Правописание имен прилагательных
№1. Чтобы не смешать окончаний мн. ч. -ые, -ие с окончаниями единственного числа среднего рода -ое, -ее, следует подставлять слова какие? и какое? Например: доброе, синее, бывшее(какое?); добрые, синие, бывшие (какие?).
№2. Чтобы не ошибаться в окончаниях -ым, -им — -ом, -ем, следует подставлять слова каким? ио каком? Например: добрым, синим, бывшим (каким? — творительный падеж); о добром, о синем, о бывшем (о каком? — предложный падеж).
№3. Чтобы не ошибиться в окончаниях -ую, -юю — -ою, -ею, следует подставлять слова какую? икакою? Например: добрую, синюю, бывшую (какую? — винительный падеж); доброю, синею,бывшею (какою? — творительный падеж).
№4. Неударяемые окончания в прилагательных вообще пишутся так же, как ударяемые, кроме окончаний после шипящих (ср. с существительными — п.21); под ударением: чужо́го, большо́го,чужо́му, большо́му; без ударения: ры́жего, бо́льшего, ры́жему, бо́льшему.
№5. В именах прилагательных после шипящих под ударением пишется суффикс -ов- (грошо́вый,ежо́вый, парчо́вый, холщо́вый), а без ударения — суффикс -ев- (плю́шевый, ключева́я вода).
½ Примечание. Следует запомнить написание слова дешёвый (ср.: дешевле).
№6. В кратких прилагательных под ударением после шипящих пишется о: кушанье горячо́(окончание), смешо́н (о беглое в суффиксе).
№7. В прилагательных на -ий, -ья, -ье (лисий, лисья, лисье) во всех формах, кроме именит. и винит. падежей единственного числа мужского рода (лисий), перед окончанием пишется ь: лисьего,лисьему, лисьи и т.п.
№8. Уменьшительные прилагательные образуются посредством суффиксов -еньк-: синенький,толстенький; после г, к, х возможны и -оньк-, и -еньк-: лёгонький и лёгенький, широконький иширокенький, тихонький и тихенький.
№9. В суффиксе -ан-, -ян-, образующем прилагательные от существительных, пишется одно н:кожаный, песчаный, серебряный, за исключением трех слов: деревянный, оловянный,стеклянный.
№10. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от имен существительных с основой на н, пишется два н: каменный, сонный, длинный.
½ Примечание. От таких прилагательных надо отличать прилагательные с одним н: юный,румяный, свиной и т.п.
№11. В суффиксе -ин-, образующем от существительных прилагательные со значением принадлежности или свойства, пишется одно н: гусиный, воробьиный, ослиный.
½ Примечание. Одно н пишется в существительном гостиная, которое раньше было прилагательным: гостиная комната.
№12. В суффиксе -онн-, образующем прилагательные от существительных, пишется два н:дивизионный, революционный, конституционный.
№13. В суффиксе -енн-, образующем прилагательные от существительных, пишется два н:производственный, торжественный, родственный, соломенный, клюквенный.
½ Примечание 1. Прилагательное ветреный пишется с одним н. Приставочные прилагательные, образованные от слова ветер, пишутся с двумя н: безветренный, заветренный, подветренный и т. п. Следует различать прилагательные ветреный (с суффиксом -ен-) и ветряный (с суффиксом -ян-). Суффикс -ен- пишется в прилагательных со значением "с ветром": ветреная погода, ветреное лето, а также употреблённых в переносном значении: ветреная девушка, ветреное поведение; эти прилагательные имеют краткую форму: погода ветрена, девушка ветрена. Суффикс -ян-употребляется в прилагательных со значением "приводимый в движение ветром": ветряная мельница, ветряной двигатель; эти прилагательные не имеют краткой формы. С суффиксом -ян-пишется также название болезни: ветряная оспа (ветрянка).
½ Примечание 2. В первой основе сложных прилагательных пишется два н, если она образована от прилагательного с двумя н: машинно-тракторная станция (станция машинная итракторная), вагонно-паровозный парк (парк вагонный и паровозный). Но если первая основа образована от существительного на н, то в ней пишется одно н: машиностроительный завод (завод по строительству машин), вагоноремонтный завод (завод по ремонту вагонов).
½ Примечание 3. Существительные на -ник — -ница и -ость, образованные от прилагательных с двумя н, пишутся тоже с двумя н: утренний — утренник, общественный — общественник,революционный — революционность, производственный — производственник, ценный —ценность, а образованные от прилагательных с одним н пишутся тоже с одним н: конопляный —конопляник, песчаный — песчаник, юный — юность.
½ Примечание 4. С двумя н пишутся также существительные, образованные при помощи суффиксов -ник — -ница от существительных с основой на н: дань — данник — данница, мошна— мошенник — мошенница.
№14. Полные прилагательные, имеющие два н, сохраняют их в краткой форме: ценная вещь —вещь ценна.
№15. В прилагательных, образованных от названий месяцев на ль, нь, рь, буква ь остаётся:декабрьский, ноябрьский, июньский, июльский, за исключением слова январский.
№16. Буква з перед суффиксами -ск- и -к- не изменяется: французский, низкий.
№17. Чтобы различать суффиксы -к- и -ск-, надо помнить, что с суффиксом -н- образуются качественные прилагательные, которые имеют краткую форму (низкий — низок, узкий — узок), а с суффиксом -ск- — относительные прилагательные, не имеющие краткой формы (французский,киргизский, черкесский).
½ Примечание. От существительных с основой на к, ч и ц относительные прилагательные образуются с суффиксом -к-, причем звуки к и ч заменяются звуком ц: казак — казацкий, ткач —ткацкий, немец — немецкий. Но в новых преимущественно книжных, образованиях звуки к и ч не изменяются и употребляется суффикс -ск-: узбек — узбекский, Углич — угличский, Пфальц —пфальцский.
№18. Прилагательные на -йный в краткой форме оканчиваются на -ен: спокойный — спокоен,знойный — зноен, кроме достойный — достоин.
½ Примечание. Краткая форма причастия удостоенный от глагола удостоить пишется по общему правилу: удостоен.
№19. Пишутся с прописной буквы притяжательные прилагательные, образованные от собственных имен при помощи суффиксов -ов, -ев, -ин, -ын (Далев словарь, Ива́нова усадьба, Лизина кукла,Жучкины щенята и т.п.), за исключением фразеологических сочетаний, в которых потерялась связь с собственным именем (адамово яблоко, базедова болезнь, сизифов труд, прокрутово ложе и т.п.)
Пишутся со строчной буквы прилагательные, образованные от собственных имен людей и являющиеся в полном или неполном смысле притяжательными прилагательными, если в их составе имеется суффикс -ск- (тургеневские "Записки охотника", пушкинский стиль,лермонтовская проза и т.п.).
Задание 2. Выполните письменно три любых упражнения, представленных в задании
Упражнение 1.Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
1. Я слышал эти рассказы под Аккерман…м, в Бессараб… . (Горьк.) 2. Во дни сомнен…й, во дни тягостных раздумай о судьбах моей родины,— ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (Т.) 3. Граф с шутливою, вежливостью, как-то по-балетному, подал округленную руку Марьяне Дмитриевне. (Л. Т.) 4. За Жадов…ми словно захлопнулась дверь наглухо. Елизавета Киевна пыталась заполнить собою пустоту мучительно долгих дней, но ей удавалось это плохо: в желани… нравиться она была смешна. (А. Н. Т.) 5. Слова «пят…летка», «индустриализация», «Днепр…(гэс)», «Урал (маш)», «Магнитка», «догнать и перегнать» были у всех на языке. (Воев.) 6. Высокая вечерняя заря в (пол)неба разлилась над железнодорожной насыпью. (Воев.) 7. Коротенькая заметка сообщала о том, что в Петр…(граде) решением Нарком(проса) организован Гидр…логический научно-исследовательский институт. Что такое гидр…(логия), Певцов понятия не имел. Пришлось спросить комиссара, тот рассказал об изучение рек, движени… воды в русле, ее воздейств… на берега, законах лед…(образования) и т. д. (Воев.)
Упражнение 2.Выпишите из произведений художественной литературы или из периодической печати по 2—3 примера (в предложениях) на основные правила правописания существительных.
Упражнение 3.Подберите по 2—3 примера на каждое правило правописания существительных и составьте с этими примерами небольшие предложения.
Упражнение 4.Перепишите, раскрывая скобки, где надо, вставьте буквы.
1. Главное действие бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородином и флешами Багратиона. (Л. Т.) 2. Дюжий (камер) лакей, пер…давая уже не впервые эти записки, всегда удивлялся мизерности могуществе…ого человека. Мелецкий был певец и (статс) секретарь. Он был певец «Быстрой реч…ньки». (Тын.) 3. В ущель… лежа, Уж долго думал о смерти птиц…, о страсти к небу. И вот в…оглянул он в ту даль, что веяно ласкает очи мечтой о счасть… . (Горьк.) 4. При царском режиме Василий Тихонович ютился с семьей в крохотной комнатушк… с кухней, когда же ветром революции дом…, (владел…ц) безвозвратно (с, з)дуло куда-то на юг, весь дом из трех комнат, с в…рандой, застекле…ой цветными стеклами, с п…л…лсадником и огородом, со скворечником на старой березе, перешел к нему в аренду. (Воев.) 5. Гитлеровский (фельд) маршал Теодор (фон) Бок, командовавший этой Центральной гру…ой армий, имел в своем ра…поряжен…, больше пятидесяти пехотных д…визий. (См.) 6. Ни…кая, все из того же (камня) голыша изгородь. Сарайч…ки, загородка для кур. Огород вспахан и расписан грядками. Дом…к прятался в сад…ке. Возле дом…ка — кунацкая с широче…ой трубой в крыше. (Бабаев.) 7. Пока Варвара была жива, Тимофей м…рился с тоской по родимому краю и не решался трогаться в дальнюю дорогу. После похорон жены, оставшись один, он так зат…сковал, так закручинился, что дальше остават…ся на чужбине у него не было сил. Продал дом…шко, кабанч…ка, десяток кур, ра…продал барахл…шко, домашний скарб и улетел, как грач…, в родные края. (Бабаев.) 8. На лице морщ…нки, во взгляде лукав…нка. Те далекие люди посмотрят на портрет и скажут: «Ничего особе…ого, так, обычная немолодая жен…щина — крест…янка». Они-то, наверное, не будут знать, что жен…щина эта не простая и не обычная, что в те минувшие годы она славилась трудом, потому что была такой труже…цей, какую еще не знала кубанская земля. (Бабаев.)
Задание 3. Выполните письменно четыре любых упражнения, представленных в задании
Упражнение 1.Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1. (Тонко) ногие белые диванчики в гостиной, обитые глянц…витым серым штофом, потертые и продавленные, живо напоминали екатерин…кие времена. (Т.) 2. Пепе, сидя где-нибудь на камне, смотрит острыми глазами в прозрачн…ю воду: там, среди рыж…ватых (водо) рослей, плавно ходят рыбы, быстро мелькают креветки, боком ползет краб. И в тишине, над голуб…ю водой, тихонько течет звонкий, задумчивый голос мальчика. (Горьк.) 3. Родная седая земля чабанская … Испокон веков по ней носились дикие кони … (Тяжело) груженные, двигались здесь чума…кие мажары с крымской белой солью. (Гон.) 4. После отбоя пришёл в свою мал…к…ю аккуратн…ю комнату с ситц…вой занавеской на окне лейтенант Жаворонков. (Бер.) 5. Когда хоронили Серебровского, то за гробом шло все село. Шли (седо) бородые старики и бабы-солдатки, инвалиды войны на костылях и (красно) лицые парни в (железно) дорожных шинелях. Шли ученики — начиная от (старше) классников и кончая малышами- (перво)годками … Многие плакали. Слезы поразили меня. Во-первых, потому что ляпиговцы сдержанны в проявлении своих чувств, и, во-вторых, потому что при жизни был Александр Михайлович жестковат, требователен, (непомерно) ворчлив, а порой и вспыльчив. (Крут.) 6. Тонька, без платка, вытянув слегка раздвинутые босые смуглые ноги, берцы которых блестели против света своей гладкой кожей, сидела на полу прямо против ее устья, вся в ее (пламенно) темном озаренье, держала в руках кочергу, (огненно) белый конец которой лежал на углях, и, слегка отклонив от палящего жара такое же (темно) пламенное лицо, полусонно смотрела на эти угли, на их малиновые, (хрупко) прозрачные горки, кое-где уже меркнувшие под сирен…вым тонким налетом, а кое-где еще горевшие (сине) зеленым эфиром. (Бун.)
Упражнение 2.Подберите или самостоятельно составьте предложения с приведенными словами, определив их значения; объясните правописание суффиксов.
Гречневый — гречишный, дареный — даровой, дипломатический — дипломатичный, доверительный — доверчивый, единственный — единый, ледовый — ледяной, мальчиковый — мальчишеский, масленый — масляный, травяной — травянистый, хищнический — хищный, черепитчатый — черепичный.
Упражнение 3.Выпишите из произведений художественной литературы или из периодической печати по 2—3 примера (в предложениях) на основные правила правописания прилагательных .
Упражнение 4.Подберите по 2—3 примера на каждое правило правописания прилагательных и составьте с этими примерами небольшие предложений.
Упражнение 5.Перепишите, раскрывая скобки и заменяя цифры словами.
Вершинин-старший описывал «общую географическую обстановку». Он забирался на какую-нибудь вершину, усаживался там поудобнее, пристраивал на коленях дневник, а рядом с собой — бинокль, (крупно) масштабную карту и записывал:
«12 июля 1960 года. 9.15. Вершина в устье (с правой стороны) ручья Чирик, притока Усулы. Отметка 935,8. Видимость хорошая. Погода безоблачная.
На (з, 3)апад открывается долина реки Усулы, в нижней своей части покрытая смешанным (лиственно) хвойным лесом с преобладанием последнего. Пойма реки выражена довольно четко, особенно по левому берегу, где заметны обнажения и оползневые явления. В целом долина (ящико) образной формы, относительно прямая. Ширина поймы 100—200 метров, длина — до 0,5 километра. Экспозиция склонов (право) бережных высотой до 300—350 метров, а (лево)бережных до 450—500 метров чрезвычайно сильно сказывается на характере не только растительности, но и на внешнем виде обнаженных горных пород. Так, склоны южной экспозиции покрыты преимущественно травянистой растительностью, значительно поблекшей и высохшей к моменту наблюдений, а из кустарников преобладает (К,к)араганда Комарова, выступы же гнейса и гранита повсюду несут следы эрозионной деятельности.
Наоборот, склоны северной экспозиции покрыты мхами, брусничником под покровом хвойных, преимущественно лиственницы.
На (с, С)евере видимость ограничивается одним из отрогов (к, К)урайского хребта, на высоте около 2500 метров уже покрытого отдельными снежными пятнами, а выше — сплошной шапкой снегов…»
(С. Залыгин)
Упражнение 6.Перепишите, раскрывая скобки; где надо, вставьте буквы и замените строчные прописными.
1. Резко, попугаями, в…крикивали, вылетая на арену под гогот публики и со всего ра…маху шлепаясь с пр…творной неловкостью животом в п…сок, (широко) штанные клоуны с мучными лицами и (оранж…во) огне…ыми волосами, за ними тяжело вырывалась старая, белая лошадь, на широчайшей, вогнутой спине которой стоя неслась вся осыпа…ая золотыми блестками (коротко) ногая женщина в розовом трико. (Бун.) 2. Хуторок был мал…кий, он стоял меж высокими осок…рями над глубокой балкой, всего-навсего с десяток беле…ых хаток под соломой, низ…ких, с по…слеповатыми оконцами. (Первом.) 3. С отд…вской нежност…ю смотрел капитан Дорошенко на хлопца, что до самых глаз надвинул козырек своей кепч…нки. В нем, пр…тихш…м и немного застенч…вом, узнает капитан свою далек…ю юность, что пр…шла когда-то босиком на этот пр…чал, пр…шла с котомкой за плечами, в заплатах батра…ких … (Гонч.) 4. По вековой традиции обских рыбаков, первого пойма…ого осетра валят в общий котел. Котел на Карташевском стреж…вом песке об…емист, он установлен на (само) дельной печурке, под которой жарко пылает костер. Осетра полагается варить с перцем и лавров…м листом, цел…ком, а коли он икря…ой, то икру готовить о…дельно. (Лип.) 5. В ц…ганском таборе пер…полох. Между шатрами уже бежит молод…кая ц…ганка, что-то кричит, ветер р…здувает ее широк…ю краен…ю клетчат…ю юбку. (Тютюн.) 6. (Социал) демократы в ту пору были нов…м созвездием, восходивш…м над г…ризонтом ру…кого революцио…ого движения, и царские чиновники знали о нем не больше, чем астрономы о тума…ости андромеды. (Коптел.) 7. На часах было шесть: пора собират…ся. Маша открыла гард…роб и сначала выгребла из дальнего угла то, о чем заранее подумала как о самом подходящем,— пр…везенное с собой еще с дальнего востока пер…сыпанное нафталином старое (грубо) шерстное пальто. (Сим.) 8. Синц…в теперь увидел лицо хирурга, которое не мог видеть, пока сидел у него на т…буретке, и понял, какую муку пер…живает этот человек, вынужде…ый действовать как (коно)вал. Немец не будет ждать, а он хотел пропустить побольше ране…ых через свои, поневоле жестокие, но умелые руки. Его льви…ое лицо с седыми бровями, широк…м раздавленным носом и жесткими, по-кошачьи торчавшими усами было потн…м от напряжения, несчас.ым и св…репым. (Сим.) 9. Брюхастая туча высунулась из-за скал, заслонила (пол) неба. Ее передний округлый край (снежно) белый, весь освещен со…цем. (Федос.) 10. Ворчливая река несет наше ра…шатанное суден…шко дальше. В этом ущель… нет тишины. Мая пытаясь спрямить свое русло, как гигантские жернова, день за днем, год за годом, перемалывает камни. (Федос.) И. В платке было три соле…ых огурца, засунутых в алюминиевую кру…ку, и краю…ка ржа…ого хлеба, разрезанная на семь р…вных порций — по количеству, видимо, дней, нужных старику, чтобы добрат…ся до кубали. Но не это главное. В узелке лежали две бережно завернутые в стар…кую тряпочку де…кие игрушки: кукла, сдела…ая руками умельца из какой-то сильно затвердевшей массы, и автомобиль, тоже плод кропотливого ручного труда. (Федос.)
Самостоятельная работа № 12: « Употребление числительных в речи. Употребление местоимений в речи»
Задание 1. Дайте письменные ответы на контрольные вопросы по темам самостоятельной работы.
Контрольные вопросы:
1. Что такое имя числительное?
2. На какие разряды по структуре подразделяются числительные?
3. На какие лексико-грамматические разряды подразделяются числительные?
4. Что такое местоимение?
5. Какие грамматические разряды местоимений выделяются по соотношению с другими частями речи?
6. Перечислите личные местоимения. Почему они так называются?
7. Как изменяются личные местоимения? В чем особенность их склонения?
8. На что указывает возвратное местоимение?
9. * Слова каких частей речи могут употребляться в значении местоимений?
Задание 2. Выполните предложенный комплекс упражнений.
Упражнение 1. Напишите числа и цифровые обозначения прописью.
1.8; 11; 17; 34; 68; 79; 327; 888; 1050; 100007; 14-й; 34-й; 79-го; 327-му; 400-й; 668-м;
в 1050-м; 23-тысячный; 200-миллионный.
Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. В соседней школе имеются три параллельных сед..мых класса. 2. Каждого ученика снабдили четыр..мя тетрадями. 3. Клуб филателистов ведёт переписку с вос..м..юдесят.. вос..м..ю странами. 4. В личной библиотеке инженера имеется не то трист.. , не то четырест.. книг по различным вопросам техники. 5. Олимпиада по технической механике проводится для студентов вт..р..х курсов. 6. В большинстве стран мира принята дес..теричная система исчисления.
Упражнение 3. Перепишите, заменяя цифры словами.
1. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами. 2. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами. 3. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей. 4. Конькобежные состязания для мужчин проводятся на дистанциях 500, 1500, 5000 и 10 000 метров. 5. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина победила молодая спортсменка с результатом 128,55 балла. 6. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800. 7. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334. 8. Фруктовый сад разбит на 690 гектарах. 9. Книга издана с 83 иллюстрациями. 10. В финале баскетбольных соревнований команда-победительница выиграла со счётом 78 : 67.
Задание 3. Выполните предложенный комплекс упражнений.
Упражнение 1.Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений.
1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.)
Упражнение 2.Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12.Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.
Упражнение 3.Спишите, вставляя вместо точек е или и.
1) Я окликнул хозяев – н...кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н...кого не было. 2) Долго не находил я н...какой дичи. 3) Я н...чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... на кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... с кем не мог. 6.) Оба они н... к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести.
(Из произведений И. С. Тургенева.)
Самостоятельная работа № 13: « Правописание частицы НЕ с причастиями и деепричастиями»
Задание 1. Изучите теорию. Подготовьтесь к устному опросу по теме.
Задание 2. Выполните комплекс упражнений.
Упражнение 1. Спишите, раскрывая скобки:
(не) подготовив уроки;
(не) здоровится (отцу);
(не) замеченная учителем ошибка;
(не) страшась погоды;
(не) продуман маршрут;
(не) зная правила;
(не) друг, а враг;
(не) плохой ученик.
Упражнение 2. Закончите предложения. Следите за тем, чтобы действие, обозначаемое деепричастием, совершалось тем же лицом, которому принадлежит действие, обозначенное глаголом-сказуемым.
1. Выходя из дома…
2. Возвращаясь домой…
3. Узнав о его приезде…
4. Не имея адреса …
5. Робко озираясь…
6. Боясь нарушить тишину…
7. Спасаясь от преследования…
Упражнение 3. Определите, какие из следующих примеров можно перестроить в предложения с деепричастными оборотами, а какие – нет. Там, где это возможно, осуществите эту перестройку. От чего зависит возможность или невозможность перестройки? Например: Брат шагал впереди и часто оглядывался на бегущую за ним сестру. Брат шагал впереди, часто оглядываясь на бегущую за ним сестру.(Перестройка предложения возможна, потому что действие, обозначаемое деепричастием оглядываясьи глаголом- сказуемымшагал, совершаются одним и тем же лицом). Сестра бежала, и брат часто на нее оглядывался.(Перестройка невозможна, потому что действие, обозначаемое деепричастием оглядываясь и глаголом- сказуемым бежала, совершаются разными лицами).
Упражнение 4. От одного из данных в паре глаголов образуйте деепричастие, распространите его зависимыми словами. Составьте предложения с деепричастным оборотом, употребив второй глагол пары в качестве сказуемого. Следите за тем, чтобы образованное вами деепричастие в сказуемое- глагол представляли действие одного лица или предметов.
Образец. Читать и выписывать.