Методы воспитания скоростных способностей

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) соревновательный метод;

3) игровой метод.

Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установ­кой на максимальную скорость движения; б) методы вариатив­ного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных ус­ловиях.

При использовании метода вариативного упражнения череду­ют движения с высокой интенсивностью (в течение 4—5 с) и движения с меньшей интенсивностью — вначале наращивают ско­рость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторя­ют несколько раз подряд.

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы — уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эф­фективность данного метода очень высокая, поскольку спортсме­нам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражне­ния выполняются очень эмоционально, без излишних напря­жений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вари­ативность действий, препятствующую образованию «скорост­ного барьера».

4 Ж. К. Холодов 97

Методы воспитания скоростных способностей - student2.ru Специфические закономерности развития скоростных способ-1остей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. Дело в том, что относи­тельно стандартное повторение движений с максимальной ско­ростью способствует стабнлизащш скорости на достигнутом уров­не, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оп­тимального сочетания методов, включающих относительно стан­дартные и варьируемые формы упражнений.

Методики воспитания скоростных способностей Воспитание быстроты простой двигательной реакции

В настоящее время в физическом воспитании и спорте доста­точно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (а речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое зна­чение. Основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повтор­ном реагировании на внезапно возникающий (заранее обуслов­ленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реа­гирования.

Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в об­легченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.)- Например, в лег­кой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражня­ются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а всоставе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, эле­менты игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствова­ния быстроты простой двигательной реакции применяют уп­ражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной иисполнительной командами (вариативные ситуации).

Добиться значительного сокращения времени простой реак­ции — трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее ла­тентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10—0,15с.

Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быс­тро реагировать на них ив других ситуациях.

I


Наши рекомендации