Педагогической культуры учителя

Педагогической культуры учителя,

Мерило его интеллектуального богатства ,

Показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

« Если мы будем учить сегодня так,

Как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

1. Методическое содержание СУИЯ, основные положения

Требования к уроку ИЯ. Черты УИЯ.

Задание 1.

Умение планировать является сложным. Назовите основные компоненты этого умения и обоснуйте значимость каждого из них.

Адаптационные умения, или учитель как режиссер

В номенклатуру адаптационных умений входят две группы. Первая группа - это умения, связанные со способностью подобрать всевозможные приемы обучения, адекватные реальным условиям:

1) приемы начала урока;

2) приемы завершения урока;

3) приемы контроля;

4) приемы речевой зарядки;

5) приемы семантизации лексических единиц;

6) приемы автоматизации лексических единиц;

7)приемы презентации грамматического явления;

8) приемы автоматизации грамматического явления;

9) приемы обобщения лексического материала;

10) приемы обобщения грамматического материала;

11) приемы зрительного (аудитивного) ознакомления с текстом;

12) приемы интерпретации текста (разговорного текста);

13) приемы развития любого качества или механизма монологического высказывания;

14) приемы развития умения диалогического общения;

15) приемы развития умения группового общения;

16) приемы развития любого механизма аудирования;

17) приемы развития умения аудировать;

18) приемы формирования любого механизма чтения;

19) приемы развития техники чтения;

20) приемы развития умения читать;

21) приемы развития техники письма.

Вторая группа адаптационных умений:

1) адаптировать речевой материал к индивидуальным особенностям учащихся, к уровню их обученности, к ступени обучения;

2) адаптировать свою речь в зависимости от ступени обучения и уровня обученности учащихся;

3) определять последовательность упражнений и состав комплекса упражнений в зависимости от ступени, уровня обученности учащихся;

4) соизмерять свои действия с ходом усвоения материала;

5) легко переключаться с одного вида работы на другой, с одного вида деятельности на другой;

6) импровизировать в неожиданных учебных ситуациях (быть адекватным данным ситуациям);

7) настроить учащихся соответственно теме урока или в зависимости от их состояния (адаптировать учащихся);

Настроиться самому соответственно теме урока или состоянию учащихся (адаптироваться самому).

Задание 2. Проанализируйте следующий эпизод: в чем могли заключаться причины неудачи у молодой учительницы?

Отрывок из дневника по школьной педагогической практике: «Вот уже пятый урок, а между мной и детьми как будто стеклянная стена. Такое ощущение, что мы видим друг друга, но не воспринимаем. Не понимаю, почему это происходит, кажется, все спланировано до мелочей...»

Задание 3.

Каждому молодому учителю полезно составить план своего профессионального роста. Что бы вы включили в свой план, учитывая необходимость развития адаптационных умений, и почему?

Таблица 1

Что мне нужно знать? (знания) Что мне следует в себе развить? (способности) Чему мне следует научиться? (умения)
     

Организационные умения, или учитель как организатор

Организационные действия учителя весьма многочисленны и многообразны. Организационными единицами в деятельности учителя являются виды работы. Под видом работы как единицей организаторской деятельности понимается определенная совокупность организационных действий, направленных на достижение промежуточных, но постоянно используемых целей в обучении иностранным языкам.

1. Организация подготовки учащихся к работе:

- введение в атмосферу общения;

- создание необходимого функционального состояния учащихся;

- постановка задач урока для учащихся;

- организация поведения учащихся на перемене перед уроком.

Задание 4.

Многие ученые отмечают качества, необходимые для организатора.

Проверьте себя с помощью анкеты, какими качествами и в какой степени вы владеете? Проставьте себе в графе «Оценка в баллах» соответствующий балл: «3», если свойство ярко выражено, проявляется постоянно и характерно для вас; «2», если свойство проявляется не так ярко, уровень его выше среднего, и оно типично для вас; «1», если свойство недостаточно выражено и проявляется непостоянно, для вас нетипично; «0», если свойство не проявляется, не развито.

Таблица 2

Свойства личности Оценка в баллах
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.   Общие качества Отношение к делу (обучению, детям). Наблюдательность. Практическая направленность ума. Общий уровень развития. Инициативность. Личная организованность. Самостоятельность. Самообладание. Настойчивость. Активность.      
1.   2. 3. 4. 5. 6. Психологическая изобретательность Способность быстро увидеть психологические особенности и состояние другого человека. Способность к сопереживанию. Способность давать людям меткие характеристики. Повышенный интерес и внимание к другим людям. Способность поставить себя на место другого. Вера в способности других (коллектива).    
1. 2. 3. 4.   Практически-психологический ум Способность распределять задания с учетом индивидуальных способностей. Способность быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей. Способность заинтересовать людей делом, найти стимулы их заинтересованности. Способность учитывать взаимоотношения и симпатии людей при их группировке для работы   их группировке для работы.      
1. 2. 3. 4. 5. 6. Психологический такт Способность сдерживать себя во взаимоотношениях с людьми в состоянии возбуждения. Способность находить правильный тон с возбужденным учащимся. Умение находить общий язык с разными людьми. Способность находить индивидуальный подход к учащимся. Готовность прийти на помощь. Чувство справедливости в подходе к учащимся.  
1. 2. 3. 4. Общественная энергичность Способность словами воздействовать на других, побуждать к действию. Способность заряжать других своей энергией. Способность заражать других своими эмоциями. Способность правильно выбрать момент воздействия.     Способность правильно выбрать момент воздействия.  
1. 2. 3. 4. 5. Требовательность к другим людям Способность быстро принимать решение. Постоянство в предъявлении требований. Гибкость в требованиях. Настойчивость в требовательности. Способность выражать требования в адекватной форме.  
1. 2. 3. 4. 5. Критичность Способность увидеть и выделить у людей существенные, но малозаметные положительные или отрицательные стороны. Самостоятельность в оценке особенностей людей. Прямота и смелость критики без придирчивости. Аргументированность критики. Доброжелательность критики.  

Задание 5.

Проверьте себя, достаточно ли у вас оснований, чтобы овладеть коммуникативными умениями? Заполните следующую анкету. Проставьте напротив каждого качества потенциально хорошего речевого партнера следующие баллы: 3 - качества развиты сильно, 2 - качества развиты средне, 1 - качества развиты слабо. Если вы набрали не более 15 баллов, вам надо задуматься о том, стоит ли быть учителем иностранного языка. Если вы набрали до 30 баллов, то при упорной работе над собой вы можете стать хорошим учителем. Если же вы набрали 45 баллов или около этого, то у вас есть все необходимые предпосылки, чтобы быть прекрасным речевым партнером.

Таблица 3

Качество Баллы
1. внимательность    
2. уравновешенность    
3. уживчивость    
4. уступчивость    
5. чуткость    
6. заботливость    
7. отзывчивость    
8. чувство такта    
9. выносливость    
10. эмоциональность    
11. коммуникабельность    
12. справедливость    
13. оптимистичность    
14. интерес к людям    
15. мобильность    

Типология уроков

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний- Актуализация знаний выполнение действий, состоящих в извлечении из кратковременной или долговременной памяти ранее усвоенного материала для его использования.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

План - конспект урока по английскому языку в 6 «А» классе

Практикант: Бутузова О.В.

Методист: Солодовченко Л.Н.

Учитель: Харченко О.В.

Дата проведения: 25.09.2014 год

Тема урока: Module 2«Writing invitations. Prepositions of time »

Повторять и активизировать в речи слова, обозначающие дни недели; повторять порядковые числительные; повторять слова, обозначающие названия месяцев и времена года; повторять, расширять и осваивать в речи лексику, обозначающую время.

педагогической культуры учителя,

Наши рекомендации