Лексические повторы, вводные слова
IX. Разговорная речь образованных людей:
1. постоянно нарушает нормы литературного языка
2. в целом соответствует нормам ЛЯ
3. близка книжной речи
4. предполагает отступления от норм в целях коммуникативной целесообразности
5. разрушает единство ЛЯ
X. Отличительные особенности РР:
- органическое единство языка и мысли
- диалогично настроенное мышление
- монологично настроенное мышление
- преобладание функции общения
- преобладание функции сообщения
- относительное несовпадение языка и мысли
XI. Каким образом мысль стремится выразить себя в языке РР:
- используя стандартные (клишированные) формы речевых высказываний
- индивидуализируя речь с помощью интонаций, необычного использования лексических средств и т.п.
- искажая, нарушая, отступая от логичности и развернутости высказываний
- следуя требованиям точности, последовательности, логичности высказывания
- предполагая додумывание и угадывание намерения говорящего собеседником
- исключая влияние ситуации на появление у высказывания дополнительных оттенков значения
XII. Нормы литературного языка в РР:
- должны строго соблюдаться
- могут совсем не соблюдаться;
- перестают действовать, так как у РР свои нормы
- РР опирается на нормы ЛЯ
- активизирует варианты норм, стимулирует изменчивость и динамичность норм
XIII. Отношения РР и литературного языка:
- РР противопоставлена ЛЯ
- РР – часть ЛЯ
- РР привносит в ЛЯ хаотическое начало, деформируя нормы
- благодаря РР в ЛЯ не проникают жаргоны и просторечие
- благодаря РР в ЛЯ проникают элементы жаргонов и просторечия
- РР активизирует в ЛЯ формы речевого творчества
Тест к лекции № 8
I. Найдите соответствия:
1 Б речевое взаимодействие | А выражение мысли с помощью языковых средств в контексте речевой ситуации |
2 А речевое событие | Б обмен информацией между адресантом и адресатом с помощью речевого высказывания |
3 В речевая ситуация | В взаимодействие всех контекстов высказывания |
II. Речевая ситуация влияет на:
- дискурс, уточняя основной и дополнительные смыслы сообщения
- конкретизацию грамматических категорий
- понимание цели высказывания
- возникновение прагматического значения (наряду с семантическим) высказывания
- разрушение речевого события
- осуществление речевого события
III. Факторы, способствующие речевому взаимодействию:
- равные возможности высказать свою точку зрения
- нетерпимость к чужому мнению
- стремление к победе над партнером
- стремление к решению проблемы, а не к победе над собеседником
- равный доступ к необходимой информации
- нежелание идти на компромисс
IV. На процесс слушания влияет:
- служебное положение собеседников
- теория речевого взаимодействия
- возраст слушающего
- характер и интересы слушающего
- пол слушающего
- умение сосредоточиться на речи
V. Нерефлексивное слушание предполагает:
- умело направлять речь собеседника в желаемое для вас русло
- умение слушать, не вмешиваясь в речь собеседника
- незаинтересованное молчание
- активное вмешательство в речь собеседника
- предоставление собеседнику возможности беспрепятственно высказаться
VI. Рефлексивное слушание предполагает:
- молчаливое соучастие речи собеседника
- вмешательство в его речь с целью оказать помощь в выражении своих чувств и мнений
- возможность запутать собеседника, сбить с мысли
- возможность уточнить мысль говорящего
- стремление дать советы и оценки
- предоставление собеседнику возможности беспрепятственно высказаться
VII. Для невербальных контактов важны:
- позы собеседников
- выражение лица, взгляд
- манера говорить
- соблюдение межличностного пространства
- убедительность интонации
VIII. Найдите соответствия между названиями принципов речевой коммуникации и их определениями:
1 Г принцип последовательности | А готовность партнеров к сотрудничеству |
2 В принцип равной безопасности | Б избегание намеренного искажения смысла |
3 А принцип кооперации | В непричинение психологического или иного вреда партнеру |
4 Б принцип адекватности | Г смысловое соответствие смысловой реакции на высказывание партнера |
IX. Обмен мнениями, идеями, речевое взаимодействие в самом широком смысле – этО ОБЩЕНИЕ
X. Теория передачи информации по каналам связи носит название КОММУНИКАЦИЯ (им. пад.).