Глава 5. семантика зеленого цвета

Зеленовато-желтый цвет

Как правило, зеленовато-желтые и желтовато-зеленые оттенки вызывают ассоциации с вынужденным раскрытием и связываются с распусканием почек на деревьях. Среди всех цветов зеленовато-желтый обладает наиболее ясной и отчетливой областью видения. Поэтому в нормальных условиях не утомляет зрение. Однако при укачивании, например, ухудшает самочувствие и усиливает вегетативные расстройства. Возможно, в силу перечисленных свойств зеленовато-желтый (цвет серы) в христианстве считается цветом повелителя ада Люцифера (в дословном переводе с латинского – «несущего свет»).

Предпочтение зеленовато-желтых тонов означает стремление человека устанавливать новые контакты или желать встреч с чем-то неизвестным. Вместе с тем зеленовато-желтые цвета предпочитают больные со склонностью к спазмам гладкой мускулатуры. Поэтому пациентам с желудочно-кишечными и др. заболеваниями следует внимательно отнестись к консультациям хромотерапевта.

Нежелательно использование этих тонов и в определенных случаях фригидности, когда женщина упорствует в желании снять внутреннее возбуждение только за счет действий партнера. Однако желто-зеленые цвета могут быть рекомендованы лицам, жаждущим внешнего возбуждения за счет новых знакомств или в путешествиях. Ибо к самонаблюдению желтого этими оттенками прибавляется внешнее самоутверждение зеленого.

Зеленый

Тысячелетиями человек рос, жил и отдыхал рядом с зеленью. И земная связана с Воскресением. С весенним обновлением природы. Понятно, что зеленый цвет благоприятно действует на человека. И ассоциируется с юностью, с жизненной возможностью, с рождением и надеждой. Согласно де Боно, зеленый цвет как символ плодородия, как растение, пробивающее путь к свету сквозь толщу земли символизирует создание ситуаций, пробуждающих сознание, или (как наделяет психология личности преимущественно мужской интеллект) «Я-концепцию». Да и «зеленый змий», или «зелье», или «тоска зеленая» – это тоже скорее мужские признаки, чем женские. Об этом же пишет У. Бер: «в зеленом сильнее всего выражается мужское начало».

В Древнем Египте зеленый — строго канонизированный цвет Осириса (“произрастающего”). Однако в статье, посвященной семантическому анализу символики цвета, Л.Н. Миронова утверждает, что зеленый не символизирует Осириса, а является им самим. Вместе с тем, немного далее в этом же исследовании зеленый рассматривается ею и как женский, поскольку проявляет пассивные свойства по отношению к мужскому красному и связан с землей как принципом женского начала. Однако, во-первых, в Древнем Египте существовало матрилинейные отношения, то есть женское начало доминировало над мужским. И. Во-вторых, с учетом того, что Осирис – муж Исиды и отец Гора, несложно понять, почему практически во всех интерпретациях принято считать, что Осирис (его сублимат - зеленый цвет) символизирует мужское начало, или, как отмечалось ранее, самосознание. Аналогичная семантика выявляется и в других культурах. Так, например, данные Л.С. Васильева (1970) указывают на однозначную корреляцию между мужским принципом “ян” и нефритом; при этом последний, согласно А.Е. Ферсману, всегда характеризуется зеленым цветом.

Смарагд (изумруд) являлся любимым камнем Соломона. Иначе говоря, зеленый – мужской цвет. “И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя”(Быт.1, 11), и стали “сыны человеческие... – как трава (Пс.89, 4-6). Как о сыновьях своих вспоминают они о ... дубравах своих у зеленых дерев...(Иер.17,2). Одним из живых знаков праздника Шавуот (Пятидесятницы) до сих пор являются зелень и цветы, которыми украшают жилые дома и синагоги. По преданиям, это связано с тем, что мать прятала Моисея в зеленых зарослях тростника на берегу Нила. Или с зеленой (тогда еще) горой – Синаем, где была вручена Тора.

В любом случае Пятидесятница – это праздник зелени. Зелеными ветками забрасываются полы, украшаются стены. Как в Древнем Египте зелень олицетворяла бога Осириса. Как в Древней Греции Дионис (Вакх) был увит зеленым плющом и зелеными виноградными лозами. Как христианская традиция на Пятидесятницу (50-й день после Пасхи) украшает зеленью дома и церкви. В Риме же мы находим любопытное сочетание слов vir (мужчина), viridis (зеленый, могучий) и virilis (мужской) со словами virgo (девушка) и virga (ветка, побег), которое может указывать на гендерную обоеполость зеленого цвета. Так, император Нерон имел обыкновение смотреть на мир сквозь изумрудные стекла.

По преданиям, зеленый хризопраз дает носящему его прекрасную память. В Индии же считалось, что зеленый цвет укреплял не только память, но и собственно знания. Конфуцианская традиция наделила зеленый цвет свойством гуманности. Практически эти же качества ауры ярко-зеленого цвета усматривают экстрасенсы: терпимость к мнениям и верованиям других, быстрая адаптация, такт и житейская мудрость. В зеленом энергетическом центре тантрическое учение находит прежде всего обретение власти над своим “Я”, ощущение внутренней силы и контроль над речью и чувствами. Приведение в равновесие мужской и женской энергии. Преодоление препятствий и трудностей. Так, Л.Н. Миронова находит в зеленом цвете символ земной жизни Христа.

Особенно это подчеркивается исламом, где зеленый – святой цвет. Райские сады – зелены. Как зелено “майское дерево”. Или рождественская елка. Или березовые ветви в память о покойниках. Как зелены и священные знамена Магомеда, так сказать, правовестника «мужской» религии. В православии зеленые цвета богослужения соответствуют праздникам Святой Троицы, Святого Духа и Входа Господня в Иерусалим. А также – дням памяти Преподобных. В католичестве зеленый символизирует рост духа святого в человеке, бессмертие духа и жизнь как триумф над смертью (весны над зимой). Этот цвет означает также добрые дела, инициацию и надежду.

В Каббале зеленый цвет олицетворяет победу. Белое знамя с зеленым крестом Великого Командора масонов XVIII века украшал девиз “Dieu le veut” (Этого хочет Бог). Однако на море флаг зеленого цвета геральдика приняла как знак кораблекрушения. Зеленый цвет мундиров ввел Наполеон.

Кандинский соотносил “пассивное зеленое” с самодовольностью буржуазии. С ее ограниченностью. В самом деле: карточный стол, как и столы банкиров, покрыты зеленым сукном. И там, и там нужно считать. И там, и там нужно осознавать свои действия. Быть может, зеленый – самосознание мужчин? Ведь женщины-банкиры, как и настоящие буржуа – исключение из правил. Зеленые цвета пиджаков “новых русских” лицезрела Россия начала 90-х годов. И все это может означать, что приходящая с новым сознанием власть утверждается в своем зеленом самосознании.

Да и дети, предпочитающие зеленый цвет, обычно более уравновешены, самостоятельны и не проявляют излишних эмоций. А из женщин, пожалуй, единственные – Екатерина Медичи и Елизавета Петровна любили зеленые тона одежд и правили не хуже мужчин.“ Цвет культуры – зеленый, и цвет революции – огненный… но зеленый цвет дополнителен красному”, – размышлял Андрей Белый. Прямое подтверждение этим выводам находим в воспоминаниях сестры Бориса Пастернака: “В начале 20-х годов Боря привез в Берлин свою молодую жену… Боре отвели маленькую рабочую комнатку: стол, стул, лампа. Абажур был розовый… “Не могу же я писать при розовом абажуре!” – воскликнул он возмущенно и купил зеленый”. Традиции охраняют культуру как материнское сознание охраняет самосознание сына. И в этом смысле зеленый цвет чрезвычайно близок к белому.

При воздействии на нервную систему человека проявляет промежуточные свойства между теплыми и холодными цветами. Нормализует кровяное и внутриглазное давление. Увеличивает остроту зрения. Сужает величину слепого пятна сетчатки. Приводит к нормализации дыхания и пульса, увеличивает длительность выдыхания (по сравнению с теплыми цветами). Уменьшает величины мускульной реакции. Создает несильный, но прочный подъем умственной работоспособности. Благоприятствует концентрации внимания. После привыкания к зеленому число правильно решенных задач увеличивается на 10% при сокращении числа ошибок на 20%. Наблюдается небольшое замедление реакции “счет чисел”, поскольку возникает определенная недооценка времени.

Зеленый наиболее показан лицам, которые периодически страдают невралгиями и мигренями, вызванными повышенным кровяным давлением. Ибо как никакой другой, зеленый цвет способствует нормальному наполнению кровеносных сосудов. Поднимает жизненный тонус и создает реальное ощущение отдыха при нервной раздражительности, истерии или бессоннице. Принято считать, что зеленые стекла очков имеют уравновешивающий и успокаивающий характер. Поэтому могут быть рекомендованы при нервных срывах и переутомлениях. Согласно Люшеру, зеленый может обладать характеристикой ограниченного самовыражения.

Как тихий и успокаивающий, зеленый цвет уменьшает влияние укачивания, смягчает морскую болезнь и предотвращает рвоту. Оказывает слабое гипнотизирующе-болеутоляющее действие. Как самый спокойный из всех цветов, он никуда не зовет, ничего не требует. Психоаналитики в нем находят “довольный собой цвет, ограниченный в духовном пространстве. Или законсервированную продолжительность саморегуляции и самооценок”.

Зеленый является хроматическим архетипом ислама. В модели интеллекта сублимирует черты мужского сознания при нормальных условиях и женского – в экстремальных.

Наши рекомендации