Возрастные особенности спортсменов девушек
Подростковый возраст совпадает с пубертатным скачком роста и физического развития. Начало этого процесса у девочек приходится на 12-13 лет. Различают три фазы, связанного с процессом полового созревания:
- первая фаза – пре - пубертатная, частично представленная теми изменениями, которые характерны для предшествующего возраста;
- вторая фаза – пубертатная, которая выражается в усиленном половом развитии и внешнем проявлении его признаков;
- третья фаза – пост - пубертатная, связанная с завершением полового созревания и продолжающаяся в старшем школьном возрасте.
Подростковый возраст характеризуется рядом отличительных особенностей. У подростков преобладает процесс возбуждения, заметно ухудшается дифференцированное торможение, условно рефлекторные реакции становятся менее адекватные раздражению и носят более выраженный «бурный» характер [7,18,26].
Отчасти этим объясняется тот факт, что двигательные действия подростков нередко отличаются большим числом дополнительных движений, сокращением ненужных мышц, излишней закрепощенностью. Подростка отличает резко повышенная эмоциональность поведения, сопровождающаяся подчас психической неустойчивостью быстрым переходом от угнетения к радости и наоборот. Подобные изменения носят временный характер и являются следствием нейрогормональных сдвигов, присущих данному возрастному периоду.
Подростковый возраст примечателен активизацией гормональной функции половых желез. На фоне включения половых желез во взаимодействие с гипофизом и щитовидной железой изменяются нейроэндокринные и нейрогуморальные соотношения в организме, характерные для предшествующего периода детства [24,32].
Возрастные особенности спортсменов часто затрудняют общение, поскольку ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения тренера с детьми необходима некоторая трансформация его позиции в сторону позиции ребенка. Иногда удается преодолеть психологический барьер, рассказав о своем собственном поведении в детстве в аналогичных ситуациях и дав оценку своих поступков с позиции ребенка и с позиции взрослого.
Подростковый возраст характеризуется чередованием периодов «закрытости» и «открытости» в общении. «Закрытость отмечается в 13-ти и в 15-ти летнем возрасте (хотя бывают сдвиги во времени наступления этого периода), а «открытость» – в 14-15-ти летнем. «Закрытость» проявляется в стремлении подростка оградить свой внутренний мир, защитить от постороннего давления еще не сложившиеся представления о себе, образ своего «я».
В этот период даже нейтральные вопросы могут вызвать у подростков неадекватную реакцию.
В периоды «открытости» подросток, наоборот, нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах. Причем если эту потребность младших подростков могут удовлетворить и сверстники, и взрослые, то старшие подростки остро нуждаются в общении именно со взрослыми (правда, только с теми, кому они доверяют), так как перед ними стоит задача жизненного самоопределения, выбора профессии, пути дальнейшего образования. Здесь тренер, пользующийся авторитетом у учащихся, может оказать им немалую помощь. Гендерные особенности спортсменов тоже влияют на эффективность общения. Девочки более коммуникабельны, более чутки к состоянию собеседника и отношению к ним, более доверчивы к хорошим словам. Логика их рассуждений более скрыта из-за склонности опускать очевидные для них связи и предпосылки [4,23].
Психологические установки, как тренеров, так и спортсменов играют большую роль в общении. Они могут служить серьезным препятствием для установления контакта. Предубежденность спортсменов против тренера, не обладающего в их глазах авторитетом, может быть временной (из-за первого неблагоприятного впечатления о нем, из-за усталости) и устойчивой, вызываемой всей системой взглядов и установок спортсмена (например, на тактику игры команды, на систему тренировочного процесса). В первом случае от тренера требуется мягкость, во втором – твердость позиции. Иногда полезно временно скрыть цель беседы и начать разговор издалека (например, выявить общность интересов, увлечений), а затем, преодолев ситуативную предубежденность, начать разговор в соответствии с целью общения [7,21,26].
В возрасте 13-15 лет у девушек физиологические изменения в состоянии вегетативных систем после соревновательных игр выражены больше, чем после учебных. Это объясняется тем, что в этих условиях они выполняют большую работу.
Девушки 13-15-ти лет продолжают активную жизнь на фоне развивающегося утомления. Функциональные сдвиги в этом случае возрастают. В этот период развития девушек характеризуются некоторой эмоциональной неустойчивостью и сравнительно легкой ранимостью организма. Дело в том, что в 13-15 лет происходят сложные внутренние перестройки, связанные с переходом от детства к юности [33,35].
Внешне эти преобразования проявляются в резком ускорении роста тела, в некоторой дискоординации движений, неуравновешенностью. Футбол оказывает физиологическое влияние на организм занимающихся и способствует развитию скорости движений, силы, выносливости и ловкости, совершенствованию процессов обмена веществ, кровообращению, дыхания, выделительных функций и образованию ряда двигательных навыков [19,32].
Футбол характеризуется большим разнообразием движений. Игроки должны быстро оценивать обстановку, принимать правильное решение и реагировать точными движениями соответственно создавшейся ситуации игры. Это требует от игроков быстрой ориентировки в пространстве, связанной с деятельностью зрительного, проприоцептивного и других анализаторов. Интенсивная мышечная работа сопровождается значительной потерей веса. Потеря веса колеблется от нескольких сот грамм до 2-3 килограмма. Футбол тренирует регулярные системы, повышает функциональные возможности важнейших внутренних органов.
В футболе существенную роль играет зрительный анализатор, позволяющий точно определять месторасположения видимых объектов. Следовательно, у футболистов улучшается координация деятельности наружных мышц глаз. Возбуждение во время игры влияет на функции кровообращения, увеличивается частота сердечных сокращений и кровяное давление, после игры на протяжении 20-40 минут еще не возвращается к частоте пульса в состоянии покоя [8,24,35].
У футболисток после игры учащение пульса, по сравнению с состоянием покоя, на 80 ударов выше. Артериальное давление максимально превышает исходный уровень на 25-55 миллиметров ртутного столба.
У футболисток также наблюдается изменения биохимического состояния крови в отношении содержания сахара, хлоридов, мочевины и других веществ. Это все свидетельствует о том, что спорт в этом возрасте делает подростка белее устойчивым как в моральном, так и в физической смысле [3,13,18].