Просторечный тип речевой культуры характерен для малообразованных горожан, не владеющих нормами литературного языка.

Его черты: стилистическое однообразие речи, большое число слов-паразитов, широкое использование ненормативных форм (на уровне произношения ударения, словоупотребления, грамматики). Особенно ярко просторечные черты представлены в лексике: «размытость» семантики, высокая частотность нелитературной лексики,

Профессиональная дифференциация языка выражена не столь ярко. Профессиональные жаргоны подобны стилям речи: зависят от ситуации общения, при этом от стилей их отличает строго определенная среда использования, за пределами которой профессиональный жаргон непонятен. Языковые особенности: метафоричность, и связанное с ней переосмысление слов: каламбур, словесная игра; новые словообразовательные модели (берегаш – работник береговой службы); специфика рода имен существительных (компонента); числа (троса),)специфика ударения (добыча). Каждый тип речевой культуры интересен, но они не равноценны с точки зрения возможностей эффективного общения.

Основная черта про­сторечного типа речевой культуры — невладение литературным язы­ком. Конечно, носитель простореч­ного типа речевой культуры постоянно слышит не только просторе­чие, но и литературную речь, начинает осознавать, что она престиж­нее, поэтому не владея ею, пытается наполнить свою речь «признака­ми более высокой культуры». Отсюда употребление наряду с формами Мы хочем, теперича не только таких слов-паразитов, как бесконечное значит, но и бесконечного книжного короче, конкретно, в натуре (во время предновогодней оттепели в выступлении по радио: Снежные фигуры растаяли конкретно).

Однако в просторечном типе есть и своя вежливость (Они сказали — об одном челове­ке) при незнании того, что невежливо само местоимение 3-го лица вместо имени, а не единственное число; Кушайте, я покушал уже и т.д. Приглашение: Кушайте, пожалуйста допустимо, но за пределами про­сторечного типа нежелательно. Оно идет от лакейского: Кушать подано. Употребленный по отношению к самому себе глагол кушать сразу выдает низкий уровень речевой культуры человека (хо­тя ему-то кажется, что он выразился именно «культурно»: не пожрал, а покушал. Для носителя элитарного типа и пожрал (грубое) и покушал (приторное) одинаково неуместны.

Арготический тип речевой культуры в прошлом использовался для сокрытия тайн ремесла. Он представлен, прежде всего, воровским жаргоном, «лагерной феней», да и те вышли уже за соци­альные рамки воров и лагерников благодаря моде на их использова­ние в детективной литературе и сериалах.

В настоящее время мы должны стремиться к чистоте языка, к тому, чтобы наш язык отражал степень образованности выпускника университета, который умеет использовать все возможности литературного языка в самых различных ситуациях общения. Речь выпускника университета должна быть ясна, точна, грамотна и уместна. Культура его речи должна состоять в умении использовать все способы воздействовать на собеседника.

Вопросы:

1.Как Вы понимаете термин «речевая культура»?

2.На основании, какого признака выделяют типы речевой культуры?

3.Какие различаются внутринациональные типы речевой культуры?

УПРАЖНЕНИЯ

1.Сравните два текста. Определите их тему. Установите, в содержании или форме выражения мысли состоит их основное различие. Как можно назвать это различие?

1.С маленькими детьми надо больше петь, танцевать, играть под музыку. Тогда они будут расти веселыми, жизнерадостными, подвижными. Такие занятия научат детей любить и понимать музыку. Постепенно у них разовьется слух и музыкальная память. Так можно воспитать и художественный вкус , и слух ребенка, и его музыкальную память.

2.Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, обогащая его эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, музыкальное воспитание способствует эстетическому воспитанию ребенка и его всестороннему развитию. Интересное, разнообразное и радостное содержание музыкально-двигательного материала побуждает детей к разнообразным проявлениям активности. Таким образом, музыкальное воспитание способствует: а) развитию эмоций, б)развитию движений, г)обогащению самостоятельной деятельности детей.

2.Определите, в условиях непринужденного общения или в официальной обстановке произнесены следующие высказывания.

1.а)- Давай закругляйся поскорей! Пошли на обед!

б)- Коллеги! Заканчивайте, пожалуйста, работу! Все приглашаются на заседание Ученого совета!

2.а)- Бедняга совсем расклеился! Сердце – никуда!

б) Состояние больного заметно ухудшилось, усилилась сердечная аритмия.

3.а) – Слово для доклада предоставляется главе Минэкономразвития Герману Грефу.

б) – Пускай-ка Витя теперь скажет!

3. Сравните два текста и установите, какой текст выдержан в разговорном стиле, а какой – в книжном. Какие факторы влияют на их стилевое оформление? Входит ли в число этих факторов тема речи? Почему?

1) – Ну и погодка!

-Что еще льет?

-Еще как! Не дождь, а ливень настоящий!

2) На севере области располагается область пониженного атмосферного давления .Воздушные массы, идущие с северо-запада, распространятся в ближайшее время и на центральные области Европейской территории, где сейчас ожидаются ливневые дожди.

Наши рекомендации