III) По информационной наполненности
- Содержательная коммуникация. Информационно-насыщенная.
- Фатическая коммуникация. Информационно-пустая.
Цель:поддержание самой коммуникации
1) Ритуальный характер: ненужная информация, которая имеет цель обеспечить статусные отношения
Пример: честь, отдаваемая президенту и сообщение о готовности к полету со стороны экипажа.
2)Контактно-устанавливающий характер: фразы, фактически не имеющие смысла. Вопросы, целью которых не является получение ответа (How are you?)
IV) По характеру сообщения:
· Вербальная(устная/письменная)
· Невербальная
V) По количеству каналов:
· Одноканальная коммуникация (Пример: СМС без смайлов)
· Многоканальная коммуникация. Осуществление более чем по одному сенсорному каналу. (Пример: ТВ, аудио-визуальный канал)
VI) По типу каналов:
Аудиальная, визуальная, тактильная, вкусовая, обонятельная
VII) По характеру каналов и наличию посредников:
· Непосредственная. Посредник не имеет значимого материального или социального значения.
· Опосредованная. Посредник имеет значение.
1) Естественно-опосредованная. Осуществляется через субъекта-посредника.
2) Искусственно-опосредованная. Осуществляется через технические средства, предметы.
Дополнительные классификации:
VIII) По типу эффекта:
· Эффективная(цель достигнута)
· Неэффективная(цель не достигнута)
IX) По характеру эффекта:
· Конструктивная. Эффект: укрепление соц.связей, смягчение соц.напряженности, преодоление конфликта.
· Деструктивная. Обратный эффект.
X) По сфере осуществления:
· Деловая
· Бытовая
XI) По предмету:
· Политическая
· Экономическая
· Социальная
· Культурно-досуговая
XII) По наличию обратной связи:
· Односторонняя (R не может влиять на S)
· Двухсторонняя (R может влиять на S)
XIII) По соотношению статусов источника и получателя:
· Симметричная
· Ассиметричная
Билет 10. Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения источника и получателя.
На основании критерия I (классификация по типу субъектов) можно составить базовую таблицу типов и видов коммуникации:
Тип получателя Тип источника | Личность | Группа | Организация | Масса |
Личность | Межличностная/ внутрличностная (ВЛК-МЛК) | КЛГ | Орг.К | МК |
Группа | КГЛ | Межгрупповая (МГК) | Орг.К | МК |
Организация | Орг.К | Орг.К | Орг.К | МК |
Масса | МК | МК | МК | МК |
Личность-личность:дневник, разговор
Личность-группа:слова человека в кругу друзей
Личность-организация:обращение с заявлением в суд
Личность-масса:мода
Группа-личность: поздравление компанией друзей одного человека
Межгрупповая коммуникация: стенка на стенку
Группа-организация: письмо от студентов в деканат
Группа-масса: борьба за независимость этнической общности
Организация-личность: назначение санкций банком за невыплату гражданином кредита в срок
Организация-группа: объявление деканата о стипендии для студентов
Организация-организация: деловые переговоры между корпорациями
Организация-масса: предвыборная агитация партии к избирателям (народу)
Масса-личность: толпа собралась посмотреть на казнь «ведьмы»
Масса-организация: реакция фанатов на победу футбольного клуба
Масса-группа: ненависть народа к малой этнической общности, геноцид
Масса-масса: гражданская война
Личность: индивид
Группа: наличие общего соц.признака, идентичность, признание со стороны других групп.
Организация: формальная структура, иерархия, фиксированные правила входа и выхода, наличие норм и правил, наличие санкций.
Масса: совокупность изолированных индивидов, имеющая объект общего внимания; «совокупность одиночеств».
Билет 11. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.
См. билет №9
Билет 12. Модель социальной коммуникации Шеннона-Уивера. Понятие и типология коммуникативных шумов.
N2 |
E |
S |
Tr |
Cod |
Ch |
M |
R1 |
R2 |
decod |
N3 |
N1 |
Источник S выбирает из пространства информационных выборов, характеризующихся энтропией Е, одно из сообщений для передачи получателю R. Сообщение кодируется и превращается в кодированное сообщение, поступающее на вход передатчика TR. Передатчик преобразует закодированное сообщение в форму удобную для передачи – сигнал М. Этот сигнал по каналу СН поступает на вход приемника R1. Приемник преобразует сигнал в принятое сообщение, обеспечивает декодирование сигнала и декодированный сигнал поступает к R2.
Цель S: снижение неопределенности R2 в части имеющегося у него уровня неизвестности относительно пространства информационных выборов Е.
Е (пространство информационных выборов) в данной модели связано с понятием энтропии.
Ш-В исходили из того, что и S, и R известен полный максимальный набор информационных выборов или сообщений, из которых S выбирает одно для передачи.
Информационная наполненность сообщения состоит в том, какой из возможных выборов совершит S.
Данный тип модели применим как к техническим, так и к соц. комм-м.
Применительно к простейшему техническому взаим-ю (лекция),
- источником выступает мозг S
- передатчиком – голосовые связи S
- сигнал – звуковая волна
- канал – воздух
- приемник – слух аппарат R
- декодирование – мозг R
Важнейший элемент модели Ш-В – коммуникативные шумы.
Ш-В первым предложили классическую классификациюкоммуникат. шумов.
Шумы – любая совокупность факторов, которая вызывает ухудшения кач-ва коммуникации и потерю информации.
Виды шумов по Ш-В:
- Механические. Мех.шум N2 (шум канала) порождается техническими факторами несовершенства каналов коммуникации (помехи в ТВ, шум за окном, мешающий восприятию речи, плохое качество типографской краски в газете)
- Семантические. Сем.шумы N1,N3 – это потеря инф-ии, порожденная трудностями и проблемами при кодировании и декодировании сообщений. Культурные факторы, различия в кодовых языковых системах S и R.
Семантический шум (N1) возникает в рез-те специфических форматов преобразования смыслов сообщения в рез-те кодирования его в культурной системе S.
Семантический шум N1 менее опасен, чем шум N3.
Данная классификация шумов является общепринятой и предполагает различные механизмы борьбы с разного типа шумами.
Ш-В предложили универсальную формулу защиты комм-ии от потенциальных шумов.
Смысл формулы: чем выше вероятность искажения сообщения, тем более информационно избыточным оно должно быть.
Замечания по модели Ш-В:
1) Ш-В, опираясь на энтропийную модель, предложили математическую формулу для оценки кач-ва комм-ии
Идеальная комм-я, согласно их подходу, имеет место в том случае, когда кол-ва отправленной информации = кол-ву полученной.
Основные достоинства модели Ш-В:
- Авторы модели первыми разделили в субъектном плане S и передатчик, приемник и R. Это позволило более точно определить причины и факторы потери информации и ухудшения комм-ии.
- Предложенные Ш-В классификации коммуникативных шумов универсальны и используются в остальных моделях описания комм-ии
- Модель позволяет количественно рассчитать параметры эффект-ти взаим-я и выявить те элементы процесса коммуникации, которые наиболее сильно влияют на потерю информации
- Авторы модели предложили формулу избыточности сообщения как универсальный рецепт компенсации потери информации
Основные недостатки модели Ш-В:
- Ш-В понимали коммуникацию исключительно в количественном плане. Содержанию сообщений они уделяли малое внимание => оценка качества коммуникации получалась крайне ограниченной.
- Модель Ш-В носит исключительно односторонний хар-р, коммуникация не рассматривается как комплексный двухсторонний процесс
- В модели не предусмотрены воз-ти обратной связи, обратного влияния R на S.