Глава 16. X. Ортега-и-Гассет о нашествии
массовой культуры.............................390
Штрихи биографии ..................................390
Парадоксы массового сознания икультуры ..............392
Ценности как импульс развития культуры ...............397
Роль поколений в истории культуры....................398
Человек итехника ................................... 401
Глава 17. Ф. Бродель об истории материальной культуры. . . 403
О биографии ученого.................................404
Структуры повседневности............................407
Технические изобретения .............................412
Деньги и финансовые расчеты .........................413
Город как центр цивилизации..........................414
Симфония рынка ....................................417
Глава 18. А. Тоффлер о цивилизации будущего..........420
О жизни и деятельности ..............................420
Волны цивилизаций..................................422
Шок от встречи с будущим............................424^
Новая «психосфера» как защита личности ...............429
Глава 19. Л. Уайт о культурологии как науке............434
Жизнь итворчество ..................................434
Культура как символическая реальность.................436
Наука о культуре — культурология .....................438
Роль энергии в эволюции культуры.....................441
Вместо заключения...............................444
Приложение ....................................447
Рекомендуемая литература .........................470
Слово к читателю
В основу этой книги положен курс лекций, который читался в течение многих лет в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, в Республиканском гуманитарном институте при Санкт-Петербургском государственном университете, в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Это позволяло постоянно корректировать курс, выбирая наиболее интересные имена и проблемы, чувствовать внимание аудитории к стилю изложения. Мне всегда хотелось, чтобы слушатели не просто запомнили те или иные концепции, подходы, идеи в изучении культуры, но чтобы авторы стали для них «близкими знакомыми»; чтобы они ощущали пульс жизненной энергии ученого, переживали напряженность и трудность интеллектуальной деятельности, вникали в драматизм событий эпохи и личной жизни. Возможно, именно поэтому в книге так мало критических замечаний, полемики и несогласия с авторами.
Впрочем, для этого есть и иные причины.
Во-первых, в отечественном обществоведении слишком сильна была критическая литература, односторонне излагавшая взгляды мыслителей, придерживавшихся иной методологии. Важно было знать не оригинальность концепции, а «чего не понял Фейербах», как мы говорили в студенческие годы. Вот этой легкости в обращении с классическим наследием, когда всемирно известный ученый становится жалким недоучкой, мне хотелось избежать.
Во-вторых, читатель сам должен формировать свою позицию и свое отношение к теоретическим идеям, получая лишь импульс для последующих занятий. Эта возможность открыта, ибо вся литература теперь доступна — переведена и издана. Очерки могут выполнить функцию путеводителя в почти безбрежном море культурологического знания, дать представление об огромной мыслительной силе ученых, их исторической, социальной, культурологической эрудиции, позволившей создавать оригинальные труды и концепции.
В-третьих, мне хотелось особенно подчеркнуть и выделить индивидуальность литературного стиля и почерка каждого автора, его мировосприятие, предчувствие социальных и духовных катастроф, кризисов и конфликтов.
О каждом мыслителе можно сказать, что он был Пророком. Поэтому столь актуальны и современны культурологические труды. Иногда трудно освободиться от ощущения отсутствия исторической дистанции, удаленности исторического контекста, кажется, что они написаны «про нас», «здесь и сейчас». Очевидно, именно в этом заключена неувядаемость классического духовного наследия.
Приступая к изучению культурологии, необходимо обладать знанием трудов классических и всемирно известных авторов, составляющих основной корпус науки о культуре. Без них нельзя «двигаться дальше». Эволюция идей о культуре шла не в одном, а во многих направлениях, и это многообразие отражено в данной книге. В ходе исторического развития концепции и теории не отменяли друг друга, но увеличивали объем познания сложного явления культуры.
Обычно, заканчивая книгу, хочется скорее поставить точку, подвести черту под исследованием. За время работы оно успевает надоесть, возникает желание заняться чем-нибудь другим. Ничего подобного со мной на этот раз не произошло. Наоборот, возникло стремление продолжить исследование истории культурологии, ибо сделаны, в этом направлении лишь первые шаги.
Нуждается в глубоком изучении история русской культурологической мысли, включая культуру русского зарубежья. Интересно представить, как развивалась культурология в странах Востока. Настало время более подробно и обстоятельно исследовать вклад отечественных ученых, писателей, искусствоведов, педагогов, которые содействовали становлению и развитию культурологии в России. Хочется надеяться, что эти исследования привлекут молодых ученых. Диалог с интересным и оригинальным мыслителем обогащает не только интеллект, но и вызывает состояние душевной гармонии в общении с миром и другими людьми, открывает новые горизонты в познании культуры.
Особая благодарность ректору Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, доктору исторических наук, профессору П. А. Подболотову за доброжелательную поддержку научных исследований и развитие культурологии.
Благодарю моих коллег по кафедре теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, а также коллективы кафедры философии и кафедры культурологии Российского гуманитарного института и Санкт-Петербургского университета профсоюзов; рецензентов, высказавших ценные замечания и предложения; моих студентов и аспирантов.
Светлана Иконникова
Раздел I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
КУЛЬТУРОЛОГИИ
Глава 1