Глава 15. Универсалии хроматизма
15.1. Междисциплинарные коды информации
Для информатики как единой науки, образующей важнейшее связующее звено между гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами, актуальность междисциплинарного исследования информации общеизвестна. Одной из задач иконики является семантизация цветовых кодов Для решения этой задачи в § 14.2 информационные потоки были формализованы (на основе единства системы ВС-ЕИ) и, в частности, с помощью известных свойств цвета конкретизированы связанный и свободный вид информации.
Оказалось, что именно относительные (то есть приведенные к I0) величины определяют вероятности связанных и/или свободных состояний информации в системе. В связи с этим обратим внимание на величину a, смысл формулы которой (14.9) явно коррелирует с законом Бугера-Вебера:
a = (I 0 - I) / I 0 | (14.46) |
где, согласно Веберу, I0 – объективная величина адаптирующего раздражителя; I0 - I – субъективно определяемый разностный порог.
Иначе говоря, вероятность a может характеризовать искомую связь между объективными, по формуле (14.9), и субъективными, по закону Бугера-Вебера (14.46), величинами для одномерных сенсорных раздражителей.
В связи с этим обратим внимание на относительную величину информационного пропускания Т в формуле (14.18), которая получена интегрированием (14.16), что указывает на явную связь Т с законом Вебера-Фехнера
r =а ln(I / Io) + в | (14.47) |
где r – субъективная величина светлоты; Io – объективная величина яркости; а и в – условные единицы масштаба.
С учетом относительной величины I Ю.М. Забродиным была показана смысловая связь этих формул с законом Стивенса
r = а I в - с, | (14.48) |
где а, в и с – эмпирические постоянные. Уточненная по изотропной модели цветоразличения (Г. Вышецки), формула (14.48) и была предложена МКО для практического измерения светлоты в виде:.
r = 25 I 0,33 - 17, | (14.49) |
Результат адаптации к данному раздражителю (с позиций информатики) может быть представлен соотношением между связанной и свободной информацией (то есть количеством воспринятой информации Н). В общем виде величина Н определяется формулой (14.22), которую, согласно соотношениям (14.13-21) можно записать в виде:
Н = – å It log2ti . | (14.50) |
Здесь ti = It / Io – вероятностьнахождения свободной информации, определяемая отношением количества свободной It к исходному количеству Io информации в сообщении, включающем i состояний с вероятностями ti.
Рассмотрение частных случаев показало определенную общность зависимости (14.22), а следовательно, и формулы (14.50) с представлением количества информации Хартли-Шеннона (14.23). Вместе с тем, между формулами (14.23) и (14.50) наблюдаются и существенные расхождения.
Во-первых, соотношение (14.23) является безразмерностным в представлении любой системы размерностей, что противоречит собственно семантике “информационной энтропии” в любой системе единиц измерения.
Во-вторых, согласно научной традиции и теории размерностей, вероятность (как отношение безразмерных и/или одноименных величин) не может обладать размерностью или порождать ее.
И, наконец, в-третьих, “информационная энтропия” может быть соотнесена с реальной термодинамической энтропией только при 0о К, где и могут быть уравнены термодинамическая и математическая вероятности, что, как известно, всегда вызывало затруднения в теоретическом обосновании формулы (14.23).
Из соотношений же (14.50) следует как собственно понятие “информация”, так и распределение информационных потоков между источником и приемником. Помимо этого, полученная модель позволила дать обобщенное определение информации и ввести четкие критерии подразделения информации на связанную и свободную.
Универсальная модель знаний
Анализ семантики цветовых канонов в традиционных культурах, вообще говоря, позволил считать, что так называемые “субъективные параметры цвета” тысячелетиями объективно воспроизводились на Земле. Это дало определенные основания приписать им своего рода объективный характер. Эту “объективацию”, в свою очередь, мы обозначили через планы переработки характеристической информации “образ-концептом” (ОК), в котором выделили оптимальное количество работающих “концептов цвета” Кl = S / Id с измерением в битах. Отсюда величины цветового тона оказались заданными произведением концепта цвета на функцию доминирующих длин волн: Ll = КlצDlmax (бит×нм). С учетом площади полос s и образ-концепта Кl насыщенность несамосветящихся апертурных цветов была представлена нами в виде произведения m = Кl×s (бит×нм2).
Напомним, что в хром-модели интеллекта с каждым его компонентом (включая производные функции типа: эмоция, мотивация, потребность, цель и т.п.) мы сопоставили определенные стабильные количественные понятия цветового тела. Благодаря этому выявлены взаимоотношения компонентов в иерархии подсистем интеллекта. Формализация критериев адекватности этих взаимоотношений в виде хром-планов, размерностей и цветов позволили перейти к формальному описанию интеллекта и соответствующей формализации его функций.
Вместе с тем, для формализации взаимоотношений теперь уже этих планов (в разнородных областях данных) требовалось введение адекватного критерия истинности высказываний. С условием того, что это должны быть максимально обобщенные критерии, нами была принята достаточно очевидная аксиома[126]: помимо времени и пространства существует единственная независимая обобщенная (общая для измерений любого рода) величина – информация.
Таким образом, если размерности [L] и [T] традиционно описывают обобщенное представление о пространстве и времени, то [ I ] несет в себе уже представление о информации, которая, как показано в табл. 10.1-6, конкретизируется в зависимости от системы анализа и в тоже время остается инвариантом для разнородных областей знания. Однако этот своеобразный характер [ I ] нельзя представлять как изоморфизм разнородных систем в силу того, что информация всегда адекватна семантике сообщения, но не всегда форме (см. § 14.1), как в этом можно было убедиться и предыдущем параграфе.
Триадная природа представления светоцветовой информации по своей природе явилась естественной основой для построения физико-психо-физиологической системы измерения в хроматизме, которая органично связала физику и психику, внешний и внутренний мир, т.е. свет и цвет внешней среды с интеллектом человека как открытой системой.
Поскольку же светоцветовые измерения, включая измерения цветовых ощущений, относились и к психо-физиологической, и к физической области одновременно, то подстановка единиц информации в производные единицы продемонстрировала возможность формализации представлений и понятий психологии. Переход к верифицируемой систематизации последних был основан на их распределении в соответствии с тремя планами МИдС по принципу размерностного соответствия каждому плану.
В таблице 12.3 курсивом были отмечены параллели с представлениями физики (сила, энергия, мощность и т.п.). Мы уже обращали внимание на тот факт, что они имели и характер семантической корреляции, и одновременно оказывались истинными по критерию размерности. Очевидно, эта общность, казалось бы, совершенно «разнородных представлений» ВС и ЕИ, выявилась лишь благодаря их единству, а также использованию природных кодов ЕИ (абстракции, сублимации и метамеризации, на механизмах которой базируются релевантные хром-планы).
В качестве вывода, обобщающего результаты нашей работы, отметим, что хроматический анализ информационно-пространственно-временного континуума, с одной стороны, и психологических объектов исследования , с другой, привел к дискурсивному выводу общей системы единиц измерения, которая органично связала субъективные и объективные аспекты взаимодействия человека с внешней (светоцветовой) средой.
Итак, хроматический анализ цветовой семантики показал, что созданные выше базы данных актуализировали возможность системно-функционального моделирования наших (еще достаточно несовершенных) знаний, которые для наглядности объединены (согласно единству информационно-полевых законов Вселенной) в табл.15.1.
Таблица 15.1. Информационная модель Вселенной 1)
Модели | Модель физической картины мира (МФКМ) | Обобщенная модель ЕИ | Размерность | ||||
полей 2) | Гравитационное | Термодинамическое | Электромагнитное | Интеллектуальное | L | I | T |
ИНФОРМАЦИЯ (экстенсионал) | Масса (m) | Теплоемкость (Cv º c) | Заряд (q) | Образ-концепт (Кl) | |||
Скорость | v=l/t | v=ÖTо | v=h/ml | v=ÖN = Öd | -1 | ||
Ускорение | a= F/m = v/t | a(=grad Tо)=v/t | a=F/q=v/t | (a= v / t) | -2 | ||
Потенциал | U=Fl/m | U = Tо=v2= Fl / c | U= Fl/q | (U=) N=Fl/Кl= v2 | -2 | ||
Импульс | p=m×v | p=c× v | p=h/l = q×v | (p=) INS = Кl× v | -1 | ||
Сила | F= p/t = m×a | F(=c×grad Tо)=c× a | F = p/t = q×a | (F =) МN = Кl×a | -2 | ||
Энергия | Е=m×v2 | E = c× Tо = c× v2 | Е =e = m×v2 | Еm = Кl×N | -2 | ||
Работа | A= m× U | A(Q=c×DTо)= c × U | A = q× U | (A =) AIM× l = Кl ×U | -2 | ||
Мощность | W=A/t = F× v | W=c×DTо/dt = F v | W =A/t = F×v | (W=)INT= N× Кl/ t=F×v | -3 |
Примечания к таблице:
1) ИМВ (как и МФКМ) не включает безразмерные величины, коэффициенты и т.п., по определению.
2) Под полем здесь понимается область знаний, актуализирующая измеряемую в нем информацию I.
Итак, [LIT] система размерностей позволила не только проверять правильность полученных формул, но и систематизировать их в единой базе знаний, то есть в базе данных со столбцовыми и строчными полями, соединение информации которых, вообще говоря, определяет элементы системы управления базой данных.
Рис.1. Цветовое тело с цветообозначениями |
Рис. 2. Количество страхов у детей
Изменение цветоощущения как характеристика возраста.
Рис.4. Моделирование стихий, по Эмпедоклу | Рис.5. Моделирование эмоций, по Вундту |
Рис.6. Модель интеллекта, по рисунку Фрейда | Рис.7. Трехмерная модель интеллекта |
Рис.8. Цветовой «круг Айзенка» | Рис.9. Двухмерная модель интеллекта | ||
m / f = К / С = активность / пассивность, | (9.1) | |||||||||||
m / f = K / C = Id / M | (9.2) | |||||||||||
[В] = L l I i T t, | (11 а ) | |||||||||||
[j] = L2I0T-2, | (11 b ) | |||||||||||
[e]= [m×j]= [e×j] = L2 I T-2. | (11 c ) | |||||||||||
[c] = L3 I 3 T -3, | (11.1) | |||||||||||
[r] = L0 I T -3 | (11. 2) | |||||||||||
[Ll×m] = [c] / [r] = L3 I 2T 0. | (11.3) | |||||||||||
[m] = L2 I T0 | (11.4) | |||||||||||
[Ll] = [c] / [r×m] = L I T0 | (11.5) | |||||||||||
Em = f [ N, ( Iw - Ir), х], | (12.1) | |||||||||||
Em = N(Iw - Ir). | (12.2) | |||||||||||
IОК = Iw – Ir, | (12.3) | |||||||||||
Em = N·IОК . | (12.4) | |||||||||||
[Em ]= L2IT-2, | (12.5) | |||||||||||
[ I ] º I, | (12.6) | |||||||||||
[N]= L2I0T-2. | (12.7) | |||||||||||
В целях устранения многозначности обозначим это IОК º Кl. Кl = S / Id. | (12.8) | |||||||||||
[Id] = L2IT-2, | (12.9) | |||||||||||
[S] = [Id][Кl] = L2I2T-2, | (12.10) | |||||||||||
[d] = L2I0T-2, | (12.11) | |||||||||||
d = Id / Кl | (12.12) | |||||||||||
e = e×j , | (12.13) | |||||||||||
d =e / Кl = e×j / Кl » j . | (12.14) | |||||||||||
N = Id / Кl | (12.15) | |||||||||||
Nr = Id / Ir МT | (12.16) | |||||||||||
Кl = S / Id(Кl ), | (12.17) | |||||||||||
Ir = Кl / МT | (12.18) | |||||||||||
Em = S / Кl = Id | (12.19) | |||||||||||
Er = (Id / МT2) (Кl./ Ir) | (12.20) | |||||||||||
m, = f (Id) = N× DI = N× Kl . | (12.21) | |||||||||||
A = Kl× d,. | (12.22) | |||||||||||
PU =Kl× Id | (12.23) | |||||||||||
INS = Kl v = Ö S | (12.24) | |||||||||||
AIM= INS / t + D / l. | (12.25) | |||||||||||
PA = AIM × Kl | (12.26) | |||||||||||
D = А + AIM × l . | (12.27) | |||||||||||
Мot = MT × P + N × I / l, | (12.28) | |||||||||||
ÑAIM = Mot / t. | (12.29) | |||||||||||
Ant =S / Id + Id / d. | (12.30) | |||||||||||
INT = N× Кl / t | (12.31) | |||||||||||
R (MT) = Кl × MT | (12.32) | |||||||||||
АCT (MT) = D× MT + R × d, | (12.33) | |||||||||||
I2 = S / d | (12.34) | |||||||||||
Q = АCT / t . | (12.35) | |||||||||||
Temp = M× Id× S + А× PU | (12.36) | |||||||||||
Temp= f (f, m) = c × Öd | (12.36 а) | |||||||||||
W = I × Temp= (PU)2. | (12.37) | |||||||||||
W = N2 × ( I2)2. | (12.37 а) | |||||||||||
Величины | Формула (краткий комментарий) | Единицы | L | I | T |
Активность | A = Kl× d,.(функция потребностной, по концепту, модели будущего) | эв | -2 | ||
Цель | AIM= INS / t + D / l(образ и побудительная сила предвосхищаемого будущего) | эв / нм | -2 | ||
Градиент цели | ÑAIM = Mot / t (мотивация деятельности как функция времени) | эв/ нм×c | -3 | ||
Антиципация | Ant =S / Id + Id / d (концепт как образ будущего результата деятельности) | бит | |||
Актуализация | АCT(MT)=D×MT+R × d (извлечение материала из памяти) понятие-эв º п-эв | п-эв | -2 | ||
Деятельность | D = А + AIM × l (активность в достижении цели как функция потребности) | эв | -2 | ||
Эмоции | Em = N × Kl (потребностное усвоение смысла ОК) | эв | -2 | ||
Интуиция | I2 = S / d (знание без осознания принципов и путей получения концепта) | бит2 | |||
Инсайт | INS = Kl v = Ö S (внезапное для осознания овладение концептом проблемы) | бит×нм /с | -1 | ||
Интерес | INT = N× Кl / t (познавательная потребность во времени) | эв / сек | -3 | ||
Мотивация | Мot = MT × P + N × I / l (конкретизация доминирующей потребности) | эв / нм | -2 | ||
Потребность | N = Id / I (состояние дефицита информации и т. п.) | эв / бит | -2 | ||
Целеобразование | PA = AIM × Kl (рождение новых целей, согласно концепту) | бит×эв/нм | -2 | ||
Установка | PU =Kl× Id (готовность предвосхищать заданную информацию) | бит ×эв | -2 | ||
Быстродействие | Q = АCT / t (показатель скорости действий = производительность) | п-эв /сек | -3 | ||
Объем памяти | R= Кl × MT (триада планов МIdS) 1 бит-понятие º 1 бит | бит | |||
Темперамент | Temp = M× Id× S + А× PU (активность интеллекта, согласно установке) | бит ×эв2 | |||
Воля | W = I × Temp= (PU)2 (активность интеллекта, согласно c-планам ) | бит2 ×эв2 | -4 |
[1] Хроматизм – междисциплинарное исследование реального (f-m) человека как открытой информационной системы в реальном светоцветовом окружении внешней среды. В связи с этим следует сразу же подчеркнуть, что теория и методология хроматизма могла появиться только благодаря достижениям современной науки. Так, наиболее конструктивные идеи о системности и атрибутивной формализации функций человека и цвета, в частности, исследовали В.М. Бехтерев, В. Вундт, Л.С. Выготский, З. Фрейд, С.В. Кравков, К.-Г. Юнг, С.Л. Рубинштейн, К. Леви-Стросс, П.К. Анохин, Д.Н. Узнадзе, Ж. Пиаже, М. Люшер, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, П.В. Симонов, Ч.А. Измайлов, Е.Н. Соколов и другие ученые.
[2] Здесь и далее используются общепринятые обозначения цветов по их первым буквам: К- красный, О- оранжевый, Ж- желтый, З- зеленый, Г- голубой, С- синий, Ф- фиолетовый, П- пурпурный, Б- белый, Сер- серый, Ч- черный, Кор- коричневый и т.п.
[3] Гендер (то есть не физический, а о полоролевой диморфизм) предполагает наличие психологических различий, которые проявлялись, в частности, в психофизиологии цветовосприятия. Понятие полового диморфизма, согласно работам специалистов, включает меняющиеся в онтогенезе (взросление, старение), различия между (f) и (m), которые объективно выражаются в выборе предпочтительных цветов (одежды, интерьера и т. п.), в репрезентативном доминировании левого у (m) и правого у (f) полуполей зрения, которые связаны с типом мышления и т.д. и т. п. [Hanna J.L. Dance, sex and gender: signs of identity, dominance, defiance and desire. Chicago, 1988; Haraway D. Primat vision: gender, race and nature in the world of modern science. N.Y., 1989]. Таким образом, под гендером понимается социо-культурная обусловленность диморфизма человека, которая определяется по выбору предпочтительных цветов и репрезентативно коррелирует с физическим полом как распределение доминант соответствующих компонентов интеллекта.
[4] Строго говоря, дополнительный к красному – зеленовато-голубой, но на него ученые почему-то не обращают внимания. Дополнительные цвета при визуальном смешении дают белый и серый, распределяясь попарно (диаметрально противоположно) по осям цветового круга: красный – голубой, оранжевый – голубовато-синий, желтый – синий, желто-зеленый – фиолетовый, зеленый – пурпурный.
[5] Агранович Е.С. Теоретические и экспериментальные предпосылки для нормирования цвета в школах. // Здравоохранение Белоруссии, 1966, № 7. Иванов Н.Ю. Цвет на судне. Психофизиологическое обоснование выбора цвета покрытий. Л., 1970. Шварц Л.А. Сенсибилизация к дополнительным спектральным цветам // Известия АПН РСФСР, 1947, вып.8. The science of color. // Opt.Soc.Am. N.Y., 1953.
[6] Сублимат – хроматическая характеристика архетипа, позволяющая выявить его семантику по функциям, феноменологически проявляющимся в предпочтительных цветах и других характеристиках хроматизма.
[7] Архетип – формирующийся в фило- и онтогенезе культурно-генетический ноумен восприятия, определенные информационные характеристики которого все же могут быть выявлены по его хроматическим свойствам.
[8] Детализация этой концепции представлена такими цветотерапевтами как Г. Клар, Я. Скотт, Т. Эндрюс и Г. Бреслав.
[9] Печкова Т.А. Системы классификации цвета.- М., 1969, с.19.
[10] Munsell A.H. A color notation.- Baltimore, 1941.
[11] Так, если О цвет вначале стимулирует, то после адаптации приводит к торможению. Аналогично и действие С – после фазы торможения в процессе адаптации возникает фаза возбуждения. Это свойство цветового пространства сопоставимо с результатами факторного анализа, проводимого в различных условиях, когда факторные оппозиции (в их векторном представлении) меняют свою направленность. Здесь же появляется возможность их реального измерения в цветовом теле со значимой нулевой точкой, которую предлагал еще В. Вундт в системе декартовых координат.
[12] Обратим внимание: эти пары цветов не являются взаимообратимыми как это наблюдалось для дополнительных цветов. Например, цветом последовательного контраста к красному на белом фоне будет зеленый, тогда как к зеленому – пурпурный; к желтому – фиолетовый, тогда как к фиолетовому – зеленовато-желтый и т.д.
[13] Да и не только детей. Вспомним “желтизну полотен Ван Гога”, “голубой и розовый периоды Пикассо”, “красные цвета Руо” и т.д.
[14] Семантическое представление объективной составляющей (через репрезентативные базы данных культурологии и психологии цвета) привело нас к хроматическому анализу субъективной составляющей, которая оказалось инвариантной для цвета и эмоций с асимметричностью ошибок относительно гендера.
[15] Детализация этого подразделения как системно-функциональной динамической модели интеллекта приведена в главе 5.
[16] Соответствующие доминанты интеллекта определяют тип темперамента по предпочтительному выбору цветов испытуемым данного пола и возраста при строго заданных условиях, где условия подразделяются на нормальные - N, то есть обыденные, обыкновенные, привычные и экстремальные - E, то есть непривычные, трансовые, измененное состояние интеллекта. Обратим внимание, что понятие «измененное состояние сознания» является нонсенсом («несознающее сознание»). Поэтому это состояние мы будем называть «измененным состоянием интеллекта», или строго говоря, состоянием с перераспределенными доминантами компонентов интеллекта.
[17] Так, например, понятие ”амбивалентность цвета” категорически противоречит “принципу исключенного третьего”, составляющего непременный атрибут рационально построенного научного мышления и абстракции как его результата.
[18] Метамеризация – бессознательный процесс ощущения одинаковыми смеси различных спектральных цветов.
[19] Сб. Исследование памяти. (Ред. Н.Н. Корж) М., 1990, гл. 5-7, 10-13; Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М., 1990, Гл.1, 2, 4; Прибрам К. Языки мозга. М., 1975, гл. 7.
[20] Beck A.T. Cognitive theory and emotional disorders. N.Y/1976, Ch. 1-3.
[21] Пространный обзор теорий цветовой гармонии представлен в монографии Л.Н. Мироновой «Цветоведение». Минск, ВШ, 1985.
[22] Frances R. Psychologie de l'esthetique. P., 1968, р. 18, 87.
[23] Темперамент – интегральная функция интеллекта, обусловленная нейродинамической организацией головного мозга (M и Id) и структурно-динамическими особенностями организма (S). По мнению К. Клонингера, в головном мозге темперамент преимущественно связан с миндалиной и гипоталамусом [Cloninger C. Temperament and personality // Curr.Op.Neurobiol., 1994, v.4, #2, p.266-273]. Соответствующие доминанты MIdS определяют тип темперамента по предпочтительному выбору цветов испытуемым данного пола и возраста при строго заданных условиях, где условия подразделяются на нормальные - N, то есть обыденные, обыкновенные, привычные и экстремальные - E, то есть непривычные, трансовые, измененное состояние интеллекта.
[24] Согласно исследованиям Хайдер, фокусные цвета запоминаются лучше и точнее других даже теми испытуемыми, в языке которых отсутствуют данные цветообозначения, поскольку в процессе узнавания предъявленных цветов зрительный перебор участвует отдельно от вербального.
[25] Средняя продолжительность жизни женщин больше, чем мужчин примерно в той же степени, что и падение чувствительности к женским (Ж, Г, П) и мужским (К, З, Ф) цветам.
[26] M. Rzepinska. Historia koloru...- Krakow, 1983, p. 80.
[27] Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // ВФ, 1990, №7, с. 27.
[28] Гавриленко О.Н. Параметр тревожности и цветопредпочтение. // Проблема цвета....- М., 1993. с.147 ; Zeugner G. Farbenlehre // Farbgestaltung. - B., 1987, s. 141 ff.
[29] Как утверждает Элиаде, мандала есть не столько проекция ума на внешний мир, сколько объективный символ образа мира в себе. Вероятно поэтому храмы практически всех мировых религий построены прямо по проекции мандалы.
[30] Серов Н.В. Хроматизм мифа.- Л., 1990, Ч.1-3; он же. Античный хроматизм.- СПб, 1995, ч.1 и Приложение II.
[31] Цит. по: Керлот Х.Э. Словарь символов.- М., 1994, с.550.
[32] Юрьев Ф.И. Цвет в искусстве книги.-Киев, 1987, гл.2-4; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М., 1974, гл.6-7; Мостепаненко Е.И. Свет в театре, архитектуре, живописи... -М.,1987.
[33] Сб. “Принцип соответствия”. Историко-методологический анализ.- М., 1979, гл.I,III,V.
[34] Льюис К.С. Любовь. Страдания. Надежда.- М., 1992, с.208 слл.; Фромм Э. Искусство любви.- Минск, 1990, гл.II; Серов Н.В. Хроматизм мифа.- Л., 1990, с. 150, 161, 178, 329.
[35] Серов Н.В. Античный хроматизм.- СПб, 1995, с. 462.
[36] Обращаем внимание специалистов, что эти значения – сублиматы, то есть интуитивно выведены нами в результате 40-летнего анализа фактических данных истории мировой культуры, согласно чему их следует расценивать лишь как рабочие гипотезы цветовой терапии.
[37] Подир – длинная одежда, которая, по мнению этнологов, ведет свое происхождение от одежд древних жриц.
[38] Объективно, по данным спектрофотометрии, женская артериальная кровь является более голубой в силу наличия в ней большей концентрации ионов меди, чем в мужской крови, которая, соответственно содержит больше ионов железа.
[39] Как отмечал Ф.М. Достоевский, надев синие очки, барышни немедленно стали иметь свои собственные убеждения.
[40] Выражение «синий чулок» имело несколько презрительный смысл и употреблялось для обозначения сухих педанток, лишенных женственности и погруженных в книжные, отвлеченные интересы (В.И. Ожегов).
[41] Кн. Евгений Трубецкой. Умозрение в красках. Paris, YMCA-PRESS, 1965.
[42] Колмогоров А.Н. Автоматы и жизнь. // Сб. Кибернетика ожидаемая и кибернетика неожиданная. М., Наука, 1968.
[43] Представленную ньютоновской трактовкой стадию ощущения в неявном виде содержит психическое переживание.
[44] Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М., 1974, с.313.
[45] Он же. Новые очерки по психологии искусства.- М., 1994, с.187.
[46] Серов Н.В. Хроматизм мифа.- Л., 1990, с.45,49; Античный хроматизм.- СПб, 1995, с.467.
[47] Цит. по книге: К.Г. Юнг. Структура психики и процесс индивидуации. - М., 1996, с. 235.
[48] См., к примеру, Сб. «Красота и мозг», М.,1996, гл.1-2,9, 10, статьи в журнале РАН «Природа» №3, 1997 г.: П.В. Симонов «Нейробиология индивидуальности» и Р. Салмелин, Р. Хари и М. Самс ««Нейромагнитное окно» в человеческий мозг».
[49] Серов Н.В. Хроматизм мифа. Л., 1990; он же. Лечение цветом. Мода и гармония. Спб., 1993, Приложение III (Тесты).
[50] Показательно, что при возможном объединении указанных архетипов (религий) человечество могло бы придти (от существующего сегодня религиозно-воинственного разъединения по различным конфессиям) к объединяющей его Вере в Белый свет, образованный цветовыми канонами и архетипами своих предков, то есть культурно-религиозным опытом всего человечества.
[51] Вежбицкая Анна. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия.// Язык. Культура. Познание. М., 1997. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., Наука, 1985. Белик А.А. Психологическая антропология. М.,1993
[52] В теории З.Фрейда ‘Я’ является своего рода местом столкновений бессознательно-иррационального ‘Оно’ (Ubw) и «восприятия-сознания» (W-Bw) в обход ‘Сверх-Я’. Так как вытесненный в «Оно» материал постоянно стремится вернуться в «Я», то функционирование психики приобретает динамически напряженный характер: влечения начинают нести амбивалентную семантику и то, что для «Оно» имеет положительную эмоциональную окраску, для «Я» становится отрицательным (и наоборот - любовь для «Я» сопоставима с ненавистью для «Оно», жестокость - с добротой и т.п.).[Введение в психоанализ. Лекции. М., Наука, 1989, 31 лекция].
[53] Cooper J.C. Lexicon alter Simbol.. Leipzig, 1986; Gericke L., Schone K. Das Phanomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung.. B., 1970.; Rzepinska M. Historia koloru w dziejach malarstwa europejskiego.- Krakow., 1983; Gage J. Color and culture. L., 1993; Hall M. Color and meaning in Renaissance art.. N.Y., 1994; Lamb T., Bourriau (Red.) Color: art and science. N.Y., 1995.
[54] При этом следует учесть, что как и пары дополнительных цветов (см. § 14.3), все названия факторов (в факторном анализе) даются в оппонентной и/или биполярной форме. Преимущество корреляции цвета с факторами заключается в устранении многозначности при оценке направления оси вектора. Так, указанием различных противоположностей можно изменить направление интерпретации вектора: например, противоположностью эмоциональности (оК) могут быть как сдержанность (гС), так и вялость эмоций (сГ).
[55] The Luscher color test. Scott I.A. (Ed.) N.Y., Pocket books, 1971. Lьscher M. Psychologiе der Farben. Test Verlag. Basel, 1971. Цветовой тест Люшера.- Новосибирск, 1995. Де Боно Э. Шесть шляп мышления. - СПб, М., Харьков, Минск, 1997.
[56] Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994.
[57] Серов Н.В. Цвет как время, пространство и эмоции. // “Петербургский рекламист”, 1996, №11.
[58] Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений. Л., 1985. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб, 1997. Lьscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985. The Luscher Color Test. N.Y., 1971.
[59] Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.
[60] Например, как цвет, так и факторы в методике факторного анализа задаются в биполярной форме, что дает возможность проведения между ними количественных корреляций. Так, например, Б.М. Величковский находит достаточное число оснований для прямого соотнесения таких методик как факторный анализ Ч. Осгуда и трехмерный характер представления эмоций и цвета В. Вундта.
[61] Серов Н.В. О междисциплинарном языке и моделировании интеллекта. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб, 1997, с. 193 - 201.
[62] Riley C.A. Color codes: modern theories... UPNE, 1995.
[63] Spearman Ch. Human abilities. L., 1950.
[64] Бассин Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии // Вопр.психологии, 1971, № 4.
[65] Так, «на первосигнальном уровне» предметы и явления действительности обобщаются на основе сходства вызываемых ими целостных пространственно-временных паттернов возбуждений, что имеет место либо при общем глобальном сходстве предметов и явлений, либо если все они обладают каким-либо особенно сильным бросающимся в глаза признаком», – отмечает Чуприкова Н.И. в работе Психика и сознание как функция мозга. М., 1985, с. 145.
[66] Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М., 1994, с. 231- 234.
[67] Шеннон К. Работы по теории информации... -М., 1963.
[68] Мешков В.В., Матвеев А.Б. Основы светотехники. М., Ч.1, 1979, Ч.2, 1989. Тиходеев П.М. Световые измерения в светотехнике (фотометрия). М.-Л., 1962. Хантли Г. Анализ размерностей. М., 1970. Чертов А.Г. Физические величины.. М., 1990.
[69] Радченко А.Н. Ассоциативная память. Нейронные сети. Оптимизация нейропроцессоров. СПб, Наука, 1998.
[70] Поскольку величина светлоты (яркости) и по смыслу и по размерности соответствует интенсивности, связанной с вектором Пойнтинга, то цветовые атрибуты характеризуются дипольными электрическими переходами, то есть смысл Ll определяется величиной дипольного электрического момента pe = ql с размерностью [pe]=[Ll] = LI. Отсюда оппонентность m может быть представлена моментом сил магнитного диполя M=IBl2 (где I – ток в магнитном поле, В – магнитная индукция и l – расстояние по оси) и имеет соответствующую размерность [M]= [m] = L2I.
[71] Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
[72] Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987, с 131.
[73] См., например, монографию Б.Ф. Поршнева Социальная психология и история. М., 1966, с.172.
[74] Шрейдер Ю.А. Проблемы кибернетики. М., 1965, в.13.
[75] Серов Н.В. Античный хроматизм. СПб, 1995, с.465 сл.
[76] Александров Ю.И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем. // Психологич. журн., 1995, Т.16, № 1
[77] Филимоненко Т.Ю. Феномен психологического времени // Ананьевские чтения - 97, СПбГУ, 1997, с.154.
[78] Treisman A.M. Contextual cues in selective listening. // Quart.J.Exp.Psychol., 1960, v.12; Friendley M. Methods for findings grafic representations of associative memory structures. // Puff R.C. ( Ed.) Memory organisation and structure. N.Y., 1979.
[79] Cavanagy J.P. Relation between the immediate memory span and memory search rate. // Psychol. Rev., 1972, v.79.
[80] П.В. Симонов в работе “О филогенетических предпосылках воли” подчеркивает, что волевое поведение характеризуется потребностью в преодолении преград на пути к ее удовлетворению и в качестве замечательного примера приводит семантическую параллель между двумя значениями русского понятия ‘воля’: 1.‘свобода’ и 2. ‘параметр психического’.
[81] Зоз Н.И., Шафранов Б.В. Свет и цвет на производстве. М., Медицина, 1970.
[82] Кравков С.В. Цветовое зрение. М., 1951. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. МГУ. 1989, Ч.2.
[83] Глезер В.Д. Зрение и мышление. СПб, 1993. Сб. “Восприятие. Механизмы и модели”. М, 1974, Ч.2.
[84] Психофизиологические работы позволили выявить локализацию архетипов в наиболее древних структурах мозга (гипоталамус и стволовой отдел), а также в правом полушарии головного мозга [Rossi E. The cerebral hemispheres in analitycal psychology // J. Analyt. Psychol., 1977, v.22, №1, p.32-58; Henry J. Comment on “The cerebral hemispheres in analitycal psychology” by Rossi E. // Ibid., №2, p.52-58]. Показательно, что независимые исследования привели к выводам о соотнесении этих структур с генетически наследуемыми неосознаваемыми психологическими функциями (под- и бес-сознание), являющимися основой собственно цвето- восприятия и предпочтений. Методы функциональной психологии, с другой стороны, показали возможность установления соотношений между правым и левым полушариями мозга и восприятием, соответственно, цвета и формы [Ротенберг В.С. Две стороны одного мозга и творчество // Сб. Интуиция, логика, творчество. М., 1987, с. 36-54; Вейн А.М., Молдовану И.В. Специфика межполушарного взаимодействия в процессах творчества. Принцип метафоры.// Там же, с. 54-64; Сб. Красота и мозг. М.,1995, Ч.III-IV].
[85] См. § 1.5 и комментарии к табл. 10.1.
[86] В психоанализе ‘сублимация’ – трансформация конкретного (либидо) в обобщенное (социально прие