Особенности психо-эмоционального состояния спортсменок
В возрасте 13-15 лет
У детей 11-15-ти лет существенно изменяется содержание деятельности – ведущей становится общественно-полезная деятельность. На новом уровне протекают психические процессы. Качественные новообразования проявляются в личности, происходит качественный сдвиг в развитии самосознания, в результате чего у подростка формируется представление о себе как о взрослом человеке. Стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, умение подчиняться нормам коллективной жизни определяют все другие особенности поведение, направленность активности и т.п.
Этот возраст характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности ребенка [13,17,20].
Начавшиеся гормональные изменения обусловливают и изменения в поведении. Он не хочет больше принадлежать сообществу детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Выготский Л.С. выделил доминанты:
1) Доминанта интересов – эгоцентрический интерес к своей внешности, личности;
2) Доминанта дали – установка подростка на большие масштабы в жизни;
3) Доминанта романтики – стремление к неизвестному, новому;
4) Доминанта усилия – тяга к сопротивлению, которое проявляется в хулиганстве, протестах, упрямстве [3,30].
В основе кризиса лежит половое созревание, которое зависит от эндокринных изменений в организме. Огромную роль играет гипофиз. У мальчиков пик скачка роста приходится на 14-15 лет. У девочек на 1-2 года раньше. Изменение роста и веса сопровождается изменениями пропорций тела. Сначала до взрослых дорастают голова, кисти рук, ступни. Рост скелета опережает развитие мускулатуры, появляются вторичные половые признаки – тембра голоса. В связи с быстрым ростом скелета возникают трудности в функционировании легких, сердца, следовательно, перепады настроения. Выделяют 3 фазы подросткового кризиса:
- негативная – смена старых интересов, привычек;
- кульминационная;
- пост - критическая.
В этом возрасте часто возникает подростковый комплекс (комплекс неполноценности). Чаще всего причинами могут быть:
1) Физическое несовершенство;
2) Физические недостатки;
3) Взаимоотношения со взрослыми, сверстниками.
У подростка присутствует совокупность противоречивых чувств: романтизм – цинизм, нежность – жестокость, развязность – застенчивость, повышенная самоуверенность – неуверенность. Подросток постоянно приспосабливается к физическим и физиологическим изменениям [14,29].
Благодаря этому формируется интерес к своей внешности. На темпы физического «Я» влияют темпы полового созревания.
В результате я выяснила, что: взаимоотношения играют главную роль в общении трена с воспитанниками. Успешный учитель – это тот, кто прислушивается к детям, помогает им, обсуждает ошибки на тренировках, способен похвалить. Интересуется психологическим состоянием ребенка.
Средний школьный возраст – это ступень к высоким результатам. В этом возрасте происходят изменения во внутренних органах, формируется скелет, мышечная система, психические особенности.
Все эти процессы, несомненно, влияют на совершенствование физического здоровья и на физические качества девочек в возрасте 13-15 лет. Главными методами будут являться:
1) демократический стиль общения тренера с детьми, только так можно достичь взаимоуважения и взаимопонимания в коллективе.
2) соблюдение культуры речи, она послужит хорошим примером для детей и придаст уверенности учителю.
3) учитывать, что каждый ребенок индивидуален и к каждому нужен исключительный подход, особенно, если возраст спортсменов 13- 15 лет. В этом возрасте требуется особое внимание уделять отношению ребенка с родителями и сверстниками. Это поможет тренеру выявить проблему, если она есть, и устранить ее. Тем самым не даст ребенку замкнуться в себе. Благодаря этим факторам успех команды обеспечен.
Главная задача каждого тренера – воспитать полноценного, здорового, физически и морально устойчивого подрастающего поколения. С этой задачей справится нелегко, особенно, если возраст спортсменов 14-15 лет. Частые случаи разрыва отношений и уход игрока из команды или даже тренера, связан с недопониманием. Тренер на протяжении нескольких лет служит спортсменам примером для подражания, поэтому его речь, манеры, все копируется. На взаимоотношениях сказывается стиль поведения тренера.
Выбрав авторитарный стиль поведения, к примеру, тренер мало чего добьется от спортсмена, потому вызвав у подопечных страх это еще не решение проблемы. Важно, чтобы друг с другом было взаимодоверие и взаимопонимание. Предполагается, что взаимоотношения между тренером и спортсменами зависят от его поведения и стиля руководства, нимало важную роль играет и возраст спортсмена. Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития [6,33].
Особенность этого периода в жизни подростка состоит в том, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом.
Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность [1,28].
Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные, бескомпромиссные. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя) [17,28,30].
Однако хронологические границы этих возрастов в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социологической литературе определяются совершенно по-разному. Кроме того, процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Следовательно, нужно узнать, из чего строиться работа тренера, и какие главные факторы влияют на успех в работе.
Рассмотрим, какую роль играет взаимоотношения тренера со спортсменами, и какие методы помогут решить проблему общения.