». Когда через пару минут я начал попытки оживить свой магнитофон, я был парализован; мне ничего не шло на ум. Однако когда часом позже магнитофон заработал, я был страшно зол, потому что исчерпал едва ли не все, что мог выразить. Таким образом была сделана магнитофонная запись, которая имела для меня чрезвычайную ценность. Когда я находился в состоянии дистресса, я делал запись и обнаруживал, что я часто проговаривал свой подход через дилемму. Я делал то, что Фрейд называл «исцеляющим выговариванием», поскольку язык, использованный надлежащим образом, является целительным средством большой силы. Мой друг жил далеко, и мы встречались редко. В одну из наших редких встреч друг сказал: «Роберт, почему так получается, что в записи ты говоришь намного умнее, чем в обычном разговоре? Не отвечай, я знаю. На магнитофоне тебя не прерывают!» Разговор с ним посредством магнитофона приводил в действие мои чувства и давал мне свободу для развития моего мышления. Вы одарите другого человека бесценным подарком, если позволите ему говорить, не внося в его речь ваше собственное содержание. Обеспечивая правильное вместилище, мы можем создавать мандорлы путем проговаривания и излечивать многие вещи. В соответствующих обстоятельствах мы становимся поэтами по праву.
Это удивительно - слушать кого-то (даже самого себя), говорящего: «Возможно - это; возможно – то, может быть, это произойдет так, не знаю, может быть иначе» - как собака в погоне за своим хвостом. Но мало-помалу два раздельных круга начинают совмещаться, и мандорла растет. Это исцеление. Это связывание воедино, квинтэссенция духовного опыта.
Все хорошие притчи являются мандорлами. Они повествуют об этом и о том, и исподволь, посредством волшебства притчи, демонстрируют, что противоположности совмещаются и, в конце концов, становятся одним и тем же. Нам нравится думать, что притча основывается на победе добра над злом, но более глубокая истина в том, что добро и зло меняются местами и становятся одним. Поскольку наша возможность для синтеза ограничена, многие притчи лишь намекают на это единство. Но любое единство, даже намек, есть исцеление.
Вы помните притчу о Моисее и неопалимой купине? Существует много кустов, и много видов горения, но в этой притче куст и горение накладываются друг на друга; куст не уничтожается, и мы знаем, что эти два слоя реальности наложились. В один миг мы обнаруживаем, что Бог рядом – это результат наложения.
Когда бы вы ни обнаружили столкновение противоположностей в вашей жизни и ни допустили возможности другого пути (куст не будет уничтожен и огонь не остановится), вы можете быть уверены в присутствии Бога. Мы очень не любим этот опыт и избегаем его любой ценой, но если мы можем выдержать его, то конфликт-без-решения есть прямой опыт божественного.
Мандорла – это прототип решения конфликта. Если хотите, это искусство исцеления.
Шекспир писал о своем искусстве («Сон в летнюю ночь» акт 5) :
Так глаз поэта в бешеном вращенье,
Бросает взоры то с небес на землю, то с земли до неба;
И так фантазии телам,
Чье никому неведомо обличье, вовне перо поэта
Возвращает им их форму, и придает воздушному ничто
Определенные черты и имя. *
Тут Шекспир примиряет небеса с землей и дает место и название человеческим способностям, которые могут справиться с этим широко раскрытым взглядом.
Преодоление огромного расстояния между небом и землей превышает возможности нашего обычного видения; как правило, две непримиримых противоположности (чувство вины и потребность) создают в нас невротические структуры. Это заставляет поэта – поэта в нас – наложить составные части пары друг на друга и создать из них безупречную целостность. Кто кроме Шекспира мог привести «воздушное ничто» в гармонию с тяжеловесной реальностью земли и придать ему форму, которую могут понять простые люди? Кто кроме Шекспира в вас самих?
Возьмите то и возьмите это – и сделайте из них мандорлу.
В ваших собственных поэтических битвах вы можете добиться создания всего лишь тончайшего серпика мандорлы, который исчезнет через несколько минут. Где вчерашнее вдохновение, которое было столь захватывающим? Но если вы будете повторять это достаточно часто, оно станет постоянной основой вашего образа действия. Можно будет надеяться, что в конце вашей жизни два круга полностью перекроют друг друга. Когда кто-то истинный гражданин обоих миров, небо и земля больше не являются антагонистами. В конце становится видно, что все это время круг был один-единственный. Это и есть истинное достижение цели христианства, блаженное зрение, столь высоко ценимое в средневековой теологии. Два круга были всего лишь оптической иллюзией способности нашего восприятия – и потребности – видеть вещи двойственными.
Создание мандорл не ограничивается вербальной формой. Художник создает мандорлу с помощью формы, цвета, визуального напряжения. Музыкант делает то же самое за счет ритма, формы и тона.
Поскольку у меня хорошо развиты музыкальные способности, я знаю мандорлу этого вида лучше, чем любую другую. Есть превосходное место в последней четверти «Страстей по Матфею» Баха. Это сцена распятия на кресте, и альт исполняет соло «Господь наш Иисус простирает свою руку». Голос альта вплетает свою умиротворяющую вокальную партию в то время как контрфагот, обладающий особенно резким звучанием в нижнем регистре, создает серии переходов с интервалом в чистую септиму. Этот интервал (октава минус одна нота) в классическом контрапункте считается запретным, бессвязный - и создал из этого мандорлу. Спокойный голос альта спокойно следует своей дорогой, в _______________________
* Один мой друг сдал свое задание по контрапункту прославленному учителю и получил его обратно, подчеркнутое красным карандашом. «Переход в чистую септиму сходен с криком осла!» Мой друг вернул сочинение с комментарием: «И Баха!» - и был исключен из школы.
то время, как контрфагот создает в басовой партии гротескную буффонаду переходов с использованием
интервала в чистую септиму. И они оба вместе образуют полное единство. Лично для меня прослушивание этого гениального момента - один из наиболее исцеляющих опытов в моей жизни. Если две эти крайности могут быть сплетены вместе, чтобы создать произведение искусства, возможно и я могу свести воедино разрозненные и несвязанные элементы своей жизни.
Особенно мощный вид мандорлы можно наблюдать в обычаях курандерос из Южной Америки, которые представляют собой удивительную смесь первобытных шаманов и католических служителей. У вырубленного в скале алтаря они совершают обряд исцеления для своих пациентов. Они разделяют этот алтарь на три отдельные зоны. Правая часть заполнена священными предметами, такими, как фигурки святых, цветами, магическими талисманами, левая содержит очень темные и запрещенные элементы, такие как оружие, ножи и другие орудия разрушения. Пространство между этими противоположными элементами есть место исцеления. Послание очевидно: исцеление проистекает из наложения того, что мы определяем, как добро и зло, свет и тьма. Не светлый элемент сам по себе создает исцеление; а то место, где свет и тьма соприкасаются, и есть место возникновения чуда. Это срединное место есть мандорла.*
Мандорлу также можно станцевать. Я помню одну женщину, которая станцевала конфликтующие элементы своей психики в час, когда проходила психоанализ. Она изображала одну часть своей жизни, а затем перемещалась в противоположную часть комнаты и изображала другую. Я не настолько хорошо знаком с этой материей, и к концу часа я обнаружил себя съежившимся за спинкой своего кресла. Закончив, она пригласила меня покинуть мое укрытие и объяснила мне, что она говорила с помощью языка тела.
Можно сказать, что мандорла является только персональным опытом, и абсолютно расходится с практицизмом. Но Чинг I в гексаграмме #61, сказал: «Если мудрец пребывает в своей келье, то его мысли могут быть слышны больше чем за тысячу миль». Если кто-то в уединении создает в своей внутренней жизни мандорлу, это становится слышно более чем за тысячу миль.
Если вы нашли кого-то, кто особенно миролюбив или чье присутствие обладает исцеляющим эффектом, то возможно причиной этого является то, что этот человек проделал свою работу с мандорлой. Если вы хотите воздействовать на окружающий вас мир, не теряйтесь в активизмах. Остановитесь на мгновенье – и создайте мандорлу. Не просто делайте – будьте этим.
Люди часто спрашивали Доктора Юнга: «Сможем ли мы справиться с этим?», имея в виду катаклизмы нашего современного мира. Он всегда отвечал: «Если достаточное число людей проделают свою внутреннюю работу». Эта работа души – единственная вещь, способная спасти нас от любого бедствия. Мандорла – это создание мира.
Я думаю, что самые прекрасные строки в Библии такие: «Если око едино, тогда все тело наполнится светом» (Матфей. 6.22). Правый глаз видит это, левый глаз видит то, но если перейти к третьему, единственному глазу, все наполнится светом. Индийцы ставят красное пятнышко в центре лба, чтобы отметить, что они достигли нирваны (или находятся на пути к нирване). В системе чакр это – наивысшая точка, доступная человеческому сознанию. Существует еще одна, седьмая чакра, но она недоступна рядовому опыту.
Поощряемые христианскими практиками, большинство западных людей вкладывают свою энергию, которую можно использовать для создания мандорлы, в бесполезное чувство вины. Вина – абсолютная потеря времени и сил. Я обычно дразнил свою бабушку баптистку, говоря, что ее вина – это грех. Она очень сильно злилась, поскольку я лишал ее самого ее любимого времяпрепровождения. Она считала, что не исполняет своего долга перед Иисусом, если не мучается за свои (или мои) грешные деяния. Вина не создает ничего: сознательная работа строит мандорлу и является исцеляющей. В мандорле нет места для раскаяния. Она требует от нас сознательной работы, а не снисходительности к себе.
Чувство вины также представляет собой дешевый суррогат парадокса. Энергию, расходуемую на чувство вины, гораздо лучше вложить в мужественный взгляд, позволяющий увидеть в нашем персональном две правды, конфликтующие между собой. Вина также самонадеянна, потому что она означает, что в конфликте мы выбираем одну из сторон, уверяясь в своей правоте. Когда принятие одной-единственной из двух сторон культивируется в процессе воспитания, оно оказывает особенно пагубное воздействие на духовную жизнь. Упустить энергию, содержащуюся в конфликте, значит пропустить шанс достичь единства – и пройти мимо исцеляющей энергии мандорлы.
Неплохо бы вспомнить о том, что древний символ Христа – две дуги, изображающие символическую рыбу – это мандорла. В конце концов, и сам Христос суть соединение божественного и человеческого ______________________
*Выражаю признательность Доктору Дугласу Шарону, куратору Музея человека в Бэйбоа Парк, Сан-Диего Калифорния.
начала. Он является прототипом примирения противоположностей и нашим проводником из области конфликта и двойственности. Ранние христиане представляли себя друг другу таким способом: во время сходки первый вставал и рисовал на песке маленький круг. Второй изображал еще один круг, слегка пересекающий его - так создавалась мандорла. Такой способ приветствия - во времена, когда христиан жестоко преследовали - был сильным и выразительным. Сейчас это имеет значение и для нас. Если нужно принять решение, хорошо принять во внимание другое основание – обычно оно приходит из Тени - таким образом создается мандорла, которая превосходит каждую из отдельных точек зрения.
Я вспоминаю, как на уроке по дискуссии наш учитель заставил нас сменить наши позиции за одну минуту до начала дебатов. В первый момент я почувствовал панику, а затем ощутил прилив энергии, который возник оттого, что я взглянул на все новым, иным образом. Без сомнения, этот опыт был столь мощным, что я выиграл в дебатах. Я думаю, что, доверяя обеим сторонам, я выиграл (или заменил) весьма важные духовные дебаты в своей внутренней жизни, до тех пор, пока не достигнута точка зрения высшего порядка.