Понятие экономика (Аристотель, А. Монкретьен) – «искусство ведения домашнего хозяйства».

Типы хозяйства: натуральное (производство не для продажи) и товарное (для продажи).

1. Экономика – сфера деятельности и отношений между людьми по производству, распределению, обмену и потреблению, в которой создаются богатства для удовлетворения разнообразных потребностей людей.

2. Экономика – наука, изучающая деятельность людей в процессе производства и обмена, способы рационального использования ограниченных ресурсов.

Два подхода к экономической науке и её предмету (два уровня экономического анализа):

Микроэкономика (микроподход) Макроэкономика (макроподход)
Это наука о потребителях и фирмах Это наука о хозяйстве как целом
Изучает экономику отраслей, предприятий, цехов, регионов, рабочего места Изучает экономику государства, группы государств, мира в целом

Функции экономики:

Системообразующая, практическая, познавательная, оценочная.

Вопросы, на которые отвечает экономика: (П. Самуэльсон)

Что производить? Как производить? Для кого производить?

Основные понятия экономики:

Потребности Ресурсы
Это источник различных форм активности человека. Всё, что делает человек, он делает, исходя из своих потребностей. Эти вещи, которые используются для производства благ; удовлетворяющих потребности
Потребности: Безграничны; Неутолимы; Постоянно множатся (растут); Меняются по мере изменения человека Умирают вместе с человеком Ресурсы: Ограничены; Исчерпаемые; Редки; Невозобновимы
Потребности: Первой необходимости; Предметы роскоши. Ресурсы: Природные (земля, уголь, нефть); Материальные (деньги, здания); Трудовые (рабочая сила).

Самый ограниченный и невосполнимый ресурс – время.

Потребитель потребляет блага:
Материальные Нематериальные
Это вещи (товары), которые можно увидеть, потрогать Не производят новых вещей, а просто облегчают жизни людей
Хлеб, куртка, автомобиль, квартира Парикмахерская, такси, ремонт телевизора

Хозяйствующие субъекты:домохозяйства, предприятия, государство.

Экономическая система – способ организации хозяйственной жизни, представляющая совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями.

Экономическая система
Экономика Традиционная Рыночная Плановая (Командная) Смешанная
Хозяйство и производство Потребитель для себя на основе натурального хозяйства Предприниматель производит для потребителя (товарное производство) Государственно производит для потребителя, с помощью гос. плана Государство и предприниматель производят для потребителя
Собственность Общественная Частная Государственная Частная
Ценообразование Договорная Спрос и предложение Устанавливает государство Спрос и предложение
Распределение Торговля относительная Свободная конкуренция Государственная монополия Свободная конкуренция

Фазы экономического цикла: кризис———депрессия———оживление———подъем.

Факторы производства:капитал, земля, труд, предпринимательская деятельность, наука.

Экономический рост – количественное увеличение (интенсивный) и качественное совершенствование производства (экстенсивный).

Показатели: ВВП – совокупность стоимости конечных благ и услуг, созданных национальными предприятиями. ВНП- совокупность стоимости конечных благ и услуг, созданных национальными предприятиями внутри и за рубежом. Чистый национальный продукт – часть ВНП за вычетом амортизационных отчислений.

Собственность– это отношения между людьми по поводу производства, распределения, присвоения и потребления благ.

Формы собственности
Публичная (всеобщая, общественная) Государственная (население, проживающего на территории государства) Федеральная; Субъекта федерации.
Муниципальная (население, проживающего на территориальной единице) Городское население; Сельских поселений; Район.
Общая (долевая) Федерации и её субъектов; Муниципальная и государственная
Частная (частных лиц и их объединений) Индивидуальная (физического лица) Личная; Коммерческая
Коллективная (юридического лица) Коммерческих юридических лиц; Некоммерческих (общественные, религиозные, фонд)
Общая (Ф. и Ю. лиц) Долевая; Совместная

Реализация собственности – рента, доход, прибыль, процент, дивиденд.



Юридическое содержание собственности
Владение – это фактическое обладание вещью, нахождение её в хозяйстве владельца Распоряжение – это определение юридической судьбы вещи: продажа, дарение, сдача в аренду Пользование – это использование потребительских свойств вещи

Приватизация –передача государственной собственности в частную собственность.

Национализация –частной собственности в государственную собственность.

Предпринимательство – хозяйственная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск с целью получения прибыли. Функции– ресурсная, организационная, творчества.

Предпринимательство: коммерческое, финансовое, страховое, посредническое, венчурное (рисковое).

Мелкий бизнес (до 50 человек), средний (до 500), крупный (несколько тысяч).

Издержки производства – затраты, понесенные в процессе производства. Постоянные издержки – не зависит от объема производства, переменные издержки – зависят от объема производства.

Выручка– это денежная сумма, полученная от продажи (равная произведению числа проданных товаров на цену, по которой их купили).

Прибыль– это разница между выручкой и затратами (равная сумме превышения выручки в оптовых ценах предприятия над полной себестоимости реализованной продукции).

Маркетинг– это комплексная организация производственно-сбытовой деятельности фирмы, направленная на реализацию продукции с целью максимализации прибыли. Главная задача: максимальное удовлетворение потребностей конкретных потребителей.

Менеджер– это высокопрофессиональный наёмный управляющий, организатор производства.

Менеджмент– это система управления производственно-коммерческой деятельностью в целях повышения эффективности производства т увеличения прибыли.

Рынок– весь сложный механизм товаров и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства.

Виды рынков: рынок товаров, рынок труда, фондовый рынок, рынок инвестиций, рынок средств производства, рынок иностранных валют, рынок информации.

Конкуренция– соперничество продавцов и покупателей на рынке за лучшие условия.

Рынок по типу конкуренции: 1. свободной (совершенный) конкуренции – все имеют равные права и возможности 2. несовершенной конкуренции: 1. монополия– контролируется одним продавцом. 2. олигополия – контролируется несколькими продавцами 3. монопсония – контролируется одним покупателем.

Искусственные монополии: картель (соглашение о целях), синдикат (теряют коммерческую самостоятельность), трест (все объединяют, акции взамен), концерн (различные отрасли).

Наши рекомендации