Тема 3. коммуникативное поведение в организации

Роль коммуникации в процессе решения личностных и организационных вопросов. Коммуникация как процесс представляет собой обмен смысловой информацией между людьми, при котором сообщение или сигнал в виде скомпонованных определенным образом знаков или символов передается целенаправленно, принимается избирательно в соответствии с определенными правилами, независимо от того, приводит ли этот процесс к ожидаемому результату.

Энциклопедические источники определяют коммуникацию (лат. communication от communico — делаю общим, связываю, общаюсь) как передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности, а также как средства и пути передачи этой информации.

Основные функции коммуникации:

1) Информативная – передача сведений.

2) Интерактивная – организация взаимодействия.

3) Перцептивная – установление взаимопонимания.

4) Экспрессивная – побуждение к действию.

Субъектами являются отдельные личности, формальные и неформальные группы, организации.

Внутриличностная коммуникация. Это коммуникация, которая возникает внутри самого индивидуума. Это то, как индивидуум говорит сам с собой. Он является и посылающей, и принимающей информацию стороной, его мысли и чувства облекаются в послание, а мозг действует как канал для обработки этих мыслей и чувств. Обратная связь – это то, что дополняет информацию или отвергает ее.

Межличностная коммуникация. Коммуникация с другим человеком называется межличностной. Это самый распространенный тип коммуникации. В межличностной коммуникации мы действуем и как принимающая, и как посылающая информацию сторона. Посланием является предоставляемая информация, каналом ее передачи является обычно взгляд или звук, а обратной связью – ответ каждого участника коммуникации.

Личностная коммуникация определяется как случайный обмен информацией между людьми при встрече. Люди ощущают постоянную потребность в общении. Хотя личностная коммуникация не является напрямую частью целей организации, она, тем не менее, важна.

Организационная коммуникация – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления.

Существуют следующие элементы коммуникации.

Источник. В организациях источником коммуникации являются сотрудники со своими идеями, намерениями, информацией и целью коммуникации.

Кодирование. Это перевод идей источника в систематический набор символов на язык, выражающий цели источника.

Передача сигнала. Цель источника коммуникации выражена в виде сигнала, форма которого зависит от используемого канала.

Канал. Каналы относятся к передаточным механизмам от источника к приемнику. В организациях это может быть устное обращение друг к другу, телефонные разговоры, неформальные связи, групповые собрания и др.

Расшифровка-прием. Чтобы процесс коммуникации был завершен, необходимо, чтобы сигнал был расшифрован. Каждый получатель информации расшифровывает сигнал, используя опыт и предлагаемые рекомендации.

Обратная связь. Источник коммуникации надеется, что его сигнал будет иметь высокую степень точности. Поскольку точность сигнала несовершенна, желательно обеспечение обратной связи.

Помехи и барьеры, нарушающие качество сигнала. В деятельности организации к ним относятся: неправильная расшифровка информации со стороны получателя; различные значения, придаваемые одним и тем же словам различными людьми; статусное различие между руководителями и подчиненными в восприятии организационной дистанции.

Формирование сообщения
кодировка
Передача
Сообщение
Канал
Получатель
Прием и декодировка
Получатель
Источник (отправитель)
Помехи, барьеры
Обратная связь

Рисунок Процесс коммуникации

Следовательно, можно сделать вывод, что роль коммуникации в процессе решения личностных и организационных вопросах заключается в следующем:

- в трансляции информации в целях поддержания взаимопонимания

-для общения с другими людьми;

- в эффективной реализации и распространении принятого решения;

- для понимания и убеждения кого-либо;

- для слаженной работы предприятия;

- поддержание дисциплины;

- позволяет осуществлять координацию деятельности;

-передавать различную информацию на различных уровнях иерархии.

Вербальное общение – это словесное общение.

Язык - инструмент коммуникации. Слова - наша знаковая структурная система. Слово - это зачастую сложный и многофункциональный знаковый символ, который может обозначать разные предметы.

Невербальная коммуникация (общение) — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме.

Виды общения
Вербальное
Невербальное
Устное
Письменное
-письмо; -меморандум; -отчет.
1.Прямые: -диалог; -презентация; -совещание; -переговоры. 2.Опосредованные: -голосовая связь; -телефонный разговор
Язык телодвижения
Параметры речи
-поза; -жесты; -выражение лица.
-интонация; -громкость голоса.

Рисунок Виды общения

В процессе произнесения устной речи человек воспринимает слушателей, их вербальную и невербальную реакцию на свои знаковые сигналы - сами слова, их смысл, форму, интерпретацию и пр. Получая быструю обратную связь, он может корректировать, изменять свою дальнейшую речь, подстраивая ее под конкретные условия обратной связи. В дополнение к собственно языковым средствам человек может также использовать внеязыковые (жесты, мимику, темп речи, паузы и т.п.), которые также влияют на степень понимания слушателями его речи.

Невербальные средства так же, как и вербальные, используются для организации обратной связи в процессе общения. Таким образом, невербальная коммуникация выполняет функции контроля, регуляции, информации, диагностики, коррекции взаимодействия. Сочетание вербальных и невербальных компонентов зависит от ситуации общения, при этом невербальное поведение может выступать как средство, дополняющее речь, как "автономный текст", существующий параллельно речи, а также как единственное средство общения.

Наши рекомендации