Особенности национальной кодировки.

Вообще надо признать: что за океаном, что в России любой разговор о том, надо ли вводить в компании дресс-код, обыч­но не оставляет равнодушным никого. Разделившись на два лагеря, сторонники и противники регламентируемых правил внешнего вида активно отстаивают каждый свою позицию.

Как показал недавно проведенный на сайте kadrovik.ru опрос в отношении требований делового дресс-кода в России, в ре­альности с этой проблемой сталкивается не так уж много лю­дей. Лишь 6,2% участников опроса утверждают, что стиль одежды всех сотрудников их компаний регламентирован внут­ренними нормативными документами и строго контролиру­ется. В некоторых организациях (7,9%) формально требова­ния к внешнему виду были когда-то прописаны и ... теперь благополучно забыты. Где-то препятствием стало неприятие сотрудниками подобных мер, а где-то руководители и сами пришли к выводу, что в их компании введение дресс-кода просто не имеет никакого смысла. Но чаще всего (12,4%) обя­зательные требования к одежде устанавливаются только для отдельных категорий работников. Например, для представи­телей профессий, традиционно носящих специальную форму (работники основных социальных служб, а также повара, офи­цианты и прочие формализованные представители). Треть от всего числа участников опроса (32,9%) отметили, что внешний вид сотрудника - это исключительно личное дело, поэтому ему и не придается никакого значения. Но в большинстве компаний все-таки не согласны с тем, что внешний вид со­трудников не играет никакой роли. Как ни странно, надежды на здравый смысл и сознательность персонала, по признанию 40,6% участников опроса, оправдываются - в этих компани­ях требования к одежде официально не зафиксированы, но существуют определенные негласные нормы, которых приня­то придерживаться.

В этом смысле многие отечественные руководители сходят­ся во мнении, что внешний вид сотрудника - это барометр профессионализма, адекватности, вкуса, интеллекта и здраво­го смысла всей компании. Например, в банковском бизнесе ­это барометр уважения к деньгам, стабильности и минимиза­ции рисков. Отсюда и демонстративная консервативность, в первую очередь в одежде.

С другой же стороны, дресс-код - один из инструментов для достижения поставленных целей и среди самих сотруд­ников. И в этом смысле работнику компании стоит задумать­ся над тем, что деловая одежда - прежде всего непремен­ный атрибут профи. Однако если ваш босс позволяет себе небольшую вольность в выборе гардероба, почему бы и са­мим не последовать его примеру? Только в погоне за индиви­дуальностью все же не стоит быть первой белой вороной, де­монстративно нарушающей законы делового дресс-кода! Луч­ше подумайте о том, какое впечатление вы произведете тем самым на сотрудников, начальство и клиентуру компании. Мало того, менеджеру или представителю компании нужно быть готовым к тому, что в любой момент может произойти некий «форс-мажор» и набегут журналисты. А вечером вас покажут в программе новостей, к примеру. Поэтому многие менеджеры и держат на рабочем месте пару элегантных пид­жаков с целью первоклассно выглядеть в случае любой неожи­данности. В противном случае, при отсутствии профессионального подхода, со стороны руководителя для целостности кор­поративной культуры достаточно просто не нанимать тех сотрудников, которые могут своим внешним видом нанести вред репутации фирмы. Большинство топ-менеджеров соглашаются с этим утверждением и считают, что свободный стиль часто расхолаживает. Зато человек, придерживающийся определенных норм в одежде, будет невольно более строго следо­вать и другим нормам, прописанным в уставе компании.

Бог с ними, с работодателями, но ведь сами сотрудники так­же должны понимать, что работа в солидной компании накладывает определенные обязательства, компенсирующиеся, между прочим, хорошими условиями труда, высокой зарпла­той и определенной перспективой. Поэтому они должны и сами стремиться к тому, чтобы соответствовать заявленной высоте компании. Как говорится, в чужой монастырь со сво­им уставом не лезь, но соблюдай правила местного настояте­ля, и будешь в чести и поддержке у братьев во Христе!

Кто-то же, наоборот, уверен, что деловой стиль - это про­сто пережиток и своеобразный механизм защиты, своего рода знак принадлежности к определенной гильдии, касте. И фор­мальные требования к одежде обоснованы лишь тогда, когда речь идет о специальных видах деятельности, когда фор­ма функциональна: например, у военных, охраны, пожарных, рабочих или летчиков. При этом обычного конторского слу­жащего такие корпоративные требования якобы только при­нижают с психологической точки зрения, давя на его инди­видуальность. В этом смысле проблема внедрения дресс-­кода заключена в психологических установках общества, которое порой просто не желает нести бремя подобных формальностей, искренне не понимая ситуации с точки зре­ния: «а зачем мне все это нужно, когда у меня есть пробле­мы и поважнее?»

Мнени.

ДМИТРИЙ КАНТОР, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА «ИМИДЖЛЕНД-РR»:

Вообще-то, не стоит уж очень сильно «затягивать галстуки», и дресс-код в офисе не должен быть слишком строгим без особой необходимости. Иначе это будет восприниматься как полицей­ская мера и приведет к нелояльности сотрудников.

И в результате такого раздвоения полюсов руководителей и работников в условиях российской действительности попыт­ки многих компаний с «невыдающимся» уровнем зарплат вве­сти традицию «костюм + галстук» совершенно логично при­водят только к тому, что все начинают ходить в дешевых и плохо пошитых костюмах неопределенных расцветок, которые еще и смешно смотрятся. При таком подходе каждый из нас в меру своего восприятия, скорее, согласится, что подобная неосознанная формальность более всего неблагоприятно ска­зывается на имидже фирмы и доверии клиентов. Так всегда и бывает. За что боролись - на то и напоролись, как гово­рится.

В целом, если говорить о компании с грамотным менедж­ментом и продуманной корпоративной культурой, то дресс-­код как понятие даже не столь явен как понятие корпора­тивной этики. Попав в такую организацию, воспитанный, гра­мотный человек и сам понимает, какого именно стиля ему при­держиваться на работе. При этом в большинстве средних рос­сийских организаций, занятых, прежде всего, в периферийных областях, к формальностям дресс-кода относятся довольно спокойно. Мало того, чтобы производить благоприятное впе­чатление на своих клиентов и сотрудников, в некоторых ком­паниях даже создают собственный офисный гардероб. В нем обычно хранится одежда, которая подходит специально для деловых встреч - как для мужчин, так и для женщин. Закуп­ка одежды соответствующих размеров, фасонов и цветовых расцветок, как и формирование всего корпоративного гарде­роба в целом, чаще всего поручается офис-менеджеру. Кроме этого он обычно следит и за чистотой вещей. Хотя стоит при­знаться, что такой подход на отечественных просторах пока не слишком распространен. В отличие от Запада, где уже дав­но все разложено по полочкам - согласно статусу и сфере деятельности человека. Причем там просчитан даже коэф­фициент консервативности экипировки, с помощью которого можно определить, что и куда нужно надевать. А также при­мерная стоимость одежды согласно статусу, сфере деятель­ности и занимаемой должности ее владельца. Попытаешься сэкономить на гардеробе - тебя не поймут. В то время как у нас приходится экономить на всем, и уж точно не из-за праз­дной лени. В противовес же российским, мировые правила игры вырабатывались десятилетиями. Поэтому их всегда и намного проще выполнять. Так, европейскому клерку доста­точно спросить, какой стиль одежды принят в компании ­строгий business или повседневный casual, а дальше уже ни­чего объяснять не надо. У нас же новому человеку инструк­ции даются буквально.

Опыт.

СВЕТЛАНА, ЭКОНОМИСТ КРУПНОГО ХОЛДИНГА:

На предыдущем месте работы мне сказали: у нас не разре­шены джинсы. А директор компании, в которой я работаю сей­час, выразился так: «Не потерплю голых пупков!»

Хотя все это не значит, что офисным работникам прихо­дится отказываться от любимого стиля одежды. Например, одна барышня, любительница пирсинга и стиля милитари, начинала свой рабочий день в туалете: там она переодевалась и избавлялась от железа на лице и теле, после чего начинала полностью соответствовать обстановке.

Однако даже если вам позволено появляться в офисе в май­ке с портретом Че Гевары, это совсем не значит, что в таком же виде можно спокойно идти и на деловую встречу. Там все­-таки свой дресс-код, которому приходится подчиняться даже самым заядлым неформалам. Хотя специалист по IT-техноло­гиям, например, которого зовут разрабатывать компьютерную систему безопасности банка, может явиться к потенциальным работодателям и в драных джинсах. Зато, будь он трижды ком­пьютерным гением, банкиры заподозрят его в легкомыслии и вполне могут отказаться от его услуг.

Но вообще в рабочей одежде этой группы специалистов уже начинается полный разгул демократии, если не сказать анар­хии. Так, люди, занятые в IT, рекламе, дизайне, индустрии кра­соты, могут творчески подходить не только к работе, но и ко всему внешнему виду. Джинсы, спортивный стиль, яркие цвета и рисунки, всевозможные ткани - это все как раз для них. Галстуки, конечно, не обязательны, но если уж творческая лич­ность его наденет, то выбор рисунка, фактуры и формы мо­жет ограничиваться только пределами фантазии - от огурцов до крупной геометрии. В эту же категорию попадает и боль­шинство офисных сотрудников - персонал компаний-произ­водителей товаров, услуг; предприятия сферы образования, науки и издательского дела. Им тоже позволяются более яр­кие цвета, выразительная фурнитура и твид. Орнамент на гал­стуке любой, главное, чтобы был в тон и не входил в диссо­нанс с фактурой ткани. А кое-кто может даже претендовать на накладные карманы и другие подобные вольности. Напри­мер, последний офисный «писк» из Великобритании таков: строгие темные брюки, ботинки-оксфорды, белая сорочка, тем­ный узкий галстук и абсолютно раздолбайская, побитая жиз­нью или модным дизайнером джинсовая куртка.

В целом каждая российская компания выбирает свою сте­пень консервативности и, уже оглядываясь на общие пред­писания, составляет подробные наставления. Причем это ка­сается не только строгих правил. Можно ведь разработать и кодекс типа «шиворот-навыворот». Например, в арт-студии Артемия Лебедева распространена внутренняя конституция, согласно которой приветствуются косы и дреды, цепочки на ногах, ошейники-украшения и пирсинг. Так же как и фут­болки с «хулиганскими» надписями. Про брюки говорится лишь то, что они должны быть, и то по желанию. И то ­у женщин. Обувь тоже регламентируется: поощряются раз­личные кеды, шлепанцы и даже трогательные тапочки с пом­понами. Единственное, что не рекомендуется, так это ходить босиком.

Вообще творческие сферы наподобие журналистики, из­дательского бизнеса, а также рекламной, имиджевой, поли­графической и IT-индустрии почти всегда и полностью сво­бодны от соблюдения формальностей дресс-кода. Поэтому деловой костюм - достаточная редкость в рекламных агент­ствах Debi, МсСаnn и Erickson, например. В большинстве сво­ем издательские дома типа Independent Media или «Проф­медиа-пресс» также не обязывают к ношению деловых ко­стюмов. Зато все модные тенденции, джинсы, футболки и даже эпатажные аксессуары - в порядке вещей. Причем в любой день недели. Исключение, пожалуй, составляют ра­ботники деловых изданий, вынужденные по долгу службы проводить переговоры с клиентами или присутствовать на официальных мероприятиях. Тем более - тележурналисты и ведущие новостей центральных телеканалов. Кстати, в последнее время московские власти всерьез озаботились внешним видом и моральным обликом журналистов, при­сутствующих на официальных мероприятиях. Мэрия, на­пример, уже ввела для всех представителей СМИ строгий дресс-код - журналист должен одеваться так, чтобы не ос­корблять своим видом людей.

Мнение

СЕРГЕЙ ЦОЙ, ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ МЭРА МОСКВЫ:

В солидный ресторан ведь не пускают без пиджака и галстука, а в мэрии, где принимают даже глав государств, журналисты по­являются в туфлях и на босу ногу. Это неправильно.

Теперь приличной одеждой для женщин считаются брюки, джинсы и блузки, а вот в коротеньких шортиках или с откро­венным декольте можно остаться и за дверями. Мужчинам же не обязательно появляться в галстуке, но не стоит носить вы­зывающую и облегающую одежду. По словам Цоя, мэрия на­мерена строго следить за соблюдением новых правил. А тех, кто их нарушит, просто не будут пускать на протокольные ме­роприятия. Как оказалось, больше всего нареканий традици­оннo возникает к телеоператорам кабельных каналов из пре­фектур столицы. Кстати сказать, по слухам, Сергей Цой озабо­тился внешним видом журналистов после того, как его напугал просвечивающий через майку-сеточку торс телеоператора. Не меньший культурный шок пришлось пережить пресс-секрета­рю и после того, как он опустил глаза вниз - бедра предста­вителя СМИ обтягивали модные рваные джинсы.

Зато вот радио-ди-джеи могут приходить в студию хоть в гавайских рубахах и шортах, лишь бы языком умели чесать без остановки!

В целом для всех творческих гениев правила таковы: пока ваяешь свой шедевр (картину, фотографию, книгу, песню или статью), одевайся как угодно, хоть в пляжные тапочки и май­ку посреди января. Но контактировать с заказчиком или по­купателем следует в деловой одежде, т. е. опять же в костюме. Максимум, что в этом случае позволено творческим мужчи­нам, это галстук «эскот» (шейный платок). Но пиджак, даже с джинсами, все равно обязателен.

Однако если в принципе противна сама мысль одеться по­-деловому, тогда, наверное, стоит послать на переговоры иде­ально одетого импресарио ... (Если, конечно, у вас есть деньги на его содержание.) Ведь в деловых кругах, тем более во вре­мя важных переговоров, детали внешнего вида, в том числе часы и галстук, снимают нагрузку с диалога, поскольку меньше чем за минуту они сообщают о человеке многое. А потому всегда важно правильно себя подать. Адекватно и соответ­ственно ситуации. Еще надо учитывать обстоятельства, в ко­торых происходят сами переговоры. Понятно, что в офисе или в официальном учреждении надо выглядеть более формаль­но. Однако если встреча назначена в ресторане, тогда можно позволить себе и легкий светский шик.

Кстати, с шиком у российских бизнесменов иногда случа­ются перегибы. У дорвавшихся, так сказать, до кормушки на­ших людей все время есть желание где-нибудь выпендриться. И это понятно. На Западе, к примеру, уже сложились стан­дарты, нарушая которые вы просто проявляете свой дурной вкус. Так, машина не должна стоить больше годового дохода владельца, а стоимость часов не должна превышать двух ме­сячных окладов.

Таких деталей масса, и их все необходимо знать на зубок с самого начала своей рабочей деятельности. Но не стоит забы­вать, что российскому бизнесу всего 15 лет, и по понятным причинам он еще не справился с болезнями своего нестабиль­ного роста. Пока еще в российских деловых кругах остается тенденция казаться круче, чем ты есть на самом деле. Хотя в последнее время эта особенность и приняла более интелли­гентный, что ли, вид. Например, у одной из московских авто­мобильных компаний есть постоянный клиент, который ров­но каждые полгода меняет свой автомобиль на более новую модель. При этом старую сдает почти в «нулевом» состоянии. Причем невооруженным глазом видно, что ее толком даже и не эксплуатировали. Смысл состоит в том, чтобы проехаться по всем знакомым и показать: вот, мол, опять поменял маши­ну. Потом она отправляется в гараж, а владелец ездит на бо­лее скромном авто.

Кстати, подобные жесты несколько роднят нас с итальян­цами - они еще те мастера «распускать хвосты». Купить часы дороже, чем у шефа, или зажим для галстука с огромным брил­лиантом, чтобы продемонстрировать свой достаток, - это по-­нашему!

И все-таки случаев, когда русские предприниматели «ки­дают понты», становится все меньше - сказывается опыт ра­боты с зарубежными коллегами, для которых на первом мес­те стоит элегантность и стабильность. Причем во всем цивилизованном мире не принято и намека давать на то, сколько ты зарабатываешь. Наоборот, лучше прибедняться, тогда и скидочку сделают, и проверок за счетами не последует ...

Но, пожалуй, самая любопытная особенность дресс-кода в России состоит в том, что он нередко касается только руково­дителей. Политика корпоративного стиля одежды, затрагива­ющая в западных компаниях практически всех сотрудников (91%), у нас касается лишь 68%. Причем 12% компаний зая­вили, что это относится только к менеджерам (среди запад­ных участников исследования таких нет вообще).

Действительно, во многих российских компаниях все имен­но так и происходит: если в коридоре встретить человека в костюме и при галстуке, то наверняка можно сказать, что это менеджер или же сотрудник службы безопасности. Но, полу­чив повышение, например, став начальником отдела, сотруд­ники часто меняют стиль одежды на более строгий. Такое классовое расслоение по внешнему виду, с одной стороны, удобно для рядовых сотрудников: можно ходить на работу в том, что удобно и нравится. Однако в некоторых случаях их карьере это может помешать.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ 3АБОТЫ.

ВОТ уж кому точно классовое расслоение по внешнему виду не помешает, так это нашим чиновникам. Ведь почти в любой ситуации они вынуждены соблюдать протокол. Зато все со­гласятся, что поголовное соответствие формальной стороне с лихвой компенсируется наличием власти и возможностей. Именно эти качества и позиционирует костюм любого госу­дарственного чиновника. А именно - влиятельный статус. И чаще всего в качестве одежды представлен однобортный ко­стюм на трех пуговицах - двойка или тройка, не предусмат­ривающий особых отступлений. При этом линия плеч пиджа­ка рекомендована исключительно жесткая - это добавляет внушительности в образ. Такой костюм обычно шьется толь­ко из дорогой ткани, а чаще всего из качественной тонкой шерсти под маркировкой Super-150.

Цвет обычно выбирается самый нейтральный. Но, как и в бизнес-среде, предпочтительны оттенки черного, серого и си­него цветов. Только без отлива. Допускается и микроскопически тонкая полоска. Рубашка должна быть из качественно­го хлопка и только однотонных расцветок - белого и голубо­го. Хотя иногда допустим и светло-розовый.

Галстук же подбирается как минимум на тон темнее сороч­ки и на тон светлее костюма. Однотонный либо с мелким ри­сунком - но никак не тот розовый жизнерадостный, который как-то позволил себе один из наших министров. И на следую­щий же день вся страна, позабыв о проблемах с инфляцией и ВВП, обсуждала именно оригинальный вкус этого чиновника.

Вообще одежда служащих дипломатического корпуса в пер­вой половине ХХ в. была строго подконтрольна: на офици­альные церемонии в первой и во второй половине дня нужно было надевать совершенно определенные предметы одежды, а на траурные церемонии комплект вещей кардинально ме­нялся. В определенных случаях и в определенных странах для дипломатических лиц эти правила действуют до сих пор.

А литовское правительство в недавнем прошлом утвердило новые «Правила распорядка работы государственных учреж­дений», соблюдать которые теперь обязаны все госслужащие страны. Впервые в Литве регламентируется и вся «рабочая жизнь» чиновников - от тона разговора с посетителями до сти­ля одежды. Об этом, а также о том, что понятие «деловой стиль в одежде» - в Литве пока явление довольно растяжимое, го­ворит известный вильнюсский дизайнер Серж Ганджумян.

Мнение.

СЕРЖ ГАНДЖУМЯН, ДИЗАЙНЕР:

На Западе в этом деле уже собаку съели. В американских ком­паниях не то что предлагают деловой стиль, а говорят конкрет­но: одевайтесь в «Брукс Бразерс», например. (Это целая сеть магазинов делового стиля с вполне приемлемыми ценами.) О том, где и как одеваться, говорят уже непосредственно при приеме на работу.

Давайте посмотрим на наших политиков сегодня. Часть, ко­нечно, следит за собой, часть пытается это делать на свое ус­мотрение, но при этом люди, что называется, слышали звон, но не знают, где он. Часто видишь просто безвкусицу, а ведь стиль международного делового дресс-кода означает, что ты уважа­ешь себя и других соответственно.

В каждом чиновнике и его внешнем виде должно чувство­ваться, что он обязан полностью довести информацию до чело­века, а потом убедиться, что его поняли. В отличие от стран бывшего социального блока, где все еще встречается хамство и не чувствуется уважения к чужому мнению.

Кстати, если говорить о бывших советских чиновниках, то лет двадцать назад все Политбюро и члены правительства оде­вались в специальном цехе у одного портного по индивиду­альному государственному заказу. И все заседания были ви­зуально серыми от мышиного цвета их пиджаков. И дело не в том, что на складе имелось два-три вида ткани. Существова­ли прописанные и жестко установленные правила, которые предъявлялись к внешнему виду и одежде государственных деятелей ЦК КПСС.

Ныне же «обмундирование» как членов правительства, так и депутатов никакими особыми правилами не регламентируется. Так, губернатор Аяцков призвал надевать лакированные ботин­ки только на похороны или в торжественных случаях. Зато в свое время уже именитую Аллу Борисовну Пугачеву охрана не пропустила в здание Сов мина РФ только из-за того, что пе­вица явилась оформлять документы на земельный участок в джинсах. Такой случай, произошедший более двадцати пяти лет назад, сейчас, скорее всего, вызывает ностальгическую улыбку. Но впору рассмеяться, прочитав «запретительный» документ под названием «Рекомендации по внешнему виду сотрудников госучреждения», выпущенный уже в наше время правитель­ством Саратовской области, которое и возглавляет вышеупо­мянутый губернатор Аяцков. Согласно данному «своду правил» местные чиновники должны одеваться в однотонные костюмы серого, синего или бежевого цветов, а к каждому костюму иметь минимум три рубашки, причем белые. Красные, желтые и зе­леные цвета правительство Аяцкова объявило вне закона, так же как погончики и клапаны на карманах. Ботинки на сотрудниках госучреждений приветствовались только с кожаной по­дошвой и каблуком, а женщины-чиновницы должны были за­быть об открытых, прозрачных и облегающих нарядах, о ко­ротких юбках и ажурных колготках, а также положить под замок и слишком дорогие украшения.

По словам начальника департамента информации Дома правительства РФ Алексея Горшкова, никаких официальных требований к внешнему виду и одежде сотрудников госаппа­рата сейчас не предъявляется: «Наши работники придержи­ваются требований, предъявляемых к офисному стилю одеж­ды: строгий деловой костюм, однотонная сорочка, галстук, по­луботинки или ботинки темно-коричневого или черного цвета. Но, поверьте, никто сотрудников аппарата правительства не станет задерживать на проходной, будь он в джинсах, футбол­ке, свитере или сандалиях на басу ногу».

Таким образом, после перестроечного периода серые «рай­комовские» пиджаки приказали долго жить. Желанием раство­риться в толпе отличался тогда разве что глава Центробанка Виктор Геращенко. Кто знает, может быть, неспроста костю­мы на тертом финансисте и политике были достаточно непри­тязательные?

А нынешние деятели четко усвоили, что внешняя привле­кательность имеет первостепенное значение для обретения по­ложительного делового имиджа. И самым большим модником в правительстве до сих пор слывет Герман Греф. Вот уж у кого не увидишь спортивных воротничков на пуговках, так это у Германа Оскаровича. На нем всегда модные пиджаки насыщенных цветов с неглубоким вырезом, накрахмаленные рубашки, разнообразные зажимы на галстуках и «правильные» высокие носки, которые, между прочим, всегда сочетаются с ботинками. Между тем специалисты считают, что мужские носки в обязательном порядке должны гармонировать или с галстуком, или с брюками и с обувью, а по цвету - быть тем­нее костюма. И, конечно, когда мужчина садится, между нос­ком и брючиной не должна выглядывать голая нога.

Костюмы же Алексея Кудрина часто хорошего покроя, но, как и у любого северянина, все больше темных расцветок

Зато в свое время премьеру Михаилу Касьянову надеть ши­карный костюм ~OT кутюр~ не позволяла его должность, по­этому он так часто и менял галстуки. В его гардеробе их мно­жество: терракотовые, оливковые, бруснично-розовые, синий ультрамарин и платиново-металлического оттенка. И в зави­симости от настроения бывший премьер повязывал то опти­мистично-желтый галстук, то ностальгически-голубой.

Кстати, психологи полагают, что галстук мужчины - во­обще самая тщеславная часть гардероба. Узел сего предмета, его расцветка и узор могут многое рассказать о владельце. Специалистами было замечено, что Михаил Касьянов предпочи­тает на галстуке крупный узел в так называемой виндзорской манере. Именно такие галстуки были всегда в почете у попу­лярных английских политиков. О том, что бывшему премье­ру России импонирует основательность, что он не гонится за сиюминутным результатом, говорит и традиционный покрой его костюмов. А вот чем грешит иной раз премьер, так это многоцветьем в своих костюмах. Ведь согласно международ­ным стандартам дресс-кода не стоит сочетать одновременно более трех оттенков в одном наряде.

Руководитель секретариата Министерства экономики Гали­на Елисеева: «А вот статичного министра МЧС Шойгу ви­деть в костюме, без красной куртки и спортивного свитера, нам, честно говоря, не очень привычно, в пиджаке и галстуке он выглядит несколько растерянным. Зато он четко следует принятым стандартам: воротник его сорочки на сантиметр возвышается над воротом пиджака, а манжеты выглядывают, как и положено, максимум на три сантиметра».

Зато среди женщин-политиков вне конкуренции всегда была Валентина Матвиенко. На протяжении длительного вре­мени она продолжает удивлять своей экстравагантностью, гра­мотно сочетающейся со всеми канонами официального про­токола. Так, ни одна отделка аппликацией, ни одна контраст­ная строчка на костюмах Валентины Ивановны никогда не оставалась незамеченной. Провожая взглядом Матвиенко в сиреневом облачении от Кардена, многие язвили: «Туалеты бывшего вице-премьера превосходят по пышности гардероб императрицы ... »

Опыт.

ВАЛЕНТИНА МАТВИЕНКО, ГУБЕРНАТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

Это логичное желание любой женщины. У меня есть опреде­ленный стиль - я, как видите, предпочитаю классику. Иног­да действительно я надеваю яркие цвета - но только когда у меня плохое настроение. Это придает мне дополнительную энергию. Вообще для женщины одежда всегда значит много. А особенно при моей работе, когда я каждый день сталкива­юсь с проблемами, человеческой болью и пропускаю ее че­рез себя.

В то же время нынешний губернатор северной столицы стремится не раздражать своими туалетами привередливых на­блюдателей. К примеру, она никогда не появлялась на публи­ке в шубе - только в элегантном пальто. После возвращения в Петербург, например, в гардеробе Валентины Матвиенко вместо одежды ярких расцветок появились наряды спокойных оттенков - синего и серого, точно в тон холодному питерско­му небу.

Хотя в целом первые лица российской политической эли­ты, кажется, не придают сверхъестественного значения тому, во что они наряжены и как причесаны, но каким-то чудесным образом всякий раз случается так, что на это сильно реагиру­ет их окружение. И вдруг начинает складываться некий осо­бый род моды, напоминающий окружающим о привилегиях старшего по чину. Тогда становится понятно, отчего питер­ские дамы спешат к парикмахерам, а московские чиновники ­в магазины головных уборов. Попробуем проследить некото­рые тенденции этих модных веяний.

Например, неистребимым желанием слепо копировать и ти­ражировать стиль вышестоящего лица, независимо от инди­видуальных особенностей, вроде роста и комплекции, к сожа­лению, охвачены и сильная, и лучшая половины российской политической элиты. Причем об установленном дресс-коде речи вроде не идет, зато ростки респектабельности - а точнее немодной консервативности - уже налицо. (Хотя о том, как ее достичь, знают немногие.)

Примером для подражания всегда был президент РФ. Глян­цевые журналисты уверяют, что президент всем маркам пред­почитает костюмы ручной работы от Francesco Smalto (кото­рые считаются верхом элегантности по крою и силуэту). Оно и понятно - по статусу готовых костюмов президент РФ но­сить не должен. Тем не менее, чьей бы марки они ни были, сшитые вручную или готовые, президентские костюмы всегда подчеркнуто нейтрального фасона. Галстук завязан небольшим классическим узлом, что соответствует росту и телосложению, и даже красный цвет галстука вызывающе не смотрится, ибо вся гамма (голубая рубашка, темно-синий костюм) подобрана грамотно, с учетом обстоятельств и места действия. Понятно, что положение все-таки обязывает. Да и не стоит забывать,

что над имиджем Путина всегда трудилась и трудится целая армия имиджмейкеров и РR-щиков.

Кстати, Владимир Путин частенько предпочитает галстуки именно агрессивных расцветок, что в целом можно считать и политическим выбором. Примечательно, что у красных гал­стуков имеется своя история. Так, их надевали американцы во время избирательной кампании, с целью подчеркнуть свою силу и активность. Однако с тех самых пор выбор агрессив­ного цвета для мужского аксессуара среди политиков вообще считается несколько неэтичным. Зато если уж надел, значит, хочет показать, кто именно в доме хозяин. Поэтому среди за­падных имиджмейкеров не принято использование столь яр­ких цветов. Но в России сочетание красного галстука и клас­сического пиджака с рубашкой встречается повсеместно. По словам экспертов, этот символ агрессии достаточно популя­рен в большинстве кругов. И все же должность спасает поло­жение: с цветом президентского галстука прекрасно гармони­рует государственный флаг, на фоне которого неизбежно и проходит любая встреча.

Синий же галстук в горошек, который также часто носит Путин, - это вообще хрестоматийный выбор - так учат оде­ваться в учебниках по имиджу. Хотя выбор президентских сти­листов несколько странноват. Так, галстук в мелкую дрипоч­ку с узким узлом (этот стиль называется «ленинским») свой­ственен скорее не зрелому мужчине, а модному мальчику.

Но мало просто лишь надеть галстук, необходимо еще и дополнить его другими деталями костюма. Например, сейчас отчетливо видна тенденция к упрощению и демократизации внешнего вида президента. Естественно, не за счет цены, а за счет особого стиля и комплектации.

Борис Грызлов, например, также придерживается строгого классического стиля. Стилисты даже вмятину на узле его гал­стука сделали, а это один из вариантов «маникюра» для гал­стука. Однако не все в его облике идеально - рубашка зачас­тую великовата.

А вот глава Минэкономразвития Герман Греф вообще ис­пользует особый узел галстука. Несмотря на то, что мода на такие узлы уже прошла. Сейчас вернулись тонкие галстуки и узкие узлы. Но классического стиля мужчина еще вполне уместно выглядит и с массивным квадратом на шее. Герман Греф, кстати, всегда в целом одет на отлично. Видно, что человек явно собой занимается.

А вот стилистов Путина нужно сразу уволить только за то, что иногда рукава его рубашек как бы тонут в пиджаке, а это явный минус, да еще и на международной встрече. Кста­ти, о рубашках. Политики, конечно, носят очень дорогие рубашки. Для самой рубашки очень важно, чтобы уголки ворот­ника не выглядывали из-под лацканов пиджака. И наоборот, чтобы на 2-3 сантиметра рукава рубашки из-под пиджака выглядывали.

Вообще есть такая негласная традиция: банкиры и люди, которые занимаются серьезным бизнесом, как правило, поку­пают костюмы из позапрошлых коллекций. Ведь когда ты хо­чешь, чтобы человек к тебе был расположен, а также проде­монстрировать надежность и уверенность, ты не надеваешь модные вещи, потому что одежда по последней моде - это знак «свежих, молодых денег». И крупные бизнесмены спе­циально покупают невзрачные вещи, не очень выделяющиеся и чуть устаревших моделей. То же самое должно относиться и к чиновникам, тем более высокопоставленным.

В этом плане, например, губернатор Чукотки богач Абра­мович - эстет и предпочитает изысканный итальянский стиль костюма: пиджак с двумя разрезами, тонкая шерсть, по четы­ре пуговки на рукавах - смотрится просто здорово!

В отличие от советской номенклатуры, современная по­литическая элита вообще перестала скрывать свое богатство. Такого и в Советском Союзе, и в ельцинскую эпоху не было. Мало того, современные политики вынуждены кормить чаще за бюджетный, а реже за свой счет и в зависимости от ранга целую команду спичрайтеров, имиджмейкеров и стилистов. Понятно, что мы никогда не увидим тех, кто советует по­литическому «шоумену» ту или иную туалетную воду или часы, например. Зато мы видим результат их совмест­ной работы - образ современного политика и моду в поли­тике в целом.

Для интересующихся мы решили привести данные о сто­имости гардероба для современного российского чиновника (ценовые данные взяты соответственно уровню одежды, но в усредненном варианте и по московским меркам). Итак, дресс­-код современного российского чиновника:

Наименование Количество Стоимость
Костюм повседневный 5 шт. $8500
Костюм летний 2 шт. $3400
Костюм зимний 2 шт. $3400
Костюм вечерний 2 шт. $3400
Сорочка 40 шт. $8000
Галстук 50 шт. $10000
Пальто 3 шт. $15000
Кашне 20 шт. $2000
Туфли 9 пар $9000

Итого: стоимость прохождения дресс-кода - $62700.

Да, страшная цифра получается, хотя по мировым меркам это совершенно нормальные цены на дорогие и качественные костюмы представительского класса.

Стоит сказать, что для политиков одежда не является по­казателем модности, а скорее символ того, какими они несут себя в этот мир. Зато на нижнем уровне власти мода зависит только от начальства, отсюда - партийная мода, примерам которой могут служить, в частности, фуражки-«жириновки» и лужковские кепки. Сюда же включается и аппаратная мода, превращающая министерства и административные центры в выставку похожих костюмов и галстуков, напоминающих вре­мена ЦК.

Наши рекомендации