Результаты исследования свойств внимания младших школьников до применения игровых упражнений
В процессе исследования испытуемым была предложена методика «Красно-черные таблицы Шульте-Горбова», в ходе обработки данных были получены результаты, которые представлены в Приложении 4 и на рисунке 1.
Таким образом, анализ данных показывает, что среди детей обследуемой группы преобладает высокий уровень переключаемости внимания 45% (9чел), но следует отметить, что также значительны показания среди детей с низким уровнем переключаемости внимания 25% (5чел).
Рис.1. Показатели уровня переключаемости внимания среди всех испытуемых (в %)
Следующим шагом в сборе данных была диагностика уровня концентрации и устойчивости внимания среди обследуемой группы детей, для этих целей нами была использована методика корректурная проба Бурдона (Приложение 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Образец оформления заключения курсовой работы реферативного характера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Анализ научно-методической литературы показал, что важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.
2. Изучив особенности развития внимания у младших школьников, мы сделали вывод, что оно будет эффективным, если создавать необходимые условия, а именно:
· применять различные способы поддержания устойчивого внимания учащихся на разных этапах урока;
· чередовать на уроках разные виды внимания;
· учитывать возрастные, индивидуальные и гендерные особенности детей;
· включить в учебный процесс игры и упражнения, способствующие развитию внимания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Образец оформления заключения курсовой работы опытно - экспериментального характера
ВЫВОДЫ
1. Анализ научно-методической литературы показал, что развитие внимания у младших школьников на уроках физической культуры будет эффективным, если создавать необходимые условия, а именно:
· применять различные способы поддержания устойчивого внимания учащихся на разных этапах урока;
· чередовать на уроках разные виды внимания;
· учитывать возрастные, индивидуальные и гендерные особенности детей;
· включить в учебный процесс игры и упражнения, способствующие развитию внимания.
2. Исследование уровней развития внимания показало, что:
· в группе учащихся присутствуют все уровни развития свойств, внимания, преобладают средний и высокий уровни;
· обнаружены гендерные различия по уровням концентрации и устойчивости внимания.
3. В ходе эксперимента для развития внимания учащихся на уроках физической культуры были применены игровые упражнения.
4. Среди всех испытуемых до и после проведения игровых упражнений учащихся с низким уровнем переключаемости взимания на 15% стало меньше, со средним – без изменений, с высоким – на 15% больше. Качественный анализ индивидуальных результатов показывает, что у 15% младших школьников уровень переключаемости внимания с низкого повысился до среднего и у других 15% учащихся со среднего повысился до высокого. Существенная разница между мальчиками и девочками отсутствует.
«Продолжение» ПРИЛОЖЕНИЯ11
По другим свойствам внимания (концентрация и устойчивость) гендерные различия оказались очевидными. При сравнении показателей уровня концентрации внимания до и после проведения игровых упражнений у мальчиков и девочек наблюдается видимая разница: девочек с высоким уровнем больше, чем мальчиков на 10% (до и после). девочек с высоким уровнем устойчивости внимания увеличилось на 10% (1 чел.), у мальчиков этот уровень остался без изменений. Девочек с низким уровнем на 20% (2 чел) стало меньше. Качественный анализ индивидуальных результатов показывает, что динамика изменений у девочек выше, чем у мальчиков.
Таким образом, является возможным утверждать, что систематическое включение специальных упражнений в учебный процесс на уроках физической культуры способствует развитию внимания у младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Образец оформления практических рекомендаций
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При постановке задач урока:
1. Четко определять цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы.
2. Ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята ли ими.
При пояснении упражнений:
1. Показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса.
Особенно важно соблюдать это правило при проведении теоретических занятий.
2. Не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс своего мышления.
3. Давать объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращая их в длинные монологи.
При выполнении учениками учебного задания:
1. Выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников. Низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, высокий - не дает времени сосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижению интенсивности внимания.
2. Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем — неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников.
3. Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. При этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает
«Продолжение» ПРИЛОЖЕНИЯ 12
сосредоточить внимание на технической части упражнения, поэтому использовать упражнения, доставляющие детям радость, удовольствие, перед разучиванием техники движений нецелесообразно.
4. Стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий.
5. Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения.
6. Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни.
7. Заранее организовать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря, организацию рабочего места (подготовку гимнастического снаряда и т.д.).
В течение всего урока поддерживать дисциплину, быстро выявляя зачинщиков нарушения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
Образец оформления источников