Типология невербальных компонентов коммуникации
Изучение многочисленных и многообразных выразительных движений, применяемых в человеческом общении, невозможно без их систематизации. Однако, как отмечают исследователи, жесты трудно классифицировать, «так же трудно, как и отграничить жест индивидуального происхождения от жеста, относящегося ко всей социальной группе. Мы реагируем на жесты, можно сказать, в соответствии с тщательно разработанным секретным кодом, который нигде не зафиксирован, никому не известен, но понимаем всеми.[323]
В настоящее время единой типологии невербальных компонентов нет. Рассмотрим некоторые классификации жестов, построенные по различным основаниям.
Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).
Первые описания русских жестов были сделаны японскими учеными совместно с русскими преподавателями (Кано, А.А. Акишина).
Ф. И. Карташковавыделяет контролируемые и неконтролируемыевиды НВКК. К первым относятся жестовые (движения рук, ног и головы), мимические (выражения лица), фонационные, тактильные, респираторные; ко вторым относятся физиологические реакции.
Н. И. Смирнова описала коммуникативные жесты, которые она определила как «выразительные движения, замещающие в речи элементы языка», а внутри них выделила жесты приветствия и прощания, жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, запрещающие, утвердительные, вопросительные и другие; представила группу эмоциональных жестов, выражающих различные чувства и состояния, модальных жестов (жесты, выражающие отношение говорящего к различным предметам, явлениям и процессам и их оценку), занимающих промежуточное положение между коммуникативными и эмоциональными жестами. Исследователь отметила и группу жестов, сопровождающих конкретные речевые высказывания.[324]
Классификация Т. М. Николаевой,[325], как и классификация Н. И. Смирновой, построена по типу значения и по функциональному признаку, но в ней более четко разграничены типы жестов и их функции.
По функциональному признаку (по отношению к вербальной речи) выделяются: 1) кинесические средства общения, сопровождающие естественную речь; 2) кинесические средства, замещающие речевое высказывание, сохраняя его структуру или передавая речевую структуру в измененном виде; 3) кинесические средства, сочетающиеся с вербальными и создающие одно смешанное (так называемое «креализованное») высказывание.
По типу значенияТ.М. Николаева выделяет 1) жесты символические, кодифицированные; 2) жесты иконические, изображающие; 3) жесты-указатели, дейктические, в основном, выполняющие функции актуализаторов, а также элементов, проверяющих действенность канала коммуникации. Однако Т. М. Николаева, рассматривая функционирование жестов в речи ораторов, выделяет лишь некоторые наиболее значимые для лекторов типы жестов, указывая, что в речи ораторов, в отличие от бытовой речи, используется меньший репертуар некоторых групп невербальных компонентов.
С точки зрения использования кинесических знаков с целью усиления воздействия как на сознательный, так и на подсознательный уровень реципиента, воспринимающего устное высказывание, специалист в области риторикиПоль Сопер[326]создал свою типологию жестов. Он предлагает применять выразительныежесты для сопровождения самых сильных, кульминационных мест речи, описательнымижестами показывать размеры и формы объектов, о которых говорит оратор, использовать указующиежесты для указания местоположения или направления. Автор предлагает для создания артистического эффекта и оживления речевого высказывания использовать подражательнуюжестикуляцию.
Довольно интересна классификация югославской исследовательницы Р. П. Волос, которая, проанализировав жесты, используемые в русскоязычной коммуникации, выделила девять групп: 1) «я-жесты», выражающие внутреннее состояние человека; 2) «жесты-усилители», употребляющиеся для подтверждения или усиления сказанного (они обычно передают темперамент говорящего и драматизируют обстановку); 3) «количественные жесты», передающие информацию о разных физических величинах, размерах; 4) «жесты защиты», применяющиеся для символической защиты передаваемой или получаемой информации, или же самого человека от постороннего воздействия; 5) «он-жесты», выражающие разные отношения между людьми; 6) «жесты-императивы», требующие перемены обстановки (они повелевают, призывают, приглашают, выражают желательность и т.д.); 7) «жесты-эпитеты», выражающие эмоциональную оценку, передающие чьё-либо мнение; 8) «жесты – выключатели вербальной речи», которые могут нести полную информацию и тем самым выключают вербальную речь, происходит переключение на зрительный перенос информации; 9) «обрядовые жесты», имеющие или имевшие когда-либо обрядовый характер и несущие определенный обряд, церемониал, ритуал.[327]
Данная классификация наглядно демонстрирует роль невербальных компонентов коммуникации в общении, которые могут повторять, дополнять или замещать устную речь.
Роль жестов в коммуникативном акте – такой критерий положен в основу типологии жестов, предложенной Л. А. Капанадзе и Е. В. Красильниковой.[328] Все жесты ими подразделяют на: 1) знаковые(обладающие как планом выражения, так и планом содержания): а) указательные (дейктические) жесты (выделяют, отмечают какую-то часть пространства вокруг говорящего; указать можно взглядом, кивком головы, рукой и т.д.; полностью понимаются лишь в языковом контексте, поэтому сопровождаются часто указательным местоимением (тут, вот, здесь и т.д.); б) изобразительные (иконические) жесты (изображают различные действия человека, форму, положение в пространстве и движение различных предметов и т.д.); в) жесты-символы (имеет абстрактное содержание; понимается в рамках одного национального коллектива; жесты приветствия и прощания, отрицания и утверждения и т.д.); 2) незнаковые: а) ритмические жесты(подчеркивание ритмического рисунка высказывания; не закреплено какое-то определенное содержание; отчасти дублирует интонацию; ритможесты – скандирование ладонью руки (ребром ее), движение руки, сжатой в кулак и т.д.); б) эмоциональные жесты (выступают в роли дублеров соответствующих интонационных структур; подчеркивают недоумение, огорчение, досаду, восторг, радость; «читаются» в соответствии с мимикой лица и интонацией речи).
Г. Е. Крейдлин[329] выделяет два основных семантических типа жестов: коммуникативные и симптоматические.
I. Коммуникативные жесты – невербальные единицы, несущие информацию, которую жестикулирующий в коммуникативном акте намеренно передает адресату. Это чисто диалогические жесты. Характерным признаком коммуникативных жестов является их привязанность к конкретным актуальным ситуациям. Все коммуникативные жесты делятся на три подкласса:
1) Указательные (дейктические) – содержат в своей семантике указание на участников актуальной ситуации общения, на объект, место или время, релевантные для этой ситуации. Являются самыми древними в жестовой системе любого языка;
2)Этикетные жесты– исполняются в конкретных, строго фиксированных ситуациях в качестве элемента, передающего либо информацию о структуре коллектива, в который включен жестикулирующий, либо информацию о типе разворачивающейся ситуации (жесты приветствия, прощания, застольные, дипломатические и т.д.);
3) Общекоммуникативные жесты – ситуативно нейтральные.
II. Симптоматические жесты свидетельствуют об эмоциональном состоянии говорящего. Занимают промежуточное положение между физиологическими движениями и коммуникативными жестами.
Психосемиотическую классификацию жестов по трем уровням (преимущественно реализуемая в общении функция, денотат, степень условности выражения значения) предложилаЕ. А. Петрова.[330]
Автор считает целесообразным выделить четыре группы жестов по степени условности выражения значения: указательные, описательно-изобразительные, символические, условные.
Рассматривая жест как знаковое средство, реализующее в общении основные функции, исследователь выделяет: 1) жесты-симптомы – выполняют функцию самовыражения. По денотату они делятся на жесты, выражающие состояние, процессы и оценку(модальные); 2) жесты-регуляторы – реализуют регуляторно-коммуникативную функцию (воздействие на партнера). Эту функцию выполняют фатические (контактоустанавливающие) жесты, коннотативные (жесты поддержания и усиления контакта), эндные(жесты выхода из контакта), побудительные(императивные) жесты; 3) жесты-информаторы – реализуют преимущественно информативно-коммуникативную функцию. К данной категории относятся жесты, несущие информацию об объекте и субъекте.
Интересна точка зрения И. М. Юсупова[331], который наряду с традиционными группами жестов (коммуникативные, изобразительно-описательные, модальные) рассматривает и четвертую – жесты-сорняки, которые не несут никакой смысловой нагрузки (заламывание рук, пальцев, кистей; одергивание одежды, притоптывание ногой и т.д.).
Г. Г. Почепцовосновными невербальными средствами общения считает жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты-адапторы:
1) Жесты-символы – очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения.
2) Жесты-иллюстраторы – используются для пояснения сказанного (например, указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения.
3) Жесты-регуляторы – играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов - рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения.
4) Жесты-адапторы – сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний – нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д. М. С. Андрианов[332]высказал мысль о том, что жесты выражают общую «тональность» общения. На основе этого критерия их можно разделить на возвышенные, нейтральные, нейтрально-обиходные, фамильярные, вульгарные.
Рассматривая неречевые средства общения в когнитивном аспекте, мы считаем целесообразным выделить три уровня употребления жестов: 1) сознательный (имея определенную цель, мы достигаем ее благодаря определенному сочетанию слов и жестов; идет так называемая аналитическая работа сознания); 2) бессознательный, неосознанный(жест проделывается на автоматизме, непроизвольно); 3) сверхсознательный (уровень интуиции; «спонтанность, озарение в критические моменты приходит на помощь» (Л. Е. Попов); единственно стоящие жесты – это те, которые возникли экспромтом).[333]
Представленные попытки классифицировать невербальные компоненты коммуникации свидетельствуют о многообразии подходов к описанию жестов в процессе общения.