Приведение в равновесие культуры и Тени.
Удобно представить себе личность в виде Ваньки-Встаньки или перекидных качелей. Наше усвоение культуры состоит из сортировки данных нам Богом качеств: те, что подходят, идут на правую сторону качелей, а остальные, которые не подходят, – на левую. Существует неумолимый закон, который гласит, что никакие качества не могут быть совсем отвергнуты; их можно только отправить на другую сторону качелей. Культурный человек – тот, у которого желаемые качества находятся на виду на правой (правильной стороне), а опасные спрятаны на левой. Все наши качества должны где-нибудь да выявиться в этой инвентаризации. Ни от чего нельзя отказаться.
Немногие люди знают о господстве страшного закона, который наша культура предпочитает игнорировать практически полностью. Дело в том, что качели нужно уравновешивать, чтобы сохранять баланс. Если кто-то потакает качествам с правой стороны качелей, то для сохранения равновесия необходимо отдать должное в равном объеме и левой стороне. Сохранение - это непреложная истина. Если этот закон нарушается, качели перекидываются, и мы теряем равновесие. Из-за этого люди начинают поступать прямо противоположно обычному поведению. Алкоголик, который внезапно становится рьяным трезвенником, или консерватор, отбрасывающий всякую предосторожность, как раз совершают такой переворот. Они просто меняют одну сторону на другую, что не влечет за собой долговременного выигрыша.
Качели могут также поломаться в точке опоры, если они перегружены. Тогда начинается психоз или разрушение. Для описания этого опыта в языке существуют сленговые выражения. Нужно удерживать равновесие, хотя подчас это требует огромных затрат энергии.
Психика поддерживает равновесие столь же аккуратно, как тело сохраняет температуру, кислотно-щелочной баланс и многие другие тонкие полярности. Мы признаем доказанным существование этих физических балансов, но редко опознаем их психологические параллели.
Блестящий средневековый манускрипт живо иллюстрирует это. На нем изображено Древо познания добра и зла с золотыми плодами, растущее из ребра Адама. Адам выглядит несколько сонным, будто он не вполне осмысливает, что он произвел на свет. Рядом с Древом стоят две женщины. Слева стоит Дева Мария, одетая как монахиня, срывает плоды с Древа и раздает их длинной чреде кающихся грешников во имя их спасения. Обнаженная Ева, стоящая справа, срывает плоды с того же самого Древа и раздает их череде обреченных на вечные муки. Это яркое пояснение того, как одно и то же дерево приносит двойные плоды. Что за странное Древо! Когда бы мы ни сорвали плод созидания с золотого дерева, в тот же миг наша другая рука срывает плод разрушения. Наша устойчивость к тому, чтобы осознать это, очень велика! Мы бы предпочли созидание без разрушения, но это невозможно.
Я сожалею, что в настоящее время превалирует ориентация на то, что добродетельность или святость состоит из жизни на правой, хорошей стороне качелей. В карикатурном виде святость выглядит как образ «всегда-во-всем-правой» особы, субъекта, который все перенес на совершенную сторону своей личности. Такое условие создает полную нестабильность и мгновенное перекидывание качелей. Равновесие будет нарушено, и жизнь станет невозможной.
Точка опоры, или центральная точка – это место целостности (священное место). Я согласен с тем, что нам нужно в общении с миром использовать рафинированный продукт хорошей стороны, но это может быть осуществлено только с удержанием равновесия левой стороны с правой. Обычно мы обязаны прятать свою темную сторону от общества, или мы уподобимся кровожадному дикарю, но мы никогда не должны пытаться спрятать ее от самих себя. Истинная святость – или личностная эффективность – состоит в том, чтобы стоять в центральной точке качелей и предъявлять только то, что может быть уравновешено с его крайностями. Такой подход далек от сентиментального взгляда на добродетель, привитый нашими идеалами.
Несомненно, мы собираемся иметь Тень! Как гром среди ясного неба читаем у Святого Августина в его трактате «Город Бога»: «Действовать значит грешить». Создавать значит разрушать одновременно. Мы не можем зажечь свет без того, чтобы не распространить темноту. В Индии Брахма, Бог созидания, уравновешивается Шивой, Богом разрушения, а Вишу сидит посередине, удерживая противоположности вместе. Никто не может избежать темной стороны жизни, но мы можем по-умному заплатить за эту темную сторону. Святой Антоний платил за свое блаженное видение ночными кошмарами – видениями исчадий ада, шествовавших перед ним. Он напряженно метался между этими крайностями, пока, в конце концов, не пришел к экстраординарному озарению о том, ЧТО мы по-настоящему можем называть святостью.
Равновесие светлого и темного, в конечном счете, возможно и допустимо. Вся природа живет в полярности – свет и тьма, созидание и разрушение, верх и низ, мужское и женское. Не удивительно, что в нашей психологической структуре действуют такие же основополагающие закономерности. В немецком языке есть термин doppelgänger, означающий чье-либо зеркальное отражение, его двойника. Однажды вечером, вернувшись домой, Гете был чрезвычайно потрясен видением своего двойника, другой ипостасью, живущей в его личности. Немногие из нас имеют реальный опыт проживания Тени, но независимо от того, знаем мы об этом или нет, наш психический двойник следует за нами подобно зеркальному отражению. Большинство людей считают себя хозяевами своей души. Знание и присвоение своей Тени подразумевает, что в нас есть гораздо больше сторон, которые, как правило, остальной мир не видит. Доктор Юнг рассказывает, как он в первый раз интуитивно понял присутствие «другого» в своей душе.
Мне приснился сон, который одновременно испугал и подбодрил меня. Ночью в какой-то незнакомой местности я еле-еле брел, поднимаясь в гору против сильнейшего ветра. Повсюду висел плотный туман. Я прикрывал обеими руками крошечный светильник, готовый в любую минуту погаснуть. Все зависело от моей возможности сохранить этот маленький источник света. Вдруг я почувствовал, что что-то поднялось позади меня. Я оглянулся и увидел гигантскую темную фигуру, следующую за мной. И в тот же миг я осознал, несмотря на свой страх, что я должен пронести свой светильник сквозь ночь и ветер, несмотря на все опасности. Проснувшись, я понял, что эта фигура была моя собственная Тень на клубящемся тумане, вызванная к жизни моим крошечным светильником, что я нес. Я также понимал, что светильник – это мое сознание, единственный свет, который у меня есть. И хотя он бесконечно маленький и слабый в сравнении с мощью тьмы, он все же свет, мой единственный свет.*
Юнг прошел требовательную школу культурного воспитания от детства в ригидной швейцарской протестантской семье до суровой дисциплины его медитативных практик. Долгие часы упражнений по концентрации внимания обеспечили ему чрезвычайно собранную личность. Но это далось ценой игнорирования темных и первобытных сторон личности, которые появились в его сне. Чем более рафинирована наша осознанная часть личности, тем больше тени мы строим с другой стороны.
Это одно из величайших прозрений Юнга: Эго и Тень происходят из одного и того же источника и просто уравновешивают друг друга. Зажечь свет означает создать тень; одно не может существовать без другого.
Признать собственную Тень означает достичь священного места - внутреннего центра, недостижимого никакими другими способами. Отказаться от этого значит не достичь собственной святыни и потерять цель жизни.
В Индии есть три названия для описания святости: сат, чит, ананда. Сат – это экзистенциальное содержание жизни (преимущественно левая сторона качелей); чит – идеальное содержимое (в основном, правая сторона баланса), ананда – это благословение, наслаждение, экстаз нирваны – опорная точка качелей. Когда сат и чит соединяются вместе и адекватно осознаются, тогда достигается ананда, радость жизни. Это – победа в признании собственной Тени.
Если мы действуем с крайней правой позиции, мы должны сознательно или бессознательно уравновесить это с помощью такого же действия с левой стороны. Нам даже не нужно смотреть по сторонам, чтобы убедиться, что мы создали равновеликое «темное» содержание. Это – причина того, то многие люди искусства испытывают сложности в личной жизни. Как бы то ни было, существует широкое разнообразие видов творчества, которые вкладывают темное содержание в конечный продукт, и находят применение Тени. Это абсолютная гениальность. Ее атрибуты – целостность, здоровье и святость. Мы также говорим о святости в первозданном смысле этого слова – полнокровное проявление нашей собственной человечности, а не односторонняя добродетель, в которой нет ни энергии, ни жизни.
Недавно друг спросил меня, почему так много творческих людей имеют столь ничтожное время на то, чтобы заняться этим. История изобилует примерами шокирующего и эксцентрического поведения великих. Узконаправленное творческое начало всегда приносит узконаправленную Тень, в то время как широкая одаренность влечет за собой большую порцию «черноты». Композитор Шуман сошел с ума, мир знает о самой мрачной стороне жизни Пикассо, и каждый слышал истории о необычных привычках местных гениев. И хотя кажется, что одаренные большими талантами должны испытывать большие страдания, мы все должны осознавать, как мы используем нашу одаренность – и ту «темноту», что наши дары сопровождает. Создать произведение искусства, сказать что-то доброе, помочь другим, украсить дом, защитить семью – все эти деяния будут иметь равновесные на противоположной стороне шкалы и могут ввергнуть нас в грех. Мы не можем отказаться от созидательного начала или остановить самовыражение с помощью творчества, но мы можем быть осведомлены об этой динамике, и совершать какие-то небольшие, но осознанные поступки, чтобы скомпенсировать это.
Доктор Мария-Луиза фон Франц и Барбара Ханнах, совладелицы пансионата в городе Кюснахте в Швейцарии, взяли за правило заставлять своих постояльцев, у которых произошло что-нибудь особенно удачное, всю неделю выносить мусор. Это простое, но сильное действие. Выражаясь символически, они играли на теневую сторону против позитива. Доктор Юнг часто здоровался с приятелем, задавая вопрос: «Ну, что ужасного у вас произошло за последнее время?», потому что он был прекрасно осведомлен о тесной связи света и тьмы.
Я вспоминаю один уикенд, когда у меня были назойливые гости, которые задержались гораздо дольше, чем планировалось. Я упражнялся в геркулесовом терпении и обходительности и вздохнул с огромным облегчением, когда они, наконец, уехали. Я решил, что я заслужил что-нибудь приятное за свою доблесть, поэтому отправился в питомник купить какое-нибудь симпатичное растение для своего сада. Прежде чем я понял, что происходит, я разругался с работником питомника, абсолютно не отдавая себе отчета в своей роли в этом. Пока я не принял свою Тень осознанно, я изливал ее на бедного незнакомца. Равновесие было достигнуто, но бестактным и дурацким способом.
Множество женщин несут на себе тяготу расплаты за творческое начало мужчины, множество мужчин истощаются от груза темной стороны женщины, которая является побочным продуктом ее творческого начала. Хуже всего, что часто дети принуждены нести на себе тяжесть темной стороны своих творческих родителей. Общеизвестно, что отпрыску министра придется в жизни несладко, а у ребенка богача есть опасность прожить бессмысленную жизнь.
И в довершение всего, мы страдаем от культурного творчества.
Мы живем в самое богатое на изобретения столетие во всей истории человечества, полное технологических чудес, простоты путешествий и новой свободой от тяжелой нудной работы в жизни. Проведенные исследования подтверждают, что для ведения хозяйства в среднестатистической семье, если бы оно не было механизировано, понадобилось бы двадцать восемь человек обслуживающего персонала. Что за чудный век! Но его Тень неизбежно появляется как скука и одиночество, – полные противоположности эффективному обществу, что мы создали. В глобальном масштабе эскалация войны и политической борьбы наращивается нами, чтобы уравнять наши видения утопии и Прекрасного Нового Мира. Высокоразвитое творческое начало современного мира может быть сохранено только в том случае, если мы идентифицируем Тень, которая это сопровождает, и заплатим этой Тени разумным образом.
Как, скажите на милость, можно создать что-либо прекрасное или доброе без создания равного количества обломков? Можно жить по идеалам, делать все наилучшим образом, быть учтивым, хорошо выполнять работу и жить благопристойной цивилизованной жизнью, если мы ритуально осознаем другое измерение реальности. Бессознательное не распознает разницы между «реальным» действием и символическим. Это означает, что мы можем стремиться к прекрасному и доброму – и платить за это «темноте» символическим образом. Это позволяет нам добавить на левую чашу весов в балансе. Библейская традиция гласит, что если можно достичь чего-то до захода солнца или на худой конец до прихода Шаббата, то внутренняя гармония обеспечена.
Пример: Если я проведу работу по поддержанию моей Тени после визита надоедливых гостей, я не спихну мою Тень на какого-то непредвиденного иностранца. Я должен уважать свою Тень, так как это неотъемлемая часть меня, но я не должен сбрасывать ее на кого-то еще. Пятиминутная церемония осознания того, что после отъезда моих гостей моя Тень накопилась, принесет ей удовлетворение и предохранит мое окружение от «черноты».
Время от времени бывает, что Тень также возникает в профессиональной деятельности. Я прилежно тружусь, чтобы произвести как можно лучшее впечатление своими лекциями и книгами, работая упорно и дисциплинированно. Весь культурный мир рухнул бы без такой дисциплины. Но это немедленно вызывает худшее во мне, и это активизирует мою Тень. Я стараюсь убрать ее как можно дальше с глаз долой, а когда она ненароком показывается, я чрезвычайно смущаюсь. До тех пор, пока я оставляю Тень в бессознательном, и не забочусь о ней разумным образом, я плачу за нее дьявольскую цену. Если я не исправлю дисбаланс достаточно быстро, скоро я начну грубить кому попало, развернусь особенно неприятными сторонами своей натуры, или впаду в депрессию. Тень потребует отдать ей должное, в том или ином виде, по-умному, или по-дурацки.
Означает ли это, что я должен быть таким же разрушительным, какой я созидательный, столь же темным, какой я светлый? Да, но у меня есть некоторый контроль над тем, как и где я заплачу свою цену темной стороне. Я могу разработать церемонию или ритуал, и восстанавливать таким способом баланс сразу же после выполнения какой-нибудь творческой работы. Лучше всего это делать про себя, и для этого нет нужды наносить вред моему окружению или кому-либо еще. Можно написать какую-нибудь коротенькую низкопробную кровавую мелодраму (мне нет нужды далеко ходить за персонажами, потому что другая сторона моих качелей уже приведена в действие) или воспользоваться активным воображением,* которое уважит темную сторону. Эти символические действия призваны сбалансировать мою жизнь, избежать ущерба и никому не повредить. Многие религиозные ритуалы разработаны так, чтобы использовать левую сторону баланса для компенсации. Католическая месса – это достойный восхищения образец уравновешивания нашей культурной жизни. Если не побояться взглянуть прямо, можно увидеть, что в мессе полным-полно темнейших вещей: в ней есть инцест, предательство, подавление, пытка, смерть – и еще хуже. Все это ведет к откровению, но не раньше, чем темная сторона проявится во всей полноте. Если прийти на мессу в состоянии высокой осознанности, можно содрогнуться от ужаса – и достичь ее балансирующего эффекта. Месса утратила большую часть своей эффективности, когда была осовременена в угоду культурному воспитанию. Нужно, чтобы на мессе бледнели от ужаса. **
Центральный символ христианства, крест, представляет собой двойные качели с двумя перекладинами, пересекающимися в центре. Он обеспечивает возможность баланса правого-левого, а также верха и низа. Человек, который может уважать идею подобного равновесия, будет признан истинным католиком (подразумевается полный, или завершенный). Это слово нуждается в освобождении от сектантской узости и придании ему всей палитры оригинального значения. Тогда оно предложит наиболее замечательное откровение.
Западное христианство проявляет собственный дисбаланс в удлинении одной перекладины креста относительно другой. С тех пор, как мы акцентировали духовный элемент реальности больше, чем земные, фемининные и чувственные элементы, мы бессознательно компенсируем это удлинением нижней перекладины по сравнению с другими тремя. Гречеккая и Восточная ортодоксальная церкви лучше понимают это, и имеют равносторонние кресты.
Можно объяснить, как западная церковь пришла к такому положению дел. Христианство создавалось в те времена, когда земные, фемининные аспекты жизни занимали гораздо большую часть бытия, чем сейчас. Множество людей набирали воду из колодцев, путешествовали пешком или верхом, распахивали поля и выращивали урожай. Они находились под сенью природы и своей сексуальности. Христианство старалось акцентировать менее известный духовный аспект жизни. Для людей, живущих вне земли, это корректировалось. Но наши условия сейчас выглядят полной противоположностью. Мы неделями ходим, не прикасаясь к земле, и немногие городские жители имеют представление о том, как выращивать сельскохозяйственные продукты. Когда служащие молочных ферм в Нью-Йорк Сити обнаружили, что большинство бедных детей даже не знают, откуда берется молоко, они установили маленький переносной молочный завод и показывали в школах процесс обработки молока.
Теология для современных людей также требует нового акцента. Основополагающий закон остается тем же самым, но нам нужны новые способы двигаться к целостности и уравновешиванию себя. В идеальном состоянии перекладины креста равны, но они варьируются в зависимости от индивидуальных обстоятельств (перспектива может быть разной для мужчин и для женщин) и периода жизни, когда мы отслеживаем эти тонкие взаимоотношения. Когда бы мы ни обратились к себе, нам необходимо уважать часть жизни, лежащую в тени, чтобы получить в свое распоряжение качества, которые мы позабыли или игнорируем.
Отказаться от темной стороны натуры – значит собрать или аккумулировать темноту; позже это выражается в виде мрачного настроения, психосоматических заболеваниях или бессознательно спровоцированных несчастных случаях. Мы постоянно имеем дело с целым обществом, которое превозносит светлую сторону и отбрасывает темную, и этот шлак проявляется в виде войн, экономического хаоса, забастовок, расовой непримиримости. Первая страница любой газеты швыряет нам в лицо коллективную Тень. Мы должны быть целостными, нравится нам это или нет, единственный выбор состоит в том, будем ли мы принимать Тень осознанно и с достоинством или делать это через невротическое поведение. Джордж Бернард Шоу сказал, что единственная альтернатива мукам – это искусство. Это означает, что мы войдем в контакт с нашей способностью к творчеству (в церемониальном или символическом мире) или мы будем вынуждены столкнуться с ее альтернативой, жестокостью.
Любое восстановление нашего разделенного мира должно начинаться с индивидуумов, у которых есть понимание и смелость признать собственную Тень. Ничто «вне меня» не поможет, если у человечества продолжает работать сильный механизм внутренней проекции. Тенденция видеть _________________
*Для использования этой техники обратитесь к моей книге «Внутренняя работа: использование сновидений и активного воображения для личностного роста». Сан-Франциско, Харпер и Роу, 1986 год.
**С тех пор как уравновешивающий эффект мессы не столь высок, как прежде, мы в наше время полагаемся на менее эффективные способы. Фильмы ужасов, боевики, жестокость, мода на показуху и шокирующие заголовки, популярность мистерий убийств – все это компенсации за нашу высокую продуктивность и креативность. Но здесь есть вызывающие замешательство элементы, отсылающие к сравнению с произведениями искусств ранних культур.
собственную Тень «вне меня» в соседе, представителе другой расы или культуры есть самое опасное качество современной психики. Оно вызвало к жизни две опустошительные мировые войны в этом столетии и поставило под угрозу разрушения все прекрасные достижения современного мира. Мы все осуждаем войну, но коллективно мы движемся к ней. Такой хаос создают не всемирные чудовища, а коллективная Тень, в которую каждый из нас делает вклад. Вторая мировая война продемонстрировала нам бесконечные примеры проекции Тени. Один из наиболее высокоцивилизованных народов в мире, немцы, впали в идиотизм проецирования своей отвратительной Тени на евреев. Мир никогда прежде не сталкивался с подобным уровнем разрушительности, и мы пока еще наивно полагаем, что преодолели его. В начале 90-х, с разрушением Берлинской стены и установлением новых отношений с Советским Союзом, мы перешли в краткий период эйфории и были убеждены в том, что смутные времена остались позади. Было бы чудом, если бы взаимные проекции Тени между Соединенными Штатами и Советским Союзом сошли на «нет» после долгих лет холодной войны. Как раз тут мы видим пример того, на что способна человеческая креативность: мы бессознательно забираем энергию из этих отношений и переносим Тень на другое место!
Всего несколько месяцев спустя мы были втянуты в другую стычку, подкрепленную демонстрацией технологической мощи в ужасающих масштабах. Когда Соединенные Штаты развязали войну в Персидском заливе, мы вновь увидели, как примитивная психология подняла голову, – обе стороны проецировали друг на друга дьяволов и демонов. Использование атомного оружия – это то, что мир не в силах снести. Существует ли способ предотвратить эти катастрофические войны, которые выставляют Тень против Тени?
В нашей западной традиции существует идея о том, что если хотя бы несколько человек достигнут целостности, целый мир будет спасен. Бог возвещал, что если бы в Содоме и Гоморре отыскался хотя бы один праведник, эти города остались бы невредимы. Мы можем изъять эту идею из исторического контекста и поместить ее в наш внутренний центр. Возможно, работа над Тенью единственный способ помочь внешнему центру и создать более сбалансированный мир.
«У каждого поколения должна быть своя война, чтобы молодежь могла попробовать вкус крови и хаос битвы» - гласит одна ужасная пословица. Наши армии и флот занимают почетное место в обществе, и любой парад или созерцание военных атрибутов горячит кровь в венах мужчин, молодых и старых. Хотя я сознательно задаю вопросы о цене конфликтов и месте войны в современном обществе, я не был защищен от кипения этой горячей крови, когда я был в Страсбурге одним холодным вечером. Я наблюдал за парадом отделения Французского иностранного легиона, маршировавшего по улице в разноцветной униформе, с их братством и лихими песнями, и я отдал бы все, чтобы присоединиться к ним. Моя собственная Тень вышла на поверхность, и на время горячая кровь полностью заслонила разум и мышление.
Целое поколение может жить современной цивилизованной жизнью, даже не прикасаясь к большей части своей теневой природы. А потом прогнозируемое – примерно через двадцать лет – оживление Тени и проявление в виде войны, которая вспыхнет намного сильнее, чем можно ожидать, и к которой каждый – как мужчины, так и женщины – имеют прямое отношение. Несомненно, общество нуждается в том, чтобы выражать свою Тень, в противовес индивидуальной предрасположенности накапливать Тень. И все идет таким образом, что за эрой дисциплинированного творчества всегда следует поразительная демонстрация аннигиляции. Есть лучшие способы обращения с Тенью, чем теперешние, но покуда они не станут общеизвестны, мы будем продолжать эти выбросы в их наиболее деструктивной форме.
Доктор Юнг отмечал, что ведение такой тяжелой и продолжительной войны, какими были Первая и Вторая мировые войны, требует от общества умудренности и дисциплинированности. Он утверждал, что простые люди устали бы от войны за несколько недель, и разошлись бы по домам. У них не бывает большой аккумуляции Тени, так как они живут более сбалансированной жизнью, и никогда не удаляются от центра так, как это делаем мы. Это для нас, цивилизованных людей, доведение войны до ее полного завершения, является логичным. И поэтому, чем более развита цивилизация, тем более она подвержена саморазрушению. Бог дает возможность каждому из нас пройти свою эволюцию достаточно быстро, чтобы суметь принять свою темную строну, соединить ее с трудом заработанным светом, и сделать из всего этого кое-что получше, чем противостояние двух противоположностей. Это и будет истинная святость.
Тень в проекции.
Что происходит с левой стороной баланса, если не допускать ее в сознание и не давать ей достойной возможности выражения?
До тех пор, пока мы не осуществляем работу по ее осознаванию, Тень почти всегда проецируется; это так, она аккуратно перекладывается на что-то или кого-то еще таким образом, что мы не должны нести за это ответственность. Так дело обстояло пятьсот лет тому назад, и с этим средневековым уровнем сознания большинство из нас живет до сих пор. Средневековый мир опирался на взаимную проекцию Тени; он процветал на основе крепостного менталитета, оружия, городов, обнесенных крепостными стенами, на преобладании всего мужского над женским, королевского покровительства и городов-государств, непрерывно осаждавших ворота друг друга. Средневековое общество почти полностью подчинялось патриархальным ценностям, которые известны своей односторонностью. Даже Церковь принимала участие в теневой политике. Только отдельные индивидуумы, которых мы называем святыми (не все они известны поименно или прославлены), Бенедиктинские монастыри, и некоторые из эзотерических обществ сумели избежать игры в проекцию.
В наши дни создан целый бизнес, чтобы собирать для нас нашу Тень. Киноиндустрия, модный дизайн и чтиво обеспечивают нас доступными источниками для размещения нашей Тени. Газеты предлагают нам ежедневные сводки катастроф, преступлений и ужасов для подпитки нашей Тени извне, в то время как она должна быть включена в каждого из нас как неотъемлемая часть нашей собственной личности. Наша целостная личность уменьшается, когда мы перекладываем наше собственное «темное» на что-то вне нас самих. Проекция всегда происходит легче, чем ассимиляция.
Время, когда люди заставили других нести их Тень за них - это темная страница в человеческой истории. Мужчины перекладывали свою Тень на женщин, белые на черных, католики на протестантов, капиталисты на коммунистов, мусульмане на индусов. В поселении делали одну семью козлом отпущения, и эти люди должны были служить носителем Тени за целую группу. На самом деле, каждая группа бессознательно помечала одного из своих членов, как паршивую овцу, и заставляла ее или его отдуваться за «темное» всего сообщества. Так повелось от начала возникновения культуры. Каждый год ацтеки выбирали юношу и девушку в качестве носителей Тени и приносили их в жертву. Выражение «боги-мэн» имеет интересное происхождение: в древней Индии каждая община выбирала человека, который должен был играть роль «боги». В конце года его полагалось убить, чтобы он забрал с собой все злые дела этой общины. Люди были настолько благодарны за эту службу, что до самой смерти от «боги» не требовалось ничего делать, при этом у него было все, что бы он ни пожелал. Он являлся представителем потустороннего мира. Поскольку в нем была сосредоточена энергия коллективной Тени, он обладал высшим могуществом, и наводил страх. На Западе до сих пор используют выражение, происходящее из Индии: «Боги-мэн тебя заберет, если не будешь хорошо себя вести!». Так мы пугаем ребенка, склоняя к добру с помощью темной стороны жизни.
Ветхий Завет дает массу примеров жертвоприношения как средства для избегания Тени (грехов) для людей. Можно привести аргументы, что древний и средневековый человек мог справляться с Тенью, проецируя ее на врага. Но современный человек не может продолжать этот опасный процесс. Эволюция сознания позволяет нам интегрировать Тень, если мы строим Новый Мир.
Это ужасающе, но Тень часто показывает себя в обращении с животными и мирской жизни. У меня есть друг, отец которого профессор из Кембриджа, вышедший на пенсию. Домашний пес, старый и дряхлый, каждую зиму должен проводить на привязи в будке. Когда его весной возвращают домой, все домочадцы сияют. Старик отвергает пса вместо того, чтобы возлагать свою Тень на кого-то из членов семьи. Для людей не редкость держать зверюшку, которая будет нести их «темную» сторону.
Возможно, наибольший ущерб происходит, когда родители перекладывают свою Тень на детей. Это настолько всеобщая практика, что большинству необходимо упорно работать над тем, чтобы извлечь Тень своих родителей перед тем, как начать собственную взрослую жизнь. Если родитель возлагает свою Тень на молодого человека, это разъединяет личность ребенка и приводит в действие конфликт между Эго и Тенью. Когда этот ребенок вырастет, ему придется справляться с большой Тенью (гораздо большей, чем та культурой обусловленная Тень, которую несет каждый из нас), и у него также будет тенденция перекладывать свою Тень на своих детей. Библия говорит нам, что «Грехи человека проявляются до третьего и четвертого поколения». Если вы хотите сделать своим детям самый лучший подарок, какой только можно, удалите из них свою Тень. Дать им чистое пространство для построения личности, выражаясь психологическим языком, это лучшее наследство. И, кстати говоря, вы гораздо дальше продвинетесь в личностном развитии, возвращая Тень в вашу собственную психику, где ее исходное место и где она нужна для обретения вашей собственной целостности.
Доктор Юнг рассказывал о человеке, который пришел на анализ с жалобой на то, что у него никогда не бывает сновидений. Затем он сообщил, что у его пятилетнего сына особенно яркие и живые сновидения. Юнг определил, что сны сына - не действующая Теневая часть отца, и рассмотрел их как часть его психики. После этого пациент Юнга возвратил себе переложенные бессознательно на сына теневые части.
Мой собственный отец нашел убежище в инвалидности и жил лишь малой частью всего отпущенного ему потенциала. В результате у меня создалось ощущение, что я должен прожить две жизни – свою собственную и непрожитую жизнь моего отца. Это тяжелый груз, но это может иметь творческие измерения, если подойти к этому осознанно. Такие вещи возможны только тогда, когда мы достаточно взрослые и зрелые, чтобы знать, что мы делаем, – хотя у нас обычно нет такого рода мудрости, пока мы не достигнем среднего возраста.
Трудно переоценить, сколько страдания передается от одного поколения к другому. Когда Гарри Трумен был президентом, у него на рабочем столе был маленький значок: «Верховная ответственность здесь». Самое замечательное благословение, которое мы могли бы дать нашим детям, - это не перекладывать на них ответственность.
Я часто задавался вопросом, можно ли уклониться от проекции Тени другого человека. Но это работает только в том, случае, если собственная Тень в разумных пределах находится под контролем. Обычно когда вы оказываетесь объектом проекции чьей-то Тени, ваша собственная Тень тоже поднимается, и столкновение неизбежно. Когда ваша Тень подобна бензину, который только и ждет упавшей в него спички, чтобы вспыхнуть, вы будете достойным партнером для того, кто захочет вызвать у вас раздражение. Чтобы отказаться от чужой Тени, нужно не вступать в борьбу в ответ, а как опытный матадор, позволять быку пролететь мимо. Я вспоминаю женщину, которая консультировалась у меня много лет тому назад. Ее муж превратил сбрасывание своей Тени на нее в своего рода развлечение на пенсии. Он каждый день доводил ее до слез, и она никак не могла остановить эти разрушительные действия. Я тренировал женщину, как отклониться от его Тени – не переходить ни в противоборство, ни в ледяное молчание, а просто опираться на свое собственное основание. Как только она перестала заглатывать наживку, дом заходил ходуном от энергии Тени, и так продолжалось много дней. В конце концов, мужчина увидел, что он делает, и между ними стал возможен очень откровенный разговор. Тень возвратилась к своему источнику и стала созидательной.
Есть замечательное изречение, приписываемое Махатме Ганди: «Если ты следуешь древнему правилу - око за око и зуб за зуб - ты окончишь дни в слепом и беззубом мире». Вы сможете уклониться от проекции и остановить бесконечное отмщение, если ваша собственная Тень у вас под сознательным контролем. Быть при проявлении чьей-то Тени и никак не ответить близко к гениальности. Никто не имеет права сваливать свою Тень на вас, и вы имеете право защитить себя. И все же мы все знаем, как легко – и как это по-человечески – устраивать такие нападения. Временами осознающий наблюдатель в нас встает за спиной и говорит: «Там, но под сенью Божьей благодати иду я». Юнг обычно говорил, что мы можем быть благодарны нашим врагам за их темные качества, позволяющие нам избежать наших собственных.
Град оскорблений причиняет огромный ущерб не только другим, но и нам самим, поскольку если мы проецируем нашу Тень, мы отвергаем существенную составную часть нашей собственной психики. Нам нужно соединиться с этой темной стороной для нашего собственного развития, и нам не должно быть дела до того, чтобы сбрасывать ее на других, стараясь всучить им эти ужасные или нежеланные чувства. Трудность состоит в том, что большинство из нас живут в запутанной паутине обмена Тенями, которые облачаются в видимость обеих половин потенциальной целостности. Тень также накапливает некоторое количество хорошей энергии, что является краеугольным камнем нашей жизнеспособности. Очень воспитанный индивидуум с равновеликой по силе Тенью обладает большим запасом личностной силы. Вильям Блейк говорил о необходимости примирить эти две части личности. Он говорил, что нам нужно идти в рай за формой, а в ад - за силой, а потом сочетать их браком. Когда мы сможем прямо взглянуть на наш внутренний рай и наш внутренний ад, это будет наивысшая форма творчества.
Несмотря на то, что в основном нам бывает нужно отразить проекцию Тени и увернуться от стрел и камней других, нацеленных в нас, бывают времена, когда мы можем совершить добро, принимая их Тень осознанно. Есть одна замечательная история, которая показывает, что происходит, когда мы отходим назад и не делаем ничего – и позволяем проекции двигаться в выбранном направлении. Юная японка из маленькой рыбацкой деревушки забеременела, но осталась жить в доме своих родителей. Все жители деревни пытались выведать у нее имя отца ребенка, чтобы выгнать его с позором. После долгой ругани она, в конце концов, сдалась. «Это священник» - сказала она. Жители известили священника об этом. «Ах, так», - все, что он сказал.
Многие месяцы после этого жители очень редко посещали проповеди этого примитивного священника. А потом в деревню вернулся молодой человек, который отсутствовал некоторое время, и попросил руки этой девушки. Выяснилось, что это он был отцом ребенка, и что девушка сочинила неправдоподобную историю, чтобы защитить его. Тогда жители отправились к священнику и попросили прощения. «Ах, так», - сказал он.
Эта история показывает силу позиции ожидания, пока другие проработают свою Тень. Своим молчанием священник оказал жителям деревни большую услугу; не протестуя и не отрицая ситуацию, он оставил людям достаточно возможностей самим работать с проблемой. Позже они пришли спросить: «Почему мы были так готовы поверить девушке? Почему мы объединились против священника? Как нам теперь пережить дискомфорт и тревогу, которые мы чувствуем?»
Такое