Складывание общегреческого пантеона богов

КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ

Периодизация греческой истории и культуры

Собственно античная Греция — это вторая цивилизация на территории Балканского полуострова и прилегающих к нему островов.

История и культура Греции делится на периоды:

1. Гомеровский (XI – IX вв.) - распад родоплеменного общества; греки началом своей истории считали 786г. до н. э. — первые Олимпийские игры.

2. Архаический (VIII – VI вв.) - становление рабовладельческих государств — полисов;

3. Классический (V – IV вв.) - расцвет полисов;

4. Эллинистический (IV- I вв. до н. э.) - упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства, завоевание Римом. Греческий период античной истории заканчивается падением города Коринфа в 146 г. до н. э.

Критская цивилизация

Крито-микенская культура существовала одновременно с восточными культурами Египта, Ближнего Востока, Индии, Китая. Ее центрами были остров Крит и город Микены на юге материковой части Греции.

Время возникновения критской культуры (или минойской - по имени легендарного царя Крита Миноса) - рубеж III - II тыс. до н.э.

Памятниками культуры являются дворцы – цитадели, как сосредоточие всей жизни в округе. Дворцы существуют обособленно – объединение только в случае войны.

Найдено 4 – Кносс, Фест, Маллия, Като Закро. Вначале они существуют как самостоятельные государства, потом объединяются под властью Кносса. Дворец в Кноссе – Лабиринт, имеет 2- 4 уровня, соединен переходами.

Дворец в Кноссе был открыт самым первым - в начале XX в. в результате археологических раскопок под руководством английского ученого А. Эванса. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса, именно этот дворец и был знаменитым лабиринтом, описанным в греческих мифах о Минотавре - чудовище с человеческим туловищем и головой быка.

Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью.

Несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными.

Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.

Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности "игры с быками". Отсутствуют рисунки о военных действиях, краски яркие: красные, синие, оранжевые, зеленые.

Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, следует отметить бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.

Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Вначале существования критской культуры – царь – жрец, в последствии – царь – военный предводитель.

Религиозный ритуалы мало известны; один из них связан с главным из минойских культов - культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы.

Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) - центральная фигура минойского пантеона богов.

Критская культура погибла в результате извержения вулкана на одном из соседних островов и вызванного им землетрясения и наводнения.

Микенская цивилизация

В дальнейшем центр цивилизации перемещается на материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская – по названию племен) культура, сформировавшаяся около 1700 г. до н.э.

Ахейцы – одно из греческих племен, обитавших первоначально на территории северной Греции (Фессалия), а затем занявшее весь Балканский полуостров.

Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В отличие от критских, почти все ахейские дворцы укреплены. Их мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала (известный артефакт - "Львиные ворота": стены из известняка – 12 т., толщина – 4,5 м., высота – 7, 5 м., комнаты, в отличие от критского Лабиринта, расположены симметрично).

Дворцы, как и на Крите, были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны и охоты.

Наиболее ранний памятник культуры - шахтные гробницы в Микенах (северо-восток полуострова Пелопоннес), открытые в 1876 г. известным археологом Г. Шлиманом (1822-1900). Вместе с костями умерших в гробницах были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.

В период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальницы - толос (или купольная гробница). Самый большой из них - гробница Атрея в Микенах.

Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так называемое линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б).

В 1953 г. английскому ученому М. Вентрису удалось расшифровать глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке. Слоговое письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы - доахейское население Крита, до сих пор не поддается расшифровке.

В конце XIII в. до н.э. северо-балканские, не затронутые крито-микенской цивилизацией, племена устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло племя дорийцев.

Дорийцы – одно из греческих племен, населявших северную и среднюю Грецию. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - имели более эффективное, чем бронзовое, железное оружие.

Именно с приходом дорийцев в XII - XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век и прекращает свое существование микенская цивилизация. Завоевание дорийцев несло негативные моменты – возврат к первобытным отношениям, потеря письменности и понижение культуры.

Ахейские племена были вытеснены на территорию южной Греции, острова, в южную Италию, западное побережье Малой Азии. События этого периода сохранились в коллективной памяти народа, нашли отражение в мифологии (археологические раскопки XIX-XX вв. подтвердили достоверность многих мифологических сюжетов).

Благодаря славному прошлому (в центре которого была Троянская война), о котором не забывали усилиями странствующих певцов — аэдов, последующим поколениям греков не нужно было утверждаться перед другими народами Средиземноморья.

Гомеровский период

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским - по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы "Илиада" и "Одиссея", созданные в VIII в. до н.э., - важнейший источник информации об этом времени. Они рассказывают о Троянской войне (XIII в. до н.э.) и возвращении одного из главных героев - Одиссея - домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся к крито-микенской эпохе, Гомер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду.

"Илиада" и "Одиссея" в целом изображают общество с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках крито-микенской цивилизации. Его герои - цари и представители знати - живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь непохожих на дворцы крито-микенских царей.

Гомеровский период - время властвования дорийских племен, отличающееся сравнительно бедной материальной культурой: для него характерна грубая керамика, архаичная и незатейливая форма произведений декоративного искусства, отсутствие монументальности, появление первых изделий из железа.

До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Искусство дорийцев было проще, чем крито-микенское, но более рационально.

Основные строительные материалы - дерево и необожженный кирпич. Монументальная скульптура тоже была деревянной. Появляются первые деревянные храмы (не сохранились).

Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошедшие до нас, - терракотовые и бронзовые статуэтки, вазы, расписанные геометрическим орнаментом (круги, ромбы, треугольники). Вся вазопись построена на основе арифметических расчетов.

Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат архаической эпохе (вторая половина VIII в до н.э.). Но в них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое - алфавитное - письмо, заимствованное греками у финикийцев.

Архаический период

Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота.

1. Архаическая революция была своего рода социальной мутацией, поскольку в истории она по своим результатам единственная и уникальная.

2. Архаическая революция позволила сформировать античное общество, опирающееся на частную собственность, чего ранее нигде в мире не было.

3. Были сформированы различные политические правовые и социокультурные институты:

  • полис как основная форма политической организации;
  • концепция суверенитета народа и демократического правления;
  • развитая система правовых гарантий защиты и прав свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства;

· система социокультурных принципов, способствовавших развитию личности, творческих способностей, а, в конечном счете — расцвету античного искусства.

Благодаря всему этому античное общество стало принципиально отличаться от всех других, а в цивилизованном мире возникли два разных пути развития, породивших в дальнейшем дихотомию Восток - Запад.

Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация, которая вывела греческий мир из состояния изоляции и вызвала стремительный расцвет греческого общества, сделала его динамичным и восприимчивым.

Колонизация открыла широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, помогла высвобождению личности из-под контроля общины, ускорила переход общества на более высокий уровень экономического и культурного развития.

Открытие рынков на периферии способствовало:

  • Совершенствованию ремесленного и сельскохозяйственного производства (нерентабельно выращивать зерно, его покупали, рентабельно – многолетние культуры - оливы и виноград)
  • Появлению более прогрессивной формы рабства – рабами становились захваченные в плен чужеземцы, а не соплеменники.

Греки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму, которое они усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных.

На зарождение и развитие науки, в частности астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Египта и Вавилона.

На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.

Государственная система была у греков особая — по масштабу страны и в согласии с навыками ее обитателей: не единое государство как на Востоке, постоянно расширяющееся в стремлении к мировому господству, а ряд государств, совсем небольших, в тех границах, что определили природа и родовая организация. В каждом из них была особая, отличная от других, структура почв, рельеф, хозяйственная деятельность.

Каждый полис имел свой диалект, собственных богов и героев, а также календарь и монету. Поэтому между гражданами отдельных государств возникали и закреплялись различия в характерах, пристрастиях и т. п., что влекло за собой соперничество, нередко — распри, однако содействовало самоутверждению древнего грека в своем обособленном уголке. Тем более что, несмотря на все различия, у эллинов долгое время сохранялось сознание общности интересов, чувство совместной принадлежности к некоему единству, впечатляющим свидетельством чему были греко-персидские (оборонительные для греков) войны.

Гражданской общине полиса принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

В архаическую эпоху активное взаимодействие с другими народами пробудило в греках сознание единства, появляются понятия "эллины", "Эллада", охватывавшие греческий мир в целом. "Эллины" – самоназвание греков, противопоставлявших себя окружающему миру, по их мнению, варварскому.

Классический период

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500 -449 гг. до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса - архаический и начинается период расцвета - классический.

Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла (444 - 429 гг. до н.э.).

Центр – Афины, столица полиса Аттика, отсюда 2-е название – аттический период.

Самочувствие греков отразилось в искусстве классического периода, которое не знает образов не только духовного, но и телесного страдания. В нем присутствует гармоническая соразмеренность частей художественного произведения.

Мирон, Поликлет, Фидий — величайшие скульпторы этой поры — изображали богов и героев. «Олимпийское» спокойствие богов, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек, если еще и не достиг, но достичь может и должен.

Только в 4 в. до н. э. (поздняя классика) греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им, грани - место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти и порывы. И тогда — впервые — происходит художественное открытие прелести детства, мудрости старости, обаяния женственности.

Великих ваятелей этого периода — Скопаса, Праксителя, Лисиппа — отделяет от Фидия совсем небольшой временной интервал, но доминанта их творчества (несмотря на неповторимость каждого) уже иная: страсть, беспокойство, борьба с какими-то враждебными силами, глубокие сомнения, скорбные переживания.

Лисипп (современник Македонского) вообще в отличие от своих предшественников, изображал людей не такими, какими они должны быть, не такими, каковы они есть, а такими, какими они кажутся. Для этого он даже нарушает старый поликлетовский канон человеческой фигуры: голова отныне составляет не 1/ 7, а 1/ 8 роста.

Основной задачей искусства являлось правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса.

Воспитание

Воспитание понималось как неразрывное единство «гимнастического» и «мусического», как развитие физическое и умственное одновременно.

К мусическому относились все искусства («поприще муз»): поэзия, музыка, театр, изобразительное искусство, скульптура, а также искусство счета, речи и даже философия. Как только дети овладевали искусством чтения, они приступали к изучению старых писателей, среди которых на первом месте был Гомер, затем Эзоп и Гесиод, произведения которых на протяжении всей античной истории составляли ядро литературного образования. Список изучаемых авторов — по мере обогащения греческой литературы — все время пополнялся.

Обращает на себя внимание то, что герои Гомера (богатые аристократы), Гесиода и Эзопа (менее состоятельные земледельцы и ремесленники) — люди, находящиеся на различных ступенях социальной лестницы, — олицетворяли общественно одобряемое поведение разных типов.

Конечно, с точки зрения достижения калокагатии, герои Гомера были более привлекательны. Однако, детям, зависимым от родителей, естественнее было жить по Гесиоду или Эзопу. Фактически, в процессе образования задавались не только ценности-цели, но и ценности-средства, ориентироваться на которые было не стыдно. Таким образом, из воспитания исключалось лицемерие, дети росли не ущемленными и неподавленными, т. е. готовыми к свободе.

Система образования

Формированию эллинистической культуры во многом способствовало распространение греческой системы образования.

На первом этапе ученики получали навыки чтения, письма, счета, занимались гимнастикой и музыкой.

Следующий этап образования был связан с изучением языковых, математических дисциплин, астрономии, теории музыки, продолжались занятия спортом.

Высшей ступенью образования считалось изучение философии и риторики.

Спарта

Нельзя не сказать несколько слов о Спарте, стоявшей по многим признакам далеко в стороне от других греческих полисов. Исследователи полагают, что основное население Спарты составили потомки дорийцев — варварских племен, разрушивших Микенскую цивилизацию и осевших на самых плодородных землях Греции.

Разные корни, разное прошлое и историческая память, видимо, предопределили отличия спартанцев от прочих греков. Прежде всего, они были воинственны. По свидетельству современников, Спарта представляла собой один большой военный лагерь.

Главным предметом ее забот была физическая и военная подготовка граждан (в ущерб интеллектуальному развитию).

Народное собрание не играло практически никакой роли в политической жизни. Превыше всего ценились дисциплинированность и исполнительность. В итоге воинами спартанцы действительно были отменными, хотя в других областях человеческой деятельности не оставили практически никаких следов.

Образ жизни Спарты разительно отличался от всей остальной Греции. Но привычка к разнообразию, интерес к иному, непохожему приводили к тому, что греки видели ценное и в спартанских порядках. Некоторые великие греки (Ксенофонт, Платон, Плутарх) были ее активными почитателями, а часть афинской аристократии даже искала в Спарте опоры против пышно расцветшей демократии, справедливо критикуя ее за недостаток дисциплинированности, организованности, профессионализма в управлении.

Литература

В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия.

Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525 - 456 гг. до н.э.). Он ввел второе действующее лицо и тем самым оживил драму, сделал ее более динамичной, интересной, с его именем связано также применение декораций, масок.

Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление гражданских добродетелей, патриотизма - трагедия "Прометей прикованный".

Еще одна важная тема у Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии "Орестея".

Трагедии Эсхила славят идеи (идеальное долженствование, что должно быть, к чему следует стремиться): человеческий подвиг, патриотический долг.

Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве греческого трагика Софокла (497 - 406 гг. до н.э.). Прекрасно показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепой судьбы, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе. Софокл славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть.

Творцом психологической драмы был Еврипид (ок. 480 - 406 гг. до н.э.). Основной конфликт в его произведениях - борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Среди трагедий Еврипида особо следует отметить "Медею" и "Ипполита". Еврипид стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

Эта динамика художественных образов отражает не только специфику искусства как формы человеческой деятельности, но и такую особенность древнегреческой ментальности, как честность перед богами, природой и людьми (вытекающую из доверия к ним). Изображая величественность, греки никоим образом себе не льстили, они действительно так чувствовали.

Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 - ок. 385 гг. до н.э.), придавший комедии политическую остроту и злободневность. В его творчестве (комедии "Мир", "Всадники", "Лисистрата" и др.) отразились политические взгляды аттического крестьянства.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. "Отцом истории" называли Геродота (484 - 430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение - "Историю", основным сюжетом которой были греко-персидские войны.

Величайшим историком античности был Фукидид (ок. 460 - 400 гг. до н.э.). В своей "Истории Пелопоннесской войны" он впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовать росту политических знаний.

Архитектура

V в. до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками почти по всей территории Греции. Окончательно оформились дорический и ионический ордеры, появляется новый, более нарядный, - коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками.

Создаются наиболее совершенные комплексы, после разрушительных греко-персидских войн восстанавливаются города и памятники. Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружении на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э., он заново отстраивается на протяжении всего V в. под общим художественным наблюдением скульптура Фидия.

В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калликрат, Мнесикл и др.

Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений - Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин - Парфенон. В этом памятнике архитектуры, решенном в дорических формах, ощущается влияние ионического стиля. Недалеко от Парфенона в ионическом стиле был построен другой великолепный храм афинского Акрополя - Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид.

В это время расцвета достигает реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора, который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали, бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н.э.: Фидия ("Афина-Воительница", "Афина-Парфенос" для Парфенона в Афинах, "Зевс" - для храма в Олимпии), Мирона ("Дискобол"), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, "Дорифор" ("Копьеносец"), "Раненая амазонка").

Эллинистический период

IV в. до н.э. - кризис полиса. Первые признаки кризиса проявились в годы Пелопоннесской войны (431 - 404 гг. до н.э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции, завершившейся поражением Афин. В дела Греции все больше вмешиваются другие страны, в частности Персия, Македония.

Национальное объединение стало экономической и политической необходимостью. Однако своими силами греки объединиться не смогли. Эту задачу выполнила соседняя балканская держава Македония во главе со своим царем Филиппом II. Его сын Александр (356 - 323 гг. до н.э.), прозванный «Великим», вошел в историю едва ли не как крупнейший завоеватель всех времен.

В результате похода (334 - 324 гг. до н.э.) Александра Македонского была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Древний мир не знал такого огромного государственного образования как империя Македонского, где греки занимали первое место, этнически растворяясь в местных народах.

Но империя Александра оказалась недолговечной: всего 13 лет длилось его царствование. Сразу же после его смерти она распалась. Военачальники Александра поделили между собой его завоевания - так образовалось несколько царских династий (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).

Особенности культуры эллинистического периода

1. Всеобщность - распространение греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на всех завоеванных территориях.

2. Высокая востребованность произведений искусства

Разграбив сокровища персидских царей, Александр много раздавал. В эпоху эллинизма появился целый класс таких богачей, по сравнению с которыми зажиточные граждане прошлых времен казались бедняками. Никогда еще художники и скульпторы не имели таких богатых и многочисленных заказов (требовалось украсить быт вельмож лучшими образцами греческого искусства).

3. Изменение качества произведений искусства

Но — это было только тиражирование гармоничных и прекрасных оригиналов классического периода, ибо статуи уже не создавались, а мастерились. Вновь же создаваемые образы изначально были лишены необходимой и достаточной гармонии, что выражалось в перегруженности их деталями, украшательстве, вычурности, излишней пышности. И это не удивительно, т. к. новое искусство отражало и новое миро- и самоощущение греков.

Эпоха эллинизма — время экономического подъема. Несмотря на постоянные войны за передел политической карты, росли города (появились и полумиллионные: Александрия, Антиохия, Селевкия на Тигре, Сиракузы, Карфаген). По прекрасным персидским дорогам текли товары.

Только с этого момента начинается экономическая роль рабства - до эпохи эллинизма рабство было домашним (раб приравнивался к младшему члену семьи).

Процветали науки, внедрялись изобретения. Можно было путешествовать, заниматься предпринимательством, разбогатеть. Но то, что впечатляло Восток, не могло устроить Грецию - греки помнили свободу. С оглядкой на богов, но все же самостоятельно определяли и направляли они свою жизнь. Положение подданных, постоянные войны лишали их этой возможности.

Угасание политической жизни в бывших полисах совпало с изменениями в деле воспитания. Резкое имущественное расслоение повлекло за собой расслоение образовательное: тип и уровень образования оказались в зависимости от экономического и социального положения. Впервые появилась интеллигенция как сословие. С умственным расслоением общества стал невозможен всенародный подъем, который одухотворял праздники и жизнь прошлых эпох. Особенностью новых праздников было то, что народ на них из участника превратился в зрителя.

Гражданин вольного полиса уступил место «гражданину мира» (космополиту), деятельность которого протекала во вселенной, «ойкумене», как ее понимало тогдашнее человечество — именно так трактовалось духовное главенство Греции.

Но одновременно эти «граждане мира» вынуждены были сочетать свое высокое предназначение с участью бесправных подданных новоявленных владык, правящих на манер восточных деспотий.

Архитектура

В эллинистическую эпоху строительство многих новых городов, а также перепланировка старых городов осуществлялись по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы («Гипподамова система»).

В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. В столицах эллинистических государств воздвигаются дворцовые постройки.

Широко используются мозаичные покрытия внутренних двориков, полов в парадных помещениях (как частных, так и общественных). Стены зданий украшаются росписями, имитирующими облицовку цветным камнем, нередко встречаются сюжетные росписи.

В эллинистический период появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.

Эллинистические мастера проявляют повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени - динамичность, выразительность.

Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы - в Пергаме, на Родосе, в Александрии. К наиболее значительным произведениям относятся: рельефы пергамского алтаря Зевса, Афродита с острова Мелос (Венера Милосская), "Ника Самофракийская"; скульптурные группы "Лаокоон", "Фарнезский бык": портрет Демосфена, не дошедший до нас бронзовый Родосский Колосс высотой 35 м.

Эллинские государства, возникшие в IV в. до н.э., уже во II-I вв. до н.э. были завоеваны Римом.

Поэзия и литература

Придворный быт эллинистических монархий и жизнь больших городов породили особый вид поэзии - идиллию. Наиболее ярким представителем этого жанра был Феокрит (конец IV - 1-я пол. III в. до н.э.). В его идиллиях на фоне природы показана жизнь деревенских людей, в основном пастухов.

В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания: грамматика, критика текста, литературная критика и т.п.

Вместе с крушением полиса исчезает политическая комедия, на смену ей приходит реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (ок 343 - ок. 291 гг. до н.э.). Широкое распространение в эллинистическую эпоху получают так называемые мимы - короткие драматические сценки из жизни обычных горожан. Наиболее известным автором мимов был Герод.

У греков впервые появляется понятие исторической истины («Истина — око истории» — Полибий), понятие, которое показалось бы бессмысленным историографам Востока, прославлявшим исключительно деяния и победы своих царей, но молчавшим об их бесславии и поражениях.

Геродот, Фукидид, Полибий и их преемники на римской почве - Цицерон, Тацит, Светоний, — никогда не нарушали этого канона античной историографии, сложившегося еще в 6 в. до н. э.

Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них - в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птолемеев был создан так называемый Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых.

Исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой.

Архимед (ок. 287 -212 гг. до н.э.) создал понятие бесконечно большого числа, ввел букву "пи" для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. Велика заслуга Архимеда в развитии техники: он создал винтовой насос, сконструировал множество боевых метательных машин, оборонительных орудий.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему математики, механики, астрономии, географии. Знамениты также другие ученые эпохи эллинизма:

Евклид (III в. до н.э.), создавший элементарную геометрию;

Эратосфен (ок. 276 - 194 до н.э.), довольно точно определивший длину земного меридиана и таким образом установивший истинные размеры Земли;

Аристарх Самосский (конец IV в.- 1-я пол. Ill в. до. н.э.), доказавший вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца:

Гиппарх Александрийский (180/190 -125 гг. до н.э.), установивший точную длину солнечного года и вычисливший расстояние от Земли до Луны и Солнца;

Герон Александрийский (ок. 1 в. до н.э.), создавший прообраз паровой турбины, и др.

Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина.

В этой области огромные заслуги принадлежат Герофилу (ок. 300 до н.э.) и Эрасистрату (ок. 300 - ок. 240 до н.э.), открывшим нервную систему, выяснившим значение пульса, сделавшим большой шаг вперед в изучении мозга и сердца.

В области ботаники следует отметить труды ученика Аристотеля - Феофраста (372 - 287 до н.э.).

Религия

Эпоха эллинизма привнесла ряд новых явлений в религию. Неразрывное единство "гражданин – полис" сменилось оппозицией "подданный – царь".

Государственное управление осуществлялось чиновниками. Граждане полиса превратились в подданных императора. В это время полисы стали платить подати в государственную казну, государство регламентировало жизнь полиса.

Свобода классического полиса – это самодостаточность, замкнутость, независимость.

Свобода эллинистического полиса предполагала обязательное включение в качестве автономной единицы в систему нового государства – неограниченной монархии. Суть новой формы правления: то, что решил царь – всегда справедливо, полезно, прекрасно.

Культ монархов. А. Македонский задал вопрос: "Кто должен управлять людьми – человек со своей мерой разумения или Бог?" И сам ответил: "Человек, но равный Богу", конечно, имея ввиду себя. Царь в эллинистической монархии – существо, наделенное неограниченной властью и обожествленное. Культ царя существовал в двух видах:

1. Возведение династии к божественному прародителю, обожествление всей династии.

2. Обожествление царей полисами в знак глубокой благодарности.

Появились новые эпитеты к именам царей: "Эпифан" – явленное божество; "Сотер" – спаситель; "Эвергет" – благодетель; "Теос" – бог.

После А.Македонского была попытка создать теократическую империю, где в образе Диониса – римский полководец Антоний, в образе Афродиты – Клеопатра, царица Египта. Культ монархов, выросший на почве обожествления личности царя, характерен для некоторых древневосточных обществ.

Другая характерная черта эллинистической религии - культ судьбы.

Старое греческое представление о слепых силах общества и природы, над которыми даже боги не властны, значительно модифицируется - судьба приобретает вид случая, удачи. Образ Судьбы в искусстве изменился: три старухи-мойры, у которых один глаз на троих, теперь предстают в образе одной молодой непостоянной женщины, которой нужно суметь понравиться. Судьба (в Риме получает имя Фортуна) не логична в своих поступках: она может возвысить человека или уничтожить его благополучие, или его самого. Сам человек ничего решить не может.

Наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм - смешение различных элементов греческих и восточных религиозных и философских представлений.

КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ

Периодизация греческой истории и культуры

Собственно античная Греция — это вторая цивилизация на территории Балканского полуострова и прилегающих к нему островов.

История и культура Греции делится на периоды:

1. Гомеровский (XI – IX вв.) - распад родоплеменного общества; греки началом своей истории считали 786г. до н. э. — первые Олимпийские игры.

2. Архаический (VIII – VI вв.) - становление рабовладельческих государств — полисов;

3. Классический (V – IV вв.) - расцвет полисов;

4. Эллинистический (IV- I вв. до н. э.) - упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства, завоевание Римом. Греческий период античной истории заканчивается падением города Коринфа в 146 г. до н. э.

Критская цивилизация

Крито-микенская культура существовала одновременно с восточными культурами Египта, Ближнего Востока, Индии, Китая. Ее центрами были остров Крит и город Микен<

Наши рекомендации