Психологические характеристики личности
Характер– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,
складывающаяся и являющаяся в деятельности и общении.
Тип личности по направлению:
Экстраверт (импульсивность, инициативность, гибкость, поведения, общительность, социальная адаптированность);
Интроверт (необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение к социальной адаптации).
Черты характера человека | |||
Выражающие отношения к коллективу, к отдельным людям | Выражающие отношения у деятельности и к труду | Выражающие отношения к собственности и к вещам | Выражение отношения к самому себе |
Доброта, отзывчивость, честность, общительность | Трудолюбие, добросовестность, упорство, целеустремлённость | Аккуратность, щедрость, бережливость | Скромность, гордость, уверенность, самолюбие, самокритичность |
Темперамент– это совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих динамику протекания психических процессов и состояний.
Тип характера | Темперамент | Черты характера | Характеристика работоспособности |
Сильный | Холерик | Высокая активность, вспыльчивость, подвижность, быстрый темп действий, экстраверт. | Энергичность, напористость, эмоциональный подъём, решительность, оперативность. |
Сильный, спокойный | Сангвиник | Эмоциональнаявыразительность, высокиетемп речи и движений, пластичен, гибок, адаптирован, живая мимика, оптимизм. | Более дисциплинирован, энергичен, быстро привыкает к новой обстановке, |
Инертный | Флегматик | Высокая активность, низкая реактивность, реактивность ниже активности (в этом выражается инертность). | Внешне невозмутимый, спокойный, всегда ровный в поведении, несколько замедленный темп движений и речи, высокая выдержка, самообладание. |
Слабый | Меланхолик | Слабый, вялый, инертный, глубокий интроверт, легко раним, чрезмерно обидчив, замкнут, осторожен, осмотрительный. | Трудно включается в работу, в спокойной обстановке отличается добросовестностью, внимательностью, легко утомляется. |
Каждый темперамент имеет свои особые требования: если горячий человек
раздражается медленною систематичностью, то тихий человек возмущается крутою резкостью.
Что такое деятельность?
Развитие общества – результат деятельности людей.
Деятельность– это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Отличия деятельности человека от поведения животных:
Животное | Человек | |
Взаимодействие с окружающей средой | Приспособление к окружающей среде | Приспособление и преобразование природных и социальных условий |
Цель | Задаётся инстинктом | Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком |
Поведение | Целесообразное, т.е. сообразующееся с целью | Целесообразное и целеполагающие (целеполагание – это способность ставить новые цели и определять средства их достижения) |
Структура деятельности | ||||
Мотив– это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей | Цель– это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность | Средство– это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы | Действия– это проявление волеизъявления людей | Результат– это конечный итог, завершающий деятельность |
Субъект– это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество
в целом;
Объект– это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.
ü Человек, начиная любую деятельность, всегда ставит (полагает) цель.
ü Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.
ü Если результат совпал с целью, значит, результат положителен. Отрицательный результат - тоже результат, т. к. он увеличивает опыт (т. е. известно как не надо делать).
ü Для достижения цели любые средства хороши.
ü Для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные.
Мотивы деятельности | ||||
Потребности – этоиспытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития | Социальные установки – это ориентация человека на что-либо. | Убеждения – это эмоционально- ценностные отношения к действительности | Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами | Влечения – это психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость) |
Многообразие деятельности
Деятельность | ||
Практическая | Духовная | |
Направлена на изменение | Связана с преобразованием сознания людей | |
Природы | Общества | Познавательная деятельность – это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах |
Это материально- производственная деятельность | Это социально- преобразовательная деятельность | Ценностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения |
Прогностическая деятельность – это предвиденье; планирование возможных изменений реальности | ||
Все эти виды деятельности связаны между собой |
Деятельность по результатам:
Созидательная | Разрушительная |
Результатом является «вторая природа» (культура) | Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности |
Деятельность - благо | Деятельность - зло |
Рекреационная деятельность– это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность– направлена на получение уже известного результата известными же средствами.