Освоение проектных действий детьми дошкольного возраста.
Этап проектной деятельности | Возраст | ||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
Подготовительный | Интегрирующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение взрослым проблемы. | Выделение (взрослым или ребенком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. | Выделение проблемы (детьми либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон. |
Целеполагания | Определение взрослыми цели проекта, его мотивация. | Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. | Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. |
Планирования | Привлечение детей к участию планирования деятельности и реализации намеченного плана. | Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта. | Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого, как партнера), определение средств реализации проекта. |
Исполнительский | Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных несложных поручений. | Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых. | Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижения договоренности, взаимообучение, взаимопомощь. |
Презентационный | Представление продукта проектной деятельности. | Представление продукта проектной деятельности. | Представление продукта проектной деятельности. |
Рефлексивный | Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата. | Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач. | Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач. |
Проектировочный | Совместно с детьми определение перспектив проектирования. | Определение перспективы развития проектирования. |
11. Участие родителей в создании и оформлении портфолио дошкольника
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».
Цель портфолио:
Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные достижения детей, разнообразить работу с детьми, активизировать взаимодействие с родителями.
Участники: воспитатели, воспитанники ДОУ и родители.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует изменений в стандартной системе дошкольного образования. Инновационная технология портфолио способствует решению следующих задач стандарта:
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
Взаимодействие с родителями
1. Индивидуальная работа педагогов ДОО с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка.
2. Консультативная помощь (беседы, памятки, опросники и т. д.)
3. Совместное создание портфолио своего ребёнка
4. Участие в конкурсе «Лучшее портфолио дошкольника» (на уровне ДОУ, муниципалитета, участие в интернет-конкурсах)
Портфолио отражает основные показатели ребенка: физические (рост, вес и другие) , навыки (диапазон умений ребенка) , жизненные (путешествия, хобби и прочее) .
Работа с педагогами | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио. 2. Разработка структуры портфолио. 3. Оформление образца портфолио ребенка педагогами творческой группы дошкольного учреждения. 4. Презентация образца портфолио. 5. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка. 6. Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОО | 1. Рассматривание образца портфолио. 2. Индивидуальная беседа с детьми. | 1. Индивидуальная работа педагогов ДОУ с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка. 2. Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т.д.) |
Взаимодействие с родителями
Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка. Работая над составлением портфолио, родители и ребёнок не только поддерживают постоянный интерес к учебно – познавательной деятельности. Вместе с этим приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, пригодится в начальной школе. Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженой, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОО, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.