Уровень второй - кинестетический
Это наши мимика, осанка, движения, жесты, позы, даже выражение лица и глаз. А также скоординированность всего нашего поведения в обществе. И все это называется невербальным общением, с основными законами которого хорошо знакомы психологи и имиджмейкеры. С точки зрения психологов, за всем разнообразием современного мира и переизбытком информации, за всеми нашими будничными заботами и переживаниями мы постепенно теряем, как бы утрачиваем ощущение себя. В области создания гармоничного кинестетического имиджа хорошо помогают занятия йогой. Большинство упражнений в этой животворящей индийской гимнастике ориентированы на концентрацию прежде всего на себе самом - на своем теле и необходимом ощущении его как единого целого. При этом тут же начинают правильно функционировать абсолютно все системы организма, ведь давно не секрет, что тело, разум и душа человека - это единое целое, где маленькая поломка в одной из частей неизбежно отзывается на всем остальном. Погружаясь в осознание своего организма и приводя его в цельное, гармоничное существование, мы очищаем свой разум. Голова становится светлой, а мысли ясными. К слову, психологи утверждают, что мы все зачастую переживаем массу внутренних конфликтов, мгновенно отражающихся на нашем поведении и на внешнем облике. Поэтому очень важно принять реальность такой, какая она есть, не загружая свой мозг выдуманными ассоциациями и переживаниями. С помощью же несложных упражнений по системе йоги как раз и достигается необходимое ощущение внутреннего комфорта, приводящее наши эмоции, чувства и мысли в порядок. Причем наши движения становятся естественными и непринужденными. А походка - легкой, плавной и летящей. Соответственно, и наше поведение в обществе становится более адекватным, собранным и гармоничным.
Кстати, многие из мировых знаменитостей, тратя большое количество энергии и пребывая в постоянном напряжении, вовсю практикуют это целебное учение. Так, по словам Мадонны, Стинга и многих других представителей шоу-бизнеса, занятия йогой помогают расслабиться, снять напряжение и привести свои мысли в порядок после головокружительного и напряженного графика концертов, гастролей и съемок
И потом, согласитесь, вряд ли вызовет доверие человек, сидящий вполоборота, нога на ногу, держа руки в замке, весь напряженный и скукоженный, всем своим видом показывая недовольство собой и своей жизнью. Напротив, если вы раскроетесь - не будете перекрещивать ноги, прятать руки, разомкнете ладони, немного разведете пальцы, - это произведет очень благоприятное впечатление на собеседника. На уровне подсознания. Зато нервные и резкие движения могут оттолкнуть. А ваше напряжение может быть истолковано как желание солгать или скрыть что-либо. Или даже как неуверенность в своих силах и профессиональных навыках. Все это может серьезно понизить уровень доверия к вам. Бесспорно, что человек со спокойной, уверенной и легкой походкой производит совершенно другое впечатление, чем человек сгорбленный и поникший. Распрямленные же плечи и в меру гордо поднятая голова негласно расскажут окружающим, что вы целеустремлены и уверены в себе и своих силах. Такое состояние вкупе с позитивным отношением к жизни, поверьте, не замедлит отразиться и на реальности. В результате вся ваша деловая активность принесет намного больше плодов, нежели вы от нее ожидаете.
Есть еще и третий уровень - средовой.
УРОВЕНЬ ТРЕТИЙ – СРЕДОВОЙ.
Сюда обычно относят стандартные места нашего обитания: дом, рабочий кабинет, автомобиль и все, что укладывается в понятие «окружающая среда», в том числе круг знакомых и места отдыха.
Необходимо отметить, что наш имидж как качественная и объемная характеристика начинает «работать» только при гармоничном сочетании всех трех названных уровней одновременно. Сформированный образ не только поможет нашему самоопределению в обществе, но и станет важным средством соответствия личности конкретному профессиональному объединению, статусу и уровню положения. Хотя скептики подчас натуралистически замечают, что статус - это всего лишь количество перьев. Возможно, такое утверждение также имеет право на жизнь.
Однако не стоит недооценивать роль самопрезентации человека в сложном и высокоорганизованном современном обществе. Ведь усилия, вложенные в формирование позитивного имиджа, отражают личностную оценку собственных возможностей, фиксируют место человека в социуме в настоящее время и его будущий карьерный рост. А с точки зрения психологии человека и понятия самооценки как такового это чрезвычайно важные факторы.
Ко всему прочему профессионально-личностный имидж не только важнейший элемент достигнутого статуса, он еще одновременно является и предпосылкой достигаемого. Что называется в кредит, на перспективу, когда мы сознательно завышаем свой профессиональный статус, накручивая себе цену в начале карьерного пути и как бы компенсируя этим недостаток своего опыта. Но если делать это правильно, вскоре можно действительно начать соответствовать предъявляемым к себе требованиям в реальности.
Поэтому американцы говорят: студент выпускного курса юридического факультета должен выглядеть так, как будто он уже работает юристом. Есть и еще одно известное правило: тот, кто хочет подняться на следующую ступеньку карьерной лестницы, должен стараться выглядеть так, как будто он уже занял интересующую его позицию. Ведь человек, одевающийся на работу по всем правилам дресс-кода, будет восприниматься вышестоящим руководством как человек более профессиональный. И при прочих равных условиях его, скорее всего, первого пошлют на обучение или повысят в должности. Как говорится, «если хочешь быть начальником, то одевайся, как начальник, и говори, как начальник». Психологи, кстати, называют такой подход ассоциативным поведением.
Если человек хочет быть другим, тогда он должен быть им уже сейчас, подкрепляя самооценку соответствующим позиционированием в обществе и частой принадлежностью к определенной ситуации, настраивая образ своего мышления определенным образом. В таком случае человек действительно становится тем, кем хочет быть, и добивается в реальности того, что соответствует его внутренним порывам и состоянию. Понятно, что такой подход используется не только в области создания профессионального имиджа, но и в прикладной психологии, помогая людям с внутренними конфликтами и запутавшимися жизненными ориентировками понять и осознать себя, постепенно налаживая гармонию между внутренним и внешним миром.
Так, мы часто сталкиваемся в жизни с устоявшимся отношением к себе в группе, как правило, близких людей, чье мнение о нас было сформировано задолго до нашего сегодняшнего состояния и идет вразрез с нашим реальным мнением о себе. Такая дисгармония нередко приводит к внутриличностным конфликтам, и в этом отношении новые знакомства и новые отношения воспринимаются крайне положительно, как чистый лист, где мы можем представить себя так, как нам хочется, несмотря на то, что где-то обязательно преувеличим. Зато если презентовать себя правильно, адекватно, но в соответствии со своим внутренним ощущением, впоследствии при встрече с этим человеком мы будем чувствовать себя более устойчиво и комфортно, так, как надо. Это, если хотите, психологическое объяснение важности первого впечатления, в котором имидж и визуальная сторона играют далеко не последнюю роль.
Самое интересное, что, постоянно работая над собой подобным образом, мы можем действительно стать такими, какими хотим быть. И в этом плане заранее зафиксированное отношение к нам близких, знающих нас в другом амплуа изначально, может сильно затормозить весь процесс. Хорошо, если старые друзья и знакомые готовы вас понять адекватно и меняться вместе с вами. Труднее бывает с родственниками, где менять свой имидж и свое поведение нужно мягко и постепенно, не шокируя окружающих. В противном случае вас могут не понять или понять, но неправильно. Точно так же вас как могут не понять и в деловой среде, воспринимая вас не так, как вы старались себя представить. Чтобы этого не случилось, нужно стараться соответствовать внутренне и внешне заявленным требованиям, да еще не забывать о важной роли первого впечатления, характеризующего дальнейшие отношения с человеком. «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление», - гласит известная пословица, и с ней нельзя не согласиться. Поэтому мы остановимся на первом впечатлении и разберем его особенности подробнее. Так вот, первое впечатление о конкретном человеке складывается на основе трех компонентов:
1. вербального (что, и как говорится);
2. вокального (как произносится);
3. визуального (как выглядит говорящий) - включая осанку, мимику, жесты и манеру поведения, выдающую характер и типаж соответственно.
Причем, со слов исследователей, 90% всей информации о другом человеке улавливается нами благодаря бессознательной оценке невербального поведения, которой мы, по законам психологии, доверяем больше, чем словам или действиям. Получается, что, зная расшифровку невербальных жестов и умея владеть ими, можно влиять определенным образом на людей, создавая тем самым и основу своего имиджа.
Вообще, предполагаемый треугольник эффективного имиджа имеет следующие вершины:
1. позиционирование, адекватное общим целям и конкретным задачам;
2. опора на свои индивидуальные особенности и бережное отношение к своей уникальности;
3. учет закономерностей восприятия окружающих.
На пересечении этих составляющих и формируется эффективный имидж в каждой конкретной ситуации. Поэтому, например, при выборе одежды для собеседования необходимо руководствоваться основным принципом - принципом адекватности. Одежда, манера поведения и внешний вид должны качественно согласовываться между собой и соответствовать ситуации, согласно целям и задачам. Например, деловой имидж в своем нерушимом образе должен представлять собой стабильность, собранность, основательность, пунктуальность, строгость и благополучие. А еще - достаток, сдержанность, оперативность и аккуратность.
Получается, что деловой дресс-код - это те же понятия, но переведенные исключительно на язык одежды, прически, аксессуаров и всего внешнего образа вместе взятых. Причем эта визуальная составляющая деловой жизни порой очень основательно отражается на положительном имидже всей организации в целом. Кстати, еще совсем недавно ее формированию в Российских деловых кругах не уделялось должного и адекватного Внимания. Хотя, по правилам, имидж руководителей и самопрезентация организации в целом - это одни из фундаментальных понятий, связанных с миссией компании и разработкой стратегии ее дальнейшего развития.
Внешний вид сотрудников, как и их отношение к своей фирме, - важнейшая часть имиджа любой организации, и в особенности, небольшой, развивающейся, ведь первые впечатления о деятельности компании часто формируют ее репутацию на долгие годы. А репутация, безусловно, необходима надежная, стабильная, открытая, честная и конкурентоспособная. В этом случае корпоративная одежда, или дресс-код, введенный в компании, нацелены визуально продемонстрировать эти качества как клиентам, так и партнерам и конкурентам.
Главное, чтобы внешние качества презентации соответствовали реальному положению вещей в этой компании. В свою очередь, знание подобных психологических основ, умение грамотно преподнести и презентовать себя в обществе, адекватно дешифровать определенный Dress Code, владея технологией создания делового имиджа в целом, можно с уверенностью влиять на общество в поддержку достижения заявленных целей. А добьются чего-либо в этой жизни, причем не только в деловой, но и в личной, очень важно для каждого из нас. И в этом смысле понимание тонкостей восприятия, о которых мы сейчас говорим, может сослужить хорошую службу.
КОД ИСТОРИИ
Кстати, подобные знания стояли на вооружении еще задолго до современного развития цивилизации. Такое понятие, как модный стиль одежды, существовало еще в глубокой древности. Только имело несколько иное значение. Сегодня мы ассоциируем с этим словом то, что предлагают модельеры и носят представители шоу-бизнеса. То, во что наряжают манекенщиц с одинаковыми параметрами фигуры, устраивая модные показы и дефиле. А вот у наших далеких предков подход к женской Одежде, например, был куда более практичный: она должна была быть прежде всего такой, чтобы подчеркивать привлекательность конкретной женщины, независимо от ее форм и объемов. Таким образом, каждый силуэт древних модниц был, так сказать, эксклюзивным. А дресс-код и понятие моды всегда служили неким утонченным оружием, практичным инструментом, при помощи которого женщина вела активную борьбу за привлечение внимания мужчин. И на всем протяжении человеческой истории женщина придумывала всевозможные хитрости и украшения, которые могли бы подчеркнуть именно ее красоту, создавая свой, неповторимый дресс-код. Она наносила оригинальные рисунки на тело и лицо, каждый раз по-новому оборачивая свои бедра и грудь куском материи или шкуры, тем самым приковывая к себе восхищенные взгляды мужчин и вызывая приступы ярости у соплеменниц.
Изначально быть модно одетой вовсе не значило втискивать себя в уже готовые, ориентированные на пресловутые 90-60-90, параметры одежды. Мы не должны «подгонять» себя под моду, пусть она служит нам - считали древние, даже не зная такого определения. Но времена менялись, социальная раздробленность нарастала, конкуренция увеличивалась, и поэтому уже было недостаточно одной только индивидуализации. Поэтому модные течения прошлых лет сменили курс на соответствие общим тенденциям. Чего стоят одни только корсеты ХУIII - XIX ВВ., в которые «загонялись» тела женщин, доводя несчастных до обморочного состояния, мода, светский дресс-код, если хотите, который должен неукоснительно соблюдаться.
Кстати, по мнению одного из Российских дизайнеров, слово «модный» сейчас вообще ни о чем не говорит профессионалам этого направления. Так, если человек заявляет, что он модный, то это значит «никакой». А вот если сказать: «Я одеваюсь в стиле D&G ... (или в стиле Roberto Cavalli, Gucci,Johп Galliaпo)», тогда все понятно. Дело в том, что понятия мировой моды в последнее время сильно размылись, появилось много новых стилей и направлений, а сама мода стала выражением собственного мнения для дизайнеров и кутюрье. Хотя и есть общемировые тенденции, процесс модных перемен заметно ускорился и стал более хаотичным. Например, то, что было модно, по мнению специалистов, три месяца назад, вполне вероятно, сейчас уже устарело. Но зато в таком случае, исходя из каких-то общих основ и тенденций различных стилей, каждый из нас вполне может подобрать что-то свое, индивидуальное. И это будет выглядеть действительно современно и стильно. Именно это имеется в виду, когда мы слышим слова «индивидуальность» и «свой, неповторимый стиль».
По-видимому, общественные мировые устои потихоньку возвращаются к истокам своим, логично следуя определенной цикличности исторических принципов и понятий. И как Следствие этого - некоторая универсальность и демократичность общих представлений об одежде, предоставляющая БОЛЬШЕ выбора для самореализации конкретного человека.
В свое время введение жестких требований к одежде; на высшем государственном уровне служило целям стабилизации, укрепления порядка и дисциплины в обществе. Историки подтверждают, что первый официальный дресс-код был введен еще в Древнем Риме с важной государственной целью отличить римлянина от чужестранца и иноплеменника. Поэтому в VI в. правитель Византии Юстиниан запретил ношение одежды, внешне напоминающей императорскую, издав закон о соответствии внешнего вида подданных род их занятий.
По одежде или символическим аксессуарам гонца в древности, например, определяли характер вестей, принесенных им, задолго до официального извещения. И всем известно, что у различных социальных объединений во все времена имелись отличительные знаки внешнего вида, четко и неукоснительно соблюдавшиеся. Как тут не вспомнить японских самураев или римских легионеров.
Если мы обратимся к еще более древней истории, то увидим, что люди издавна следили за поддержанием своего имиджа с помощью одежды, отождествляющей обладателя оной с определенным родом занятий, статусом и привилегиями. Почти как сейчас. Например, красавица Хатшепсут, единственная египетская женщина-фараон, надевала в торжественных случаях золотую бороду, как это делал бы фараон-мужчина, тем самым стараясь соответствовать положению и культурным понятиям, пусть даже и формально.
Богатому европейскому горожанину XII в. запрещалось одеваться в стиле родового дворянина, хотя его состояние вполне позволяло иметь лучшие костюмы той эпохи.
в Индии, к слову, по различным нюансам наряда можно было не только отличить замужнюю женщину от незамужней, но и точно определить ее нынешнее социальное положение, а также принадлежность к определенной касте. В средневековой Японии цветовые решения костюмов вообще регулировались более чем 200 законами.
Понятно, что сейчас правила классификации костюмов заметно упростились и, мода стала намного более демократичной. Однако по-прежнему важно соответствие той или иной одежды времени гола, месту, событию или статусу. Например, в Японии зимой никто не наденет розовое кимоно с изображением ветки цветущей сакуры. И в магазинах кимоно раскладывают не по размерам, а по времени года, возрасту и социальному статусу, как и в прежние века.
Кстати, успех введения правил для дресс-кода во все времена подкреплялся еще и тем, что разные профессиональные сообщества сами стремились к отождествлению с определенной манерой одеваться, отличаясь от других. Как тут не вспомнить, например, высокие поварские колпаки.
История традиционной Англии - страны-основательницы дресс-кода как четкого и объемлющего понятия - воочию свидетельствует о том, что каждая попытка наведения порядка в стране сопровождалась созданием определенных рамок и в одежде. Так было при королеве Елизавете Первой, так было и при Маргарет Тэтчер: бунтующие профсоюзы в 1970-е п. были успешно усмирены введением строгого дресс-кода на рабочих местах. Причем созданный корпоративный стиль, решая социальные заботы государства, еще и повышал узнаваемость компании, способствовал созданию единой системы управления и формированию командного духа в рождаемых эпохой развития производства корпорациях. Зато следующее поколение - молодые карьеристы, яппи, - сами «входили в доверие» начальства, неукоснительно следуя требованиям делового этикета.
Дресс-код неукоснительно соблюдали и женщины, атаковавшие офисы Европы и Америки в период рабочего бума в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Деловые дамы стремились успешно продвигаться по карьерной лестнице, а не кружиться на одном месте в легкомысленных нарядах. Поэтому они с удовольствием приняли строжайшие правила делового дресс-кода, которые, кстати, регламентировали не только цвет колготок, но и ширину полосок на пиджаке.
Но времена постепенно меняются, «ветер перемен» отменил галстуки по пятницам и предоставил некоторым служащим относительную свободу выбора рабочей одежды. Хотя и сейчас нарушения принятого стандарта иногда способны помешать карьерному росту. Например, согласно исследованиям, мужчине с длинными волосами или с небритым лицом в 90% случаев откажут в работе или предложат постричься.
Сегодня и в России специалисты отмечают некоторую демократизацию, смягчение требований к деловой одежде. И введение так называемой свободной пятницы - одно из проявлений этой тенденции. Кстати, о дресс-коде в России известно, как это ни парадоксально, еще со времен Рюрика. А при Петре 1 вообще существовал целый ряд законов, определяющих правила костюма для различных сословий, нарушение которых жестоко каралось. Чего стоит только одна эпопея с ликвидацией бород среди достопочтенных бояр?! Но Петру Великому надо отдать должное - благодаря его нововведениям и достижениям, Российская империя стала самой уважаемой страной на европейском континенте.
О тогдашнем дресс-коде достаточно подробно рассказал Н. В. Гоголь в своей знаменитой «Шинели». Например, Акакий Акакиевич - самая яркая жертва дресс-кода - хотел быть как все: чтобы не хуже, чем у людей, да куницу на воротник .. Копил, копил, а шинель украли ... Кто такое выдержит? Да никто! Получается некий гимн дресс-коду и его власти над обывателем! Интересно, что у Гоголя вообще все постоянно гоняются за шмотками: Башмачкин - за шинелью, Вакула - за черевичками, еще кто-то - за рецептом для смазки сапог и т. д. Издержки соблюдения дресс-кода, так сказать ...
Но как международное понятие «дресс-код» - «код платья» или «зашифрованный язык костюма» - в русском языке появилось сравнительно недавно, всего лишь какие-то 10 лет назад. Зато уже успело прочно закрепиться в так называемом активном словаре россиян, и наш лексикон стал богаче еще на один термин. Хотя первое время чаще вспоминали о дресс-коде и о фейс-контроле одновременно. Ассоциация такая была, что поделать. Когда, например, нужно было одеться соответственно требованиям заведения или определенного мероприятия.
А вот что такое face-control, думается, объяснять не стоит, если знаешь, что face - это лицо, и зачастую твое собственное.
Если же продолжить сравнительный ряд, то дресс-код это таможня, а фейс-контроль - пограничники. Ошибки возможны, но нежелательны, поэтому одеваться следует по рецепту любимого коктейля Джеймса Бонда - смешивать, но не взбалтывать.
Дресс-код поначалу воспринимался некоторыми компаниями и лицами как дань моде, необходимый атрибут «серьезно настроенной организации» или вообще как выделяющий показатель наличия денег. Всем известно, что в начале 1990-х у первых русских «бизнесменов» существовал своеобразный деловой дресс-код новоиспеченных предпринимателей: яркие галстуки «от Версаче», малиновые пиджаки и массивные золотые украшения. Все то, что сейчас стало лишь поводом для шуток артистов, тогда вызывало неподдельный интерес и уважение неискушенного общества.
Впрочем, нужно отметить, что и на сегодняшний день вся отечественная корпоративная культура пока еще находится на стадии зарождения - всерьез о дресс-коде начали говорить совсем недавно. Зато на Западе это уже целая наука, давно сформированная и устоявшаяся. Поэтому российские специалисты, которые предлагают услуги по разработке кодекса одежды, опираются исключительно на зарубежный опыт. Впрочем, так происходит во многих областях, и, пожалуй, слепое копирование здесь также не приведет ни к чему хорошему, создавая порой даже неудобства. Нам все-таки лучше отталкиваться от конкретных ситуаций и их особенностей, осознавая реальность. Если же этого не делать, то можно довести ситуацию до апофеоза, что и происходит сплошь и рядом. Вот, к примеру, выдержка из инструкции по фейс-контролю одного из модных российских клубов:
Опыт.
ФЕЙС-КОНТРОЛЬ
Не допускаются лица перевязанные, в гипсе, на костылях, в инвалидной коляске и пр.; кавказской национальности, похожие на фотографии лиц, разыскиваемых милицией.
В любом случае одежда гостя должна быть чистой и опрятной. Посетитель может носить одежду как классического, строгого, так и спортивного стиля.
Однако предпочтение отдается дорогим и качественным маркам в ценовой категории средней и выше средней.
Далее следует длинный перечень: D&G, Prada, GFF, Diesel, Mosehino, Gucci ... и:
Внимание! Вход в клуб запрещен в дешевой одежде, продаваемой на вещевых рынках.
Марки почему-то не перечисляются. Отдается предпочтение дорогой обуви из последних коллекций ведущих торговых марок (опять бесконечный список). Если гость предпочитает спортивный стиль обуви, то необходимо донимать, что приоритет у моделей не спортивных, а флэш-линий. С ума сойти! Можно подумать, у них на входе стоит главный редактор журнала Officiel. Так нет же, там мутант советского швейцара, похожий на консультанта из магазина бытовой техники с визуальным прототипом братка.
Однако можно иметь отличный дресс, что называется, но обладать при этом таким фей сом или манерой поведения, что в итоге не пустят никуда кроме мусоросжигательного завода. Так известного музыканта Фила Коллинза, экс-солиста Gеnesis, как-то выгнали с церемонии вручения наград Grammу. Причем выгнал обычный охранник, приговаривая: «Вали отсюда, деревенщина!» Кто видел Коллинза, не удивится: действительно, будто фермер подгулявший ...
В отличие от частных заведений и различных мероприятий, каждый раз по-своему прописывающих правила дресс-кода, у отечественных предпринимателей сейчас в чести западные деловые стандарты. А корпоративный стиль в Одежде - это основа для представления любой серьезной компании на российском рынке. Б то же время жесткость этой основы зависит от области и сферы применения, а также от локальных порядков компании.
Для вдумчивого же наблюдателя дресс-код - в первую очередь знак, способный сообщить о социальной и профессиональной принадлежности человека и о корпоративном объединении, в которое он входит.
Однако есть у этого слова и еще одно значение: дресс-код это требования к одежде, к внешнему виду сотрудников. Очень часто эти требования, прописанные в корпоративном кодексе, являются довольно жесткими и регламентируют не только одежду, но и прическу, макияж, а также наличие тех или иных аксессуаров. Как тут не вспомнить, что термин «корпоративная культура» (дресс-код является одной из ее составляющих) придумал германский военный теоретик по имени Мольтке! Так уж сложилось, что в понятии «дресс-код» сочетаются профессионализм и дисциплина, церемоальность и жесткая иерархичность одновременно. Поэтому само по себе слово «дресс-код» довольно многозначное.
В Англии, подарившей миру этот термин, до сих пор принято определение дресс-кода как свода правил, которыми необходимо руководствоваться при выборе костюма для конкретного случая. Намного более широкое значение - это умение одеваться, т. е. свод правил об этикете в выборе одежды. Знание этих правил до сих пор позволяет англичанину чувствовать себя уверенно и на приеме у королевы, и на деловом ланче с партнерами по бизнесу.
В США, напротив, это чаще всего указание па пригласительном билете относительно формы одежды для конкретного мероприятия или вечеринки. А правила устанавливают организаторы в каждом конкретном случае, причем в США сейчас эти требования подчас до абсурда жесткие, доходящие порой до эксцессов. Например, на одну из вечеринок голливудского бомонда гостям, всем без исключения, было предложено прийти только в костюмах определенных дизайнеров. Для соблюдения данного правила местных вышибал обязали просто не пускать на тусовку отступивших от дресс-кода, пренебрегая статусом и положением гостя. А на одной из вечеринок зажигательных представителей афро-американского шоу-бизнеса всем без исключения женщинам было предложено надеть нижнее белье только розового цвета. Причем список соответствующих аксессуаров был прописан в официальном приглашении. Однако такие ухищрения свойственны лишь частным вечеринкам, несмотря на то, что властители светской жизни в Штатах сейчас изворачиваются, как только могут, пытаясь максимально выделиться на фоне других. В этом сказывается и не которая пресыщенность современного американского общества. Впрочем, понятие «дресс-код» стало очень модным и популярным во многих кругах и в России, причем когда речь идет не только о деловой одежде, но также праздничной и повседневной.
К тому же создание деловой униформы - бесконечный источник вдохновения и материал для творчества среди известных на весь мир кутюрье. Поэтому модные дома, такие как Balenciaga, «Пьер Kapдeн», «Луиджи Колани» и многие другие, разрабатывают различную корпоративную одежду. Бизнес-линии, что называется. В России, например, форму для персонала «Аэрофлота» создавал небезызвестный Валентин Юдашкин. А отношение к дресс-коду в России в последние годы существенно изменилось как со стороны руководителей, так и со стороны самих сотрудников, и стало более осмысленным.
Взгляд культуролога.
Интересно понятие «дресс-код» и с культурологической точки зрения. В этом плане закономерны следующие вопросы:
В чем причина недовольства менеджеров большинства российских компаний введением дресс-кода? Решает ли деловая униформа те задачи, которые должна выполнять одежда? Способствует ли установке и поддержанию деловых контактов?
В этом отношении стоит сказать, что первая и главнейшая функция одежды по отношению к другим социальным критериям - это поддержание нормального температурного режима, т. е. защита от холода, жары и осадков. Так способствует ли жесткий дресс-код банковских холдингов выполнению этих функций? Строгие костюмы и обязательные чулки летом, холодные пальто зимой ... Понятное дело, нет! Быть может, само понятие «дресс-код» противоречит человеческой физиологии и именно поэтому встречает стойкое сопротивление у столь многих деловых людей? Возможно. А возможно, неодобрение вызвано личными предпочтениями и нежеланием быть похожим на всех, подчиняясь общей и обезличивающей корпоративной культуре, - «носить хочется то, что удобно и нравится именно мне». Тоже правильно.
Однако не стоит забывать, что исторически сложившаяся вторая функция одежды - знаковая. И она способна определять статус и положение ее носящего. Стоит отметить, что в последнее время действительно наметилась общемировая тенденция к некоторой демократизации повседневного офисного внешнего вида. Появилось утверждение специалистов на Западе, что более раскрепощенный формат одежды делает корпоративные отношения менее официальными и более естественными. А строгий деловой костюм скорее производит ассоциацию отталкивающего впечатления у посетителя или клиента, пересыщенного деловой активностью мегаполиса, которая и так создает постоянный стресс.
Хотя статусная функция одежды до сих пор имеет сильное влияние, тем более в чопорной Англии. Впервые такую мысль высказал еще Оноре де Бальзак: «Одежда выполняет функцию знака, так как она является отражением статусной позиции человека~. Часто это отражение возникает и вопреки желанию обладателя одежды. Коротковатые брюки, теплые ботинки, одежда «под ... » - соответственно знаки недостатка общей культуры, финансовых возможностей и некоторой провинциальности. Почему? Потому что, согласно принятым нормам, у настоящего джентльмена из-под брюк никогда не торчат ноги, теплая обувь не нужна, если есть машина, а столичный житель никого не надеется обмануть имитациями и подделками - крой и материал всегда «выдадут с потрохами».
Мало того, одежда читается знатоками, как текст, как открытая книга, где сразу ясен и вкус обладателя, и его статус и финансовые возможности. Поэтому знание дресс-кода - это способ изменить значение самого знака, составить новый текст, в котором читается и хороший вкус, и уровень образования; текст о личности, которой не свойственны бескультурье, снобизм и хвастливость.
Специалисты называют и третью функцию одежды, в рамках которой одежда воспринимается как определенный символ или посыл в общество, продиктованный влиянием профессии, стиля жизни, культурологическими, этническими, географическими или другими особенностями человека либо группы людей. Одежда - это не только «слепок», правдивый «отпечаток» личности, но и вполне осознанно создаваемый «дискурс», который способен многое рассказать об определенном человеке. Например, черный статусный костюм или рубашка с динамичной морской символикой, галстук в мелкий горох с узлом «Виндзор» или шейный платок необычного цвета ... Здесь каждый элемент костюма есть символ, а весь гардероб - «законченное высказывание», говорящее о надежности и авторитетности его владельца. Или о креативности, мобильности личности.
В любом случае дресс-код и есть такое высказывание, причем незнание дресс-кода может привести к созданию лживого обманчивого впечатления. Зато осознанное использование символов может создать нужный образ, а иногда и ввести в «нужное» заблуждение.
Знание о третьей функции одежды, кстати, сполна используют и мошенники, поскольку необходимое впечатление создает их респектабельный внешний вид. Так, известен интересный случай мошенничества, произошедший во Франции в начале ХХ в. Один с виду весьма респектабельный, джентльмен вошел в доверие к группе чиновников и предпринимателей, предложив им продажу на металлолом не чего-нибудь, а ... самой Эйфелевой башни! Мало того, договор был подписан при таких условиях, что продавец получал деньги, а башня все равно оставалась, понятное дело, в собственности государства. Проходимец представился правой рукой уполномоченного чиновника одного из министерств, поддержкой которого заранее заручился. Причем аферист настолько соответствующе и правдиво презентовал и вел себя, создавая ореол успешного и влиятельного человека, что не возбудил ни малейшего подозрения к себе. Этому соответствовал и респектабельный внешний вид «с иголочки», в который, кстати, были вложены немалые деньги. В результате столь масштабная афера векового характера прошла для него благополучно, оставив лишь курьезный след в истории Франции.
Хотя подобным влиянием имиджа и внешней презентации пользуются не только мошенники, но и настоящие карьеристы, которые всегда одеваются на сумму, соответствующую должности и желаемому окладу. Зато очень часто некоторая подвижность и расплывчатость норм языка одежды приводит к двойственности и расхождениям в понимании позиции автора. Хрестоматийный пример - малиновый пиджак и «златая цепь» создавались как ода богатству, а получилась «декларация безвкусицы».
Особый род текстов одежды - приказы и распоряжения.
Текстом, носимым по приказу, можно назвать униформу. Сегодня униформа - не только одежда военных. Так в шутку
называют и консервативный стиль, например дресс-код государственных чиновников и банкиров, поскольку он подчеркивает не индивидуальность личности, а ее статусность. Такая одежда - всегда одежда представителя, можно сказать, «знака» определенной системы.
Четвертая функция одежды - корректирующая и демонстрирующая. Одежда способна создать новый текст о теле, скрыть его контуры и создать новые. Как в эффективных продажах - спрячет все непригодное к демонстрации и покажет все с максимально привлекательной стороны. Так и современный дресс-код: жилет полнит - можно не носить, маленький рост - длина галстука сегодня строго не регламентируется.
Пятая функция одежды - отражение времени и эпохи.
Язык одежды, как и обычный язык, существует только во времени. Это значит, что одно и то же слово вчера казалось странным и непонятным, а сегодня оно в моде и им щеголяют все, но завтра оно будет вызывать насмешки. Кстати, историк Джеймс Лавер в середине 1940-х п. создал закон изменения моды, описывающий реакцию общества на одежду, меняющуюся с течением времени и эпох. Он установил, что один и тот же костюм будет:
1. неприличным - за 10 лет до своего времени;
2. бесстыдным - за 5 лет;
3. смелым - за 1 год;
4. нарядным - в свое время;
5. вышедшим из моды - годом позже;
6. отвратительным - через 10 лет;
7. смешным - через 20;
8. забавным - через 30;
9. причудливым - через 50;
10. очаровательным - через 70;
11. романтическим - через 100;
12. красивым - через 150 лет.
Получается, что костюм - как и слово - существует только во времени и в эпохе.
Но чтобы заслужить внешнее доверие окружающих, совершенно не обязательно быть словно «только что из модного бутика». И уж тем более добиваться соответствия костюма своему времени, потому что в черед<