Э. тайлор и идеи эволюционизма
Основные илеи эволюционизма
В середине XIX в. в европейской науке широко распространяются идеи эволюционизма. Вначале они охватывают исследования в биологии, этнографии, антропологии, истории культуры. Эволюция как 1 всеобщий термин означает развитие, развертывание (от лат. evolu-tio), плавное накопление изменений, которые постепенно, от одной стадии к другой, ведут к усложнению уровня организации в социальных или иных системах. Этот восходящий путь развития может чередоваться с нисходящим, когда прогресс замедляется, тормозится различными обстоятельствами. Такое положение приводит к регрессу, но это состояние временное, оно отражает лишь ступень в эволюционном развитии.
Для понимания истории культуры идеи эволюционизма оказались очень привлекательными, ибо дали возможность восстановить «связь времен», опровергнуть мнение о том, что «прошлое должно быть оставлено в прошлом», показать зависимость современности от истории культуры. Опираясь на многочисленные факты из жизни народов, эволюционизм обретал доказательность в своих выводах, столь необходимых в гуманитарных науках. Эволюционисты использовали дневники и наблюдения во время экспедиций, путешествий в различные страны мира, применяя при анализе истории культуры сравнительно-исторический и историко-генетический методы. Это делало их сочинения увлекательным чтением не только для специалистов.
Весьма привлекательными и гуманными были и теоретические идеи эволюционистов: единство человечества создает основу для всеобш-ности его культуры. При всем многообразии и самобытности культуры разных народов понятны людям, ибо состоят из единообразных элементов. Каждый народ имеет хозяйственный уклад жизни, создает орудия труда, люди объединяются в семьи для продолжения рода, переда-
ют из поколения в поколение легенды, верования, обычаи и законы поведения, произведения искусства и нравственные нормы.
Все это составляет культуру, которая имеется у всех народов как необходимый атрибут их бытия. Всеобщность культурных форм человечества как субъекта культуры, деятельного и творческого ее создателя стала самой популярной идеей эволюционистов. Куда бы ни направлялись экспедиции, всюду они находили подтверждение этой идее. Народы обнаруживают несходство культур лишь в самобытных, но не главных чертах. Поэтому все культуры не только равноправны, но и равноценны, нет среди них высоких или низких, достойных или презренных — каждая ценна и уникальна.
Этот вывод звучал весьма гуманно и благородно. Все культуры эволюционируют, развиваются, и народы могут находиться на разных ступенях или стадиях этого процесса. Вглядываясь в прошлое, можно воспроизвести путь культурных изменений, обнаруживая в настоящем многие связующие нити.
В культуре ничто не умирает навсегда, ни одна ступень не отбрасывается полностью. Культура напоминает своеобразную «пористую» систему, сквозь фильтры которой то поднимаются, то исчезают различные элементы. Более того, культура современников находит «питание» многим идеям: народные методы врачевания подталкивают медиков к поиску местных лекарственных снадобий, способы ведения счета пригодны для обучения детей математике, знакомство с мифами и легендами обогащает духовную жизнь.
Появилось огромное число исследователей культур разных народов, которые посвящали свои работы эволюции религии, эволюции семьи, эволюции собственности, эволюции морали и права.
Все это объясняет необычайную популярность эволюционизма, ибо он придал новый импульс развитию всех гуманитарных наук. Важно подчеркнуть, что новое научное направление складывалось преимущественно на основе этнологии и антропологии.
Термин «этнология» был предложен французским физиком А.-М. Ампером, который в 1830 г. разработал схему классификации антропологических и гуманитарных наук. В рамках этнологии начинает свое стремительное развитие культурология на основе изучения истории культуры народов и этносов. В XIX в. популярность эволюционизма сопровождается организацией научных обществ, изданием журналов и монографий. В Русском географическом обществе создается специальное отделение по изучению культурной жизни народов России, проводятся этнографические экспедиции.
Книги европейских ученых переводятся на русский язык через два-три года после их издания. Идеи эволюционизма в России разделяли М. М. Ковалевский, Н. Н. Миклухо-Маклай, Л. Я. Штернберг и многие другие.
Конечно, не стоило бы идеализировать значение эволюционизма. К концу XIX в. его популярность стала угасать. Появилось много критических суждений по поводу прогресса в истории культуры, движения от простого к сложному. Но все это не могло заслонить и умалить достоинств эволюционизма в его обосновании истории культуры.
Его идеи приобрели особую актуальность и интерес в наше время, когда возникла настоятельная потребность в возрождении культуры, преодолении духовного кризиса, необходимость поиска истоков культурных явлений, ценности культур разных народов. Этим объясняется переиздание книг Г. Спенсера. Э. Тайлора, Д. Фрэзера, которые до недавнего времени были библиографической редкостью.
Эволюционизм привлекал многих ученых. Наиболее известными сторонниками являются: в Англии — Герберт Спенсер (1820-1903), автор книг «Основы социологии» и «Система синтетической философии»; Джон Мак-Леннан (1827-1881), известный своими трудами «Первобытный брак» и «О почитании животных и растений»; Джон Лебок (1834-1913), изложивший свои идеи в книгах «Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества» и «Начало цивилизации»; Эдвард Тайлор (1832-1917), получивший широкую известность как классик эволюционизма своими работами «Первобытная культура» и «Антропология»; Джеймс Фрэзер (1854-1941), шотландский ученый, автор многочисленных книг по истории религии: «Фольклор в Ветхом Завете», «Золотая ветвь», «Мифы о происхождении огня», «Культ природы», «Вера в бессмертие и культ умерших» и многих других.
Названия многих книг свидетельствуют о преимущественных интересах ученых. Для английских эволюционистов характерно установление единства в развитии многих форм культурной жизни, особое внимание уделяется истории брака, семьи, религии.
Весьма близок по своим взглядам к концепции эволюционистов американский ученый Льюис Морган (1818-1881), написавший книги «Древнее общество», «Системы родства и свойства в человеческой семье», «Дома и домашняя жизнь американских туземцев». Почти 40 лет жизни он посвятил исследованию индейских племен, изучая самобытный культурный уклад, собрал огромный и очень ценный исторический материал. Он внес значительный вклад в перио-
дизацию истории культуры, раскрыл историю семейных отношении и родства как всеобщей формы организации жизни, способствовавшей объединению людей, созданию необходимых первичных, но весьма фундаментальных связей. Идеи Л. Моргана очень быстро приобрели популярность, оказали большое влияние на многих исследователей.
Известно, что книгу Моргана «Древнее общество», изданную в США в 1877 г., К. Маркс получил от своего русского друга, социолога М. Ковалевского. Почти год К. Маркс изучал ее. Об этом свидетельствует сохранившийся подробный конспект книги. Очевидно, у него возник замысел написания самостоятельного исследования по истории общества, но это намерение не было выполнено. Ф. Энгельс после смерти Маркса осуществил этот замысел в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В 1891 г. при выходе 4-го издания книги Энгельс дополнил ее новыми данными, опираясь на исследования М. Ковалевского. Такова судьба идей и книг.
Во Франции идеи эволюционизма приобрели широкую известность благодаря трудам Шарля Летурно (1831-1902). Свои основные идеи по истории культуры он изложил в книге «Социология по данным этнографии». Вслед за ней вышли работы, посвященные эволюции различных форм культуры народов и их общественной организации, среди них: «Эволюция морали», «Эволюция брака и семьи», «Эволюция собственности», «Политическая эволюция», «Юридическая эволюция у различных человеческих рас», «Религиозная эволюция», «Эволюция рабства» и ряд других. Почти все эти книги были переведены на русский язык и хорошо известны российской интеллигенции.
В Германии эволюционизм развивался в трудах Адольфа Бастиа-на (1826-1905), создателя Берлинского музея народоведения, автора трехтомного сочинения «Человек в истории», в котором представлена история человеческого духа, умственного прогресса и психологического обоснования распространения новых идей, побуждающих народ к действию.
Теодор Вайц (1821-1864) сосредоточил внимание на разработке «Антропологии примитивных народов», считал особенно важным исследование не столько физических особенностей народов, сколько психологии, морали, интеллекта.
Несомненный интерес имеют труды Юлиуса Липперта (1839— 1909) — «Всеобщая история жречества», «Христианство, народные
верования и народные обычаи», «Культ душ в его отношении к древнееврейской религии». Наибольшую известность имела его книга «История культуры», в которой представлено систематическое изложение эволюции культуры, где главной идеей выступает забота о поддержании жизни и благотворный труд на благо человечества.
Более подробно концепция эволюционизма в культурологии разработана в книге Э. Тайлора «Первобытная культура», а его творческий путь и основные идеи будут рассмотрены ниже.
Вехи творческой биографии
Эдвард Бернет Тайлор (1832-1917) — всемирно признанный классик эволюционной теории в истории культуры. Это был талантливый ученый, обладавший поразительно богатой эрудицией, неутоми-.мый путешественник, немало сделавший для организации науки. Его жизненный и творческий путь свидетельствует об огромной энергетической силе таланта.
Он родился 2 октября 1832 г. в семье промышленника в предместье Лондона и должен был продолжить традиционные занятия коммерцией. Тайлор получил среднее образование в квакерской школе, и ничто не предвещало отклонений от намеченного семьей пути.
Случай определил изменения в его судьбе. Во время путешествия на Кубу он познакомился с любителем археологии и истории культуры, меценатом и банкиром Г. Кристи, который оказал влияние на интересы Э. Тайлора, приобщил его к миру археологии и этнографии. Увлечение оказалось столь сильным, что изменило намерения Тайлора. Через два года, в возрасте 25 лет, вернувшись в Англию, он усиленно занялся самообразованием, изучал языки, историю и этнографию. Первая его работа вышла в 1861 г. и была итогом его экспедиций по Мексике. Затем он опубликовал книгу «Исследования в области древней истории человечества», в которой излагал основные идеи эволюционизма в истории культуры.
В 1871 г. вышел фундаментальный труд Э. Тайлора «Первобытная культура», который принес ему всемирную известность. Интересна судьба этой монографии в России. Первое русское издание появилось уже в 1872 г., хотя и со значительными купюрами цензоров из-за расхождения трактовки происхождения религиозного сознания. В 1939 г. книга Э. Тайлора переиздается, но под одним названием объединяются главы двух книг, неравноценные по своему научному значению.
Наконец, в 1989 г. публикуется новое издание книги, наиболее полное по сравнению с предыдущим, хотя и в нем отсутствуют две главы: «Эмоциональный и подражательный язык» и «Искусство счисления».
«Первобытная культура» написана необычайно интересно, увлекательно, великолепным литературным стилем, доступным для любого читателя. Она насыщена этнографическим материалом по истории культуры. Объяснение происхождения мифологии, тайноведе-ния, астрологии, переселения душ, почитания различных животных и растений, жертвоприношений, спиритизма, вампиров, колдовства, привидений, фетишизма, идолопоклонства, получивших неожиданную для цивилизованного мира популярность в наши дни, — все это делает книгу Э. Тайлора необычайно современной. Рассмотрение самой книги, ее идей еще предстоит, а сейчас вернемся к его биографии.
Успех книги «Первобытная культура» был столь значительным, что Тайлор был избран членом Британской академии наук — Королевского общества, а несколько лет спустя он получил дворянство, стал сэром Эдвардом Тайлором. Учитывая его происхождение, это было высокой наградой.
Он продолжал научную работу, написал более 250 статей. В 1881 г. вышла его последняя книга «Антропология (Введение к изучению человека и цивилизации)». В этом труде Тайлор сосредоточил внимание на эволюции человека и культуры, особенностях его физического, социального и духовного облика, значении языка, форм общественной жизни. Его авторитет повлиял на дальнейшее развитие этой отрасли знания.
Он вместе со своими коллегами подготовил создание кафедры антропологии в Оксфордском университете, стал в 1896 г. ее первым профессором. Э. Тайлор избираяся президентом Антропологического института Великобритании и Ирландии, был создателем и хранителем Этнографического музея, собирателем богатых коллекций народов мира.
Тяжелая болезнь прервала его научную деятельность еще в 1907 г., а скончался он 2 января 1917 г.
Обоснование науки о культуре
Вернемся к главному труду Э. Тайлора «Первобытная культура». В нем 15 глав, посвященных науке о культуре, развитию материальной и духовной культуры, пережиткам в культуре, мифологии, анимизму. Интересно отметить, что новое издание книги сопровождает-
ся указателем этнонимов (упоминанием различных народов мира), в котором перечислены около 400 этносов, а в указателе имен приводятся сведения о 500 авторах, на которых ссылается Тайлор. Все это достаточно убедительно говорит о широте его эрудиции.
Приступая к исследованию, он дает определение культуры, или цивилизации, в широком смысле. Культура слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.
Все эти явления культуры можно найти у каждого народа, и это единообразие свидетельствует об общих законах их происхождения и развития. Каждый факт культуры не произволен, он связан со всеми предшествующими этапами. История человечества есть часть истории природы, в ней нет эпизодов, не связанных друг с другом.
n> Как бы ни различались культуры народов, их объединяет общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Этим и объясняется единство человечества, возможность взаимопонимания и диалога культур. .
Все народы и все культуры соединены в один непрерывно развивающийся процесс, и эволюция идет постепенно, когда один слой культуры накладывается на другой. Катастрофы, катаклизмы, скачки, революции губительны для культуры, которая страдает от подобных вторжений. Это не означает, что культура сопротивляется новаторству, открытиям, изобретениям, гениальным произведениям, но они приобретают известность и культурное значение постепенно. Культуры подобны видам растений и животных, поэтому исследователь может систематизировать их, расположить эволюционными рядами, выявить их повторяемость и устойчивость, ареалы распространения. Такой подход может сблизить естественные и гуманитарные науки.
При многих индивидуальных различиях постоянство и общее сходство самобытных культур позволяют заключить, что «весь мир — одна страна»1. Обращение к музейным коллекциям первобытной культуры (топоры, молотки, пилы, рыболовные сети, плетение, способы добывания огня, мифы о солнечном восходе, затмении, землетрясении, потопе, обычаи посвящения юношей, обряды свадеб и погребений) обнаруживает поразительное сходство и повторяемость. Разли-
1 Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. С. 21.
чия лишь подтверждают мысль о том, что народы находятся на разных ступенях или стадиях всеобщего пути. Тайлор пишет:
Культура — общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека1.
Пользуясь предложенным в 1768 г. шотландским ученым Адамом Фергюссоном делением истории человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, Тайлор убедительно раскрывает процесс перехода от одной стадии к другой на примере развития техники, материальной и умственной культуры. Общий прогресс развития цивилизации состоит в стремлении к благосостоянию человеческого рода. Однако эти изменения не всегда ведут к позитивным переменам и прогрессу.
История культуры характеризуется неравномерностью развития, неодинаковым темпом изменений, возможностью регресса, упадка, кризиса. Как отмечает Тайлор, движение вперед оставило позади немало положительных качеств характера, о которых образованные люди нашего времени вспоминают с сожалением и которых они стремятся достичь снова своими бессильными попытками остановить ход истории и восстановить прошлое в современной обстановке. Вообще в культуре измерить прогресс или упадок по какой-то общей шкале — задача необычайно сложная. Дикарь, принимающий нечто из чужой культуры, слишком часто утрачивает свои грубые добродетели, не приобретая взамен ничего равноценного. Остановка и упадок в развитии культуры и цивилизации — весьма частые и даже могущественные проявления в жизни народов. Погружение человеческих обществ в грубость и нищету, упадок знания, отставание народов, некогда прогрессивных по сравнению с их соседями, увеличение «опасных слоев» в городах, голод, эпидемии низводят население до крайности.
Однако разрушительные действия способны смести цивилизации отдельных стран, но не в силах истребить культуру всего мира.
Прогрессивное движение, — приходит к выводу Тайлор, — в культуре распространяется и становится независимым от судьбы своих начинателей2.
Благодаря процессу распространения культуры обычаи и изобретения давно угасших народов могут оставаться достоянием тех, кто их пережил.
Там же. С. 36 2 Там же. С. 44.
«Цивилизация движется вперед, хотя возможны на ее пути отклонения и остановки. Но попятный путь противен ее природе, ее ноги устроены не так, чтобы делать неверные шаги назад. И взгляд ее, и движение, устремленное вперед, являются выражением подлинно типических свойств человечества», — заключает Тайлор1.
Отстаивая идею прогресса, он особое внимание уделяет идее устойчивости в культуре, преемственности культурного наследия от поколения к поколению. Он уподобляет развитие культуры потоку, который, однажды проложив свое русло, продолжает течение на протяжении веков.
Пережитки в культуре
Обращение к истории культуры позволяет оценить, почему старые обычаи удерживают свое место в обстановке новой культуры, которая, конечно, не могла породить их, а должна была бы, напротив, стремиться их вытеснить. Иногда они держатся силой древнего авторитета, нередко вопреки здравому смыслу. Часто подобные явления именуют суевериями, но этот термин неточен, ибо содержит смысловое значение «укора», отсталости. Тайлор считает более уместным именовать их «пережитками», или «пограничными знаками в ходе культуры».
Справедливости ради стоит заметить, что это понятие за 10 лет до выхода книги «Первобытная культура» использовал русский ученый К. Д. Кавелин, но его идеи не получили широкой популярности в европейской науке. Известно также, что термин «пережиток» оказался очень удобным для описания негативных явлений в советском обществе. Опошление этого понятия не умаляет его научного значения, просто необходимо очистить его от идеологических наслоений. К этой категории фактов Тайлор относит множество явлений, когда от старого обычая сохраняется немало того, что указывает на его происхождение, хотя сам обычай, приняв новую форму, настолько приспособился к иным обстоятельствам, что продолжает занимать свое место в силу собственного значения.
Пережитки можно обнаружить в детских играх и детских песенках, старинных поговорках, пословицах, загадках, жертвоприношениях. Особую роль играют тайные знания, вера в магические силы, предзнаменования, предсказания, предвещания. К ним можно отнести толкование снов, различные гадания, астрологию, спиритизм,
Тайлор Э. Первобытная культура. С. 64.
колдовство, хиромантию. Интересное объяснение данных явлений Тайлор дает в IV и V главах своей книги.
Тайлор называет пережитки «рудниками исторического знания» — исследователь может докопаться до глубинных слоев культуры, обнаруживая их изначальный смысл. В детских играх сохраняются воспоминания о давних военных приемах, подражание серьезному жизненному делу. При обучении счету обычно используется счисление по пальцам, камушкам, что было распространено в древности. До сих пор нередко «бросают жребий», полагаясь в решении дел на волю случая. Люди склонны полагать, что при этом некие духовные существа определяют выбор.
Томас Гетэкер в трактате «О свойствах и употреблении жребиев» пишет, что жребий — священный оракул. Запрет азартных игр на деньги также связан с мнением, будто в них вмешивается дьявол.
Древние карты Таро, в которых фигуры многочисленнее и сложнее, чем в современных, использовались для предсказаний.
Поговорки, пословицы, загадки также сохраняют и передают новым поколениям глубокий смысл прежних времен. «Встать с левой ноги» означает не просто провести дурной день, но в этом отражено представление о различии правого и левого, доброго и злого. «Левизна» ассоциируется с неправильностью и неправедностью действий, умыслом сатаны. «Купить кота в мешке», «Волк даром перед козой не пляшет», «Черт берет того, кто позади всех», «Пепел летит в глаза тому, кто его бросает»— эти и многие другие изречения существуют в фольклоре разных народов, иногда меняя форму, но сохраняя общий смысл.
Весьма распространенный обычай поднимать бокал за живых и умерших — осколок древнего обряда жертвоприношений. Таков же обычай новоселов, которые первой пускают в новый дом кошку.
Тайноведение — одна из древнейших форм познания мира. По мнению Тайлора, оно основывается на ассоциации идей, способности человека соединить идеи и действительность. Руководствуясь этим, человек пытался предсказывать и вызывать события, воздействовать с. помощью различных приемов на природу, историю и отношения между людьми. Во многом тайноведение фантастично, иллюзорно, но оно прочно укоренилось в сознании, стало элементом духовной культуры. Казалось бы, рост образования должен окончательно вытеснить его на отдаленную периферию сознания. Но поток цивилизации движется не однолинейно, а проходит периоды возврата, попадает в крутящиеся водовороты и даже может превратиться
в стоячее гнилое болото. Какое-нибудь верование или обычай целые столетия может обнаруживать симптомы упадка, но затем общественная среда, вместо того чтобы подавлять, благоприятствует его новому росту.
Совсем уже угасавший пережиток опять расцветает с такой силой, которая настолько же удивительна, насколько вредна. Воскресший пережиток может, однако, сохраняться целые века, проникнуть в самые внутренние ткани общества и даже сделаться типичным признаком и характерной чертой своего времени1.
Эти слова Тайлора достаточно точно определяют современную ситуацию увлечения астрологией, магией, колдовством, гаданием, когда книжный рынок наводнен многочисленными изданиями, а телевидение — передачами спиритических и гипнотических сеансов. На протяжении истории культуры существовало бесконечное мно-'жество магических искусств, построенных на символической связи.
Предсказание событий по встрече с животными знакомо всем народам. Это запечатлено в легендах, сказаниях, былинах, гербах. Орел, сова, аист, кошка, медведь были символами различных событий.
Весьма распространено толкование снов, в которых ищут объяснения возможных перемен. В Библии приводятся сны Иосифа о снопах, Луне и И звездах, о вине и корзине с хлебами, о тощих и жирных коровах, о пустых и полных колосьях. Известно также, что толкование снов использовал Фрейд для понимания глубинных слоев человеческой психики.
Тайлор рассматривает различные формы гаданий: гаруспикацию (гадание по внутренностям), хиромантию, или пальмистрию (гадание по ладони), как способы определения судьбы, предсказания удач или несчастий, дактиломантию или лозоискательство для поиска воды, руды, кладов.
Особое место среди тайноведения принадлежит астрологии, в которой отражена зависимость человека от космоса и Вселенной. Действительно, существует связь Земли с планетами и звездами, и это отразилось во многих знаниях о приливах и отливах, солнечных и магнитных бурях. С лунными фазами связывают рост и увядание растений, перемену погоды.
На основании астрологических вычислений составляются гороскопы, с помощью которых определяют вероятность жизненных событий, предсказывают будущее, предостерегают от неверных реше-
Тайлор Э. Первобытная культура. С. 107.
ний, описывают черты характера. Не все в этих руководствах абсурдно, во многом они полезны для человека, раскрывают его возможности и способствуют самопознанию.
Мифология и анимизм
Важной частью истории культуры является мифология. Легенды, сказания, былины, мифы, сказки существуют у всех народов мира. Поверхностный взгляд видит в них только странный вымысел, забавные истории. Тайлор рассматривает мифологию как памятник истории культуры, свидетельство развития творческого воображения, переработки сознанием жизненного опыта многих поколений. Изучение мифов — неотъемлемая часть культурологии.
«Пользование мифологией как средством для исследования истории и -законов человеческого познания является научной отраслью, которая едва ли была известна до настоящего столетия», — отмечает Тайлор1.
Начиная от природных мифов древности до мифологических систем — грациозно-художественных в Греции, неуклюжих и чудовищных в Мексике, хвастливо-преувеличенных в буддистской Азии, — всюду обнаруживается общий закон человеческого познания. Тайлор предостерегает исследователей от вульгарного толкования мифов как чудовищных вымыслов или от поиска в них прозаического правдоподобия. Но события, представленные в мифах, могут быть историческим источником как воспоминания о реальных героических подвигах, природных явлениях, верованиях и обычаях. Интересно, что многие мифологические сюжеты повторяются у народов, живших в разные периоды истории.
Знаменитая легенда о Ромуле и Реме, братьях-близнецах, обреченных в младенчестве на смерть, но вскормленных волчицей и впоследствии ставших основателями Рима, вовсе не уникальна. Историк Геродот описал детство персидского царя Кира II, который был покинут родителями и вскормлен собакой. Славянское народное предание повествует о волчице и медведице, которые спасли народных героев Валигору и Вырвидуба. В Германии в подобном предании рассказывается о Вольфдитрихе, а в Индии оно повторяется в сказках о Сатавагане и львице, Синг-Бабе и тигрице, в Бразилии — о герое Тири и ягуаре.
Можно по-разному толковать эти мифы: как связь человека и животного мира, видеть в природе источник силы и жизни, но можно
Там же. С. 123.
также увидеть развитие воображения, фантазии. Анализируя множество мифов, Тайлор предлагает их классификацию:
• мифы философские, или объяснительные;
• мифы, основанные на реальных, но неправильно понятых, преувеличенных или искаженных описаниях;
• мифы, в которых предполагаемые происшествия приписываются легендарным или историческим личностям;
• мифы, основанные на реализации фантастической метафоры;
• мифы, созданные или примененные для распространения нравственных, социальных, а также политических учений.
Такая широкая панорама истории мифологии представляет безусловный интерес для культурологии. Каждый рассказ имеет некое реальное обоснование и потому становится фактом истории. Даже «ели легенды обрастали вымыслом, они все же сохраняли образ мысли и действий своего времени.
«Миф есть история его авторов, а не действующих в нем лиц. Он есть воспоминание о жизни не сверхъестественных героев, а создавших его своим поэтическим воображением народов», — заключает Тайлор1.
Исследование мифологии особенно актуально в современную эпоху, когда, с одной стороны, возродился интерес к истории культуры, к происхождению фольклора, религии, к отражению мифов в поэзии. (Об этом свидетельствует издание двухтомника «Мифы народов мира», «Мифологического словаря».) С другой стороны, в общественном сознании XX в. появились тенденции мифотворчества, обожествления исторических личностей, их героизация и демонизация. Изучение мифологии помогает понять механизмы функционирования сознания, вскрыть иррациональные источники идей и образов.
Истоки многих обычаев, верований, мифов Тайлор находит в широко распространенном у всех народов мира явлении анимизма. Этим термином он обозначил веру в духовные существа, которая составляет «минимум религии».
Наблюдая такие события, как рождение и смерть, расцвет и увядание, сон и обморок, восход и закат, люди объясняли их существованием души, которая может вселяться в тело либо покидать его, но при этом не исчезая вообще.
Душа, по мнению Тайлора, есть тонкий невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени.
1 Тайлор Э. Первобытная культура. С. 204.
Она составляет причину жизни и смерти, мысли в том существе, которое она оживотворяет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем. Она способна покидать тело и переноситься быстро с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, душа обнаруживает также физическую силу и является людям спящим и бодрствующим преимущественно как фантом, призрак, отделенный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.
Первобытный анимизм был своеобразной философией религии, отвечая непосредственному свидетельству человеческих чувств, и тем самым удержал свое место даже в высших слоях культуры и в современном мире. Эти представления не утрачены, в них отчетливо прослеживается наследие отдаленного исторического времени. Обращаясь к значению понятия «душа» в языках многих народов мира, Тайлор находит в них общий смысл. В санскритских словах «атман» и «пра-на»; в греческих «психе», «пневма»; в латинских «анимус», «ани-ма», «спиритус»; в русских «дух», «дыхание»; в немецком «гейст»; в английском «гост».
Весьма распространенным было представление о множественности душ: «темной», или тени, которая идет в Аид, и «светлой», отражающейся в воде, зеркале. Говорят о четырех душах: одна остается в теле; другая там, где человек жил; третья отлетает в воздух; четвертая — в страну духов. С этими представлениями связаны многие верования и обычаи. В античной и средневековой философии упоминалась растительная, чувствительная и мыслительная душа.
Выражения «душа отлетела», «быть вне себя», «потерять душу» передают смысл представлений о странствиях души.
Учению анимизма Тайлор посвящает VII-XIV главы своей книги. В них рассматриваются представления о душе как причине жизни, связь души и здоровья, болезни, смерти, сновидений и состояний экстаза. С душой связаны двойники и привидения, призраки умерших, являющихся живым, души животных и растений, предметов и жизненной среды человека. Такие явления, как переселение душ и возрождение жизни, страх перед призраком непогребенного тела, празднества в честь умерших и особенности обрядов похорон у разных народов объединяются понятием анимизма.
Очень подробно Тайлор описывает легенды о странствиях души в страну мертвых, расположенную на Западе; связь их с представлениями о земном рае, островах блаженных, подземных царствах Аиде
и Шеоле; влияние их на учения о возмездии, каре, покаянии и воздаянии.
Анимизм в изложении Тайлора дает возможность объяснить такие явления в культуре, как демонизм, фетишизм, идолопоклонство, веру в вампиров — духов мрака. Особый раздел составляют представления о духах природы, на которых основываются почитание и охрана колодцев, водоемов, рощ и деревьев, воплощение божественной души животных в тотемизме. Впоследствии они отражаются в верованиях в могущество бога ветра и грома, бога моря и огня, бога Солнца и Луны, бога земледелия и войны как олицетворения духовных сил.
Теория анимизма, согласно Тайлору, имеет два раздела: первый касается души отдельных существ, способной продолжать существование после смерти или уничтожения тела; второй рассматривает от-• дельных духов, поднимаясь до высоты могущественных богов. Для анимизма характерно признание роли духовных существ в управлении явлениями материального мира и жизнью человека. Поскольку духи сообщаются с людьми, то их поступки доставляют им радость или огорчение, они награждают их за добрые дела и мысли, наказывают за совершенное зло. Так анимизм соединяется с нравственностью.
Анимизм связан и с желанием умилостивить душу, принести ей жертву, сделать ее предметом особого почитания и поклонения. На этом основаны многочисленные посты, исповеди, самоистязания как способы покаяться в грехах, испросить прощения. Верования о воскрешении души можно найти во многих религиях. Причем, поскольку душа имеет человеческий образ, нанесенные человеку увечья отражаются также на ее облике. Распространены представления о голосе духов, их шепоте или свисте, произнесении слов, которые используются медиумами на спиритических сеансах, проявляются в заклинаниях и заговорах. Погребальные обряды во многом отражают представления о душе, ее нужде в пище, одежде, многих предметах быта, жертвоприношениях, поминании, священных трапезах.
Учение о душе перешло в современную культуру из далекого прошлого и в известной степени претерпело некоторые метаморфозы. Тем не менее оно сохранилось почти в неизменном виде, и во все времена душа определялась как
«оживляющая, отделимая и бессмертная сущность, как причина индивидуального существования. Учение о душе, — подводит итог Тайлор, — составляет главную часть системы религиозной философии, которая свя-
зывает непрерывной умственной нитью дикого поклонника фетишей с цивилизованным христианином»1.
Заключая свое исследование, Тайлор отмечает, что история человечества и изучение древних форм его жизни являются необходимой частью развития мировой цивилизации и должны занять соответствующее место в системе знаний. Но эти знания имеют не только научный интерес, но и большое практическое значение. Они показывают нам, в какой мере представления и поступки современных людей являются продуктом тех знаний, которые возникли на ранних стадиях развития культуры. Древнейшая история человека жива в настоящем и оказывает влияние на многие стороны и жизненные проблемы нашего бытия. Именно поэтому исследования прошлого должны простираться до самых глубоких слоев культуры, которые помогут более полно представить современное развитие духовной жизни, ее достоинства и утраты, взлеты и падения, регресс и прогресс.
«Мы должны считать большим счастьем, — отмечает Тайлор, — что нам выпало жить в один из тех богатых событиями периодов умственной и нравственной истории человечества, когда недоступные в прошлом исследования открыты для нас. Долго ли продлятся эти счастливые дни — неизвестно. Можно ожидать, что успехи науки и широкое распространение научного метода с его неопровержимыми доказательствами и непрерывным открытием новых фактов более успешно, чем до сих пор, продвинут мир по пути прогресса. Но е