Построение спортивной тренировки в макроциклах (периоды и этапы, их характеристики).
Макроцикл - это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3-4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.
Построение тренировки в годичных циклах.
Как правило, в годичном цикле тренировочного процесса различают три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Причины, вызывающие периодическое изменение тренировочного процесса в тренировочном году, вначале усматривали главным образом в календаре спортивных соревнований и сезонно-климатических условиях. Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) соответствует фазе приобретения спортивной формы, соревновательный - фазе ее стабилизации, а переходный - фазе временной ее утраты. В каждом из этих периодов ставятся свои цели, задачи, определяются соответствующие средства, методы тренировки, объем и интенсивность нагрузки, направленные на повышение всех сторон подготовленности спортсменов. В зависимости от возрастных особенностей и квалификации спортсменов, условий спортивной тренировки, календаря, спортивно-массовых мероприятий, вида спорта и других факторов продолжительность и содержание каждого периода может изменяться. Цель тренировки в подготовительном периоде -обеспечить приобретение спортивной формы, гарантирующую достижение результатов, соответствующих возможностям спортсмена в данном микроцикле.
Подготовительный периодподразделяется на этапы: 1) общеподготовительный; 2) специально-подготовительный.
Общеподготовительный этап. Задачи этапа: 1) повышение уровня физической подготовленности спортсменов (ОФП и СФП); 2) совершенствование физических качеств; 3) изучение новых соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6-9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель). Этап состоит из двух, в отдельных случаях - из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2-3 микроцикла) - втягивающий- связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3-6 недельных микроциклов) – базовый - направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих овладению новыми соревновательными программами. Основные средства этапа– обще-подготовительные и специально-подготовительные упражнения.
Специально подготовительный этап. На этапе стабилизируются объемы тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование специальной физической подготовленности, повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2-3 мезоцикла. На данном этапе выделяют мезоциклы: 1) базовый специализированно-физический; 2) базовый специально-подготовительный; 3) контрольно-подготовительный(подобное сочетание типов мезоциклов характерно для «сезонных» видов спорта).Основные средства этапа –специально-подготовительные упражнения, возрастает роль соревновательных упражнений.
Соревновательный период (период основных соревнований) включает два этапа: 1) этап ранних стартов (развития собственно спортивной формы); 2) этап непосредственной подготовки к главному старту. Задачи соревновательного периода - сохранить спортивную форму в течение периода ответственных соревнований и реализовать ее в высокий для данного уровня тренированности спортивный результат. Основные черты периода: 1) физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям и направлена на достижение максимальной (для макроцикла) специальной тренированности; 2)технико-тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до высокой степени совершенства (увеличение степени надежности и вариативности, развитие тактического мышления); 3) специальная психическая подготовка направлена на мобилизацию физических и духовных сил и регулирование эмоциональных и волевых проявлений в спортивных состязаниях; 4) особое внимание уделяется интегральной подготовке, важнейшим средством которой являются целостные соревновательные упражнения.
Продолжительность периода - 6-8 недель, состоит обычно из 2 мезоциклов. Основное структурное звено периода: 1) подводящий микроцикл; 2) основное соревнование; 3) послесоревновательная фаза восстановления.
Варианты структуры соревновательного периода. Структура соревновательного периода зависит от календаря соревнований, их программы и режима, состава участников, общей системы построения тренировки. Если соревновательный период кратковременный (1-2 месяца), он обычно целиком состоит из нескольких соревновательных мезоциклов.
При большой продолжительности соревновательного периода структура усложняется.
Переходный период. Задачи периода:1) предупреждение перерастания кумулятивного эффекта тренировок и соревнований в перетренировку; 2) обеспечение активного отдыха и сохранение достигнутого уровня тренированности. Причины появления 1) реализация спортивной формы в спортивный результат связана с максимальными физическими и психическими напряжениями, которые приводят к исчерпанию адаптационных возможностей организма, что может привести к перетренировке; 2) спортивная форма как оптимальное сочетание компонентов готовности спортсмена является таковым только для достигнутого в макроцикле уровня тренированности. Основное содержание занятий. Общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха (смена характера и условий деятельности), физическая реабилитация Структура периода. Два-три мезоцикла, построенных по типу восстановительно-поддерживающих и восстановительно-подготовительных.
71. Виды подготовки спортсмена.
Термин «тренировка» - происходит от англ. упражнение. Спортивная тренировка - это подготовка к спортивным состязаниям построенная в виде системы упражнений и представляющая собой, педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена, проходящий под врачебно-педагогическим контролем.
Спортивно-техническая подготовка.Подтехнической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Характеристикаобщей технической и специальной спортивно-технической подготовки.
Спортивно-тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.
Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.
Психическая подготовка - это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
Интеллектуальная подготовка –направлена на осмысление сути спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений и процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых немыслим высокий спортивный результат. Интеллектуальные способности - это не только готовность спортсмена к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно. В содержание интеллектуального образования входит совокупность разнообразных знаний, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности (спортивно-прикладные знания, составляющие научный базис подготовки спортсмена и др.).
Интегральная подготовка- объединение и комплексная реализация различных компонентов подготовленности спортсмена - технической, тактической, физической, психической, интеллектуальной подготовки в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Средства интегральной подготовки: 1) соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемых в условиях соревнований; 2) специально-подготовительные упражнения максимально приближенные к соревновательным.
72. Основные документы планирования учебно-тренировочного процесса в спорте.
Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно- методических установок, определяющих конкретный отрезок времени, конкретные задачи, подбор средств, методов, организационных форм, материально-технического оснащения. Формы планирования на этапах многолетней спортивной подготовки: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).
Документы перспективного планирования: 1) учебный план;2) рабочую программу; 3) многолетний план подготовки команды;4) многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.
Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. План предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия.
Рабочая программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися. В документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР и др.). Разделы программы: 1) объяснительная записка; 2) изложение программного материала; 3) контрольные нормативы и учебные требования; 4) рекомендуемые учебные пособия.
Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный) - составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возраста на 2-3 года. Для квалифицированных спортсменов на 4 и даже 8 лет.
Содержание перспективного плана подготовки (спортсмена, команды): 1) краткая характеристика занимающихся; 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки макроциклов; 4) основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования, основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специфические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации;10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.
К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки команды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.
План-график годичного цикла спортивной тренировки - организационно-методический документ, определяющий содержание работы на учебно-тренировочный год, наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
Годичный план подготовки (командный и индивидуальные) - состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.
Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.
Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц).План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочей программы. В этом документе определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания.
План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный).
73. Контроль и учёт в подготовке спортсмена
Цель контроля - сбор, оценивание и анализ необходимой информации о реальном ходе тренировочного процесса и состояния спортсмена. Методы контроля: 1) сбор мнений спортсменов и тренеров;2) анализ рабочей документации тренировочного процесса; 3) педагогические наблюдения во время тренировки и соревнований (хронометрирование, пульсометрия и т.д.);4) тесты (контрольные испытания).
Виды контроля: оперативный, текущий и этапный.
Оперативный контроль - это контроль за оперативным состоянием спортсмена, готовностью к выполнению очередного упражнения и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спортсмена на тренировочные или соревновательные нагрузки, качество исполнения технических приемов и комбинаций в целом.
Текущий контроль - это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его техники и тактики.
Этапный контроль - это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально организованных условиях.
Комплексный контроль включает:1) контроль за результатами соревнований в циклах подготовки; 2) измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.
1) контроль за результатами соревнований- оценка эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки;
2) измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности - регистрация различных показателей соревновательного упражнения и соревновательной деятельности с использованием измерительной техники и компьютера.
Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости (тесты). Оценка технической подготовленности - заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений. Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критерии - объем техники, разносторонность техники и эффективность.
Оценка тактической подготовленности. Контроль за тактической подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях и предусматривает контроль за тактическим мышлением, за тактическими действиями (объем тактических приемов, их разносторонность и эффективность использования);
3) контроль за факторами внешней среды.К факторам внешней среды относят: - климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружающей среды, интенсивность солнечной радиации, направление ветра, атмосферное давление); - состояние спортивного сооружения или соревновательных трасс;- качество спортивного инвентаря и оборудования;- поведение зрителей (фактор своего и чужого поля);- объективность судейства и т.д.
Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм осуществления процесса спортивной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д.
Формы учета: 1) этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором - заключительным (итоговым); 2) предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов; 3)текущий учет проводится непрерывно в процессе отдельных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Текущий учет предусматривает фиксацию средств, методов, величин тренировочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоровья и подготовленности спортсмена. Оперативный учет – разновидность текущего.
Основные документы учета вспортивной школе: журнал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсменов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, личные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.
74. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки спортсмена (определение, этапы отбора и их характеристики).
Спортивный отбор- это комплекс мероприятий, позволяющих оценить потенциальную одаренность и прогнозировать спортивные достижения. Это длительный многоступенчатый процесс, имеющий конкретные задачи на этапах.
Спортивная ориентация - система организационно - методических мероприятий, позволяющих наметить специализацию юного спортсмена в определенном виде спорта.
Этапы спортивного отбора: 1) спортивная ориентация (первичный отбор). На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критерии спортивной ориентации: рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы; 2) спортивный отбор (вторичный отбор) На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов. Методы отбора: антропометрические обследования (рост, масса тела, тип телосложения - выявление морфотипа спортсмена), медико-биологические исследования (оценка здоровья, физического развития, физической подготовленности занимающихся), педагогические наблюдения (тесты), психологические и социологические обследования; 3) третий этап. Поиск и зачисление в центры олимпийской подготовки СДШОР, УОР. Проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с последующей экспертной оценкой и тестированием в ходе соревнований; 4) комплектование сборных команд.
Критерии отбора: медико-биологические, педагогические, психологические, социологические.