Особенности национальной кодировки.
Вообще надо признать: что за океаном, что в России любой разговор о том, надо ли вводить в компании дресс-код, обычно не оставляет равнодушным никого. Разделившись на два лагеря, сторонники и противники регламентируемых правил внешнего вида активно отстаивают каждый свою позицию.
Как показал недавно проведенный на сайте kadrovik.ru опрос в отношении требований делового дресс-кода в России, в реальности с этой проблемой сталкивается не так уж много людей. Лишь 6,2% участников опроса утверждают, что стиль одежды всех сотрудников их компаний регламентирован внутренними нормативными документами и строго контролируется. В некоторых организациях (7,9%) формально требования к внешнему виду были когда-то прописаны и ... теперь благополучно забыты. Где-то препятствием стало неприятие сотрудниками подобных мер, а где-то руководители и сами пришли к выводу, что в их компании введение дресс-кода просто не имеет никакого смысла. Но чаще всего (12,4%) обязательные требования к одежде устанавливаются только для отдельных категорий работников. Например, для представителей профессий, традиционно носящих специальную форму (работники основных социальных служб, а также повара, официанты и прочие формализованные представители). Треть от всего числа участников опроса (32,9%) отметили, что внешний вид сотрудника - это исключительно личное дело, поэтому ему и не придается никакого значения. Но в большинстве компаний все-таки не согласны с тем, что внешний вид сотрудников не играет никакой роли. Как ни странно, надежды на здравый смысл и сознательность персонала, по признанию 40,6% участников опроса, оправдываются - в этих компаниях требования к одежде официально не зафиксированы, но существуют определенные негласные нормы, которых принято придерживаться.
В этом смысле многие отечественные руководители сходятся во мнении, что внешний вид сотрудника - это барометр профессионализма, адекватности, вкуса, интеллекта и здравого смысла всей компании. Например, в банковском бизнесе это барометр уважения к деньгам, стабильности и минимизации рисков. Отсюда и демонстративная консервативность, в первую очередь в одежде.
С другой же стороны, дресс-код - один из инструментов для достижения поставленных целей и среди самих сотрудников. И в этом смысле работнику компании стоит задуматься над тем, что деловая одежда - прежде всего непременный атрибут профи. Однако если ваш босс позволяет себе небольшую вольность в выборе гардероба, почему бы и самим не последовать его примеру? Только в погоне за индивидуальностью все же не стоит быть первой белой вороной, демонстративно нарушающей законы делового дресс-кода! Лучше подумайте о том, какое впечатление вы произведете тем самым на сотрудников, начальство и клиентуру компании. Мало того, менеджеру или представителю компании нужно быть готовым к тому, что в любой момент может произойти некий «форс-мажор» и набегут журналисты. А вечером вас покажут в программе новостей, к примеру. Поэтому многие менеджеры и держат на рабочем месте пару элегантных пиджаков с целью первоклассно выглядеть в случае любой неожиданности. В противном случае, при отсутствии профессионального подхода, со стороны руководителя для целостности корпоративной культуры достаточно просто не нанимать тех сотрудников, которые могут своим внешним видом нанести вред репутации фирмы. Большинство топ-менеджеров соглашаются с этим утверждением и считают, что свободный стиль часто расхолаживает. Зато человек, придерживающийся определенных норм в одежде, будет невольно более строго следовать и другим нормам, прописанным в уставе компании.
Бог с ними, с работодателями, но ведь сами сотрудники также должны понимать, что работа в солидной компании накладывает определенные обязательства, компенсирующиеся, между прочим, хорошими условиями труда, высокой зарплатой и определенной перспективой. Поэтому они должны и сами стремиться к тому, чтобы соответствовать заявленной высоте компании. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не лезь, но соблюдай правила местного настоятеля, и будешь в чести и поддержке у братьев во Христе!
Кто-то же, наоборот, уверен, что деловой стиль - это просто пережиток и своеобразный механизм защиты, своего рода знак принадлежности к определенной гильдии, касте. И формальные требования к одежде обоснованы лишь тогда, когда речь идет о специальных видах деятельности, когда форма функциональна: например, у военных, охраны, пожарных, рабочих или летчиков. При этом обычного конторского служащего такие корпоративные требования якобы только принижают с психологической точки зрения, давя на его индивидуальность. В этом смысле проблема внедрения дресс-кода заключена в психологических установках общества, которое порой просто не желает нести бремя подобных формальностей, искренне не понимая ситуации с точки зрения: «а зачем мне все это нужно, когда у меня есть проблемы и поважнее?»
Мнени.
ДМИТРИЙ КАНТОР, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА «ИМИДЖЛЕНД-РR»:
Вообще-то, не стоит уж очень сильно «затягивать галстуки», и дресс-код в офисе не должен быть слишком строгим без особой необходимости. Иначе это будет восприниматься как полицейская мера и приведет к нелояльности сотрудников.
И в результате такого раздвоения полюсов руководителей и работников в условиях российской действительности попытки многих компаний с «невыдающимся» уровнем зарплат ввести традицию «костюм + галстук» совершенно логично приводят только к тому, что все начинают ходить в дешевых и плохо пошитых костюмах неопределенных расцветок, которые еще и смешно смотрятся. При таком подходе каждый из нас в меру своего восприятия, скорее, согласится, что подобная неосознанная формальность более всего неблагоприятно сказывается на имидже фирмы и доверии клиентов. Так всегда и бывает. За что боролись - на то и напоролись, как говорится.
В целом, если говорить о компании с грамотным менеджментом и продуманной корпоративной культурой, то дресс-код как понятие даже не столь явен как понятие корпоративной этики. Попав в такую организацию, воспитанный, грамотный человек и сам понимает, какого именно стиля ему придерживаться на работе. При этом в большинстве средних российских организаций, занятых, прежде всего, в периферийных областях, к формальностям дресс-кода относятся довольно спокойно. Мало того, чтобы производить благоприятное впечатление на своих клиентов и сотрудников, в некоторых компаниях даже создают собственный офисный гардероб. В нем обычно хранится одежда, которая подходит специально для деловых встреч - как для мужчин, так и для женщин. Закупка одежды соответствующих размеров, фасонов и цветовых расцветок, как и формирование всего корпоративного гардероба в целом, чаще всего поручается офис-менеджеру. Кроме этого он обычно следит и за чистотой вещей. Хотя стоит признаться, что такой подход на отечественных просторах пока не слишком распространен. В отличие от Запада, где уже давно все разложено по полочкам - согласно статусу и сфере деятельности человека. Причем там просчитан даже коэффициент консервативности экипировки, с помощью которого можно определить, что и куда нужно надевать. А также примерная стоимость одежды согласно статусу, сфере деятельности и занимаемой должности ее владельца. Попытаешься сэкономить на гардеробе - тебя не поймут. В то время как у нас приходится экономить на всем, и уж точно не из-за праздной лени. В противовес же российским, мировые правила игры вырабатывались десятилетиями. Поэтому их всегда и намного проще выполнять. Так, европейскому клерку достаточно спросить, какой стиль одежды принят в компании строгий business или повседневный casual, а дальше уже ничего объяснять не надо. У нас же новому человеку инструкции даются буквально.
Опыт.
СВЕТЛАНА, ЭКОНОМИСТ КРУПНОГО ХОЛДИНГА:
На предыдущем месте работы мне сказали: у нас не разрешены джинсы. А директор компании, в которой я работаю сейчас, выразился так: «Не потерплю голых пупков!»
Хотя все это не значит, что офисным работникам приходится отказываться от любимого стиля одежды. Например, одна барышня, любительница пирсинга и стиля милитари, начинала свой рабочий день в туалете: там она переодевалась и избавлялась от железа на лице и теле, после чего начинала полностью соответствовать обстановке.
Однако даже если вам позволено появляться в офисе в майке с портретом Че Гевары, это совсем не значит, что в таком же виде можно спокойно идти и на деловую встречу. Там все-таки свой дресс-код, которому приходится подчиняться даже самым заядлым неформалам. Хотя специалист по IT-технологиям, например, которого зовут разрабатывать компьютерную систему безопасности банка, может явиться к потенциальным работодателям и в драных джинсах. Зато, будь он трижды компьютерным гением, банкиры заподозрят его в легкомыслии и вполне могут отказаться от его услуг.
Но вообще в рабочей одежде этой группы специалистов уже начинается полный разгул демократии, если не сказать анархии. Так, люди, занятые в IT, рекламе, дизайне, индустрии красоты, могут творчески подходить не только к работе, но и ко всему внешнему виду. Джинсы, спортивный стиль, яркие цвета и рисунки, всевозможные ткани - это все как раз для них. Галстуки, конечно, не обязательны, но если уж творческая личность его наденет, то выбор рисунка, фактуры и формы может ограничиваться только пределами фантазии - от огурцов до крупной геометрии. В эту же категорию попадает и большинство офисных сотрудников - персонал компаний-производителей товаров, услуг; предприятия сферы образования, науки и издательского дела. Им тоже позволяются более яркие цвета, выразительная фурнитура и твид. Орнамент на галстуке любой, главное, чтобы был в тон и не входил в диссонанс с фактурой ткани. А кое-кто может даже претендовать на накладные карманы и другие подобные вольности. Например, последний офисный «писк» из Великобритании таков: строгие темные брюки, ботинки-оксфорды, белая сорочка, темный узкий галстук и абсолютно раздолбайская, побитая жизнью или модным дизайнером джинсовая куртка.
В целом каждая российская компания выбирает свою степень консервативности и, уже оглядываясь на общие предписания, составляет подробные наставления. Причем это касается не только строгих правил. Можно ведь разработать и кодекс типа «шиворот-навыворот». Например, в арт-студии Артемия Лебедева распространена внутренняя конституция, согласно которой приветствуются косы и дреды, цепочки на ногах, ошейники-украшения и пирсинг. Так же как и футболки с «хулиганскими» надписями. Про брюки говорится лишь то, что они должны быть, и то по желанию. И то у женщин. Обувь тоже регламентируется: поощряются различные кеды, шлепанцы и даже трогательные тапочки с помпонами. Единственное, что не рекомендуется, так это ходить босиком.
Вообще творческие сферы наподобие журналистики, издательского бизнеса, а также рекламной, имиджевой, полиграфической и IT-индустрии почти всегда и полностью свободны от соблюдения формальностей дресс-кода. Поэтому деловой костюм - достаточная редкость в рекламных агентствах Debi, МсСаnn и Erickson, например. В большинстве своем издательские дома типа Independent Media или «Профмедиа-пресс» также не обязывают к ношению деловых костюмов. Зато все модные тенденции, джинсы, футболки и даже эпатажные аксессуары - в порядке вещей. Причем в любой день недели. Исключение, пожалуй, составляют работники деловых изданий, вынужденные по долгу службы проводить переговоры с клиентами или присутствовать на официальных мероприятиях. Тем более - тележурналисты и ведущие новостей центральных телеканалов. Кстати, в последнее время московские власти всерьез озаботились внешним видом и моральным обликом журналистов, присутствующих на официальных мероприятиях. Мэрия, например, уже ввела для всех представителей СМИ строгий дресс-код - журналист должен одеваться так, чтобы не оскорблять своим видом людей.
Мнение
СЕРГЕЙ ЦОЙ, ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ МЭРА МОСКВЫ:
В солидный ресторан ведь не пускают без пиджака и галстука, а в мэрии, где принимают даже глав государств, журналисты появляются в туфлях и на босу ногу. Это неправильно.
Теперь приличной одеждой для женщин считаются брюки, джинсы и блузки, а вот в коротеньких шортиках или с откровенным декольте можно остаться и за дверями. Мужчинам же не обязательно появляться в галстуке, но не стоит носить вызывающую и облегающую одежду. По словам Цоя, мэрия намерена строго следить за соблюдением новых правил. А тех, кто их нарушит, просто не будут пускать на протокольные мероприятия. Как оказалось, больше всего нареканий традиционнo возникает к телеоператорам кабельных каналов из префектур столицы. Кстати сказать, по слухам, Сергей Цой озаботился внешним видом журналистов после того, как его напугал просвечивающий через майку-сеточку торс телеоператора. Не меньший культурный шок пришлось пережить пресс-секретарю и после того, как он опустил глаза вниз - бедра представителя СМИ обтягивали модные рваные джинсы.
Зато вот радио-ди-джеи могут приходить в студию хоть в гавайских рубахах и шортах, лишь бы языком умели чесать без остановки!
В целом для всех творческих гениев правила таковы: пока ваяешь свой шедевр (картину, фотографию, книгу, песню или статью), одевайся как угодно, хоть в пляжные тапочки и майку посреди января. Но контактировать с заказчиком или покупателем следует в деловой одежде, т. е. опять же в костюме. Максимум, что в этом случае позволено творческим мужчинам, это галстук «эскот» (шейный платок). Но пиджак, даже с джинсами, все равно обязателен.
Однако если в принципе противна сама мысль одеться по-деловому, тогда, наверное, стоит послать на переговоры идеально одетого импресарио ... (Если, конечно, у вас есть деньги на его содержание.) Ведь в деловых кругах, тем более во время важных переговоров, детали внешнего вида, в том числе часы и галстук, снимают нагрузку с диалога, поскольку меньше чем за минуту они сообщают о человеке многое. А потому всегда важно правильно себя подать. Адекватно и соответственно ситуации. Еще надо учитывать обстоятельства, в которых происходят сами переговоры. Понятно, что в офисе или в официальном учреждении надо выглядеть более формально. Однако если встреча назначена в ресторане, тогда можно позволить себе и легкий светский шик.
Кстати, с шиком у российских бизнесменов иногда случаются перегибы. У дорвавшихся, так сказать, до кормушки наших людей все время есть желание где-нибудь выпендриться. И это понятно. На Западе, к примеру, уже сложились стандарты, нарушая которые вы просто проявляете свой дурной вкус. Так, машина не должна стоить больше годового дохода владельца, а стоимость часов не должна превышать двух месячных окладов.
Таких деталей масса, и их все необходимо знать на зубок с самого начала своей рабочей деятельности. Но не стоит забывать, что российскому бизнесу всего 15 лет, и по понятным причинам он еще не справился с болезнями своего нестабильного роста. Пока еще в российских деловых кругах остается тенденция казаться круче, чем ты есть на самом деле. Хотя в последнее время эта особенность и приняла более интеллигентный, что ли, вид. Например, у одной из московских автомобильных компаний есть постоянный клиент, который ровно каждые полгода меняет свой автомобиль на более новую модель. При этом старую сдает почти в «нулевом» состоянии. Причем невооруженным глазом видно, что ее толком даже и не эксплуатировали. Смысл состоит в том, чтобы проехаться по всем знакомым и показать: вот, мол, опять поменял машину. Потом она отправляется в гараж, а владелец ездит на более скромном авто.
Кстати, подобные жесты несколько роднят нас с итальянцами - они еще те мастера «распускать хвосты». Купить часы дороже, чем у шефа, или зажим для галстука с огромным бриллиантом, чтобы продемонстрировать свой достаток, - это по-нашему!
И все-таки случаев, когда русские предприниматели «кидают понты», становится все меньше - сказывается опыт работы с зарубежными коллегами, для которых на первом месте стоит элегантность и стабильность. Причем во всем цивилизованном мире не принято и намека давать на то, сколько ты зарабатываешь. Наоборот, лучше прибедняться, тогда и скидочку сделают, и проверок за счетами не последует ...
Но, пожалуй, самая любопытная особенность дресс-кода в России состоит в том, что он нередко касается только руководителей. Политика корпоративного стиля одежды, затрагивающая в западных компаниях практически всех сотрудников (91%), у нас касается лишь 68%. Причем 12% компаний заявили, что это относится только к менеджерам (среди западных участников исследования таких нет вообще).
Действительно, во многих российских компаниях все именно так и происходит: если в коридоре встретить человека в костюме и при галстуке, то наверняка можно сказать, что это менеджер или же сотрудник службы безопасности. Но, получив повышение, например, став начальником отдела, сотрудники часто меняют стиль одежды на более строгий. Такое классовое расслоение по внешнему виду, с одной стороны, удобно для рядовых сотрудников: можно ходить на работу в том, что удобно и нравится. Однако в некоторых случаях их карьере это может помешать.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ 3АБОТЫ.
ВОТ уж кому точно классовое расслоение по внешнему виду не помешает, так это нашим чиновникам. Ведь почти в любой ситуации они вынуждены соблюдать протокол. Зато все согласятся, что поголовное соответствие формальной стороне с лихвой компенсируется наличием власти и возможностей. Именно эти качества и позиционирует костюм любого государственного чиновника. А именно - влиятельный статус. И чаще всего в качестве одежды представлен однобортный костюм на трех пуговицах - двойка или тройка, не предусматривающий особых отступлений. При этом линия плеч пиджака рекомендована исключительно жесткая - это добавляет внушительности в образ. Такой костюм обычно шьется только из дорогой ткани, а чаще всего из качественной тонкой шерсти под маркировкой Super-150.
Цвет обычно выбирается самый нейтральный. Но, как и в бизнес-среде, предпочтительны оттенки черного, серого и синего цветов. Только без отлива. Допускается и микроскопически тонкая полоска. Рубашка должна быть из качественного хлопка и только однотонных расцветок - белого и голубого. Хотя иногда допустим и светло-розовый.
Галстук же подбирается как минимум на тон темнее сорочки и на тон светлее костюма. Однотонный либо с мелким рисунком - но никак не тот розовый жизнерадостный, который как-то позволил себе один из наших министров. И на следующий же день вся страна, позабыв о проблемах с инфляцией и ВВП, обсуждала именно оригинальный вкус этого чиновника.
Вообще одежда служащих дипломатического корпуса в первой половине ХХ в. была строго подконтрольна: на официальные церемонии в первой и во второй половине дня нужно было надевать совершенно определенные предметы одежды, а на траурные церемонии комплект вещей кардинально менялся. В определенных случаях и в определенных странах для дипломатических лиц эти правила действуют до сих пор.
А литовское правительство в недавнем прошлом утвердило новые «Правила распорядка работы государственных учреждений», соблюдать которые теперь обязаны все госслужащие страны. Впервые в Литве регламентируется и вся «рабочая жизнь» чиновников - от тона разговора с посетителями до стиля одежды. Об этом, а также о том, что понятие «деловой стиль в одежде» - в Литве пока явление довольно растяжимое, говорит известный вильнюсский дизайнер Серж Ганджумян.
Мнение.
СЕРЖ ГАНДЖУМЯН, ДИЗАЙНЕР:
На Западе в этом деле уже собаку съели. В американских компаниях не то что предлагают деловой стиль, а говорят конкретно: одевайтесь в «Брукс Бразерс», например. (Это целая сеть магазинов делового стиля с вполне приемлемыми ценами.) О том, где и как одеваться, говорят уже непосредственно при приеме на работу.
Давайте посмотрим на наших политиков сегодня. Часть, конечно, следит за собой, часть пытается это делать на свое усмотрение, но при этом люди, что называется, слышали звон, но не знают, где он. Часто видишь просто безвкусицу, а ведь стиль международного делового дресс-кода означает, что ты уважаешь себя и других соответственно.
В каждом чиновнике и его внешнем виде должно чувствоваться, что он обязан полностью довести информацию до человека, а потом убедиться, что его поняли. В отличие от стран бывшего социального блока, где все еще встречается хамство и не чувствуется уважения к чужому мнению.
Кстати, если говорить о бывших советских чиновниках, то лет двадцать назад все Политбюро и члены правительства одевались в специальном цехе у одного портного по индивидуальному государственному заказу. И все заседания были визуально серыми от мышиного цвета их пиджаков. И дело не в том, что на складе имелось два-три вида ткани. Существовали прописанные и жестко установленные правила, которые предъявлялись к внешнему виду и одежде государственных деятелей ЦК КПСС.
Ныне же «обмундирование» как членов правительства, так и депутатов никакими особыми правилами не регламентируется. Так, губернатор Аяцков призвал надевать лакированные ботинки только на похороны или в торжественных случаях. Зато в свое время уже именитую Аллу Борисовну Пугачеву охрана не пропустила в здание Сов мина РФ только из-за того, что певица явилась оформлять документы на земельный участок в джинсах. Такой случай, произошедший более двадцати пяти лет назад, сейчас, скорее всего, вызывает ностальгическую улыбку. Но впору рассмеяться, прочитав «запретительный» документ под названием «Рекомендации по внешнему виду сотрудников госучреждения», выпущенный уже в наше время правительством Саратовской области, которое и возглавляет вышеупомянутый губернатор Аяцков. Согласно данному «своду правил» местные чиновники должны одеваться в однотонные костюмы серого, синего или бежевого цветов, а к каждому костюму иметь минимум три рубашки, причем белые. Красные, желтые и зеленые цвета правительство Аяцкова объявило вне закона, так же как погончики и клапаны на карманах. Ботинки на сотрудниках госучреждений приветствовались только с кожаной подошвой и каблуком, а женщины-чиновницы должны были забыть об открытых, прозрачных и облегающих нарядах, о коротких юбках и ажурных колготках, а также положить под замок и слишком дорогие украшения.
По словам начальника департамента информации Дома правительства РФ Алексея Горшкова, никаких официальных требований к внешнему виду и одежде сотрудников госаппарата сейчас не предъявляется: «Наши работники придерживаются требований, предъявляемых к офисному стилю одежды: строгий деловой костюм, однотонная сорочка, галстук, полуботинки или ботинки темно-коричневого или черного цвета. Но, поверьте, никто сотрудников аппарата правительства не станет задерживать на проходной, будь он в джинсах, футболке, свитере или сандалиях на басу ногу».
Таким образом, после перестроечного периода серые «райкомовские» пиджаки приказали долго жить. Желанием раствориться в толпе отличался тогда разве что глава Центробанка Виктор Геращенко. Кто знает, может быть, неспроста костюмы на тертом финансисте и политике были достаточно непритязательные?
А нынешние деятели четко усвоили, что внешняя привлекательность имеет первостепенное значение для обретения положительного делового имиджа. И самым большим модником в правительстве до сих пор слывет Герман Греф. Вот уж у кого не увидишь спортивных воротничков на пуговках, так это у Германа Оскаровича. На нем всегда модные пиджаки насыщенных цветов с неглубоким вырезом, накрахмаленные рубашки, разнообразные зажимы на галстуках и «правильные» высокие носки, которые, между прочим, всегда сочетаются с ботинками. Между тем специалисты считают, что мужские носки в обязательном порядке должны гармонировать или с галстуком, или с брюками и с обувью, а по цвету - быть темнее костюма. И, конечно, когда мужчина садится, между носком и брючиной не должна выглядывать голая нога.
Костюмы же Алексея Кудрина часто хорошего покроя, но, как и у любого северянина, все больше темных расцветок
Зато в свое время премьеру Михаилу Касьянову надеть шикарный костюм ~OT кутюр~ не позволяла его должность, поэтому он так часто и менял галстуки. В его гардеробе их множество: терракотовые, оливковые, бруснично-розовые, синий ультрамарин и платиново-металлического оттенка. И в зависимости от настроения бывший премьер повязывал то оптимистично-желтый галстук, то ностальгически-голубой.
Кстати, психологи полагают, что галстук мужчины - вообще самая тщеславная часть гардероба. Узел сего предмета, его расцветка и узор могут многое рассказать о владельце. Специалистами было замечено, что Михаил Касьянов предпочитает на галстуке крупный узел в так называемой виндзорской манере. Именно такие галстуки были всегда в почете у популярных английских политиков. О том, что бывшему премьеру России импонирует основательность, что он не гонится за сиюминутным результатом, говорит и традиционный покрой его костюмов. А вот чем грешит иной раз премьер, так это многоцветьем в своих костюмах. Ведь согласно международным стандартам дресс-кода не стоит сочетать одновременно более трех оттенков в одном наряде.
Руководитель секретариата Министерства экономики Галина Елисеева: «А вот статичного министра МЧС Шойгу видеть в костюме, без красной куртки и спортивного свитера, нам, честно говоря, не очень привычно, в пиджаке и галстуке он выглядит несколько растерянным. Зато он четко следует принятым стандартам: воротник его сорочки на сантиметр возвышается над воротом пиджака, а манжеты выглядывают, как и положено, максимум на три сантиметра».
Зато среди женщин-политиков вне конкуренции всегда была Валентина Матвиенко. На протяжении длительного времени она продолжает удивлять своей экстравагантностью, грамотно сочетающейся со всеми канонами официального протокола. Так, ни одна отделка аппликацией, ни одна контрастная строчка на костюмах Валентины Ивановны никогда не оставалась незамеченной. Провожая взглядом Матвиенко в сиреневом облачении от Кардена, многие язвили: «Туалеты бывшего вице-премьера превосходят по пышности гардероб императрицы ... »
Опыт.
ВАЛЕНТИНА МАТВИЕНКО, ГУБЕРНАТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
Это логичное желание любой женщины. У меня есть определенный стиль - я, как видите, предпочитаю классику. Иногда действительно я надеваю яркие цвета - но только когда у меня плохое настроение. Это придает мне дополнительную энергию. Вообще для женщины одежда всегда значит много. А особенно при моей работе, когда я каждый день сталкиваюсь с проблемами, человеческой болью и пропускаю ее через себя.
В то же время нынешний губернатор северной столицы стремится не раздражать своими туалетами привередливых наблюдателей. К примеру, она никогда не появлялась на публике в шубе - только в элегантном пальто. После возвращения в Петербург, например, в гардеробе Валентины Матвиенко вместо одежды ярких расцветок появились наряды спокойных оттенков - синего и серого, точно в тон холодному питерскому небу.
Хотя в целом первые лица российской политической элиты, кажется, не придают сверхъестественного значения тому, во что они наряжены и как причесаны, но каким-то чудесным образом всякий раз случается так, что на это сильно реагирует их окружение. И вдруг начинает складываться некий особый род моды, напоминающий окружающим о привилегиях старшего по чину. Тогда становится понятно, отчего питерские дамы спешат к парикмахерам, а московские чиновники в магазины головных уборов. Попробуем проследить некоторые тенденции этих модных веяний.
Например, неистребимым желанием слепо копировать и тиражировать стиль вышестоящего лица, независимо от индивидуальных особенностей, вроде роста и комплекции, к сожалению, охвачены и сильная, и лучшая половины российской политической элиты. Причем об установленном дресс-коде речи вроде не идет, зато ростки респектабельности - а точнее немодной консервативности - уже налицо. (Хотя о том, как ее достичь, знают немногие.)
Примером для подражания всегда был президент РФ. Глянцевые журналисты уверяют, что президент всем маркам предпочитает костюмы ручной работы от Francesco Smalto (которые считаются верхом элегантности по крою и силуэту). Оно и понятно - по статусу готовых костюмов президент РФ носить не должен. Тем не менее, чьей бы марки они ни были, сшитые вручную или готовые, президентские костюмы всегда подчеркнуто нейтрального фасона. Галстук завязан небольшим классическим узлом, что соответствует росту и телосложению, и даже красный цвет галстука вызывающе не смотрится, ибо вся гамма (голубая рубашка, темно-синий костюм) подобрана грамотно, с учетом обстоятельств и места действия. Понятно, что положение все-таки обязывает. Да и не стоит забывать,
что над имиджем Путина всегда трудилась и трудится целая армия имиджмейкеров и РR-щиков.
Кстати, Владимир Путин частенько предпочитает галстуки именно агрессивных расцветок, что в целом можно считать и политическим выбором. Примечательно, что у красных галстуков имеется своя история. Так, их надевали американцы во время избирательной кампании, с целью подчеркнуть свою силу и активность. Однако с тех самых пор выбор агрессивного цвета для мужского аксессуара среди политиков вообще считается несколько неэтичным. Зато если уж надел, значит, хочет показать, кто именно в доме хозяин. Поэтому среди западных имиджмейкеров не принято использование столь ярких цветов. Но в России сочетание красного галстука и классического пиджака с рубашкой встречается повсеместно. По словам экспертов, этот символ агрессии достаточно популярен в большинстве кругов. И все же должность спасает положение: с цветом президентского галстука прекрасно гармонирует государственный флаг, на фоне которого неизбежно и проходит любая встреча.
Синий же галстук в горошек, который также часто носит Путин, - это вообще хрестоматийный выбор - так учат одеваться в учебниках по имиджу. Хотя выбор президентских стилистов несколько странноват. Так, галстук в мелкую дрипочку с узким узлом (этот стиль называется «ленинским») свойственен скорее не зрелому мужчине, а модному мальчику.
Но мало просто лишь надеть галстук, необходимо еще и дополнить его другими деталями костюма. Например, сейчас отчетливо видна тенденция к упрощению и демократизации внешнего вида президента. Естественно, не за счет цены, а за счет особого стиля и комплектации.
Борис Грызлов, например, также придерживается строгого классического стиля. Стилисты даже вмятину на узле его галстука сделали, а это один из вариантов «маникюра» для галстука. Однако не все в его облике идеально - рубашка зачастую великовата.
А вот глава Минэкономразвития Герман Греф вообще использует особый узел галстука. Несмотря на то, что мода на такие узлы уже прошла. Сейчас вернулись тонкие галстуки и узкие узлы. Но классического стиля мужчина еще вполне уместно выглядит и с массивным квадратом на шее. Герман Греф, кстати, всегда в целом одет на отлично. Видно, что человек явно собой занимается.
А вот стилистов Путина нужно сразу уволить только за то, что иногда рукава его рубашек как бы тонут в пиджаке, а это явный минус, да еще и на международной встрече. Кстати, о рубашках. Политики, конечно, носят очень дорогие рубашки. Для самой рубашки очень важно, чтобы уголки воротника не выглядывали из-под лацканов пиджака. И наоборот, чтобы на 2-3 сантиметра рукава рубашки из-под пиджака выглядывали.
Вообще есть такая негласная традиция: банкиры и люди, которые занимаются серьезным бизнесом, как правило, покупают костюмы из позапрошлых коллекций. Ведь когда ты хочешь, чтобы человек к тебе был расположен, а также продемонстрировать надежность и уверенность, ты не надеваешь модные вещи, потому что одежда по последней моде - это знак «свежих, молодых денег». И крупные бизнесмены специально покупают невзрачные вещи, не очень выделяющиеся и чуть устаревших моделей. То же самое должно относиться и к чиновникам, тем более высокопоставленным.
В этом плане, например, губернатор Чукотки богач Абрамович - эстет и предпочитает изысканный итальянский стиль костюма: пиджак с двумя разрезами, тонкая шерсть, по четыре пуговки на рукавах - смотрится просто здорово!
В отличие от советской номенклатуры, современная политическая элита вообще перестала скрывать свое богатство. Такого и в Советском Союзе, и в ельцинскую эпоху не было. Мало того, современные политики вынуждены кормить чаще за бюджетный, а реже за свой счет и в зависимости от ранга целую команду спичрайтеров, имиджмейкеров и стилистов. Понятно, что мы никогда не увидим тех, кто советует политическому «шоумену» ту или иную туалетную воду или часы, например. Зато мы видим результат их совместной работы - образ современного политика и моду в политике в целом.
Для интересующихся мы решили привести данные о стоимости гардероба для современного российского чиновника (ценовые данные взяты соответственно уровню одежды, но в усредненном варианте и по московским меркам). Итак, дресс-код современного российского чиновника:
Наименование | Количество | Стоимость |
Костюм повседневный | 5 шт. | $8500 |
Костюм летний | 2 шт. | $3400 |
Костюм зимний | 2 шт. | $3400 |
Костюм вечерний | 2 шт. | $3400 |
Сорочка | 40 шт. | $8000 |
Галстук | 50 шт. | $10000 |
Пальто | 3 шт. | $15000 |
Кашне | 20 шт. | $2000 |
Туфли | 9 пар | $9000 |
Итого: стоимость прохождения дресс-кода - $62700.
Да, страшная цифра получается, хотя по мировым меркам это совершенно нормальные цены на дорогие и качественные костюмы представительского класса.
Стоит сказать, что для политиков одежда не является показателем модности, а скорее символ того, какими они несут себя в этот мир. Зато на нижнем уровне власти мода зависит только от начальства, отсюда - партийная мода, примерам которой могут служить, в частности, фуражки-«жириновки» и лужковские кепки. Сюда же включается и аппаратная мода, превращающая министерства и административные центры в выставку похожих костюмов и галстуков, напоминающих времена ЦК.