Методическое мастерство учителя ИЯ

Урок — обязательная основная форма учебной работы в школе; система действий учителя и ученика, направленная на решение конкретных образовательных, воспитательных, развивающих и практических задач.

Урок ИЯ:

·
отличается целью и содержанием - это обучение коммуникативной речевой деятельности.

·

носит комплексный характер (работая над речевой деятельностью учитель также работает над языковым
материалом, т.е. язык и речь в комплексе)

·
применение наглядных пособий (сопутствующие средства, они выполняют вспомогательную функцию: раскрытие значений слов)


Методическое содержание урока. Урок ИЯ как единица учебного процесса должен обладать основными свойствами данного процесса. Основа для построения урока - совокупность научных положений (принципов), определяющих особенности урока, его структуру, логику и приемы работы. Эта совокупность и есть методическое содержание урока.

Методическое содержание современного урока ИЯ основывается на коммуникативности.

С позиции коммуникативности методическое содержание урока определяется следующими основными положениями - принципами.

1.
Индивидуализация — заключается в учете индивидуальных особенностей уч-ся. Коммуникативное обучение предполагает прежде всего личностную индивидуализацию, которая выступает на 1-ый план в процессе учебного процесса. Она используется при всех В.Р.Д., должна пронизывать весь учебный процесс. Необходимо учитывать все индивидуальные свойства уч-ся и их индивидуальное развитие (характер, память, темп речи и т.д.). Этот учет реализуется в дифферинцированном подходе к уч-ся:

2.
Речевая направленность означает практическую ориентацию урока.

Целенаправленный хар-р реч. д-сти, когда ч-к стремится своим высказыванием как-то воздействовать на собеседника или узнать что-то новое.

Иноязычная речевая деятельность — основной фактор обучения. Правомерны уроки на языке, а не о языке. Каждый уч-ся изучает с какой-то целью. Если ее нет, то следует помочь найти ее, сделать все для достижения этой цели. Речевая деятельность носит целенаправленный характер, как и система речевых упражнений. Таким образом, речевая деятельность является: абсолютным средством формирования и развития умения общаться (необходима постоянная речевая практика учащихся в общении); все упражнения должны носить речевой целенаправленный характер; вся работа учащихся на уроке должна соотноситься с целью, которую ученик понял; любое речевое действие учащегося должно быть мотивированным; использование той или иной фразы, темы должно нести в себе коммуникативную ценность; любой урок должен быть речевым как по замыслу, так по организации и по исполнению

3.
Ситуативность — соотнесенность фраз с теми взаимоотношениями, в которых находятся собеседники. Таким образом, ситуация общения может быть создана в том случае, если она основана на взаимоотношениях уч-ся. Каждая фраза должна быть ситуативной. Ситуативность необходима не только при развитии, но и при формировании речевых умений.

Наличие каких-либо взаимоотношений с собеседником и образуют ситуацию общения.

4. Функциональность. Каждая единица важна своей функцией: 1) ведущей в усвоении лексических единиц/грамматических явлений являются их функции, а не форма; 2) в установках упражнений следует использовать все разнообразие речевых задач; 3) использование знаний происходит на основе правил, инструкций 4) перевод с родного языка при обучении говорению исключается.

5.
Новизна — при формировании речевого умения необходимо постоянно варьировать речевую ситуацию; повторение речевого материала осуществляется благодаря его постоянному включению в материал урока; содержание учебных материалов должно вызывать интерес уч-ся своей информативностью; Новизна должна проявляться в организации всех элементов данной учебной формы (урока).

- новая ситуация

- новая речевая задача

- новый собеседник

- новые формы общения

Требования по Роговой Г.В.:

- целенаправленность урока

- содержательность урока

- активность учащихся на уроке

- мотивационная обеспеченность урока

- многообразие используемых стимулов на уроке

- речевое и неречевое поведение учителя


Основные черты по Солововой Н.В.

- характер цели урока

- адекватность упражнений цели урока

- последовательность упражнений

- атмосфера общения и речевая ценность урока

- воспитательный, образовательный и развивающий потенциал урока

- комплексность урока

- урок как звено в цепи уроков

- позиция учеников

· Активность уч-ся: должна проявляться в их речемыслительной деятельности, это связано с воспитанием их речевой инициативы.

·
Мотивационная обеспеченность урока: осознание уч-ся успешности изучения ИЯ, ощущение прогресса в учении. Только в этом случае урок будет иметь смысл для школьника. Большую роль здесь играет доступность и посильность предлагаемых заданий. Уч-ся легко и с желанием выполняет задания, если они содержат преодоление трудностей. Способствовать мотивации могут различные приемы и формы работы, а также сама организация урока.

- позиция учителя - Методическое мастерство учителя иностранного языка – это психическое новообразование, которое проявляется в результате интеграции элементов усвоенной методической культуры и свойств индивидуальности и функционирует как обобщенная способность (комплексное умение) оптимально осуществлять мотивированную обучающую деятельность при заданной цели, в заданных условиях. Е.И. Пассов по праву возлагает на учителя, говоря о его мастерстве, роль «сценариста», «режиссера», «организатора», «речевого партнера», «энергизатора», «контролера», «исследователя».

Наши рекомендации