Методические принципы диагностики и терапии

Очевидно нормы в цвете все же существуют, хотя они и весьма индивидуальны даже в пределах своих половозрастных, социальных и других групп. Именно поэтому “нормой” в цветолечении считается субъективное отношение пациента к своим устремлениям, по тестам Люшера, при их хроматическом соотнесении с реальными цветами компонентов интеллекта по хром-тестам. Допустимые отклонения выражаются в единицах, удобных для используемой системы и различаются для разных цветов и систем измерений. В качестве примера, таблица 2.2 демонстрирует цветовые допуски возможных отклонений цвета, совпадающего с зеленым (По Манселлу, G 6/2 – цветовой тон зеленый, светлота 6, цветность (=насыщенность) 2)

Таблица 2.2. Цветовые допуски для субъективных и объективных измерений

По Манселлу, усл. ед. МКО
Цветность ± 2 Доминирующая длина волны ± 20 нм 590 - 610 нм
Светлота ± 0,5 Чистота ± 5 % 50 - 55 %
Цветовой тон ± 0,5 Коэффициент отражения ± 5 % 0,40 - 0,45

К факторам цветовоздействия относится также сдвиг цветового тона от истинного. Обычно он определяется цветностью освещения и адаптацией к определенному свету и/или цвету поверхности. После установления цветовых единиц и норм цветоощущения (по таблицам Рабкина) проведение тестов позволяет выявить цвета, необходимые интеллекту пациента для восстановления нормы. Эту процедуру можно проводить и по схеме Вайса: при адаптации пациента к белому фону бинокулярно предъявляются квазимонохромные фильтры или насыщенные цветовые образцы на белом фоне. Если после адаптации в течение 30 сек к квазимонохромному цвету последний удалить из поля зрения, то появляется контрастный цвет (цвет последовательного образа). Это связано с тем, что интеллект стремится восстановить равновесие, нарушенное воспринятым цветом фильтра.

Таблица 2.3. Цвета, возникающие под влиянием последовательного контраста, по Кравкову

Основной Дополнительный Контрастный цвет (цвет поверхности, на которую глаз смотрит)
цвет цвет Б К Ж З С Ф
К гЗ ярко З тК зЖ З Г С
Ж С Ф П серЖ гЗ С сФ
З ПК ПК К О серЗ Ф П
С Ж О О Ж жЗ серС П
Ф жЗ зЖ О свЖ жЗ гС серФ

В таблице 2.3 представлены цвета, возникающие под влиянием последовательного контраста. Например, если после пристального рассматривания синего, на белом поле появляется желтый последовательный образ, то это может означать, что интеллект не испытывает недостатка в синем и поэтому создает дополнительный цвет, чтобы нейтрализовать воздействие синего В случае, если этот цвет не возникает или оказывается значительно смещенным относительно нормы, то пациент испытывает недостаток в цвете, на который смотрел и интеллект должен зарядиться им до восстановления равновесия. Цветотерапевт фиксирует границы этих цветов и/или смещений и назначает курс (согласно отсутствующей области восприятия) по определенным методическим приемам с заданием пар дополнительных цветов, то есть цветов, лежащих на одних и тех же осях цветового круга (см. 1.1).

Существует три группы методик цветовой терапии. Первая – это создание гармоничного цветового окружения. Это – одежда, обстановка, окружение. Цвет действует здесь одновременно на душу и на тело. На все компоненты интеллекта. Вторая группа – это средства собственно цветолечения организма. Сюда относится прием воды или настоек, насыщенных лучами определенного цветного света, по Бэббитту. В эту же группу включено воздействие солнечного света, попадающего на больные органы через специально подобранные светофильтры. Цвет здесь действует в основном на тело. На бессознание.

Действительно, в медицине неоднократно отмечалось, что существенное значение для лечения любой болезни имеет окраска лекарства и даже его упаковки. Так, отмечены случаи, когда лицам, страдающим сердечной недостаточностью, больше помогали таблетки с сине-голубой оболочкой, чем с красной или желтой.

По заключению д-ра Бэббитта, цвета воздействуют на те больные органы, которые функционально противоположны им по цвету. То есть подобное лечится противоположным. Так, расстройство желудка лечится сине-фиолетовым цветом. Например, пурпурно-сиреневые цветы иван-чая являются вяжущим средством и снимают раздражение. Или фиолетовый сок черники, который все используют как вяжущее и успокаивающее средство.

Вещества, имеющие природную окраску или заряженные на солнце с помощью цветных бутылок, обладают теми же лечебными свойствами, что и лучи данных цветов. Так считает д-р Бэббитт. Каждый может легко проверить это (фиксирующее воздействие цвета) на простом примере. Накройте два куска сахара двумя цветными стеклами (один – красным, другой – синим) и выставьте под прямые солнечные лучи на 20—30 минут. После того, как вы уберете стекла и дадите “остыть красному” куску или “нагреться синему”, независимо ни от чего первый вам покажется тепловатым и приторно-сладким, а второй – прохладным и освежающим. Поэтому хранить лекарства, воду и настойки, заряженные цветным светом, следует по этим же правилам. Очищающие, рвотные, потогонные, мочегонные и стимулирующие средства – в оранжевой таре. Вяжущие, седативные, жаропонижающие и успокаивающие средства – в таре из синего стекла.

К третьей группе относятся все известные пути цветомедитации. Так, путем невольной медитации (цветные очки, нахождение в комнате с цветными фильтрами) мы получаем необходимый заряд энергии, специфически воздействующей на определенные функции психики и организма. Пассивная медитация помогает нам взглянуть внутрь себя путем воображения того или иного цвета. Примерно так воздействуют на нас цветовые образы в храмах. Активная медитация основана на способности нашего подсознания создавать цветовые образы внутри себя. Эти образы мы направляем на определенные органы своего тела так, что их взаимодействие и осуществляет лечение цветом.

В следующих главах приведены определенные значения цветового языка в норме для репрезентативной выборки в несколько миллионов человек и тест-ретестовой валидностью последних тысячелетий. Цвета даны без перечисления весьма специфических длин волн, интенсивностей и режимов цветолечения. Не даются также и сведения о лечении редких болезней, которые были бы скучны или неинтересны читателю. Поэтому за основу взяты лишь известные цвета. Или распространенные заболевания, которые успешно лечатся воздействием этих цветов.

Прежде всего цветотерапевт может по карте обозначить конкретные сферы человеческого организма для активного цветового воздействия специфическим светом на бессознание или подсознание. Только при выявлении данного минимума цветотерапевт может назначить определенный курс на специальных приборах с использованием адекватных цветов. Цветолечение позволяет в кратчайшие сроки восстановить необходимый для пациента компромисс между состоянием физического и психического здоровья.

И цвет выступает здесь как классическое психоаналитическое средство, которое “позволяет высказать невысказанное”. Вместе с тем он дает еще и хроматическое соотнесение индивидуально неосознаваемых сублиматов пациента. Иначе говоря, курс хромотерапии приводит к индивидуальной норме его динамическую уравновешенность в чувствах и эмоциях путем цветовой сублимации вытесненных переживаний.

Цель – оптимальная адаптация внутренней и внешней среды пациента друг к другу. Развитие воли или внимания. Памяти или воображения. Ритма жизни или выносливости… В общем, того, к чему стремится интеллект пациента. Например, для конкретного рода деятельности требуется подобрать специфическую гамму тонов. Что для этого необходимо? Вряд ли готовиться к встрече или писать письмо возлюбленному имеет смысл в зеленых тонах его самосознания. И наоборот, одевая красное платье, вы не всегда достигнете необходимого эффекта. В сущности, надо лишь вжиться и прочувствовать те ощущения, что вызывает в вашей душе образ этого человека.

И как в храме, узреть в себе те цветовые эффекты, что звучат в унисон с этим образом. Развить эти эффекты до их ясного представления в себе. И направить уже вполне оформленный (воображаемый) цвет этот в затылочно-теменную область головы (область, близкая к гипоталамусу). Если вдруг вы ощутите состояние эйфории, смело идите на встречу. Смело пишите письма. Если же этот воображаемый цвет не произвел на вас никакого эффекта (или дал отрицательные эмоции), остановитесь. Попробуйте еще раз. Или просто доверьтесь сознанию вашему. Материнскому сознанию женщины. Ибо все равно решать будет только оно.

Как и в любой области медицины, здесь также существуют свои противопоказания и ограничения. Лечение цветом не рекомендуется непосредственно после приема пищи, при алкогольном опьянении или приеме лекарственных препаратов. Беременным и женщинам накануне (или во время) менструации следует проводить контрольное тестирование для цветовой коррекции каждого последующего сеанса.

Само по себе решение “обратной задачи” для люшеровских или иных методик без хроматической модели интеллекта никак не могло бы претендовать на сведение психики человека к норме путем цветолечения. Реально же ограничения цветотерапии определяют прежде всего цвета бессознания. Никакой врач не порекомендует носить больному, например, красные тона при гипертонии или синие при апатии. Также, как и в других областях медицины: индивидуализация нормы – главное. Принцип врача: “Не вреди!”

Цвета одежд в терапии

Человеческий глаз может различить около миллиона цветовых оттенков. Но изолированные от всего и вся цвета встречаются лишь во сне, в кино, да в экспериментах психологов. Правда, теперь еще и в цветолечении. Обычно же цвет связан с определенными вещами. И всем, наверное, понятно, что цвет шляпки будет воздействовать совсем иначе, чем цвет юбки. Эта проблема в лечении цветом приобретает особо важный характер. И вызвана она не столько эстетическим, сколько этическим соотнесением человеческого “низа” и “верха”. Социального и сексуального.

Единой нормы не существует ни для людей с различным здоровьем или темпераментом. Характером или социальным положением. То, что в одном случае оказывается полезным для “верха”, может быть противопоказано для “низа” в другом. Аналогичное заключение относится к “правому” и “левому” (логическому и эмоциональному) при современных тенденциях к модной асимметрии в одежде. И никакая ссылка на замедленность цветовоздействия не может спасти неграмотного терапевта. Цвет медленно, но действует, и тем более, при длительном (пролонгированном) лечении, которое в быту еще называют ношением одежд модных или немодных цветов.

Цвет одежды воздействует на нас тремя путями. Во-первых, существуют кожные рецепторы, которые передают бессознанию необходимую информацию и специфическую энергию цвета. Второй путь – это зрение, воспринимающее цвет уже на уровне подсознания и сознания. И наконец, третий путь – это окружающие нас люди, которые воспринимают цвета и ведут себя с нами в соответствии с этим восприятием.

Существование первого пути доказывают опыты со слепыми, проведенные около 10 лет назад в США. Второй путь очевиден: человек не просто выбрал свой цвет одежды прежде, чем надеть на себя. Он постоянно воспринимает его (или свое?) отражение в зеркале и т.д. Не так очевиден третий путь, ибо “встречают по одежке"...

В восприятии одежды мы неосознанно ожидаем, что ее цветовая выразительность согласуется с чувствами, мыслями, а может быть, и с мировоззрением человека. И провожаем его “по уму”, – то есть, в зависимости от того, одел он свои или “чужие” цвета. Несомненно, цвет обладает определенными информационными свойствами, смысл которых недоступен нашему сознанию. Хотя подсознательно мы и внимаем им. Иначе не встречали бы “по одежке”… Поэтому вряд ли можно считать разумными постоянные советы модельеров типа “Ваш цвет” или “Какой цвет Вам идет вообще”. То есть, формально перечислив лишь цвет глаз, волос, кожи и т.п.

Разумеется, очень многое зависит и от предназначения цвета. Одни цвета мы выбираем для себя, другие для ребенка, третьи для гостиной и т.д. И все для “внешней” среды. А ближайшей внешней средой является, конечно же, одежда. Понятно, что личный выбор ее цветов определяется и социальной, и эстетической, и биологической предрасположенностью. Однако пока мы выбираем свои цвета, общество задает моду на них. Оно приспосабливает цвета большинства людей к своим цветам. Или меняет оттенок моды под цветовым воздействием отдельной личности. Как же научиться чувствовать и понимать цвета? И не просто различать модные оттенки, а выбирать для себя их гармоничное сочетание. Чтобы лучше и комфортнее чувствовать себя в окружающем мире, при этом создавая комфорт окружающим.

Все, наверное, замечали, как бросаются в глаза новые цвета одежд. И как со временем окружающие все менее и менее замечают этот цвет. Или человека в одежде этого цвета. Значит, при длительном воздействии какого-либо цвета чувствительность окружающих к нему снижается. Этот цвет как бы тускнеет в их глазах. Происходит это в силу свойства нашей души подразумевать под любым из цветов совершенно другой. Противоположный ему. Контрастный. Вызывающий вместе с первым ощущение белого или серого цвета (см. табл.2.3).

Душа наша всегда и во всем ищет равновесия. За внешним цветом ищет она внутренний, обычно контрастный первому. При сочетании же только внешних контрастных цветов в равных количествах может случиться невероятное. Воздействие обоих цветов тут же взаимно уничтожается. Все это может вызывать чувство беспокойства. Ибо нет того преобладающего цвета, который лишь и создает определенный эмоциональный настрой.

Никаких всеобъемлющих правил цветовой гармонии в одежде пока нет. Да и не может быть, наверное. Дело это не столько спорное, сколько совершенно безнадежное: “На вкус и цвет товарищей нет”, и, уж тем более, – в моде. Вместе с тем, в § 1.6 мы упомянули теорию цветовой гармонии Гете, Оствальда и большинства других ученых, которые считали гармоничным сочетание дополнительных и/или контрастных цветов и негармоничным – сочетание цветов, которые соседствуют или расположены недалеко друг от друга в цветовом круге. Но еще раз напомним, что здесь имеются ввиду апертурные (изолированные от предметов) цвета, а не цвета модных или не совсем модных одежд.

Кстати, говоря о моде на Западе, Монтескье затронул и обычаи: “... их пристрастие к своим обычаям никак не вяжется с тем непостоянством, с каким они меняют эти обычаи чуть ли не каждый день”. Именно эти обычаи Запада и заставят нас в следующих главах обратиться к традиционным культурам Востока, которые тысячелетиями сохраняли неизменным свой образ жизни и свои цветовые каноны.

Быть может, со временем историки моды и установят какие-либо цветовые законы ее развития. Пока же приведем одну любопытную параллель между началом 90-х годов ХХ века и Римской империей I века новой эры. И там, и тут были модны контрастирующие сочетания ярких сине-зеленых, оранжево-желтых и фиолетово-пурпурных тонов. Отметим еще раз, что контрастный цвет может лишь сопутствовать фону, то есть основному тону одежды. Но не уравниваться с ним в правах, как это случалось в Риме и как это случилось с нами. Цветовая отделка одежды напрямую связана с учетом фона. Больше всего под влиянием цветного фона изменяются красный и зеленый цвета. Так, зеленый желтеет на голубом и синеет на оранжевом. Красный же на фиолетовом фоне кажется оранжевым, а на оранжевом приобретает характер фиолетово-пурпурного.

Цветовой язык одежды о многом говорит терапевту. И конечно же, о том, как меняется человек под воздействием цвета. И как под действием моды меняется его цвет. Зная теперь, что один и тот же цвет утомляет не только окружающих, но и нас самих, можно легко понять, почему мода так активно изнутри нас периодически вступает в свои права. Своеобразным Солнцем проходит она по зодиакальному кругу души. Здесь-то и выявляются космические первопричины моды. Ведь священный календарь любой религии олицетворяет вечный возврат к ограниченному числу божественных актов. Ритмов Макро- и Микрокосма. И в этом смысле зодиакальный круг универсален в отражении и божественных, и наших духовных реалий. Как возвышенно-земных – религий. Так и земных – моды.

Уже первобытные люди пытались отыскать живописные формы, способные кратно описать действие смутно ощущаемых сил бессознания и Космоса. Так появился круг, квадрат, треугольник, крест и т.п. Так оформлялись тревожащие душу ощущения в понятные всем представления. Так появились круг Зодиака и мандала[29]. Ибо цветовая наглядность их противопоставлений вполне удовлетворяла человека, удовлетворяла его душу. Душу, которая вечно пытается жить в согласии с противоречивой сущностью Вселенной. Так появляется смысл самосознания – осознание себя в Космосе и Вселенной в себе.

В самом деле, бессмысленность не дает полноты жизни, ибо отсутствие смысла жизни ведет к болезни, а этим – к сокращению самой жизни. Смысл же многое, если не все, делает приемлемым. Осознать себя в Космосе как гармонию осознанного Космоса в себе – это стать человеком на фундаменте человечества. Это пережить мифы тысячелетий. Почтить память предков. Слиться с Космосом. И потребность в этом осмыслении, в этом претворении эзотерических таинств в себе имеет, по Юнгу, жизненно важное значение. Ибо общая тайна – лучшее средство для объединения индивидов.

Круг Зодиака используют не только астрологи Востока, но и Запада. Поэтому различные соответствия между цветами и знаками у многих вызывают недоумение. Один пример. Лев – власть Солнца, чистый проникающий Свет. По Элиаде, этот знак связан с чувствами и эмоциями. Львица же символизирует материнский инстинкт и всегда сопровождает Великую Мать. Все это (см. желтый цвет) дает прямое указание на чистый желтый как символ Льва, как сублимат женского бессознания.

Показательно, что путаница с цветами этих знаков связана с абсолютной неразработанностью гендерного соотнесения цветовой «символики» с нормальными и экстремальными состояниями человека. Так, сохранившиеся документы по предметным цветам и их отображению в произведениях искусства древних обществ позволили нам сделать выводы о явном наделении цвета различными значениями[30].

Так, обычно наделяемые символикой предметные цвета геометрических фигур, стихий, первоэлементов и др. воспроизводятся при переходе от культуры к культуре достаточно редко. Более частое воспроизведение символических значений цвета в разных культурах наблюдается при изображении астрономических, астрологических и географических представлений (планет, знаков Зодиака, времен года, дней недели, стран света и др.), что так же, как и в первом случае, нередко является предметом спекуляций из-за отсутствия критериев соответствия.

И, наконец, наиболее характерным (документально воспроизводимым и, на наш взгляд, эмпирически обоснованным) является символически-цветовое (хроматическое) описание раскрасок, одежд и ритуальных украшений, которые достаточно надежно коррелируют с функциями интеллекта и чертами характера богов и людей в их диморфизме при учете соответствующих (нормальных или экстремальных) условий жизни.

Весьма характерно по аналогичному выводу высказывается последовательница К.Г. Юнга, И. Якоби[31]: "Приписывание цветов соответствующим (психическим) функциям меняется в зависимости от культуры или группы людей, а иногда и от человека к человеку; однако, как правило...синий, цвет чистого неба, обозначает мышление; желтый, цвет отдаленного солнца... - интуицию, которая озаряет как вспышкой молнии, истоки и тенденции происходящего; красный, цвет пульсирующей крови и огня, выражает волнения и взрывы эмоций; тогда как зеленый, цвет земного, осязаемого, доступного непосредственному восприятию растительного мира, соответствует функции восприятия".

Мы привели эту цитату для того, чтобы отметить смысл употребляемых Якоби определений:

приписывание цветов функциям меняется, но:

как правило: Þ синий обозначает мышление,

желтый обозначает интуицию,

красный выражает волнения,

зеленый соответствует функции восприятия.

Несложно заметить, что п. 1 (приписывание цветов функциям) соотносится с субъективной составляющей цветовосприятия и его меняющейся интерпретации. Вместе с тем, в п. 2 (оборот “как правило” принято считать проявлением закономерности) Якоби усматривает объективную составляющую, используя для символики цвета три глагола: обозначает, выражает и соответствует.

Таким образом, специалист по аналитической психологии (включающей толкование мифов и ритуалов) разделяет субъективную и объективную составляющие, выделяя в последней по меньшей мере три компонента, три понятия, которые несут вполне определенную нагрузку: знаковость, экспрессия и принцип соответствия.

Понятия "знак" и "экспрессивность" достаточно известны и не требуют пояснения[32]. Однако "принцип соответствия" первоначально был предложен Н. Бором, вообще говоря, для объяснения причин последовательного отрицания и/или использования квантовой механикой законов классической механики. Затем философия обобщила этот принцип, и в настоящее время он означает преемственность теорий в какой-либо сфере науки[33].

В хроматизме принцип соответствия прежде всего включает преемственность фило- и онтогенетически получаемой информации при формировании архетипов. Кроме того, принцип соответствия может означать, с одной стороны, совмещение в одном цвете (но не в его оттенках) различных обобщений (желтый - женственность, измена и др.) как хроматических сублиматов, характеризующих архетипы. С другой стороны, этот принцип может указывать на соответствие одному абстрактному понятию (выражающему эстетические чувства и психологические функции) различных, вплоть до дополнительных, цветов:, "любовь" - материнская (белый), к Богу - синий, к себе - желтый, к любимому - красный, к другу - зеленый, к сексу - черный и др.[34].

Данные примеры призваны показать, что обобщения (проводимые обыкновенно на уровне подсознания в виде образных представлений[35]) различны по цветовым оттенкам, то есть приобретают различный смысл при детализации цвета. Возможно, именно последний фактор принципа соответствия более всего сказывается на существующей до настоящего времени "путанице" в интерпретации как собственно смысла цвета, так и его "символических" значений. Это в равной степени относится к разночтениям в символике камней, живых цветов, первоначал и т.п. символике, встречающейся в журналах моды, дизайна и стиля.

Все это заполняет нашу земную жизнь. Жизнь, продвигающуюся по зодиакальному кругу – по кругу цветов Белого Света. Приведем эти зодиакальные знаки во избежание разночтений, которые нередко встречаются в литературе. Своими весьма специфическими цветами эти знаки выявляют и собственный контраст, и относительный период их смены в нашей душе.

Овен – пурпурный Телец – красный Близнецы – оранжево-красный Рак – оранжевый Лев – желтый Дева – желто-зеленый Весы – зеленый Скорпион – зелено-голубой Стрелец – голубой Козерог – синий Водолей – сине-фиолетовый Рыбы – фиолетовый

В моде для каждого цвета период этот различен и не так уж последователен, как в зодиакальном круге. Поэтому мы не приводим цвета модных одежд в каком-нибудь столетии. Ибо за столетие мода может пройти не один цветовой круг, не один круг Зодиака. Изучение здесь только начинается. В среднем, модным принято считать цвет от одного до трех лет. Проще говоря, этот период предназначен нам природой социального общения для перехода к следующему этапу интеллектуального развития. Цветовая терапия позволяет ускорить этот процесс и за несколько сеансов достичь тех же результатов, что привносят в нашу жизнь многолетние цвета моды. И одновременно остаться в том же возрасте, что и были. И вместе с тем, получить цвета, требуемые от нас развивающимся интеллектом.

Далее мы приведем обобщенные значения хроматических сублиматов интеллекта. Результаты собранных нами многовековых работ по цвету и хромотерапии могут показаться кому-то осознанными. То есть, противоречащими всему предыдущему изложению. Однако история человечества состоит в периодическом осознании неосознаваемого. И в постоянном забывании того, что окончательно не может быть осознано никогда. Все-таки “сознание есть страдание”, – считает Кьеркегор. Страдание осознания. Поэтому и цвет нельзя осознать до конца. Как Бога. В Него можно верить. Или не верить. Его можно чувствовать, но нельзя понять. Поэтому и цветовой язык со временем уходит в коллективное бессознательное – в неосознаваемую долговременную память человечества. В память вероисповедания.

В последнее время появляются упоминания о соответствии ячеек этой памяти – архетипов – конкретным мировым религиям. Ниже дается их цветовое соотнесение. Поскольку каждое вероисповедание лечит страждущих, то мы приводим и значения соответствующих цветов в различных религиях. Хотя значения каждого из цветов могут оказаться интересными и полезными не только верующим – будь это просто цвет, или цвет архетипа.

Религиозная терапия цвета

Ведь что такое религия, как не психоаналитическое и, вместе с тем, цветотерапевтическое оформление наших неясных, гнетущих (тревожащих сердце) волнений. Оформление их во что-то общепринятое. В символ веры ли. В архетип. Оформление это объединяет нас. В отличие от науки, где и наш внутренний мир разъят на части двоичной логикой (или 0, или 1, – и “третьего не дано”). Что уж говорить о внешнем мире.

Да. Суха и мертва наша наука, как писал Гете. И не объединяет нас, а разъединяет. Логикой сознания разъединяет. Дифференцирует. Как и специалистов в ней. Не вавилонское ли это смешение? Когда даже два ближайших специалиста “по человеку” – психолог и физиолог – не понимают друг друга. Наверное, вавилонское.

Искусство могло бы объединять нас. Однако каждый художник подсознательно придумывает что-то новое. И ведь это “что-то” может нас и разъединить. Ибо еще не проверено временем, к сожалению, единственным принципом отбора истинных произведений искусства.

В религии установлены каноны. Понадобились тысячелетия доисторических религий, чтобы мы лицезрели объединяющие нас образы. Чтобы наши волнения находили в них успокоение. Чтобы архетипы наши соответствовали этим образам. Чтобы наше индивидуальное бессознание воплощалось в коллективном бессознательном (Юнг). Как человек в обществе, воплощалось.

Религия не заставляет нас быть сознательным узким специалистом. Наоборот, знание священных писаний объединяет верующих. Религиозные каноны в живописи, архитектуре и музыке отобрали для нашего подсознательного объединения все те чувства, ощущения и переживания, что до сих пор мы не можем выразить в словах. И выражаем мы их в цветовом образе мозаики, витража ли, или иконы. И благодарны религии за этот бессознательный принцип нашего самовыражения. За оформление глубинных волнений наших. Ибо не умеем выразить в словах и тысячной доли всего того, что ощущаем. Любовь, радость, гнев, печаль… Еще десятка два назовем. И все.

Цвет неотъемлем от религии. И цветов беспредметных мы вспомним десяток-два. Не больше. А различаем глазом миллионы оттенков. Но, как и чувства, не можем выразить словами. Религия дает нам шанс. Не пытаться разъять нашу душу на части. Как это делает наука. И не искать соответствий в искусстве. Которое вполне может индивидуальное наше бессознание свести к чувству одиночества.

Религиозная терапия дает нам самопознание себя в обществе. Своего Я в коллективном бессознательном. Раскрыть содержание архетипа через резонанс сублиматов. Звуковых ли (хор, орган, молитва). Или цветовых. Кинестетических и многих других. Растворить свое Я в веках. Выразить себя.

Как считал Андрей Белый, религия всегда находится впереди искусства и тем более науки. Ибо в истинной вере только намечаются пути к запечатлению переживаний. Именно к запечатлению. Но не к их выражению средствами искусства. И тем более не к их умерщвляющему определению в науке. Это все будет потом. Вначале же всегда будет религия. Вера была вначале всего и вся. Никакой поэт не напишет ни строчки без веры во что бы то ни было. Никакой ученый не предпримет исследования, если не будет верить в результаты предшественников. В гармонию мира.

Архетипическое-то содержание веры и позволяет органически связывать общество в религиозные группы. Ибо процесс моления общ и един для нас. Ибо самое невыразимое в себе мы выражаем все как один. Как один приход. Или народ. Одна наука. Или конфессия. В общем, – единство. И цветотерапевт должен понимать, что цвет, архетипически заложенный в интеллекте пациента, обязательно скажется на результатах лечения. Именно поэтому далее мы приводим сублимированные значения цветовых архетипов определенных религий – для учета цветового фона, на основе которого существует интеллект пациента [36].

Новый цвет навязать невозможно, пока не привыкнешь к старому. Ибо он является мощным средством саморазвития человека. Средством, действующим на неосознаваемом нами уровне. В социальном смысле цветовое воздействие аналогично функциям секса. Если их периодически не извлекать из бессознания или подсознания, они так и останутся бездуховно животными. А ведь оба служат возвышению нашей бренной жизни. Служат не столько телу, сколько душе.

И не столько человеку, – человечеству. Общечеловеческой культуре. Ее неосознаваемому саморазвитию. Поэтому и в моде, и в религии, и в хромотерапии цвет можно считать таким средством внушения, противостоять которому невозможно. Как Богу, в которого веруем.

“Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею” (Быт.9, 13). Заметим, что прежде всего благодаря этому “знамению” (“познанием цветов знамений”) человечество все ближе и ближе подходит к божественному “знанию” и радужных цветов в себе, а этим, и себя в цвете...

Вспомним глубинное значение слов гетевского Фауста о том, как мир весь радуется радуге,

Которая игрою семицветной Изменчивость возводит в постоянство То выступая слабо, то заметно, И обдает прохладою пространство. В ней наше зеркало. Смотри как схожи Душевный мир и радуги убранство! Та радуга и жизнь – одно и то же.

Посмотримся же в это радужное зеркало нашей души и жизни, чтобы лучше узнать себя в мире цвета, а следовательно, и лечить цветом.

Глава 3. АХРОМНЫЕ ЦВЕТА

Белый.

Испокон веков белый цвет ассоциировался с “духом предков” и наделялся свойствами очищения и божественности. Белый цвет – цвет Великой Матери, цвет женщины, ибо создана она белой: “И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека жену” (Быт. 2, 22).

В древних обществах белый обычно олицетворял союз мужчины и женщины (семя) и одновременно – союз матери и младенца (молоко). Белым цветом наделялись такие свойства человека как сознательное исполнение долга, социальная сплоченность, сохранение традиций, всеобщая осведомленность и память. В обычных условиях существования племен белизна служила неизменным символом женских качеств.

В Африке белый цвет траура надевали в особых случаях, когда хотели увековечить память о почтенном человеке. Для обычных же случаев траура служил серый и черный. А.Д. Чернова замечает, что смысл траурного цвета – это символ неокрашенной одежды в знак отказа от всех цветов, вкупе олицетворяющих жизнь.

Белый в иудаизме передает значение высокой, чистой сущности. В одежды белого цвета из виссона, одеваются ангелы и праведники. “Добродетельная жена... виссон и пурпур – одежда ее.” (Прит. 31, 22). Талес – мужская накидка для молитв – чисто белого цвета. В “белый” пост надевают белые одежды и в молитвах просят, “чтобы наши грехи побелели”.

В праздник сбора винограда и танцев (15-е Ава) еврейские девушки надевают простые белые платья и танцуют при свете полной луны. Юноши стоят вокруг и выбирают себе невест. Полотняные белые платья снимают различия девушек в имущественном положении и парни выбирают себе невест за красивые глаза, вкус, ум, но не по расчету, не за богатые одежды. То есть создается наиболее прочная семья. Семья, где фундаментом служит бессознание. “Влечение в белом”. И одновременно иудаизм связывает белый цвет с цветом чистого сознания и его манифестацией при духовном возвышении.

Показательно, что индийская традиция (выражать цветом соответствующее эмоциональное состояние) наделяет белый значением комической настроенности при самопрозрении. И здесь же белый цвет наделяется свойствами благости, так как характеризует касту жрецов (брахманов), которые на протяжении тысячелетий сохраняли неизменными традиции общества.

Буддистские вероучения наделяют белый цвет самообладанием и высшей духовной трансформацией через женственность мира: “Ведущая наружу за тьму оков незнания”. “Мать всех Будд”.

Конфуцианство в Китае “канонизировало” белый цвет как истину, долг и самопожертвование. И одновременно оставило в силе такие значения, как справедливость и печаль (в трауре). Интересно, что в китайском театре (виртуальная реальность, то есть экстремум бытия) маска белого цвета означала отрицание прямодушия и искренности.

В Античном мире в белое одеты жрицы Афродиты. И здесь же рождается миф о Белой скале, пролетая мимо которой, души умерших теряют память о земном существовании. Платон в рассуждениях о душе человеческой (Федр, 253 d) наделил белым цветом совестливую ее часть, которая чтит законы, традиции и нравы общества.

В христианстве белый цвет символизирует божественный свет Бога-Отца. За этим же цветом закреплен в канонах иконописи цвет Богоматери и Святых Девственниц. В православии белый цвет церковных облачений используется в Рождество Христово, Преображение и Благовещение. В них же начинается Пасхальная утреня.

Белые ризы одеваются при крещениях, помолвках, браке, погребениях. Ибо эти стадии человеческой жизни характеризуются переходом в новую форму существования души. “Белое – венчальное, черное – печальное”. Белый цвет означает здесь очищение души, принятие ею девственности, невинности и целостности. В католичестве священник надевает белые одеяния на все указанные службы, а также при конфирмации. Белый цвет здесь олицетворяет и святых, не испытавших мучений.

В исламе белые цвета ничем не отличаются от других цветов в одежде священников и прихожан. Главное условие белизны (как и в иудаизме) – чистота одежды, а не ее окраска. Поэтому еще раз оговорим, что на Востоке траурным цветом являлся и является не белый, как это иногда считают на Западе, а светло-серый цвет чистого (неотбеленного) холста.

Венцом радости и очищения считает Каббала корону белого цвета. Ибо и алхимия гласила, что белый цвет – это “женский принцип”, “белая женщина, белая лилия – в общем, женщина”. Белый цвет связывался здесь с Луной, серебром и ртутью как чистота индивидуального света. Логично-белые цвета в иоанновских ложах франкмасонов предназначены для подмастерьев и учеников. В средние века белые одежды в миру носили преимущественно те, кто хотел “выказать чистоту и неподкупность сердца”. Белый флаг символизирует капитуляцию, пер

Наши рекомендации