Дpecc-kод в помощь соискателю.
Во всех рекомендациях о том, как проходить интервью с работодателем, вы можете прочитать: оденьтесь консервативно и опрятно, выберите нейтральные цвета и скромные фасоны. Но почему-то мы порой забываем, что тот же самый принцип продолжает действовать и тогда, когда нас уже приняли на работу. Поэтому отдельной темой, требующей детального и осмысленного подхода не только в области дресс-кода, но и с точки зрения психологии восприятия в частности, является не только сам момент собеседования, но и процесс дальнейшего продвижения по службе.
В данном случае нужно уметь балансировать на тонкой грани самопрезентации адекватно месту и условиям. Так, чтобы, с одной стороны, не продешевить, а с другой - не выглядеть чересчур дорого. Например, работодатель, увидев на пальце соискательницы бриллиант в несколько карат, подаренный благоверным, скорее всего сделает вывод, что не сможет удовлетворить материальные амбиции такого сотрудника.
Стоит исключить и ношение солнцезащитных очков, например. Согласно этикету собеседники должны видеть глаза друг друга. Крупные украшения в офисе и их большое количество - также дурной тон. Хотя всем понятно, что бриллианты - редкий случай для России, и далеко не у каждого соискателя все пальцы усыпаны ими. Если бы это было так, то, скорее всего, работу бы вообще никто не искал.
Но, несмотря на то, что подобный пример стоит на грани редчайшего исключения, всегда следует учитывать нужные акценты, основываясь на принципах адекватности месту и положению. Стоит отдать предпочтение именно качественным вещам, но при этом на одну «ступень» выше, нежели вы носите в повседневной жизни. Такой подход невербально обозначит именно ваш заранее заявленный уровень.
В США, например, регулярно переиздается книга Р. Болза под ассоциативным названием «Какого цвета ваш парашют?», в которой приводятся рекомендации по поиску работы. И первой в числе причин, по которым соискатель может не получить должность, стоит следующая: жалкий внешний вид. Далее следуют и другие советы: «Старайтесь произвести самое выигрышное впечатление и понравиться, даже если в данном месте для вас нет подходящей работы» и «Организации стремятся нанимать исключительно победителей, поэтому преподносите себя как подарок судьбы конкретной фирме».
Аналогичная ситуация наблюдается сейчас и в российских компаниях, где в условиях ужесточения требований к внешнему виду персонала - Business Dress Code - важную роль играет один из элементов – «философия победителя».
Но, конечно, правила для поддержания необходимого внешнего вида в каждой области свои. Именно их очень важно знать при устройстве на новую работу. В этом случае стоит присмотреться к тому, кто и что носит и как выглядит персонал на будущем рабочем месте. Необходимо постараться максимально соответствовать этому облику. Поэтому, если нужно, придется расстаться с любимыми джинсами, трикотажными майками и спортивными рюкзачками.
В первую очередь стоит следить за чистотой и опрятностью внешнего вида - для менеджера по кадрам это символ вашей исполнительности и аккуратности в делах. Вы представитель творческой профессии? Тогда постарайтесь в своем облике выразить индивидуальность и неповторимый стиль. Но здесь очень важно иметь чувство меры, поэтому лучше обратить свой взгляд на аксессуары, оставив прочую одежду на уровне, близком деловому стилю. Так, небольшое украшение, сумка или платок авторской работы придадут вашему облику законченность и тонкий шарм. А для мужчин актуальными станут хорошие часы, кошелек, визитница и до блеска начищенные ботинки.
И еще - кандидату, собирающемуся на собеседование с работодателем, не стоит выбирать слишком яркую или слишком темную цветовую гамму. Вообще на собеседование лучше одеться в консервативном и слегка нейтральном стиле. Собственно, как и вести себя нейтрально, но уверенно по отношению к незнакомым людям, приспосабливаясь к новой ситуации. Кроме этого, как бы вы ни оделись, нужно уметь вписываться своим поведением в собственный гардероб и чувствовать себя естественно именно в этой одежде. Даже если она вам не нравится. Тогда не возникнет противоречий ни в отношении к самому себе, ни со стороны окружающих.
Женщинам рекомендуется обратить внимание на то, что даже жарким летом деловой этикет подразумевает наличие чулок и закрытой обуви и полное отсутствие сексуальности в одежде. Также стоит отказаться и от обуви на шпильке, воланов в одежде и красной помады. Какой бы сексуальной женщина себя ни считала. Хотя специалисты в области социальной психологии в последнее время разделились на два лагеря. Первые считают, что проявление половых признаков в области бизнеса недопустимо и только мешает процессу, отвлекая мужское население. А вторые уверены, что жизнь - это игра. В хорошем смысле этого слова. И сфера бизнеса как часть нашей жизни также подвержена эмоциональным и инстинктивным отступлениям. Скорее стоит согласиться со вторыми, не отрицая естественного влияния человеческих внешних факторов. Все мы так или иначе создаем свой образ и также влияем с помощью его на других людей. Просто каждый делает это по-своему, находя собственные выгодные качества. Кстати, в мировой практике известно много случаев, когда обаяние привлекательных сотрудниц помогало заключать выгодные контракты и договоры. И опять-таки, если женщина удачно вписывается в созданный внешний образ, неважно даже, каков он, чувствует себя в своей «тарелке», естественно и непринужденно, добиваясь своих целей, тогда никакая формальность не заставит взглянуть на нее с отрицательной стороны. Ведь внешний имидж - это еще полдела. Вторая же часть успеха - это умение определять себя среди других людей и находить с ними прав ильный контакт в каждой конкретной ситуации, подчас стирая ненужные принципы и стереотипы. А также правильная расстановка акцентов в общении и самопрезентации, отталкивающаяся от реальности и элементарного понимания психологии людей.
Вообще умение выглядеть, что называется, комильфо часто помогает сделать карьерный скачок и правильно расставить столь необходимые акценты. Реальным примером из жизни в этом случае может послужить ситуация, когда одна из наших соотечественниц успешно вышла замуж за итальянца, переехав к нему на родину (понятное дело!). И стала искать там работу - надо же чем-то в жизни заниматься! По случаю собеседования она уговорила мужа купить модный и далеко не дешевый костюм. На работу ее приняли, предложив зарплату в два раза большую, чем она рассчитывала. Позже она поинтересовалась у босса, почему он назначил ей явно завышенное жалованье. «Женщине в таком шикарном костюме я просто не мог предложить меньше», - ответил он.
ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ.
Стоит сказать, что дресс-код как свод правил, регламентирующий форму одежды и стиль, заведен далеко не в каждой российской компании. Поэтому самый верный шаг, который может сделать соискатель при подготовке к собеседованию, это заранее узнать о стиле одежды, принятом в конкретной организации. Если он удачно использует полученные сведения, то у потенциального работодателя сложится позитивная установка и он почувствует, что данный претендент, скорее всего, «свой» подходящий ему человек.
В целом желательно, чтобы внешний вид демонстрировал уважение к компании и являлся знаком важности для соискателя самой ситуации собеседования как таковой.
Однако нужно отметить, что в случае устройства на новую работу ни в коем случае неприемлем неформальный стиль Casual («свободный стиль одежды»). А также и другая стилевая крайность - как, например, А5 (After Five), поскольку стиль «после пяти» предполагает нарядный костюм, не обязательно деловой, и исключительно для мероприятий, которые начинаются после 17 часов. Поэтому соискатель в такой одежде рискует выглядеть чересчур нарядно (не по-деловому), вычурно и торжественно.
Вообще требования к одежде заметно разнятся - в одной компании сотрудникам позволено ходить в джинсах и майках, в другой же - в 30-градусную жару мужчины не могут ослабить галстук. И во многом стиль одежды сотрудников определяет сфера деятельности предприятия. Как правило, чем больше работы с партнерами и клиентами, тем больше требований предъявляется и к внешнему виду сотрудников. Консалтинг, финансы, торговля дорогостоящими предметами, правовые услуги, понятное дело, диктуют самые строгие правила, а внешний вид представителей, конечно, должен быть безупречен.
В любом случае важным плюсом для претендента будет соответствие стиля его одежды тому, как одевается специалист, работающий на этой должности в конкретной организации. Известно, что негласные нормы есть в каждом сообществе. Например, среди работников банков ценятся стабильность и консервативность. Поэтому лучше всего и одеваться соответственно, дабы подчеркнуть необходимые качества с помощью всех составляющих имиджа, в том числе - в одежде, манере себя вести и преподносить. А вот у дизайнеров, например, консерватизм далеко не в почете.
Несмотря на столь сильные различия и разобщенность, все же существуют некоторые универсальные правила в одежде для всех соискателей работы. «И главное условие дресс-кода на любом собеседовании при приеме на работу – это, прежде всего, аккуратный внешний ВИД», - считает Иван Кузнецов, старший консультант по персоналу рекрутинговой компании «Планета кадров». При этом важно, чтобы цена костюма соответствовала окладу, на который данный специалист претендует. То есть, если костюм будет дешевым, кандидату вряд ли поверят, что он занимал ранее высокую должность, если же слишком дорогим, возникнет вопрос, каким образом у человека появились деньги при относительно невысокой оплате на его прежней должности. Вполне целесообразно, только очень субъективно. Ситуации бывают разные, и потом, глупо было бы оценивать потенциальных сотрудников прежде всего по одежке, а не по профессионализму. Да и не стоит забывать о том, что мы живем не на Западе и жизненные условия подчас заставляют забывать о тонкостях дресс-кода. Хотя прецеденты оценки состоятельности кандидата как специалиста зачастую выказывают слишком детальное и субъективное отношение к имиджу. Нет, скорее несколько неадекватное. Как
можно, например, хорошему специалисту отказать в работе только по причине несоответствия костюма? По крайней мере, это в будущем исправимо. А то получается как-то нелогично. Спрашивается, вам что нужно: мой идеальный костюм или мой опыт и профессионализм? Понятно, что есть определенные устои и понятия, но ставить столь сильный акцент на соответствии официальному дресс-коду в условиях российской реальности даже как-то лишне. Хотя все, конечно, зависит от конкретной ситуации и сферы деятельности, в том числе и от должности, материальная компенсация по которой должна также соответствовать предъявляемым сотрудникам требованиям. В этом отношении за примерами далеко ходить не надо. Подобные ситуации происходят на каждом шагу.
Случай из практики.
ПАВЕЛ БЕЛЕНКО, СТАРШИЙ ПАРТНЕР КОНСАЛТИНГОВОЙ ГРУППЫ «ИМИ КОР»:
Недавно мы предложили представительству крупной иностранной торговой сети одного менеджера на должность руководителя строительного проекта, но НR-менеджер компании отклонила кандидата после первого же взгляда на его одежду, мол, для специалиста нужной квалификации и опыта он одет слишком дешево. Однако хедхантеры настояли, чтобы кандидат встретился с руководством компании, объяснив, что одевается он бедно, поскольку все деньги тратит на лечение больной супруги. В итоге только после этого соискателя приняли. И приняли вовсе не потому, что ему тут же купили дорогой костюм, который, к слову, был мешковат и смотрелся на нем смешно. Как только он стал рассказывать руководству о своих прежних проектах - все поняли, что это специалист высокого класса и оценка его способностей, сделанная НR-менеджером по «одежке», была крайне неверной.
Вот вам и реальный пример неадекватного отношения по этому принципу ...
Большинство компаний увлеченно гонятся за формальными американскими стандартами, на бегу совершенно забывая о естественных ценностях, без которых и им-то самим не обойтись. Надо, конечно, стремиться к какому-то общему знаменателю, но в соответствии прежде всего не с формальностями, а с реалиями. Причем подходить индивидуально в каждом конкретном случае. Тогда от всех протоколов и кодексов будет толк Не стоит забывать, что в тех же США, если соискатель действительно выглядит не по форме, тогда, скорее всего, он, может, и не соответствует заявленным требованиям. Все-таки система накладывает свой отпечаток. Да и сравнивать как-то глупо. Ведь в той же Америке любой сотрудник должен не просто одеваться в соответствии с занимаемой должностью и получаемым окладом, но и жить в соответствующих условиях, посещать, скажем, магазины и заведения должного статуса и уровня. Иначе его поймут неправильно, мало того, последует выговор от начальства. То есть если ты зарабатываешь, то должен жить соответственно во всем и везде. По-другому никак в наших же условиях такое отношение в широком смысле представить довольно сложно. Не говоря уже о том, что цены в той же Москве уже давно выше, чем в Нью-Йорке, по крайней мере, в некоторых отраслях. Средний уровень жизни по стране даже определять не хочется, а про уровень зарплат лучше вообще промолчать.
Но вернемся к теме. Как там ни крути, будь то Россия или Лос-Анджелес, Лондон или Токио, но чем выше должность, тем больше внимания должно уделяться формированию соответствующего дресс-кода. А статус в таком случае должен демонстрироваться качеством одежды и аксессуаров.
В творческой среде, например, даже при наличии контакта с клиентами и партнерами допустимы существенные послабления. А в некоторых компаниях, связанных с разработкой инициативных идей, креатив в одежде даже необходим. Таким образом сотрудники просто лишний раз подчеркивают свои творческие возможности. Следует также иметь в виду, что есть и немало должностей, которые не требуют соблюдения дресс-кода в принципе. Отсутствие строгих требований к внешнему виду сотрудников распространяется в основном на представителей рабочих специальностей - грузчиков, слесарей, электриков и специалистов, работающих вне офиса, например водителей.
В любом случае основная сложность нового рабочего места заключается в том, что зачастую вы не знаете порядков компании, а потому должны придерживаться принципа
золотой середины и соответствия выбранной организации. Например, выберите для интервью вещи лучшего качества. И напрасно думать, что одежда с рынков не отличается от той, что продается в фирменных магазинах. Это не так. Специалист, который много общается с людьми, увидит эту разницу сразу. Чем грозит такое уличение? В этом случае вы просто не произведете нужного впечатления как уважающего себя человека. Так что качественные вещи должны стать вашими верными помощниками на собеседованиях. И лучшая одежда, конечно, костюм, как для мужчин, так и для женщин. Лучшие цвета - все оттенки серого, коричневого, а также темно-синий.
А на собеседование стилисты советуют надеть исключительно однотонный костюм. Исключите черный, красный и зеленый цвета. Сделайте ставку на синий, серый и коричневый это цвета, которые наиболее способствуют успешному разговору. Хотя, если вы уверены в качестве своих вещей, можно одеться и в более светлые тона. Например, голубой или песочный. Исключение из «темных» правил составляют рубашки и блузки - они могут быть практически любого однотонного и некричащего цвета - от белоснежных и пастельных до темных и насыщенных тонов. Допустим даже мелкий, неброский рисунок ткани, однако при условии, что костюм не имеет ярко выраженной фактуры или рисунка. Стиль одежды, который полностью соответствует принципу адекватности в ситуации собеседования и позволяет сделать акцент на профессионализме, подчеркнуть деловые качества, - это и есть деловой стиль. Так, западные имиджмейкеры считают, что вариант повседневного костюма Business Traditional в ситуации собеседования совершенно неприемлем. И это полностью соответствует принципу «приходи на интервью как победитель и подарок для компании».
Наши же специалисты высказываются в пользу классического делового костюма, который является знаком хорошего вкуса и отлично смотрится в любой ситуации. Хотя есть одна важная деталь - костюм не должен выглядеть подавляющим, слишком дорогим и стоить больше, чем костюм работодателя. Тот же принцип, по которому друзья жениха не должны приходить на свадьбу, выгодно отличаясь от него.
Следует помнить, что для соискателя, который не хочет излучать властность, лучше предпочесть более светлые оттенки (оптимальный цвет - серый). А бежевый или синий оттенки удачен лишь в том случае, если необходимо показать дружелюбие и открытость. При подготовке к собеседованию костюм следует выбирать с учетом сезона и погоды, однако рубашка во время собеседования должна быть только с длинным рукавом (для мужчин), а для женщин обязательны колготки (даже летом) и закрытая обувь.
Также нельзя забывать о том, что такие аксессуары, как элегантные часы престижной марки, дорогая ручка, мобильный телефон бизнес-класса, ежедневник в элегантном переплете, расскажут лучше всяких слов о деловых качествах и карьерных устремлениях кандидата. А еще элегантный костюм и аксессуары улучшают настроение и повышают самооценку, а значит, создают имидж победителя! Таким образом, разрушают имидж делового человека дешевые ручки и тетрадки, пакеты (особенно с логотипами других фирм), а также:
1. стилизованная одежда;
2. сочетание различных по стилю деталей гардероба;
3. одежда из кожи;
4. «тяжелые» духи и туалетная вода с резким запахом;
5. массивные ювелирные украшения и дешевая бижутерия;
6. отсутствие или чрезмерность макияжа (особенное внимание следует обратить на руки).
Не стоит забывать, что деловой дресс-код – это, прежде всего, корпоративный имидж, достигнутый ценой индивидуального.
Стоит отметить, что тенденции введения корпоративного стиля одежды сейчас сильны не только в России. Согласно исследованиям делового британского издания IRS Employment Review, сейчас в общемировой практике существуют две тенденции: постепенное размывание понятия «деловой стиль», С одной стороны, и ужесточение контроля в различных компаниях за неукоснительным соблюдением дресс-кода - с другой. Все меньше работодателей строят свои требования на неформальном уровне. Сегодня в большинстве случаев (67%) правила профессиональной одежды прописаны в трудовом контракте.
По этому поводу стоит привести выдержки из описания обязательной формы одежды одной из крупных компаний Москвы.
Опыт.
КОРПОРАТИВНЫЙ СТИЛЬ:
П.4.2.1. Требования к одежде и внешнему виду сотрудников - мужчины:
1. внешний вид сотрудника должен быть ухоженным (аккуратная стрижка либо прическа, аккуратно обработанные ногти и руки, отсутствие татуировок на открытых частях тела, мужчины, не носящие бороды и усов, должны быть чисто выбриты);
2. брюки черного или темного цвета или костюм (в летний период времени допускаются брюки или костюм классического стиля в светлых тонах);
3. белая рубашка гладкой фактуры (без тиснения и рельефов), не допускается наличие клеточки, полосок либо другого рисунка.
П.4.З. Обувь должна быть классического стиля, чистой и хорошо начищенной. В осенне-зимнее время следует избегать ношения на работе тяжелой обуви или зимних сапог их следует переодевать после прихода с улицы.
Запрещается носить на работе:
1. кроссовки, кеды, сабо, шлепанцы и другую спортивно-курортную обувь;
2. джинсовую одежду, водолазки, кожаную одежду;
3. вызывающие повышенное внимание аксессуары женщинам;
4. любые аксессуары - мужчинам (серьги, печатки и т. д.), кроме обручальных колец;
5. вязаные и мохеровые кофты;
6. рубашки с засученными рукавами.
Подобные правила обязывают персонал соблюдать те требования, которые компания предъявляет к их имиджу. За нарушение принятых стандартов сотрудник получает предупреждение или даже наказание в соответствии с установленными правилами. При систематическом же нарушении обычно происходит увольнение сотрудника. Настолько все серьезно. Только стоит еще раз заметить, что это крупная компания, область деятельности которой лежит в плоскости официальной деловой активности, что подразумевает четкое выполнение регламента. Как говорится, не нравится - меняй работу или сферу деятельности.
Однако иногда разногласия в области дресс-кода доходят и до суда. Редкий случай в отечественной практике, надо сказать, но думается, нашему читателю не лишним будет иметь в виду юридические аспекты подобных взаимоотношений.
Советы юристов.
Специалист юридической компании Noerт Stiefeпhofer Lutz Артем Васильев:
Претензии сотрудников к пунктам дресс-кода если и существуют, то до суда почти никогда дело не доходят. Просто потому, что у нас пока не принято по каждому вопросу обращаться в суд. Кроме того, у руководства компании всегда найдутся иные способы давления на недовольного протокольными правилами сотрудника. Например - лишение премии.
Уволить же через суд сотрудника по такому малозначительному поводу, как нарушение дресс-кода, в России работодателю будет очень сложно. Судья всегда может встать на сторону работника. Хотя теоретически, если правила ношения одежды оформлены как часть трудового договора и в этом документе четко указано, что соблюдение дресс-кода является трудовой обязанностью работника, нарушение этого положения может стать причиной увольнения. Но это возможно, только если подобные нарушения происходят постоянно, без уважительных причин и на работника уже накладывались другие (непогашенные) дисциплинарные взыскания. Само собой, для этого факт нарушения дресс-кода должен быть зафиксирован и оформлен.
Сотруднику офиса в свою очередь тоже есть что предъявить работодателю: тот обязан соблюдать нормы по охране труда. Вам не помешает ознакомиться с ними:
НОРМЫ ОХРАНЫ ТРУДА.
По гигиеническим правилам температура в обычном офисном помещении должна быть не ниже +21 ос и не выше +25 °C. Влажность - не меньше 60%, но этот показатель часто не выдерживается. «Недавно мы проверяли одну из типографий, где этот уровень 16%, - рассказала Галина Цепина, старший научный сотрудник НИИ медицины труда РАМН. - Шум не должен превышать 80 децибел. Иными словами, если у вас за окном работает строительная техника, то с этим показателем наверняка будет не все в порядке». В случае невыполнения данных норм организация после про верки Госсанэпиднадзором может быть оштрафована на сумму до 200 МРОТ (20 тыс. руб.) по ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»).
Если последний раз вы ходили строем на сборах в институте, а песни пели хором в пионерском лагере, попробуйте устроиться на работу в компанию, где руководство охвачено идеей культивирования ~корпоративного духа». Об идиотских правилах вас могут даже не предупредить, а за их несоблюдение - уволить.
Впрочем, те, кого не устраивают сложившиеся корпоративные правила, теоретически могут их не соблюдать.
Мнение эксперта.
МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ, ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ:
В большинстве компаний дресс-код или иные корпоративные требования к сотрудникам не прописаны ни в трудовом договоре, ни в письменном приказе по организации труда с подписью и печатью. А носят лишь устный характер или рассылаются по электронной почте, которая не может считаться официальным нормативным документом. В этом случае теоретически никто не принуждает работника выполнять все эти нормы. Основанием для увольнения может служить только дисциплинарный проступок (прогул, появление на работе в нетрезвом виде, нарушение правил по охране труда) или неисполнение своих профессиональных обязанностей. А ношение определенного вида одежды или пение корпоративных песен может относиться только к профессиональным обязанностям моделей, хористов, летчиков или, скажем, военных.
Впрочем, утверждает господин Барщевский, даже если корпоративные правила оформлены надлежащим образом, уволить работника за их несоблюдение будет очень сложно. Это можно сделать только в том случае, если на сотрудника уже накладывались другие дисциплинарные взыскания (к примеру, выговоры). Ведь ни один руководитель, будучи в ясном уме и светлой памяти, не будет выносить выговор за «галстук неправильного цвета». Придраться можно к чему-нибудь другому: как известно, был бы человек - статья найдется. Если человека фактически уволили за нарушение корпоративной атрибутики, он имеет право обратиться в суд. По словам Михаила Барщевского, шанс одержать победу весьма велик: до 70% дел решаются в пользу работника. Правда, ощутимая польза выигрыша в российских реалиях будет невелика. Всем памятна история балерины Волочковой, отчисленной из труппы Большого театра, как говорили, за избыток веса (что по российским законам не может быть достаточным основанием для увольнения) и восстановленной по суду в прежней должности. Известен и финал этой истории: руководство ГАБТа при первой юридически безупречной возможности снова избавилось от балерины - с ней просто не продлили контракт. А госпоже Волочковой теперь приходится солировать в балетной труппе Краснодарского края.
Но прежде чем попасть в какую-либо корпоративную систему, необходимо учесть ряд важных факторов, в том числе и варианты ознакомления с конкретным дресс-кодом, действующим в данной организации. И во избежание вышеописанных сложностей существует два основных способа ознакомления с предписанным стилем одежды.
Вариант первый. Во-первых, о наличии дресс-кода обычно сообщается соискателю непосредственно при зачислении на работу. Так, в большинстве крупных компаний введены внутренние документы. Деловые кодексы и кодексы корпоративного поведения. Это своеобразные своды правил и норм поведения, стандартов взаимоотношений, принятых в той или иной компании. Именно в этих документах и оговаривается, могут ли уволить сотрудника за нарушение правил дресс-кода.
Деловой кодекс, например, содержит три группы правил.
Это правила запрещающие (определяющие, что делать ни в коем случае нельзя, например, запрет на нарушение коммерческой тайны, запрет на доносительство). Правила предписывающие (обозначающие то, что в данной организации делать необходимо, например, строго следовать пунктам договора, в том числе соблюдать дресс-код) и рекомендующие (говорящие о том, что рекомендуется проявлять творческую инициативу и быть приверженцем организации).
Корпоративный кодекс - это официальный документ, который говорит о наличии определенной корпоративной культуры и философии. А внешний вид сотрудников и является одним из важнейших признаков наличия/отсутствия корпоративной культуры. Именно поэтому потенциальному работнику так важно уже на этапе трудоустройства внимательно ознакомиться с деловым кодексом и понять, сможет ли он разделить такую корпоративную философию и подчинить свои индивидуальный стиль требованиям дресс-кода компании.
Вариант второй. Если дресс-код не прописан в корпоративном кодексе или таковой вообще отсутствует, .то новому сотруднику (если он хочет построить карьеру в данной компании) приходится выяснять такие нюансы самому.
В этом случае специалисты рекомендуют соблюдать несколько правил:
«Принцип хамелеона». Нужно стараться соответствовать корпоративной среде, сложившейся в компании, т. е. проявлять определенную долю конформизма. Ведь чаще всего наибольшего успеха добиваются социально-адаптивные люди, которые умеют принять существующую ситуацию и гармонично вписаться в нее.
«Делай, как я». Если не удалось понять стандарты одежды, принятые в фирме, то желательно ориентироваться на то, как одеваются ведущие специалисты направления, отдела, а также успешные профессионалы данной отрасли. Также в настоящее время в Business Dress наметилась тенденция к унификации статусных различий топ-менеджеров и менеджеров среднего звена в так называемом Business Traditional или Undress («традиционный деловой костюм»). Однако специалисты по созданию имиджа напоминают, что в западных компаниях, например, специальные правила определяют, сколько должен стоить костюм клерка, топ-менеджера или президента корпорации. И подчиненный не имеет права одеться на работу более дорого, чем позволяет его положение.
«Принцип соответствия цели». Стандарты в одежде различны для разных отраслей, потенциальных клиентов и регионов. Желательно соответствовать стилю, который предпочитает конкретный клиент и который уместен в данной ситуации и в данное время. Следует также учитывать, что корпоративный имидж соответствует специфике бизнеса, и к разным категориям сотрудников предъявляются разные требования. Чаще всего учитывается следующее: работает ли сотрудник с клиентами; какую работу он выполняет; место подразделения в структурной иерархии.
Как правило, к имиджу сотрудников, работающих с клиентами, предъявляются самые высокие требования, ведь такой специалист должен демонстрировать, что фирма, которую он представляет, процветающая и успешная.
Также традиционно высокие требования предъявляются к работникам консалтинговой, финансовой, банковской, аудиторской сферы, а к сотрудникам дизайн-бюро, креативных отделов и IТ-подразделений, наоборот, не предъявляются. Зато приветствуются различные проявления индивидуальности и креативности.
Но человеку, пытающемуся сделать карьеру, стоит помнить не только о соблюдении дресс-кода согласно определенному корпоративному строю. Предположим, что основные этапы в достижении своих целей вы прошли. Вы работаете в хорошей компании и стараетесь чего-то добиться. В этом случае не лишним будет знать и общепринятые нормы этикета и корпоративных манер, перед которыми, как и перед законом, все равны.
КОРПОРАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
Начнем с рассказа о деталях использования дресс-кода в его применении для так называемых встреч «без галстука». А именно - о том, как лучше соответствовать определенному корпоративному мероприятию с точки зрения стиля и имиджа, не забывая о манерах и деловом этикете.
Вы наверняка помните из предыдущих разделов, что определенные манеры поведения человека - очень важная составляющая любого имиджа. И при наплевательском отношении эта составляющая способна испортить весь безупречный внешний вид, даже полностью соответствующий необходимому дресс-коду. Не секрет, что на отвлеченных от работы мероприятиях формальности дресс-кода претерпевают серьезные послабления. Однако в ракурсе сложной социальной среды наши манеры, поведение в обществе и даже соответствующая невербальтика остаются ключевыми факторами, так или иначе влияющими на окружающих. И требования к внешнему облику сотрудников на определенной корпоративной вечеринке в первую очередь зависят от уровня мероприятия и места его про ведения, а также от философии и внутренних порядков конкретной фирмы. Главное требование к одежде: она должна соответствовать тематике вечера и месту его проведения. Например, если корпоративное мероприятие проводится в боулинг-клубе, то вечерний туалет, соответственно, для леди будет неуместным. Если же организация арендует зал в ресторане, то нельзя приходить в джинсах и свитере - это будет неуважением к другим гостям. Своей одеждой в этом случае вы должны будете подчеркнуть определенную торжественность момента. Однако для гостя все упрощается, если форма одежды указывается прямо на пригласительном билете. Такая практика, например, очень популярна на различных мероприятиях в США.
Особой кастой в сообществе ситуаций, использующих понятие дресс-кода, стоят частные, благотворительные и закрытые вечеринки, а также церемонии награждения и заседания определенных сообществ. Например, аристократического, титульного общества джентльменов в Англии или места для встреч бомонда из высшего светского общества. Б том числе и мероприятия, устраиваемые знаменитостями для многочисленного и известного сообщества своих коллег и друзей где-нибудь в одном из лучших клубов Нью-Йорка или Лос-Анджелеса, арендованном специально для вечеринки. Или в элитных местах Калифорнии, Филадельфии, Майами или Беверли-Хиллз. А может, и на собственном острове в Тихом океане. Да хоть на личной яхте в купальниках и под шум волн. Благо положение и средства позволяют.
В любом случае на красиво и стильно оформленном приглашении может быть указано, какой именно стиль и фасон одежды стоит использовать, не забывая о цветовых сочетаниях и аксессуарах. Например, на закрытой благотворительной вечеринке Элтона Джона в 1999 г. в Павловском дворце под Петербургом организаторами был установлен строгий вечерний дресс-код с обязательным соблюдением цвета - только Вlack& White соответственно. И только один сэр Элтон Джон растворял пространство черно-белых туалетов своим шикарным леопардовым костюмом. А все необходимые требования к присутствующим были детально, согласно европейскому опыту, прописаны на входном билете. Выполнение этих требований являлось строго обязательным.
В последнее время на просторах отечества в моду стали входить различные концептуальные вечеринки и балы-маскарады, где изначально предполагается, что все сотрудники будут одеты в необычные костюмы, соответствующие определенной тематике вечера. Так, если компания устраивает вечер в «ковбойском» стиле, то всем без исключения рекомендуется быть в джинсах, клетчатых рубашках и ковбойских шляпах. Зато на Новый год большинство организаций лишь предупреждают свой персонал, что на вечере их ждут, прежде всего, празднично одетыми. Не более того. И они по собственному усмотрению решают, что именно им надеть. Исключение составляют лишь тематические и заранее подготовленные вечеринки. Например в стиле Хеллоуин.
Вообще поводов, по которым устраиваются корпоративные праздники, предостаточно, однако самыми распространенными все же являются Новый год или Рождество. Выбранный повод должен соответствующим образом обыгрываться и в оформлении помещения, и в сценарии самой вечеринки. В любом случае, останется ли этот Новый год у вас в памяти или это будет очередной скучный банкет, - все будет зависеть от организаторов праздника. Сейчас, например, большинство компаний в этом плане предпочитают обращаться к специалистам. Если же на это нет средств, можно вполне обойтись и своими силами, при условии что в вашем коллективе есть человек с организаторскими способностями и творческой выдумкой. Самое важное - определиться с темой и видом мероприятия, в том числе и с деталями дресс-кода, который в свою очередь должен соответствовать определенной тематике. Это может быть банкет с культурно-развлекательной программой; спортивный праздник с играми и соревнованиями; костюмированный бал-маскарад на тему истории фирмы; аттракционы со скрытыми приемами выявления неформальных лидеров в коллективе; шоу-программы на тему работы компании и т. д.
Главное - на корпоративном празднике не стоит увлекаться производственной тематикой. Конечно, на вечере должны быть и поздравления различным подразделениям компании, и награждение лучших сотрудников, но все же не стоит превращать Новый год в производственное совещание по итогам деятельности фирмы за последний год.
Хотя не существует жестких норм и правил поведения на корпоративном празднике, но у каждого человека должен быть свой внутренний цензор. Подумайте, ведь на празднике присутствуют не ваши приятели, а ваши коллеги и