Глава 7. семантика пурпурного цвета
Семантические разночтения пурпура
Дискуссия о семантике пурпурного цвета продолжается вплоть до настоящего времени. Частично это связано со свидетельствами античных авторов, которые называли пурпурными цветами область от синевато-красных до багряно-фиолетовых тонов естественных красителей, добываемых из улиток и, естественно, различающихся, в зависимости от того или иного региона Античного мира.
В настоящее время продолжается и несколько странная дискуссия о принадлежности к пурпурным лиловых и других оттенков. Поэтому далее мы будем придерживаться точки зрения колориметрии, согласно которой пурпуром является цвет, дополнительный к зеленому. То есть пурпур – это цвет, который при смешении с зеленым образует ахромный (белый и/или серый) метамерный цвет.
Обычно ассоциируется с императорами Древнего Рима. С королевским достоинством. С вдохновением Творца. Однако в иудаизме пурпурные одежды носили женщины. “Дочери Израильские! Плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу...” (II Царств 1, 24; Иер. 4, 30; Пр. 31, 22).
И конфуцианство символизировало пурпурным цветом добродетель, свойственную обычно женщине.. Пурпурный (или белый) энергетический центр тантристы сопоставляют со сверхсознанием. С верой во всеобъединяющее видение мира. С реализацией высшей полноты жизни. С выходом за пределы пространства и времени. И кто же еще не сталкивался с «женской интуицией», когда без каких-либо формально-логических рассуждений женщина вдруг безотчетно и стихийно проникает в самую суть предмета и постигает истину.
В христианстве наряду с белым символизирует цвет Бога-Отца и Богоматерь. В пурпурные цвета убирается и масонская ложа высших степеней посвящения. Пурпурные, серые или черные цвета одеяний подчеркивают принадлежность к ложе святых. Показательно появление пурпура в древнерусской иконописи, замеченное кн. Е.Н. Трубецким: на темно-синем фоне ночного, звездного неба множества икон София изображается в самых различных тонах пурпурного цвета.
Вместе с тем, семантический анализ христианской символики пурпурного цвета вызывал наибольшие разночтения среди исследователей символических аспектов цветового языка [ 2 ]. Обратим внимание, что не только ветхозаветная добродетельная жена одевалась в виссон и пурпур (Пр.31.22), но и Вселенский собор 431 г. (Эфес) постановил изображать в знак наивысшего почитания Деву Марию и св. Анну в пурпурных одеждах, и многие русские поэты (Лермонтов, Гумилев, Соловьев и др.) изображали женщину в пурпуре: “И в пурпуре небесного блистанья / Очами, полными лазурного огня, / Глядела ты, как первое сиянье / Всемирного и творческого дня.”. Однако общеизвестно, что этим цветом характеризовались одежды римских императоров, что, казалось бы, создает как семантический, так и формально-логический парадокс: цвет мужских одежд врагов христианства был принят христианством как знак наивысшего почитания в женских одеяниях святых.
Для семантического анализа этого «парадокса» обратимся к видениям св. Иоанна (Откр.17, 1-4), в которых «облачена была в порфиру и багряницу» великая блудница, а не святая Богоматерь. Кроме того, согласно толкованиям этого видения Э. Бенцем, под блудницей следует понимать Рим, где пурпур действительно олицетворял наивысшее почитание, но – прижизненно обожествлявших себя императоров.
Итак, казалось бы, возникло уже не столько формально-логическое, сколько референтно-семантическое противоречие: пурпур мог характеризовать и женщин (и святых, и блудниц), и мужчин (императоров Рима). Смысл цветовой характеристичности последних легко выявляется при учете их детально описанных гомосексуальных тенденций, выражавшихся и в появлении перед народом в цветастых шелках и других женских одеяниях и т.п.( Светоний: Юлий Цезарь 49-52; Калигула 52-54; Нерон 34-35; Оттон 22; Тиберий 62 и др.) Отсюда можно предположить, что Рим, действительно, может характеризоваться женственным пурпуром по причине христианского восприятия его императоров как "великой блудницы".
Пурпур Софии
Теософский анализ семантики пурпурного цвета, проведенный кн. Е.Н. Трубецким, показал аналогичные результаты относительно образа “пурпуровой Софии” в русских иконах. В очерке “Россия в ее иконе”[41] Трубецкой пишет: “То пурпур Божьей зари, занимающейся среди мрака небытия; это – восход вечного солнца над тварью. София – то самое, что предшествует всем дням творения, та сила, которая из ночного мрака рождает день…”. Подчеркивая в этой метафоре временной порядок “предшествия”, несложно заметить, что София как Премудрость являет собой сверхсознание как высшую степень сознания, порожденного Словом Бога на земле.
В самом деле, известные аналогии Софии с иудаистической Премудростью или с древнегреческой Афиной (также рожденной из головы бога) основываются на таких общих значениях как первоначало, изначальность материнского лона, как женственная пассивность, по-земному материализующая божественное Слово отцовской активности. И христианство постепенно сблизило облик Софии с образом Девы Марии, наделяя женский пол характеристикой пурпурного цвета как святостью.
Возвращаясь к вопросу о противоречивости пурпура как характеристики и святых, и блудниц, можно заметить, что Иоанн помимо пурпура наделил великую блудницу и багряницей, соотнося блуд с красным цветом. Возможно, это является определенным указателем на инверсию женского интеллекта в экстремальных условиях (Табл. 1.5), так как в нормальном состоянии практически все традиционные культуры (начиная от Древнего Египта, Китая, Индии, Крита, Древней Греции, Рима) красным цветом характеризовали мужское тело.
Множество аналогичных данных позволило нам утверждать, что семантика пурпурного цвета наиболее тесно связана с такой неотъемлемой характеристикой женского интеллекта (и/или мировосприятия) как сверхсознание. Это, в свою очередь, объяснило и традиционную (по Псевдо-Дионисию Ареопагиту) интерпретацию византийского пурпура как объединения вечного, небесного, трансцендентного (сГ) с чисто земным (К) в извечно противоречивом интеллекте женщины.
И кн. Е.Н. Трубецкой поразительно точно замечает: “Не берусь решить, насколько в выборе краски тут участвовало сознательное размышление. Я склонен думать, что пурпур Софии скорее был найден непосредственным озарением творческого инстинкта, каким-то мистическим сверхсознанием иконописца”.
Обратим внимание, что философ связывает сверхсознание художника с пурпуром Софии. С пурпуром, который лишь сегодня позволил нам утверждать прямую связь именно с женской мудростью. С Софией как сверхсознанием женщины, заставляющим произрастать “зеленое” самосознание мужчины. С этой трактовкой смыкаются и крылатые строки Гомера: Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос.
И далее кн. Е.Н. Трубецкой, рассматривая изображения Христа в золотистых тонах ассиста (“Не очевидно ли, что было бы кощунственным писать пурпурового Христа!”), задает удивительный по своей смелости вопрос: “Почему же неуместное в отношении к Христу столь уместно и прекрасно по отношению к Софии?” И ответ заключается в том, что “пурпур предваряет высшее солнечное откровение”.
В самом деле, пурпур сочетает свойства крайних цветов спектра и больше проявляет свойства красного, – судя по действию на пульс и дыхание. Реакция организма на него обычно благоприятна. Еще в средние века воспалительные процессы успешно излечивались синим цветом. Кто тогда знал про ИК-лучи? Красный же в этих целях применяется и сегодня для усиленного кровоснабжения тканей организма.
Поэтому при сердечно-сосудистых заболеваниях в строго конкретных случаях могут быть рекомендованы сине-красные цвета пурпура. Стимулирующее возбуждение красным в определенном сочетании с тоническим покоем синего приводит к положительным результатам и при лечении вегетатики. Ибо парасимпатическое действие синего и симпатическое влияние красного цвета достаточно эффективно сказывается на обеих составляющих нервной системы. А через подкорковые механизмы обеспечивается и равновесность всего организма.
Вспомним, как “новые русские” в 92-93 гг. ХХ века сменили свое “зеленое самосознание” на малиновые пиджаки “властного пурпура” – своего, как они считали, сверхсознания, “правящего деньгами, а значит, и миром”. И если фанатизм мужчин лечился синим, а женский фатализм – красным цветом, то пурпурный являлся ярчайшим примером усреднения (успокоения) идеологических крайностей. Как цвет внутреннего возбуждения, пурпур может сочетать в себе и мощное влияние ИК- и УФ-лучей. Непосредственно воздействуя на нас, они минуют не только зрение, но и сознание. Впрочем, как и многие другие цвета, о которых мы еще ничего не знаем. Хотя и подвергаемся их воздействию.
Многие крайности античных религий сублимированы в архетипах пурпурных цветов. В хроматической модели интеллекта пурпурный сублимат объединяет функции женского сверхсознания при нормальных, и мужского – при экстремальных условиях существования. И с позиций этого объединения пурпур представляет собой романтичное женское подсознание (голубой), материализующее определенные функции активного мужского бессознания (красный), и называемое нами женским сверхсознанием. Все это и позволяет нам утверждать истинность слов кн. Трубецкого: “Пурпур Софии скорее был найден непосредственным озарением творческого инстинкта, каким-то мистическим сверхсознанием иконописца”. Действительно, “подобное познается подобным”, как заключал Эмпедокл.
Незримое воздействие света
Психофизическое воздействие цвета на организм человека основано на взаимодействии соответствующих рецепторов с электромагнитными волнами, близкими к области солнечной радиации, пропущенной атмосферой. Поскольку организм воспринимает также излучение в области инфракрасных (ИК) и ультрафиолетовых (УФ) лучей, кратко рассмотрим их действие в соотнесении с потребностями светоцветовой терапии.
ИК-лучи обладают способностью к проникновению через кожу в организм человека на глубину до 50-60 мм. УФ-лучи же поглощаются поверхностными слоями кожи и поэтому проникают всего лишь на глубину 0,5-0,6 мм. Результатом интенсивного поглощения УФ-излучения является его мощное биохимическое воздействие на структуру клеток, влияющее на центральную и вегетативную нервную систему, эндокринные процессы и, таким образом, на весь организм. Наибольшим терапевтическим действием обладают УФ-лучи от 280 до 380 нм. Ниже 280 нм УФ-лучи биохимически сверхактивны вплоть до осуществления люминесценции глазных сред и фотолиза биореагентов, поэтому далее речь будет идти лишь о терапевтических УФ-лучах.
Поскольку для всех видов излучения действует известный закон Гротгуса-Дрейпера, согласно которому химические изменения в системе может вызвать только излучение, которое ею поглощается, то несложно предположить существование аналогичного механизма для принципиального отбора адекватно-реагентной длины волны в цветолечении. Основанное на определенном антагонистическом действии поглощательной (УФ) и проникающей (ИК) способности излучений, цветовоздействие на организм человека будет определяться степенью равновесия обоих отделов вегетативной нервной системы на уровне нейрогуморальной сферы к моменту начала лечения.
Влияние УФ-лучей (в первой фазе облучения – УФ-I) сказывается на повышении тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы (наблюдается первоначальный подъем артериального давления крови) с последующим его понижением во второй фазе облучения (УФ-II). В то же время ИК-лучи снижают функцию симпатической иннервации, понижая артериальное давление крови и вызывая кожную гиперемию. Таким образом, с точки зрения действия на нервную систему можно отметить своего рода синергизм симпатикотропных ИК- и УФ-II-излучений и их антагонизм по отношению к ваготропному УФ-I-излучению.
Аналогично антагонистическому действию ИК- и УФ-лучей на организм человека через кожный покров, противоположные изменения чувствительности цветовосприятия органов зрения к цветам теплой (красный, оранжевый, желтый) и холодной (зеленый, синий, фиолетовый) областей спектра наблюдается при медикаментозном воздействии на подкорковую область головного мозга. Так, кордиамин, как стимулятор подкорки, уменьшает чувствительность глаза к теплым цветам и увеличивает к холодным, тогда как такой депрессор подкорки, как веронал, изменяет чувствительность глаза в обратную сторону.
Отсюда, а также из нижеследующего можно сделать вывод об антагонистичности не только аппаратов восприятия теплых и холодных цветов, но и УФ- и ИК-излучений. Как следует из опыта, обе кривые совпадают при 420 нм (фиолетовый), 570 нм (желто-зеленый) и 690 нм (красный цвет). Не останавливаясь на причинах расхождения между этими и “перцептивно-чистыми” цветами Геринга (С-470, ГЗ-500, ЖЗ-575 и П-440+675 нм), отметим лишь их константность при различных стимульных условиях. Возможно, экстраполяция этих кривых за граничные точки могла бы дать более полную картину влияния электромагнитных излучений на организм человека.
Так, например, действие зеленого цвета (также как ИК- и УФ-II-лучей) является симпатикотропным (чувствительным к зеленому раздражителю при возбуждении симпатического отдела в.н.с.), т.е. понижает давление крови и изменяет соотношение ионных концентраций в тканях реагирующего органа в направлении относительного увеличения ионов кальция и этим – уменьшения ацетилхолина в крови. Таким образом, аналогично ИК- и УФ-II-лучам, зеленый цвет увеличивает (за счет увеличения содержания кальция) противодействие тканей, их механическую прочность и устраняет болезненные очаги. Поскольку введение ионов кальция в организм может быть связано с возбуждением симпатического нерва и уменьшением чувствительности тканей к свету, то можно полагать, что при симпатикотонии аппарат восприятия холодных цветов должен быть более возбудимым и более чувствительным, чем при возбуждении блуждающего нерва.
В то же время красный цвет (аналогично УФ-I-лучам), как ваготропный, повышает давление крови и производит перемену в ионном показателе в сторону относительного увеличения ионов калия и этим – увеличения ацетилхолина в организме больного, что приводит к повышению чувствительности аппарата восприятия теплых цветов при ваготонии.
С учетом этого антагонизма цветов в их восприятии всю область спектра можно разделить на две группы: симпатикотропную и ваготропную. Действительно, как из теории контрастных цветов, так и из опытов Лэнда известно, что если органы зрения воспринимают цвет путем сравнения более длинных и более коротких световых волн, то где-то между ними должна существовать центральная точка равновесия, или “точка обращения цвета”, влево от которой до следующей точки все цвета будут симпатикотропными, а вправо – парасимпатикотропными. Такой “центральной точкой” можно считать, по-видимому, индивидуальную для каждого субъекта область спектра приблизительно при 570 - 575 нм.
Тогда рефлекторное воздействие цветов I группы на в.н.с. можно связать с их проникающей способностью и, с другой стороны, с непосредственным влиянием на поверхностно расположенные между клетками эпидермиса нервные окончания и сети кровеносных сосудов, включая сюда рецепторы сетчатки. Гуморально-эндокринное влияние на организм цветов II группы осуществляется, по-видимому, путем образования продуктов фотодиссоциации белков под воздействием биохимически активных УФ-лучей, поглощаемых кожей, что в итоге также приводит к раздражению нервных окончаний, как и воздействие на рецепторы сетчатки цветов теплых тонов. Поэтому при цветолечении и синтонической стимуляции организма человека, вероятно, следует, во-первых, учитывать всю область электромагнитных волн раздражителя, включая сюда ИК- и УФ-излучения, пропущенные фильтром. И, во-вторых, необходима дальнейшая разработка теории феномена Лэнда для адекватного согласования пропускаемых фильтрами контрастных цветов, которые одновременно могут воздействовать противоположным образом на организм человека.
Поскольку в целях синтонической стимуляции применяются фильтры, преимущественно пропускающие излучения с характерными областями – желто-зеленой, а также красной (при лечении эзофории) или синей (при лечении экзофории), то именно здесь необходимо в первую очередь проводить учет указанных выше антагонистических особенностей цветов. Экстремум цветоразличения приходится на область 560-575 нм. Поэтому всегда имеет смысл разделять действие излучений по принципу их воздействия на нервную систему, хотя оба механизма функционально связаны и, вообще говоря, можно было бы говорить о едином рефлекторно-гуморальном механизме цветолечения.
Задачу общего воздействия цветом, по-видимому, можно искать в повышении реактивности больного организма для усиления факторов иммунитета и одновременном снижении местных проявлений болезненных состояний. Иначе говоря, необходимо осуществлять общую сенсибилизацию организма к поглощаемому в определенной степени дефицитному цвету и местную десенсибилизацию к цвету, связанному с увеличением к нему чувствительности.
Поскольку, например, УФ-излучение поглощается в наибольшей степени, то можно предположить, что малые дозы должны сенсибилизировать организм, тогда как большие – десенсибилизировать болезненные очаги. Это предположение, в частности, подтверждается в практике цветолечения: наилучшие лечебные результаты наблюдаются у больных, которые без каких-либо осложнений адекватно воспринимают солнечную радиацию. Поскольку последняя включает в себя практически весь спектр лучей, применяемых в цветолечении, то здесь проявляется, вероятно, и синергетическое действие цветов обеих групп: если ИК-лучи не вызывают фотохимического эффекта, то интенсивно прогревая ткани, они в качестве сенсибилизатора прекрасно активируют биохимическое действие УФ-лучей. Обобщая определенные результаты светоцветовой терапии цветами видимой области, учтем, что величина освещенности определяется состоянием больного и может варьироваться в пределах 20 - 500 лк.
В связи с синтонией цвета следует помнить о гендерном диморфизме человека. Известно, например, что при воздействии симпатикотропных раздражителей (цветов холодной области спектра) у индивидов наблюдается преимущественно астеническая реакция и недооценка временного интервала, а при воздействии ваготропных – стеническая реакция и переоценка временного интервала. Данные же по психофизиологии гендерного диморфизма позволяют предположить корреляцию между переоценкой временных интервалов, мужской составляющей и симпатикотропностью холодных цветов, с одной стороны и, с другой, – между недооценкой времени, женской составляющей и парасимпатикотропностью теплых цветов.
Это предположение действительно подтверждается множеством данных с учетом повышения тонуса симпатической иннервации в первой и парасимпатической во второй половине менструального цикла женщины. Так, доминирующая у мужчин сила мускульных сокращений больше при освещении теплыми цветами, в то время как превалирующая у женщин работоспособность пальца руки (ср. с реакцией хватания) увеличивается при воздействии холодных цветов.
Итак, краткое рассмотрение психофизиологического воздействия цвета на организм человека показывает, что для цветолечения существуют достаточно сильные средства. Однако для конкретного пациента необходимо принимать во внимание не только локальное заболевание (например, форию глаз), но и общее функциональное состояние нервной системы и, в частности, как соотношение между ее антагонистическими отделами – симпатическим и парасимпатическим, так и соотношение между цветовыми стимуляторами с учетом их контрастного и антагонистического действия.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ТЕОРИЯ ЦВЕТОВОЙ ТЕРАПИИ...................................................................................................................
ГЛАВА 8. ХРОМ-АНАЛИЗ СЛОЖНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИИ.............................................................................................
8.1. Формальный мир науки и реальный мир цвета..........................................................................................................
Рис.4. Моделирование стихий, по Эмпедоклу..............................................................................................
Рис.5. Моделирование эмоций, по Вундту....................................................................................................
8.2.Определение цвета...............................................................................................................................................................
8.3. Основные принципы хроматизма...................................................................................................................................
8.4. Определение интеллекта...................................................................................................................................................
Таблица 8.1. Хром-анализ разнородных систем интеллекта................................................................................
Таблица 8.2. Хроматическая модель и планы интеллекта....................................................................................
Таблица 8.3. Формализация гендерного смысла цветовых канонов и архетипов традиционных культур
8.5. Гендерный смысл цвета....................................................................................................................................................
Рис.6. Модель интеллекта, по рисунку Фрейда.........................................................................................
Рис.7. Трехмерная модель интеллекта.........................................................................................................
Таблица 8.4. Природное различие «полов» по темпераментам, в %................................................................
ГЛАВА 9. ЦВЕТОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА..........................................................................................
9.1. Цвет и структура интеллекта........................................................................................................................................
9.2. К типологии интеллекта.................................................................................................................................................
Таблица 9.1. Хроматическое соотнесение различных типологий....................................................................
9.3.Гендерные предпочтения и мировосприятие.............................................................................................................
Таблица 9.2. Корреляция между цветом, темпераментом и хром-планами...................................................
Рис.8. Цветовой «круг Айзенка»......................................................................................................................
Рис.9. Двухмерная модель интеллекта.........................................................................................................
9.4. Гендерные характеристики интеллекта.....................................................................................................................
Таблица 9.3. Локус контроля и планы интеллекта................................................................................................
Таблица 9.4. Цветовой контраст гендерных характеристик..............................................................................
Глава 10. СЕМАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА.................................................................................................
10.1. Информация цветового тела как семантическая модель интеллекта..............................................................
Таблица 10.1. Выбор интеллектуальных переменных в цветовом теле..........................................................
10.2. Резонансное воздействие цвета на интеллект........................................................................................................
10.3. Хроматические принципы представлении психологической информации...................................................
Таблица 10.2. Семантика цветов Люшера в хроматизме.....................................................................................
Таблица 10.3. Нормировка и воздействие цвета....................................................................................................
ГЛАВА 11. ПРИНЦИПЫ РАЗМЕРНОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВЕЛИЧИН........................................................
11.1.Теория размерностей в хроматизме...........................................................................................................................
Таблица 11.1. Единицы измерения и размерности величин внешней среды..................................................
Таблица 11.2. Формализация представлений через размерности и планы ахромной оси........................
Таблица 11.3. Формализация представлений через размерности и планы цветового круга....................
Таблица 11.4. Хроматическое моделирование сложных систем.......................................................................
Таблица 11.5. Хроматические принципы переработки цветовой информации.............................................
11.2. Световые величины и измерения................................................................................................................................
Таблица 11.6. Единицы измерения и LIT-размерности световых величин.....................................................
11.3. Образ-концепт и цветовые измерения.......................................................................................................................
Таблица 11.7. Формулы и единицы измерения цветовых величин....................................................................
ГЛАВА 12. ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН...............................................................................
12.1. Информация и размерность психологических величин......................................................................................
Таблица 12.1. Формулы и единицы измерения хроматических величин........................................................
12.2. Формализация представлений психологии............................................................................................................
Таблица 12.2 Формулы психологии...........................................................................................................................
12.3. Систематизация психологических формул.............................................................................................................
Таблица 12.3. Систематизация психологических величин.................................................................................