Методы строго регламентированного упражнения, применяемые в процессе обучения двигательным действиям «Целостный и расчлененный». Физиологическая оценка.
Учет индивидуальных особенностей школьников при организации обучения и воспитания
Индивидуальный подход к учащимся – это один из самых главных принципов современного урока физической культуры. Суть его – изучение особенностей каждого ученика и нахождение адекватных методов обучения и воспитания.
Индивидуальный подход не обязательно выражается в проведении занятий отдельно с каждым учеником. Он предполагает разумное сочетание всех способов организации деятельности учащихся – фронтального, группового и индивидуального. Обязательным же является постоянное пристальное внимание к работе каждого ученика.
Как это осуществлять? Следует провести чёткое разделение (дифференцирование) учащихся по уровню физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья. Надо принимать во внимание тип телосложения, темперамент, волевые качества, интересы.
Подиндивидуализацией обученияпонимается–учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей конкретного ученика.
Обеспечить индивидуальный подход в обучении и воспитании – это значит систематически изучать учащихся, стремиться в обучении и воспитании найти верный подход к каждому из них, использовать показатели экспресс-тестов.
Индивидуализация учебного процесса направлена на усовершенствование методики преподавания. Стараясь лучше обучать, учитель стремится изучить индивидуальные особенности своих учеников, подбирает к каждому свой ключик. Учитель должен различать в классе группы учащихся и даже отдельных учеников. Это является непременным условием успешного учебного процесса сегодня в нашей массовой школе.
Особенно внимательно следует учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, включая показатели его физического развития. К отдельным учащимся с выраженными высокими или, наоборот, низкими темпами развития и созревания нельзя предъявлять одинаковые требования, особенно при оценке выполнения учебных нормативов. В этих случаях целесообразно оценивать не абсолютные показатели выполнения нормативов, а больше ориентироваться на индивидуальные достижения в тех или иных показателях двигательной подготовленности на протяжении учебного года.
Дети одного возраста неодинаковы по показателям роста, веса, функциональным и двигательным возможностям. Кроме того, в среднем школьном возрасте наблюдается резкое расхождение между биологическим и календарным возрастом.
Психические познавательные процессы: виды, способы диагностики и учета при обучении.
Особенности психических познавательных процессов
Именно благодаря этим процессам мозг отвечаeт на воздействия из внешней и внутренней среды. Если бы не познавательные явления, деятельность человека была бы в опасности. Тaк, бeз восприятия, ощущений вы не смогли бы чувствовать раздрaжитель, который, не исключено, вполне мог бы нести угрозу вашей жизни. Без воoбражения и мышления психические регуляторы, находящиеся в каждом человеке, не были бы способны проанализировать угрозу, предвидеть результат ее влияния. А без памяти вы не помнили бы о своем прошлом опыте, не знали, к чему приведет возникающее раздражение.
Характеристика оздоровительных задач и методика их решения на уроках физкультуры с учащимися младшего, среднего и старшего возраста.
Оздоровительные задачи
1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов.
2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.
3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.
4. Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех систем и функций организма.
Требования к методам обучения
Научная обоснованность (с точки зрения познания).
Соответствие поставленной задачи обучения.
Обеспечение воспитывающего характера обучения.
Соответствие методов всей системе принципов обучения.
Соответствие методов специфике учебного материала, его сложности.
Соответствие методов индивидуальной и групповой подготовленности учеников.
Соответствие индивидуальным способностям и особенностям учителя.
Соответствие условиям занятий.
Разнообразие методов.
18. Сущность и значение планирования учебной работы по физкультуре в школе. Виды планирования. Этапы планирования.
Под планированием понимают систему заранее разработанных на определенный период организационных и методических мероприятий обеспечивающих успешное решение поставленных задач.
Планирование предвосхищает работу, позволяет наметить эффективные пути и средства к решению поставленных задач.
Планирование зависит от субъективных и объективных факторов.
К субъективным факторам относятся:
Уровень профессионального мастерства педагога
Владение навыками и умениями в составлении документации.
К объективным факторам относятся:
Уровень физической подготовленности занимающихся
Сезонно-климатические условия
Материальная база
Традиции школы и т.д.
Виды планирования:
Перспективное.
Текущее.
Оперативное.
Перспективный план составляется на несколько лет
Текущее или тематическое планирование составляется на одну конкретную четверть.
Оперативное планирование предполагает разработку поурочных планов на каждое занятие
Требования к планированию:
Целевая направленность. При составлении плана необходимо обозначить цель и конкретные задачи. Цель должна быть реальной, поэтому учитель при планировании исходит из возможностей школы: наличия спортивной базы и инвентаря.
Всесторонность планирования поставленных задач цель надо конкретизировать определёнными задачами, установить для них точные сроки выполнения.
Необходимость учитывания основных закономерностей физического воспитания: последовательность формирования физических качеств, умений, навыков; учитывание половых особенностей детей, их возрастных и психических возможностей.
Контроль планирования. План должен быть конкретным и выполнимым. Поставленные задачи, избранные методы и дозировка нагрузок должны соответствовать подготовленности учеников и условиям занятий.
Основные документы планирования: основными документами планирования учебного процесса по ф-ре являются:
Учебный план по физическому воспитанию учащихся 1 – 11 классов
Государственная программа по физическому воспитанию
План-график учебного процесса на год.
Тематический план на учебную четверть.
План-конспект урока.
Учебный план и программа по физическому воспитанию - государственные документы.
План – график на учебный год составляет учитель, исходя из возможностей школы.
Тематический план на учебную четверть составляется на основании годового плана – графика и содержит последовательное изложение содержания каждого урока.
Тематическое планирование включает:
Цель и задачи для определённого класса.
Основные теоретические сведения.
Основные средства, которыми решаются поставленные задачи.
Зачётные требования, учебные нормативы, контрольные упражнения и сроки проверок.
При распределении учебного материала по урокам необходимо:
Идти от простого к сложному
Учитывать взаимосвязь упражнений различных разделов.
Подбирать упражнения, оказывающие всестороннее действие на развитие учеников.
Давать знания о технике изучаемого материала, о влиянии данного упражнения на организм, о правилах безопасности при его выполнении.
Давать в конце каждого урока закрепляющий материал в виде спортивных игр, эстафет, подвижных игр.
Давать в обязательном порядке домашнее задание, соответствующее материалу, пройденному на уроке, с целью его закрепления и совершенствования, с последующей проверкой выполнения.
План – конспект урока – это самый подробный план. Качество урока будет определяться чёткой постановкой задач.
В плане конспекте урока также указываются:
Средства и методы решения поставленных задач.
Необходимый спортивный инвентарь для конкретного урока.
Методы организации работы с учениками.
Учебные нормативы.
Домашнее задание.
Планы разрабатываются непосредственно самим учителем на основании учебного плана и государственной программы по физическому воспитанию учащихся 1–11-х классов. Годовой план – график и тематический план на учебную четверть проверяются администрацией школы до начала учебного года и заверяются школьной печатью.
Метопредметные компетенции
1) регуляция физического состояния, здоровья, психического состояния
Физическая культура обязательный предмет в образовании Федерального компонента. 3 раза в неделю, 2 часа по программе, 1 час по выбору учителя.
КОМПЕТЕНЦИЯ | ||
Личностные | Предметная | Метопредметная |
Эстетика спорта Ценность ЗОЖ Физическое и психологическое здоровье | Базовые виды спорта Упражнения для работоспособности Саморазвитие, самоконтроль, самозанятость Технологии сохранения и укрепления здоровья ЗОЖ, отдых, туризм | Регуляция здоровья Адаптация |
Методы строго регламентированного упражнения, применяемые в процессе обучения двигательным действиям «Целостный и расчлененный». Физиологическая оценка.
Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, выбор которых для применения зависит от содержания занятий, этапов (периодов), последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания, и других обстоятельств. В принципе возможны два противоположных подхода к освоению структуры двигательных действий — без расчленения их на составные элементы и с расчленением. В первом случае движения уже с самого начала разучивания выполняются в составе той самой целостной структуры, какая типична для изучаемого действия: прыжка, метания и т. д. Во втором — действие (или совокупность действий) подразделяют на составные элементы и осваивают их поочередно (как, например, в гимнастических комбинациях).
Вместе с тем почти на всех этапах освоений действия в целом, как правило, вычленяют те или иные его детали. Таким образом, и в первом, и во втором случае приходится иметь дело как с вычленением элементов действия, так и с объединением их, но способ вычленения и порядок объединения элементов будут различными. Исходя из этого, в процессе разучивании двигательных действий надо иметь в виду фактически следующие подходы:
1) разучивание действия в расчлененном виде с последовательным объединением частей в целое; методы, соответствующие этом подходу, можно назвать методами расчлененно-конструктивного упражнения;
2) разучивание действия по возможности в целостном виде с избирательным вычленением деталей; методы, типичные для этого подхода, можно назвать, «методами целостно-конструктивного упражнения».
Первый путь избирают при условии, если разучиваемое действие (либо совокупность действий) поддается расчленению на относительно самостоятельные элементы без существенного искажения основных его характеристик.
В тех случаях, когда расчленение разучиваемого действия приводит к изменению самой его сути и резкому искажению характеристик движений, выбирают второй путь. Структура целого при этом вначале обычно упрощается за счет исключения отдельных относительно самостоятельных деталей, которые затем — по мере освоения основного механизма действия — соединяются с ним и совершенствуются на фоне целостного выполнения.
Разучивая двигательные действия как в целом, так и с расчленением, обычно вводят ряд вспомогательных методических приемов: ориентирование, облегчение внешних условий и т. д. Как правило, особенно если сложное действие разучивают в целом, широко применяют так называемые подводящие упражнения, которые как бы подводят к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.
36. Учебная программа. Правила проектирования и условия реализации учебной программы в основной общеобразовательной школе. Охарактеризуйте базисный и рабочий учебный план.
Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
Характеристика основных документов планирования. Основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.
По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.
1) Документы, определяющиеосновную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.
2) Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).
3) Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).
Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов — учебного плана и, программы.
Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней. Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.
Учебная программа - это документ планирования учебной работы, в котором определяются: а)
целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе — курса физического воспитания, в ДЮСШ — спортивной тренировки по избранному виду спорта; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.
Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов:
1)уроки физической культуры;
2)физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
3)физическая культура во внеурочное время; 4
4)физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Учебные программы имеют следующую типовую структуру:
1)пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контингента занимающихся, характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий, даются указания по планированию и учету и др.;
2)учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежащих освоению по годам обучения), а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и развитию физических качеств;
3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре, примерные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.
Учебная программа разрабатывается в соответствии с установленным учебным планом содержанием и объемом часов, отведенных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.
План-график учебного процесса определяет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного года (учебного — в общеобразовательной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ). В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
План-график составляется для однородных учебных групп (например, в школе для каждой параллели классов, вузе для групп одного и того же курса и учебного отделения).
Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений. Однако главным в определении рациональной последовательности прохождения учебного материала программы являются педагогические закономерности процесса физического воспитания (формирования двигательных навыков, направленного развития физических качеств и др.).
Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений, так и по физической нагрузке. В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.
План-график — это чисто организационный документ (методика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.
Рабочий (тематический) план составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программного материала и представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практике физического воспитания рабочий план имеет разные названия — тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В рабочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств. Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме. В содержание рабочего плана входят:
1)конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и частные);
2)теоретические сведения по физическому воспитанию;
3)основные средства (физические упражнения), способы их применения и величины нагрузок (с указанием их объема и интенсивности на каждый урок);
4)контрольные упражнения (тесты) для определения успешности освоения программного материала и уровня физической подготовленности учащихся.
В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.