Сравните попарно приведенные предложения .Чем они отличаются?
1.Ты глуп.-Глупыш ты!
2.Рассказывай откровенно.- Выкладывай начистоту.
3.Путник прошел пешком около пятидесяти километров.- Он отмахал пешком километров пятьдесят.
4.Наше предложение категорически отвергли.- Наше предложение угробили.
5.Девочка взяла ножницы и изрезала всю ткань.- Девочка схватила ножницы и искромсала всю материю.
6.Твой новый знакомый показался мне недостаточно воспитанным.- Ну и неотесанный этот твой новый знакомый!
Определите лексическое значение и стилистическую окраску выделенных слов. Установите, изменяется ли она в контексте. В случае изменений определите, в чем они состоят.
1.Это пароход морского типа средней величины. (А.Чехов).
2.Академик Ферсман - мировая геологическая величина.
3.Шест поставили посреди двора, а к самому верху шеста прикрепили флаг.
4.»Вот человек был Гарибальди! – с восхищением произнес Павел.- Вот герой! Это я понимаю. Сколько ему приходилось биться с врагом, а всегда его верх был».(Н.Островский).
5.Стрелка бензомера уже не дрожит, она прочно лежит на винтике ограничителя .Но мотор еще работает. (Б.Полевой).
6.В работах по педагогике советского периода человек рассматривался как винтик в « огромной социалистической работе».
7.Возле базы было шумно. Проваливаясь по брюхо в снег, визжали ищейки.
8.Восстание было подавлено в самом начале массами солдат; за ними явились военно-судные комиссии, стая гончих жандармов и полицейских ищеек рассыпалась по проселочным дорогам и деревушкам. (А.Герцен).
21..Сгруппируйте приведенные слова следующим образом: 1)слова, имеющие функционально-стилевую окраску и нейтральные в эмоционально-экспрессивном плане; 2)слова, нейтральные с обеих точек зрения; 3)слова, нейтральные в функционально-стилевом плане и имеющие эмоционально-экспрессивную окраску; 4)слова, обладающие стилистической окраской обоих типов.
Надеяться, трепетать, демократизация, чаять, докладывать, стенать, читать, забыться, чавкать, маяться, претендовать, возликовать, миряне, санкционировать, всепобедный, божественный, апелляция, коалиционный.
Сравните попарно приведенные предложения-высказывания и установите ,чем они отличаются. Выделенные слова замените на близкие по смыслу, но обладающие стилистической окраской, соответствующей стилистической окраске контекста.
1.Руководитель этой группы всем хорошо известен. – Руководителя этой шайки все знают как облупленного.
2.С севера на юг направились огромные стада этих животных. - С севера на юг направились несметные полчища этих зверей.
3.Экипаж с трудом двигался по вязкой глинистой дороге. – Рыдван еле-еле двигался по вязкой глинистой дороге.
4.Он с семьей живет за городом.- Этот сотрудник с семьей живет за городом.
5.Врач успел помочь больному. – Врач вовремя оказал больному необходимую помощь.
6.Мне так жалко: сегодня нет ни одной минутки свободной, чтобы встретиться с тобой. – Очень жалко, что сегодня я не располагаю свободным временем, чтобы встретиться с Вами.
Найдите стилистические ошибки и объясните, в чем они состоят. Исправьте ошибки и объясните Вашу правку.
1. Чтобы получить заказ, мы пошли на сговор с одной из частных фирм.
2. Благодаря этому приспособлению можно глядеть непосредственно в зрачок объектива.
3. Тренер спозаранку идет будить своих подопечных, заняться тренировкой в спортзале.
4. Большой вклад в развитие культуры малых народов Севера внес этот рассадник просвещения.
5. Незаурядный ум Печорина помог ему сразу раскусить мелочность, никчемность Грушницкого, его помыслы и мечты.
6. (Адресна конверте) Пермская область, г.Кунгур, улица Строителей, дом 53-а, общежитие девчат.
7. Пахло керосином, тухлой рыбой и еще чем-то сладким, что всегда привносит запах бакалеи.
24.Являются ли синонимами глаголы работать и трудиться? Определите
Значения этих глаголов и проверьте по словарю. Укажите различия в их значении и стилистической окраске. Прочитайте приведенные предложения и найдите случаи немотивированного употребления глагола. Исправьте стилистические ошибки.
1.Дорогу надо проложить до начала проливных дождей, и строителям приходилось трудиться не покладая рук.
2.Герасим трудился дворником у жестокой и своенравной барыни.
3.В дни уборки урожая фермеры трудятся с большим подъемом.
4.Марьи Ивановны нет дома: она сейчас трудится в соседнем подъезде.
5.Граждане России, которые трудились на благо своей страны в течение сорока, пятидесяти лет, оказались социально незащищенными пенсионерами.
Найдите в тексте рассказа М.Шолохова «Судьба человека» разговорные просторечные слова, подберите к ним нейтральные синонимы. Укажите слова с эмоционально-экспрессивной окраской и определите их стилистическое значение в тексте рассказа.
Но вот Андрей Соколов (…)снова заговорил…- Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с 1900 года рождения .Гражданскую войну был в Красной Армии…В голодный 1922 год подался на Кубань, ишачить на кулаков. Потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один. Ну, через год вернулся с Кубани, хатенку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря. Вскорости женился.