Глава 4. полихромные теплые цвета

Название «теплые» эти цвета получили вследствие того, что оказались жестко связанными с цветами «теплых» предметов типа огонь, кровь, солнце и т.п. Эти цвета возбуждающе действуют на интеллект прежде всего через симпатический отдел вегетативной нервной системы, который связан с функционированием таких функций бессознания как пищеварение, сердцебиение, терморегуляция и т.п. Как при активации симпатического отдела, так и при действии теплых цветов бессознание, если можно так сказать, противостоит внешнему воздействию различными путями. Здесь и расширение зрачков, и усиление сердцебиения, и расширение бронхов, и выведение глюкозы из печени и т.п. Эксперименты ученых с рН-метром показали, что воздействие на интеллект теплыми цветами обладает своеобразным окислительным эффектом. Теплые цвета характеризуют экстравертные типы интеллекта.

Красный.

Как говорил Василий Кандинский, “беспредельное красное можно только мыслить или духовно видеть”. Слишком уж противоречив этот цвет, да и достаточно нелогичен. Так, если в могильниках древних обществ красной охрой посыпали тела умерших в знак воскрешения из мертвых, то перед обычной охотой мужчины красились в красный цвет для придания своему духу энергии, активности и бесстрашия.

В Древнем Египте красной или красно-коричневой краской всегда окрашивались изображения богов и мужчин. В иудаизме красный цвет символизировал не только мерзости и грехи всякие, а и сам День Страшного суда. Но одновременно красный украшал и стены первых иудейских храмов, и одежды первосвященников, и одеяния воинов. Так, щит героев Израиля “красен, воины его в одеждах багряных... в день приготовления к бою” (Наум 2, 3).

Все это, да еще пожалуй, тот факт, что красный посвящен в христианстве Святому Сыну, позволяют понять и ассоциации красного со Страстями Господними. С кровью Иисуса Христа, пролитой во спасение человечества. “Убеление риз кровью Агнца” – что это, как не осознание своего бессознательного порождения через мучение. Дни святых пишутся красным цветом. В православии красный цвет вслед за белым продолжает пасхальное богослужение как символ неизреченной любви Бога к роду человеческому. Как цвет крови он используется также в красных или багряных облачениях, надеваемых для служб в честь мучеников. В католичестве красный цвет символизирует не только дни мучеников, но и собственно Троицу. Цвет кардиналов как слуг Папы. Означает рвение в вере, силу и достоинство.

Тантризм же связывает энергетический центр красного цвета с усилением жизненной энергии и повышением иммунитета или выносливости. Экстрасенсы усматривают в ауре красного цвета следующие оттенки и смысловые значения: красный с оттенком пламени – чувственность и животная страсть, багряно-красный – гнев, светлые тона малинового – любовь, соединенная с высшими чувствами.

А Каббала наделяет красного бога солнца строгостью и непреклонностью. В алхимии “красный” символизирует “мужской принцип”, связанный и с Драконом, и с Солнцем, и со Львом различными стадиями “Великого опыта”. В масонском обряде наиболее ярко это следует из алых “цветов борьбы” андреевских лож. Близки к ним и красные тона “Королевской арки” или тевтонических крестов высшей ступени посвящения.

Обыкновенно красный цвет ассоциируется с мужским активным принципом, с кровью, с огнем. Практически все культуры исповедуют этот принцип. “Энергичные, здоровые, малокультурные люди находят особое удовольствие в этом цвете. Склонность к нему обнаружена повсюду у диких народов” (Гете).

Поговорка “Дурак любит красное” справедлива не только в России, ибо красное – это средоточие бессознательного, физического, физиологического. Красный фонарь, например. Или красный цвет бога войны – Марса. Или красные накидки самых воинственных воинов – лаконийцев и римлян. И наконец, красный цвет крови. Если все это не убеждает, то вспомним имя нашего прародителя: Адам означает “красный человек”.

И в России красное стало синонимом красивого. Красная площадь, красный угол, красная строка. И даже дйвица у нас, и та – крбсна. А ведь красным характеризуется экстремальное состояние женского интеллекта при месячных и родах. Не зря же в древних и пережиточных обществах красным цветом наделяли шаманок в их экстремальных службах племени. И красным же цветом экстремумов смущения или стыда наделяется женщина, но не мужчина, который, как мы только что видели, и так красный.

В Европе красный цвет одежды соответствовал действию, горению, страстности, желанию и воле к победе. При Бургундском дворе красные одежды означали “пламенную и страстную любовь”. Сочетание красного с черным – “смерть любви”, а красного с голубым – “непоколебимую верность вечной страсти”. Отсюда возникают ассоциации и с любовью, с сексуальным возбуждением, страстностью и т.п. Не зря Рембо полагал, что женщину в красном легко соблазнить. Ибо красным цветом она уже “высказывает”, что “была бы не прочь испытать некоторое возбуждение”. Вспомним, что мужчины красный цвет считают любимым много чаще, чем женщины. Хотя он одинаково сильно возбуждает оба пола. Возбуждение это сугубо мужское – физическое, мускульное.

Красный фригийский колпак французских коммунаров являлся знаком борьбы за свободу, которой добивались рабы Древнего Рима. Аллегорически он связан с социологическим значением “красный”. То есть политически крайне левый – ярый приверженец потрясений и революций. Вспомним “Белую книгу” и поймем, что “белые и красные” – это традиции и их ломка со времен Гражданской войны. Красный цвет часто вызывает волнение, беспокойство и усиливает нервное напряжение. По данным Э. де Боно красный является очень эмоциональным цветом, так как символизирует гнев, ярость и внутреннее напряжение. Повышая уровень активности, красный заставляет больше внимания уделять и окружающему миру.

В самом деле, хроматические свойства красного таковы, что днем он приближается к нам, выступает вперед и даже наступает на нас. А в сумерках служит фоном и создает странное впечатление глубины, происхождение которой также не оставляет в покое. Поэтому мощное возбуждение психики от красного цвета имеет весьма навязчивый характер. Своего рода принудительный стимул к активной экстраверсии. То есть к деятельности, направленной вовне личности. В этом принуждении участвует весь организм человека. Пульс учащается и усиливается. Увеличивается артериальное давление крови и внутриглазное давление. Дыхание учащается и углубляется. Активизируется мускульная система. Увеличивается скорость движений, так как время в красном цвете переоценивается. Может поэтому красные стены бистро и кафе располагают людей к более быстрой еде.

Заметим, что скорость движений всегда больше у мужчин. Женщины же время вечно недооценивают. Вечно опаздывают. Красный цвет освещения в 2 раза увеличивает силу сжатия кисти. Да и вообще, за счет возбуждения нервной системы красный вызывает в начале резкий подъем работоспособности. Например, производительность труда уже через 10 минут повышается на 26%. Ибо увеличивается мышечное напряжение и скорость движений. Ускоряется реакция “счет чисел”… Однако при адаптации к красному цвету число правильно решенных задач снижается на 20%, а производительность труда – на 34% (после 20 минут адаптации). Появляется цветовое утомление, приводящее к дальнейшему понижению работоспособности.

Соотнесение звука и цвета показывает громкий характер красного. Спокойно его не вынести. К нему применимо, наверное, только определение Шопенгауэра: “Сила шума, которую спокойно может вынести человек, обратно пропорциональна его умственным способностям и поэтому может служить довольно точным мерилом этих способностей”.

Какие же способности у красного цвета? Психологами отмечено, что ношение красных очков спортсменом повышает его выносливость. Выявляет боевую борцовскую решительность в его характере. Красный более характерен для вкусов молодых. Если до 20 лет он часто ставится на первое место, а к 30 годам – несколько реже, то к 60-ти красный уже стоит где-то в середине цветового ряда предпочтений. Красный цвет помогает активно преодолевать жизненные препятствия. Улучшает динамичность жизни и даже предприимчивость. И не обязательно иметь красный автомобиль. Иногда достаточно красной пачки сигарет или красный галстук, чтобы углубить свою эмоциональную жизнь.

Поэтому в качестве возбуждающего красный весьма эффективен при лечении депрессий, подавленности и меланхолии. Уже д-р Бэббитт заметил, что красные цвета освещения (фильтры на окнах, шторы и др.) противопоказаны сангвиникам и холерикам. С. Пэнкост использовал красные световые ванны при лечении параличей, истощения и туберкулезов третьей степени. Некоторых людей, по данным У. Бера, этот цвет возбуждает и опьяняет так, что у них резко понижается рациональный контроль за своими действиями.

Из-за значительной проникающей способности в кожу он болеутоляюще воздействует на нервную систему. Наиболее эффективен при лечении гиперстезии как основы большинства симптомов неврастений. При этом часто проходят головные боли, головокружения, а также боли в позвоночнике и др. Доктор Вайс рекомендовал одевать во время цикла красные трусики или колготки для уменьшения болей и напряжения. Рекомендации оказались достаточно плодотворными. Вайс объясняет это действие цвета эффектом резонанса и близостью этой зоны к красным цветам. Красная шерстяная нитка, обвязанная вокруг ушиба, издавна использовалась для снятия боли и скорейшего выздоравливания.

Красный стрептоцид как прообраз современных сульфаниламидных препаратов не одному поколению спас жизнь. Нередко красные цвета успешно используются для лечения детской анемии и апатии, так что увеличивается число эритроцитов. За счет выделения адреналина при воздействии красным цветом повышается физическая активность. Улучшается пищеварение. Улучшается аппетит и растет вес ребенка. Возможно, это и привело немецкого исследователя семантики цвета Ульриха Бера к соотнесению красного цвета с возбуждающей материей жизни, то есть по нашей терминологии – с бессознанием.

Красный прекрасно способствует заживлению ран за счет глубокой проникающей способности. Поэтому в процессе цветолечения резко уменьшаются воспалительные явления. С помощью эндоскопа в красном свете лечатся язвенные болезни желудка, воспаления гениталий и др. Хорошо зарекомендовали себя рекомендации по лечению красным цветом острых экзем, кори, оспы, рожистых процессов и др.

В хроматизме красный цвет сублимирует архетип тотемизма. В сублимате же красного цвета заключено хроматическое проявление мужского бессознания – при нормальных, и женского – при экстремальных условиях жизни.

Розовый.

Как разбеленный оттенок красного, розовый обычно ассоциируется с цветом духовной радости. Так, в христианстве розовый – цвет мучеников Одним из высших званий “Королевской арки” является “Суверенный принц Розового креста”. И дело здесь не только в Розе – символе земного воспроизведения, но и в ее розовом цвете.

В одной из педиатрических клиник Франции исследовательская группа, используя данные функциональной психологии, рекомендовала ввести розовое белье для маленьких пациентов. После этого резко возросло количество поправляющихся детей. Администрация клиники хотела поэтому пойти дальше. Зная, что хорошее самочувствие пациентов зависит от цвета интерьера, она решила окрасить стены, потолки и мебель в тот же цвет, что и рубашки. Что из этого получилось, мы не знаем. Однако можно полагать, что принципы цветового утомления распространяются на детей не в меньшей степени, чем на взрослых.

Розовый многие называют приторным, находя в нем некоторую слащавость и чрезмерную сладость. Как писал Дехлеви, У роз твоя, о роза, красота, // И дали цвет вину твои уста. Любопытный пример использования розового цвета приводит американский цветотерапевт Линда Кларк : женщина 50 лет, Ивон Мартин, только что потерявшая мужа и ужасно выглядевшая, принялась «дышать розовым цветом» и через 9 месяцев стала моложе на 20 лет. Ее перестали узнавать знакомые, а подруга заметила: «такими темпами ты скоро превратишься в девочку». Пришедшая к ней корреспондентка дала Ивон «не больше 25 лет, лицо без морщин и следов косметики».На вопрос, как это произошло, как она впервые стала дышать розовым, Ивон рассказала, что почти во сне увидела светящийся шар глубокого розового цвета, которым почему-то должна дышать утром и вечером, направляя все свои мысли на омоложение определенных зон своего тела.»Я дышала этим розовым, задерживала дыхание, зрительно представляя часть которую лечу, гладкой и без морщин. Так три раза подряд для каждой части, постепенно морщины стали исчезать, тело начало приобретать молодость, в зеркале я видела себя все более и более соблазнительной».

Итак, мы встретились с терапевтическим действием розового цвета как на детей, так и на взрослых. На чем оно может быть основано? Розовый цвет образуется смешением красного и белого. Красный, как мы уже видели, сублимирует свойства мужского бессознания, белый – материнского сознания. Возможно, именно это сознательное направление красной бессознательной энергии на стареющие части тела и дало описанный положительный эффект омоложения. В самом деле, сочетание в одном цвете материнской любви (белый) с мужским (красным) утверждением собственной страстности дает начало рождению

Не зря же розовую ленточку повязывают поверх одеяла девочки, ждущей единения с миром будущего материнства. И конечно же, не зря лесбиянки, одухотворенные извечным влечением к лону Великой Матери, называют себя “розовыми” во всех частях света. И уж конечно, не требует доказательств розовый цвет “женского треугольника” в гербе Международной ассоциации лесбиянок и геев.

А идиома “розовые очки”… Не говорит ли ее смысл о странном приукрашивании “красного принципа” нашим обеляющим сознанием. Цветом рая называл розовый Н. Гумилев и одновременно писал: «Ты хочешь, чтоб была я смелой, // Так не пугай, поэт, тогда // Моей любви, голубки белой // На небе розовом стыда.». О розовом цвете любви говорят и экстрасенсы, которые видят “красивые арки розового цвета меж головами влюбленных”. И в отличие отпессимистов,видящих все и вся в черном цвете, оптимист всегда и все воспринимает в розовом. Очевидно, и здесь прослеживаются цветовые проекции на принципы существования человека в светоцветовом мире.

Теория хроматизма рассматривает розовый как аддитивную смесь красного и белого. То есть – сублимат мужского активного бессознания и сохраняюще-материнского – общечеловеческого сознания. Именно это позволяет говорить о розовом как цвете молодости, надежды и духовного единения с миром.

Оранжевый.

Как заметила Ингрид Ридель, оранжевый объединяет в себе солнечное сияние желтого и жизненную силу красного цвета. Непосредственно этот цвет связан с цветом тепла. Символически этим цветов в Древней Индии обозначали «эротическую настроенной обоих полов»

В буддистских и других восточных верованиях шафраново-оранжевые одеяния служителей культа или монахов символизируют отречение и смирение во имя одновременного сочетания в себе функций также обоих полов. Тантрическое же учение усматривает в оранжевом энергетическом центре способность вознесения к чистому искусству (сублимация?). Здесь же появляется и возможность освобождения от таких пороков, как страсть, похоть, жадность, ревность и т.д.

Экстрасенсы находят в ауре ярко-оранжевых оттенков такие черты как гордость и честолюбие. Любопытно, что почти такими же значениями наделяет блестящий оранжевый народная мудрость: “Рыжий да красный – человек опасный”. Кандинский почему-то также отметил “особую неустойчивость и неточность” оранжевых оттенков. Каббала же придает оранжевому цвету фигуральный смысл лоска, блеска и глянца. В православии оранжевые цвета одеяний наряду с желтым (золотым) цветом олицетворяют славу, величие и достоинство. Присвоены воскресным дням как дням Господа – Царя Славы.

Вообще же, этот цвет часто ассоциируется с удовольствием, роскошью, радостью и пламенем. Почему с пламенем и т.п. – понятно. Но кто-нибудь может объяснить, почему с роскошью? Откуда могла взяться эта странная ассоциация? Мог ли быть апельсин роскошью, скажем, для мандарина? Или ассоциации наши порождены северянами, для которых оранжевый цвет – в самом деле роскошь?

Действие оранжевого цвета вызывает у нас некоторое возбуждение. Менее сильное, чем от красного, и потому более приятное. Создает ощущение благополучия и веселья. Имеет сильное стимулирующее влияние на чувства. Увеличивает силу сжатия кисти в 1,5 раза по сравнению с белым. Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность при условии периодического отдыха. При длительном восприятии оранжевого может появиться утомление и даже головокружение. Легкое ускорение кровообращения практически не сказывается на давлении крови. Незначительно учащает пульс и дыхание.

По данным психологии цвета, красновато-оранжевый цвет в качестве предпочтительного означает стремление человека к переживаниям. Стремление к высокому уровню активности из-за неудовлетворенной жажды приключений. Оранжевый – это активная интенсификация самораскрытия и установления контактов с окружающими. Влечение к стихийным действиям. Тяготение к неосознаваемым сладострастно-радостным впечатлениям.

В цветолечении оранжевый цвет оказывается промежуточным между красным и желтым. Применяется при лечении детской апатии и анемии. Доводит число эритроцитов и гемоглобина до нормы. По Вайсу, оранжевый цвет обладает стимулирующим действием на грудные железы и благоприятствует выработке молока. Нередко поддается лечению и диспареуния. Ибо интимная жизнь в идеальном случае предполагает прежде всего единство мужского и женского восприятия. Оранжевый цвет и создает это единство. Желто-оранжевыми лучами д-р Бэббитт лечил следующие заболевания: анемические состояния и малокровие; запоры и истощение; аменорею, расстройство менструального цикла; недостаточность функций печени, почек и органов малого таза; твердые хронические опухоли, отеки; бронхит, воспаление легких, простуду; паралич, ревматизм, ознобы; подавленность, переутомления и т.д.

Оранжевые цвета благоприятно действуют на пищеварение и усиливают аппетит. Любопытную психологическую реакцию оранжевый вызывает у пациенток, страдающих излишней полнотой и диспареунией (аноргазмией и т.д.) – они его начисто отвергают. Так же, как красный и желтый. И предпочитают сине-зеленые тона. При функциональном происхождении этих заболеваний, однако, может назначаться именно теплая гамма цветов. Это создает у пациента все условия для динамического перехода к активности параллельно с психотерапевтическим курсом лечения. И несмотря на вызываемый им аппетит, полнота пациенток уже через 3-4 сеанса цветолечения заметно убывает. Разумеется, конкретные рекомендации могут быть даны цветотерапевтом лишь после индивидуального тестирования пациента.

В хроматизме оранжевые оттенки сублимируют архетипы буддизма и даосизма. Единство мужского и женского бессознаний в оранжевом сублимате означает единство красного и желтого. То есть, единство их общечеловеческих функций. Это ли не роскошь! Иметь одинаковый взгляд на жизнь. Возможно, это сказывается и на предпочтениях юношей, достигающих половой зрелости: по Люшеру, они чаще выбирают красно-оранжевый цвет.

Коричневый (затемненный оранжевый).

Это чисто земной цвет – тут и шкуры животных, кал, почва, кора деревьев и т.п. И ассоциируется он у большинства людей с приземленностью, с укоренением повседневности. Вместе с тем, индийские традиции (передавать в цвете свои эмоциональные состояния) наделяют эротическую настроенность и коричневым цветом. Так, и в западной культуре коричнево-красный цвет в качестве самого любимого говорит о страстном желании физического истощения. Иногда он остается даже в случае явного переутомления. Например, при супружеской неверности или ревности.

А в христианской символике этот цвет обозначает даже духовную смерть. С коричневым цветом поэзия ислама связывает функции гибели и распада. В самом деле, коричневый напоминает нам гниение зеленого, цвет болота под зеленым покровом, цвет торфа как сгнивших растений. И хотя в Коране фигурирует выражение “коричневый сор”, мы не найдем, наверное, ни одной мечети без деталей этого цвета на зеленовато-голубом поле куполов и украшений.

В ауре тускло-коричневых тонов экстрасенсы замечают признаки себялюбия, а в красновато-коричневых – скупость и жадность. Быть может, поэтому встретить коричневый можно только в прозе, но не в поэзии.

Как и красный или оранжевый, коричневый также является громким и шумным цветом. У эмпатиков отмечается его способность к укачиванию и усилению морской болезни.

Цветовая аналитика позволяет выявить в коричневом цвете инстинктивную чувственность или уход от интеллектуальных к сугубо телесным потребностям. По мнению психологов, лица, предпочитающие коричневые тона одежды, имеют весьма устойчивые взгляды на жизнь. То есть постоянны, умеренны, аккуратны. И обычно консервативны.

Коричневатых оттенков сердолик принято подразделять на “мужской” – темно-коричневый и “женский” – розовато-оранжевый. Но коричневые платья гимназисток и недавних школьниц имеют такое же отношение к женскому полу, как “вечная женская тайна” к рекламе прокладок на TV.

Бегство в коричневый цвет нередко вызывается нежеланием осознавать настоящее. Это создает зависимость от общества и нужду в его поддержке. Как ярчайшее проявление животного начала в человеке, коричневый может вызывать асоциальность и антиобщественное поведение. Больному в коричневом цвете кажется, что этим он укрепляет свое положение в обществе.

Эпитет “коричневый” нередко употребляют как обозначение политических пристрастий к национал-социализму. В 1918 году Кандинский отмечал: «Густо-коричневое повисло будто на все времена».

Наглядную версию происхождения этого эпитета высказала Татьяна Забозлаева. Первые фашистские объединения появились в среде крестьян, для которых коричневый цвет был и привычен (земля), и необходим для жизни (хлеб). Именно эти символы сытости и благополучия показаны в романе Вайскопфа “Лисси”, описывающем безбедную жизнь героини после того, как муж стал фашистом. Коричневый кофе, темно-коричневые ломти хлеба с маслом и желто-коричневым медом. Недостает шоколада, но это не проблема. Как замечает Забозлаева, коричневый – цвет нищих, прорвавшихся к медовому пирогу. Поэтому-то хроматическим архетипом тоталитаризма (любого вида) является именно коричневый сублимат – это главенство черного бессознания над оранжевой “обезличенностью” мужского и женского бессознаний.

Вместе с тем увлекающемуся излишней рассудочной деятельностью и пренебрегающему земной жизнью пациенту могут быть рекомендованы именно коричневые цвета. Коричнево-желтые оттенки свидетельствуют о потребности в забытьи или в ласково-чувственных наслаждениях (“медовый месяц”, коньяк, шампанское, наркотики и др.).Коричнево-зеленые тона как предпочтительные содействуют расслабляюще-чувственным восприятиям в ощущениях собственного тела при внешне возбуждающих развлечениях (путешествия и др.).

Коричневые тона подкрепляют интеллект эротикой, вином, телесно-чувственными ощущениями, сексуальным удовлетворением и др. Как показывает практика цветотерапии, коричневый цвет периодически необходим и лицам, желающим просто “расслабиться”. Пожить в простом крестьянском доме, побродить по лесу, порыбачить, поохотиться и т.п. В общем, отдохнуть от достаточно навязчивых условностей цивилизации. От собственного сознания.

Желтый.

Как считал Гете, желтый цвет всегда несет с собой свет. В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Если уж мы говорим о гендере, то можем ли приписать эти свойства «мужчине»? Вряд ли. Вместе с тем, солнечно-желтый как цвет божественного озарения обычно ассоциируется и с цветом Афродиты , и с одеждами Афины, и с ореолом Аполлона, и с аурой Будды, и с нимбом Христа. То есть не только с обычным женским, но и с экстремальным мужским (цветом творцов).

Еще в Древнем Египте изображения богинь и женщин канонически окрашивались в желтый цвет (ср.с красным изображением богов и мужчин). В традиционном Китае (где долго царили матримониальные отношения и женщина занимала центр мироздания) желтый цвет считался священным и обозначал женственность(Инь) земли (И цзинь). Относительно патриархальных обычаев Запада эта культура может считаться как бы перевернутой. То есть пребывавшей в экстремальном состоянии интеллекта. В таком состоянии именно император мог носить самые царственные (женщины царствовали в семье) цвета. И прежде всего желтый. Согласно Конфуцию, желтый цвет должен символизировать веру. А ведь всем известно, что большинство истинно верующих – женщины.

Индуизм улавливает в этом цвете бессмертно-жизненную истину, наделяя им семя человеческое. В энергетическом центре желтого цвета тантризм усматривает увеличение жизненной силы и приобретение крепкого здоровья. Тут же находится и способность ясно излагать свои мысли (опять женщины!). Показательно, что экстрасенсы, отождествляющие интеллект с интуицией, находят в ауре золотисто-желтого цвета высокие умственные качества и широкие, блестящие возможности.

Золотые и желтые цвета одежд православные священники надевают на богослужения праздников Иисуса Христа (Рождество, Сретение, Преображение, Вознесение), в воскресные дни, а также в дни памяти апостолов и святителей. В католичестве светло-желтый цвет символизирует интуицию, интеллект и веру. А также – истину, обретенную в откровении, и эмоциональную теплоту Солнца.

Духовную красоту характеризует золотисто-желтым цветом Каббала и франкмасоны. Однако желтый флаг в Европе означал карантин. Примечательно, что до XII века, по данным Л.Н. Мироновой, желтый цвет имел преимущественно положительное значение; после XII – приобрел смысл измены, лжи, продажности (изображение Иуды в желтых одеждах), бесстыдства и т.п. И жертвы инквизиции шли на костер в желтых одеждах.

Заслуживает интерес и особый характер “понимания” этого цвета в России начала XX века. Желтые тона “Мира искусств” тогда прекрасно уживались с фиолетовыми цветами модерна. Желтый Бакст и сиренево-фиолетовый Врубель. Синий Блок и желтый Маяковский… “Как перевернут сновидно мир весь”. В России даже золотистому лютику было присвоено насмешливое “куриная слепота”. Вспомним: “курица – не птица, баба – не человек”. Не говорит ли и этот ряд о сочетании золотисто-желтого цвета с женским началом. Собственно, с женственностью, с ослепительным цветом женского тела. Женского бессознания. Поэтому женщинам, продающим свое тело (свое бессознание) под “красным фонарем” выдавали не красные, а “желтые билеты”. Ибо красный привлекал мужчин, а желтый (как “паспорт” женского тела) характеризовал проституток.

Золото и женщина... Любопытно, что по золотым кольцам в ушах уже в глубокой древности различали социальное значение главного – правого и подчиненного – левого. Так, лишь знатные персы и греки золотое колечко носили в правом ухе. В левом колечко носили исключительно рабы. «Протяни, о кравчий, чашу, золотую, цвета меда, // Той подобную, что кружит виночерпий небосвода,» —писал Дехлеви на одном из пиров. Сейчас эти традиции не помнят даже геи. Лишь женщины сохраняют все традиции Белого Света: серьги и в правом, и в левом ухе означают многое. Повелительница ли рабов? Или рабыня повелителя? Это знает только женщина. Ибо золото – это ее цвет. С.С. Аверинцев также считает, что христианская трактовка золота являет собой божественную чистоту девственного сияния. Или, говоря мирским языком, женского бессознания.

Еще Аксаков задавался вопросом: Какой “златою серединой” // Ты путь опасный проходил? И кто, как не женщина, “усреднит” своим сиянием любые крайности детей ли, мужчин или подруг. Кто, как не женщина, отдаст Богу Богово. Лицезрение золота, как писал Омар Хайям, “дает свет глазам и радость сердцу… Оно делает человека смелым и укрепляет ум”. Кто же, как не женщина, способен сделать человека смелым. Кто укрепляет ум мужчины. Кто дает свет глазам и радость сердцу. Только женщина. И еще ее солнечный символ – золото (Откр. 12.1): “И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце”.

Золотисто-желтый связывается также с лучисто-интуитивной целеустремленностью или с интеллектуальным оптимизмом. Кандинский усматривает в этом цвете стремление к человеку – стремление перешагнуть границы обособленности каждого из нас. Д-р Вайс вслед за Кейсом полагает, что у людей, имеющих в ауре золотисто-желтый цвет, от природы прекрасные умственные способности; они доверчивы и легко учатся. А кто более интуитивен, доверчив и легко учится, женщина или мужчина? Безусловно, женщина.

Восприятие желтого цвета вызывает более нежное, по сравнению с оранжевым, действие на пульс и дыхание. То есть бодрое, веселящее возбуждение. Возможно, это связано с тем, что желтый цвет как бы исходит от своей поверхности и распространяется на расположенные рядом с ним цвета. А может быть, потому что желтый наиболее благоприятен для большей скорости зрительного восприятия, устойчивости ясного видения и остроты зрения. Стимулируя этим деятельность мозга, он вызывает у человека интеллектуальный интерес к объективному миру. Вероятно, поэтому ярко-желтый цвет часто отвергается алкоголиками. Хотя здесь следует учесть и тот факт, что желтый принимает участие в развитии головокружений.

Целительные свойства желтого цвета, согласно практике д-ра Бэббитта, могут использоваться и приемом внутрь воды, заряженной в бутылках желтого стекла на солнце. По этой методике лечатся хронические запоры и бронхит. Прием от 2 до 4 чайных ложек заряженной воды перед приемом пищи.

В функциональной психологии предпочтение желтого означает стремление к независимости и к расширению горизонта восприятия. Значение желтого цвета обычно включает и живость чувств в самораскрытии интеллекта. И радостную бодрость при нежных возбуждениях. Сюда же можно отнести и эксцентрические устремления к снятию напряжения в познании тайн бытия. А также – ожидание контактов в поисках счастья и смысла жизни.

Интересно сопоставить любовь к желтому беременных женщин, которые прошли курс обучения для “безбоязненных” родов, и грудных детей. С одной стороны, желтый излечивает детскую анемию. А с другой, успокаивает отдельные виды женских психоневрозов и препятствует колебаниям в состоянии здоровья. Пристрастие женщины к желтому цвету одежд часто говорит о самовлюбленности, о скрываемой чувственности и женственности, которая в сексе легко обращается в красную активность мужского начала. Наверное, поэтому незамужние беременные женщины, для которых ребенок будет совсем “нежеланным”, категорически отвергают желтый цвет. Психоаналитики полагают, что в этих случаях сказывается тематическая фиксация при сужении области переживаний и самораскрытия, озабоченность и т.п.

Де Боно соотносит желтый цвет с оптимизмом и жизнеутверждением, в котором живет надежда и позитивное мышление и поиск возможностей. Очевидно, прежде всего при жизненных разочарованиях может оказаться полезным действие желтого цвета как ярко выраженного стремления к человечеству. К интуитивному преодолению межличностной напряженности. К непринужденности в общении. Или в ожиданиях.

В хроматизме желтые тона сублимируют архетипы иудаизма и определенных индуистских верований. Сублимат желтого цвета откровенно выявляет хроматические черты женского бессознания, при нормальных условиях жизни, и мужского – при экстремальных.

Оттенки желтого.

Если светло-желтые тона связаны с солнечным светом, а следовательно, и с первопричиной жизни, с первыми весенними цветами – одуванчиками, с выводком цыплят, золотом или лимоном, то затемненные тона желтого цвета – с гноем, мочой и калом, с цветом жалящих ос, с неподвластными человеку песками пустынь (У. Бер).

Быть может, поэтому темно-желтый цвет обычно ассоциируется с изменой, скупостью и недоверчивостью, то есть с качествами, которые XII век обобщил на все желтые цвета. Прекрасные примеры этого приводит Сергей Эйзенштейн относительно желтых тонов жен: желтый цвет – цвет обманутых мужей, желтый бал – бал рогоносцев, а выражение “жена окрашивала его с ног до головы в желтый цвет” означает, что жена ему изменяла.

Как это понимать? Если желтый – цвет женского тела, цвет женского бессознания, то почему он становится цветом рогоносцев? Одну сторону мы уже видели выше (аноргазмия). Однако существует и другая сторона медали. и ответ здесь не так уж прост, как кажется. Очень редко женщина изменяет без влюбленности. Влюбленность же оборачивает цвет ее бессознания в красный. И мужу ничего не остается (для устойчивости их семьи), как окраситься в ее желтый цвет. Он становится женщиной. Ждущей своего активного партнера. Но у мужчины преобладает серый цвет воображающего все и вся подсознания. И сочетание желтого и серого дает “все цвета ревности”. Те цвета, которые еще древние называли “желтым чудовищем”, “желтым глазом зависти”.

Или как отмечал Гете, “незначительное и незаметное смещение превращает прекрасное впечатление огня и золота в гадливое, и цвет почета и благородства оборачивается в цвет позора, отвращения и неудовольствия”. Итак, грязно-желтый цвет – знак позора, ненависти, безумия и болезни. Быть может, поэтому и Кандинский утверждал, что желтое есть типично земная краска, связанная с выражением безумия, с признаками слепого бешенства. С этим загрязненным желтым связано и предательство Иуды, и желтые тона романов Достоевского, и современные выражения “желтый дом”, “желтая пресса” и т.п. В политологии известное обобщение “желтые” применяется до сих пор по отношению к профсоюзам, к Второму интернационалу как знак предательства, соглашательства.

Если следовать утверждениям этнологов (“желтое – это женское”), то получается, что женское бессознание, которое не достигло оргазма, действительно, безумно. Действительно, если оно просветлено, оно – солнечно. Если загрязнено остатком черного, не получившего выхода (аноргазмия), то – бешеное. Как наиболее близкий к коричневому этот цвет сублимирует в себе главенство бессознания женщины в интеллекте. То есть уход пациента в аффективность без осознания своих действий (скандалы и как следствие, – неверность, которая сопровождается скандальной ревностью и т.д.).

Наши рекомендации