Глава 1. природа человека и цвет
Цвет и интеллект
Всеобъемлюще значение света и цвета, так как при их отсутствии у нас наступает “световой голод”, который сопровождается не только внешней бледностью, но и апатией, сонливостью и даже депрессией. Избежать этого помогает физиотерапия. Воздействие светом, ультрафиолетовыми (УФ) или инфракрасными (ИК) лучами в лечебных целях общеизвестно, хотя и не всем понятно.
Однако между ИК- и УФ-лучами существует огромная совокупность видимых цветов. И эти цвета воздействуют на нас, нередко минуя зрение. Воздействуют так, что порой мы и не догадываемся об этом. Но постоянно прибегаем к цветолечению, к самолечению цветом. Разумно ли это, принимать лекарства, назначение которых не известно? Кто не сталкивался со своими любимыми и нелюбимыми цветами. Несложно объяснить, почему одни цвета нам нравятся больше, другие – меньше. Но кто объяснит, почему мы носим третьи?
Быть может, эти симпатии и антипатии являются наиболее глубинными (неосознаваемыми) проявлениями нашей духовной индивидуальности? Проявлениями, которые своими цветами ведут нас по жизни, и незаметно увлекая за собой, воспитывают душу и лечат тело.
За последнее время вышло большое число книг по цвету, хромотерапии, цветомедитации и др. Философия, символика, антропология, психология, физиология цвета. И нигде ни слова о единстве цвета и человека. Вернее, слов много. Нет теории, объединившей метафизику души и тела, тела и цвета. Теории, которая позволила бы человеку познать себя в этом многоцветном мире, – познать, чтобы лечить.
А можем ли мы познать себя? Ведь обычно видна ничтожнейшая часть души нашей. Как надводная часть огромного айсберга. Изучением ее занята наука. Наука, где ученые сознательно говорят на разных языках и не понимают друг друга: узкая специализация – лечим одно, калечим другое.
Небольшая подводная часть этого айсберга представлена искусством, и в частности, модой. Но здесь никто и не задумывался о теории самопознания. Здесь – творчество подсознания. Здесь – практика (арттерапия).
Нерелигиозный человек происходит от homo religiosus, и хочет он того или нет, он — его творение. Поэтому мы вслед за Элиаде полагаем, что религия охватила самую глубоководную, самую неосвещенную часть нашего айсберга. Нашего тщательно скрытого (философской водой) естества – бессознания.
Теория хроматизма[1] позволила осветить эти потаенные части нашей души. И можно буквально плениться ее яркими живыми красками. Ибо они несут удивительные послания тысячелетий. Открывают смысл божественной и земной жизни. Смысл жизни нашей. Суть нашей души. И расцвести ей божественными цветами или остаться беспробудно темной – теперь это зависит только от нас.
Хроматизм происходит от древнегреческого понятия “хрома”, в которое античные авторы вкладывали три основных значения: 1) цвет как идеальное, психическое, распредмеченное, 2) краска как материальное, физическое, физиологическое, опредмеченное и 3) энергия, эмоции, чувства как их информационно-энергетическое отношение. Объективно эти отношения проявляются в таких идиомах как «багроветь от гнева», «чернеть от горя», «белеть от страха», «краснеть от стыда», «желтеть от зависти», «зеленеть от тоски» и т.д. и т.п. И эти обороты, действительно, раскрывают нам смысл эмоциональных отношений между психическим (цветом) и физиологическим (окраской кожного покрова). Очевидно, их можно отнести к разряду объективных и в силу практической неизменности во всех известных нам культурах.
Схематично развитие представлений о цвете можно свести к следующим этапам развития культуры.
* Первобытное общество – мифологизация и отождествление цвета с существенными веществами (кровь, молоко, семя, земля) и стихиями (огонь, солнце, земля) – Б, К (Ж), Ч[2].
* Ранняя история – канонизация цветов, согласно устройству космоса (мира богов и людей) – Египет, Китай, Передняя Азия; использование цвета для диагностики болезней (Иудея, Древняя Греция).
* Античность – мифологизация цветовых отношений и теория истечений как первая психофизиологическая система объединения внешнего мира и интеллекта.
* Средневековье – интерпретация цветовой семантики по религиозным канонам и догматам христианства и ислама.
* Возрождение – символические значения цвета и «практически-живописные» системы цветов (Леонардо).
* Просвещение: Ньютон – естественнонаучная (физическая) основа классификации цветов световых потоков по длинам волн и Гете – гуманитарная (психофизиологическая) основа по впечатлению и парам дополнительных цветов в цветовом круге. Шар Рунге – трехмерное представление цвета и Геринг – оппонентная теория цветовосприятия.
* XIX век – Гельмгольц – физиологическое представление основных цветов (КЗС для аддитивного смешения).
* ХХ век – дифференциация цветовых систем в зависимости от прагматики использования Оствальд, Манселл, Рабкин и др.
Принципы цветовой терапии использовались еще в Средневековье, но наибольшее распространение получили в последней четверти XIX века. Так, в 1876 году доктор Сетчи лечил душевнобольных фиолетовым светом, полученным фильтрацией света солнца; доктор Штейн (1890 г.) и Келлог (1894 г.) ввели в медицинскую практику общее инфракрасное и видимое облучение лампами накаливания. В 1892 г. доктор Минин применил лампу ИК-излучения из синего стекла со специальным рефлектором, получившем в дальнейшем большую популярность. В 1895 г. Эвальд использовал ультрафиолетовое излучение вольтовой дуги для лечения невралгических болей. К началу XX века доктора Бехтерев, Жуар, Пото и многие другие применяли в целях синтонической стимуляции и лечения фильтрованный свет различных длин волн. При этом нередко отмечалось, что лечебное действие цвета осуществляется не только через органы зрения, но и через кожу, о чем свидетельствовали и данные нейрофизиологии, и опыты со слепыми.
Наблюдения электрофизиологии, в частности, показали, что при различных эмоциональных состояниях возникают различные колебания потенциалов кожного покрова. Совместное протекание кожно-гальванической и зрачковой реакций дает право рассматривать их как часть общего вегетативного рефлекса. Биологическое значение последнего связано с вегетативным обеспечением адекватного цветовосприятия организмом за счет мобилизации адаптационно-трофических механизмов филогенетической памяти человека.
В целом цветолечение основано на знании законов физической химии, биофизики и психофизиологии человека. Биофизика и физическая химия позволяют установить законы распространения и поглощения излучений, которые возбуждают рецепторы кожи и сетчатки глаза, вызывая этим различные биохимические процессы в организме, приводящие к изменению всей нейроэндокринной системы. Закономерности психофизиологии человека дают возможность связать чувственное цветовосприятие организма в целом с отдельными составляющими: например, с гипоталамо-гипофизарной системой, вегетативно-эндокринно-метаболическими компонентами, кортико-висцеральными или субкортикальными и т.п.
Итак, с одной стороны, на первых стадиях развития культуры цвет мифологизировался и обожествлялся. С другой стороны, предпринималось его параллельное изучение и использование в цветотерапии. И если сказители называли цвета “божествами” и обоготворяли цвет, то художники видели за цветом краску и считали ее “материальными состояниями души”. Ученые же по-разному называли цвет (в разных областях науки), выделяя физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета. А эти две составляющие имеют близость к эмоциям – к телесным проявлениям нашей души, то есть нашего интеллекта.
Замеченная античными учеными связь между цветом, краской и эмоциями, а также константность отношения цвета к краске в устойчивых словесных оборотах и, наконец, проведенная параллель между чувствами и цветом, приводят нас к определению цвета, которое может служить основой для создания междисциплинарного языка. Итак, цвет – это идеальное (психическое), связанное с материальным (физическим и/или физиологическим) через эмоции как их характеристическое отношение.
Еще в XIX веке знали, что эмоции вызывают изменения пульса, дыхания, скорости реакции, силы и др. И эти же изменения вызывает у нас действие различных цветов, приведенное в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Воздействие цвета на человека
Цвет | lmax нм | Миним. время оценки цвета, мсек. | Изменение АД макс/мин, мм рт.ст. 1) | Пульс D | Скорость реакции, D опер/ сек | Мускульная сила, D усл.ед. | Субъективная оценка времени опыта (=1 час) |
Красный | 33,5 | +9 / +7,5 | +45 | +3 | +12 | кажется, прошло >> 1 ч. | |
Оранж | - | - | - | (+26) | (+2) | +5 | - |
Желтый | 37,4 | +9 / +7,5 | +7 | - | |||
Зеленый | 31,9 | 0 / +5 | -5 | -2 | -3 | - | |
Синий | 66,1 | -8 / -5 | -12 | (-15) | -6 | кажется, прошло 0,5 ч. | |
Фиолет | - | - | - | - | -30 | - | - |
Примечания к табл.1.1: Данные отсутствуют (-); интерполяция (...). Участвовало 9 испытуемых (m) 20-30 лет. Артериальное давление измерялось до и после опыта; указана разность, которая у отдельных испытуемых достигала 15-20 мм рт.ст. (данные Е.П. Кожевникова). Монохромная цветовая среда создавалась окрашенной поверхностью, служившей фоном для прибора и занимавшей все поле зрения испытуемого и освещавшейся сзади кресла двумя люминесцентными лампами. Контрольные опыты ставились в условиях ахромной световой среды (серый цвет). К цвет – раздражение к шумам (до 60 дб), повышенное внимание к слабым посторонним раздражителям, тогда как З цвет – высокая концентрация внимания и пренебрежение посторонними раздражителями. При ваготонусе качество слежения при К лучше, чем при С- цвете, при симпатонусе лучше при С цвете
Все это говорит о прямом действии цвета на тело. И не только на тело, но и на душу. Обратим внимание на правый столбец табл.1.1: в красном цвете наш интеллект переоценивает реальное время, тогда так в синем – недооценивает. И когда во второй главе мы узнаем, что красный – «мужской», а голубой – «женский», то, может быть, и осознаем, что «мужчина» всегда приходит вовремя, а «женщина» всегда опаздывает, по природе своей, по природе цвета. Природа эта подтверждается и графой «Мускульная сила»: в «мужском» красном цвете мы становимся в три раза сильнее, чем в «женском» синем. Закавычивание же «мужского» и «женского» в табл. 1.1 связано не столько с полом, сколько с гендером[3], о котором мы будем говорить ниже.
В тоже время, сразу подчеркнем, что выбор предпочтительного цвета в одежде или в интерьере никак не может свидетельствовать о «мужском» или «женском» цвете. Все определяется соотношением доминант интеллекта и не более того. Как женский интеллект в определенных стадиях развития может проходить через этапы доминирования «мужских» компонентов (цветов), так и мужской – «женских». И об этом говорит не только чередование гормональных сдвигов в организме и/или известные сдвиги в функционировании вегетативной нервной системы, но и весь последующий материал книги. Называем же мы цвета «женскими» и «мужскими» исключительно для того, чтобы нагляднее и понятнее представить как гендер, так и хроматическую модель интеллекта реального человека в реальном мире.
Основной вывод, который напрашивается уже из табл.1.1 и детальнее будет исследоваться далее, следующий: все цвета можно рассматривать как пары, которые обладают взаимодополняющим и одновременно оппонирующим характером воздействия на интеллект. Говоря другими словами, если основной цвет вызывает какое-то действие, то дополнительный цвет это действие нейтрализует. Так, например, согласно табл.1.1, красный (как основной цвет) возбуждает активность, тогда как синий [4] ее тормозит.
Таким образом, если однообразие цветовых восприятий неблагоприятно сказывается на работе интеллекта, то периодическое восприятие дополнительных цветов увеличивает физическую и умственную работоспособность по сравнению с наблюдаемой при каком-либо одном цвете. Отметим, что при этом чередовании цветовых стимулов происходит взаимная сенсибилизация (повышение чувствительности рецепторов) за счет активности соответствующих нейронов и нервных центров [5], то есть активация интеллекта как на бессознательном, так и на подсознательном уровнях.