Понятие экономика (Аристотель, А. Монкретьен) – «искусство ведения домашнего хозяйства».
Типы хозяйства: натуральное (производство не для продажи) и товарное (для продажи).
1. Экономика – сфера деятельности и отношений между людьми по производству, распределению, обмену и потреблению, в которой создаются богатства для удовлетворения разнообразных потребностей людей.
2. Экономика – наука, изучающая деятельность людей в процессе производства и обмена, способы рационального использования ограниченных ресурсов.
Два подхода к экономической науке и её предмету (два уровня экономического анализа):
Микроэкономика (микроподход) | Макроэкономика (макроподход) |
Это наука о потребителях и фирмах | Это наука о хозяйстве как целом |
Изучает экономику отраслей, предприятий, цехов, регионов, рабочего места | Изучает экономику государства, группы государств, мира в целом |
Функции экономики:
Системообразующая, практическая, познавательная, оценочная.
Вопросы, на которые отвечает экономика: (П. Самуэльсон)
Что производить? Как производить? Для кого производить?
Основные понятия экономики:
Потребности | Ресурсы |
Это источник различных форм активности человека. Всё, что делает человек, он делает, исходя из своих потребностей. | Эти вещи, которые используются для производства благ; удовлетворяющих потребности |
Потребности: Безграничны; Неутолимы; Постоянно множатся (растут); Меняются по мере изменения человека Умирают вместе с человеком | Ресурсы: Ограничены; Исчерпаемые; Редки; Невозобновимы |
Потребности: Первой необходимости; Предметы роскоши. | Ресурсы: Природные (земля, уголь, нефть); Материальные (деньги, здания); Трудовые (рабочая сила). |
Самый ограниченный и невосполнимый ресурс – время.
Потребитель потребляет блага: | |
Материальные | Нематериальные |
Это вещи (товары), которые можно увидеть, потрогать | Не производят новых вещей, а просто облегчают жизни людей |
Хлеб, куртка, автомобиль, квартира | Парикмахерская, такси, ремонт телевизора |
Хозяйствующие субъекты:домохозяйства, предприятия, государство.
Экономическая система – способ организации хозяйственной жизни, представляющая совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями.
Экономическая система | ||||
Экономика | Традиционная | Рыночная | Плановая (Командная) | Смешанная |
Хозяйство и производство | Потребитель для себя на основе натурального хозяйства | Предприниматель производит для потребителя (товарное производство) | Государственно производит для потребителя, с помощью гос. плана | Государство и предприниматель производят для потребителя |
Собственность | Общественная | Частная | Государственная | Частная |
Ценообразование | Договорная | Спрос и предложение | Устанавливает государство | Спрос и предложение |
Распределение | Торговля относительная | Свободная конкуренция | Государственная монополия | Свободная конкуренция |
Фазы экономического цикла: кризис———депрессия———оживление———подъем.
Факторы производства:капитал, земля, труд, предпринимательская деятельность, наука.
Экономический рост – количественное увеличение (интенсивный) и качественное совершенствование производства (экстенсивный).
Показатели: ВВП – совокупность стоимости конечных благ и услуг, созданных национальными предприятиями. ВНП- совокупность стоимости конечных благ и услуг, созданных национальными предприятиями внутри и за рубежом. Чистый национальный продукт – часть ВНП за вычетом амортизационных отчислений.
Собственность– это отношения между людьми по поводу производства, распределения, присвоения и потребления благ.
Формы собственности | ||
Публичная (всеобщая, общественная) | Государственная (население, проживающего на территории государства) | Федеральная; Субъекта федерации. |
Муниципальная (население, проживающего на территориальной единице) | Городское население; Сельских поселений; Район. | |
Общая (долевая) | Федерации и её субъектов; Муниципальная и государственная | |
Частная (частных лиц и их объединений) | Индивидуальная (физического лица) | Личная; Коммерческая |
Коллективная (юридического лица) | Коммерческих юридических лиц; Некоммерческих (общественные, религиозные, фонд) | |
Общая (Ф. и Ю. лиц) | Долевая; Совместная |
Реализация собственности – рента, доход, прибыль, процент, дивиденд.
Юридическое содержание собственности | ||
Владение – это фактическое обладание вещью, нахождение её в хозяйстве владельца | Распоряжение – это определение юридической судьбы вещи: продажа, дарение, сдача в аренду | Пользование – это использование потребительских свойств вещи |
Приватизация –передача государственной собственности в частную собственность.
Национализация –частной собственности в государственную собственность.
Предпринимательство – хозяйственная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск с целью получения прибыли. Функции– ресурсная, организационная, творчества.
Предпринимательство: коммерческое, финансовое, страховое, посредническое, венчурное (рисковое).
Мелкий бизнес (до 50 человек), средний (до 500), крупный (несколько тысяч).
Издержки производства – затраты, понесенные в процессе производства. Постоянные издержки – не зависит от объема производства, переменные издержки – зависят от объема производства.
Выручка– это денежная сумма, полученная от продажи (равная произведению числа проданных товаров на цену, по которой их купили).
Прибыль– это разница между выручкой и затратами (равная сумме превышения выручки в оптовых ценах предприятия над полной себестоимости реализованной продукции).
Маркетинг– это комплексная организация производственно-сбытовой деятельности фирмы, направленная на реализацию продукции с целью максимализации прибыли. Главная задача: максимальное удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
Менеджер– это высокопрофессиональный наёмный управляющий, организатор производства.
Менеджмент– это система управления производственно-коммерческой деятельностью в целях повышения эффективности производства т увеличения прибыли.
Рынок– весь сложный механизм товаров и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства.
Виды рынков: рынок товаров, рынок труда, фондовый рынок, рынок инвестиций, рынок средств производства, рынок иностранных валют, рынок информации.
Конкуренция– соперничество продавцов и покупателей на рынке за лучшие условия.
Рынок по типу конкуренции: 1. свободной (совершенный) конкуренции – все имеют равные права и возможности 2. несовершенной конкуренции: 1. монополия– контролируется одним продавцом. 2. олигополия – контролируется несколькими продавцами 3. монопсония – контролируется одним покупателем.
Искусственные монополии: картель (соглашение о целях), синдикат (теряют коммерческую самостоятельность), трест (все объединяют, акции взамен), концерн (различные отрасли).