Уровень второй - кинестетический

Это наши мимика, осанка, движения, жесты, позы, даже вы­ражение лица и глаз. А также скоординированность всего на­шего поведения в обществе. И все это называется невербаль­ным общением, с основными законами которого хорошо знакомы психологи и имиджмейкеры. С точки зрения пси­хологов, за всем разнообразием современного мира и пере­избытком информации, за всеми нашими будничными забо­тами и переживаниями мы постепенно теряем, как бы утра­чиваем ощущение себя. В области создания гармоничного кинестетического имиджа хорошо помогают занятия йогой. Большинство упражнений в этой животворящей индийской гимнастике ориентированы на концентрацию прежде всего на себе самом - на своем теле и необходимом ощущении его как единого целого. При этом тут же начинают правиль­но функционировать абсолютно все системы организма, ведь давно не секрет, что тело, разум и душа человека - это еди­ное целое, где маленькая поломка в одной из частей неиз­бежно отзывается на всем остальном. Погружаясь в осозна­ние своего организма и приводя его в цельное, гармоничное существование, мы очищаем свой разум. Голова становится светлой, а мысли ясными. К слову, психологи утверждают, что мы все зачастую переживаем массу внутренних конфлик­тов, мгновенно отражающихся на нашем поведении и на внешнем облике. Поэтому очень важно принять реальность такой, какая она есть, не загружая свой мозг выдуманными ассоциациями и переживаниями. С помощью же несложных упражнений по системе йоги как раз и достигается необхо­димое ощущение внутреннего комфорта, приводящее наши эмоции, чувства и мысли в порядок. Причем наши движе­ния становятся естественными и непринужденными. А по­ходка - легкой, плавной и летящей. Соответственно, и наше поведение в обществе становится более адекватным, собран­ным и гармоничным.

Кстати, многие из мировых знаменитостей, тратя большое количество энергии и пребывая в постоянном напряжении, вовсю практикуют это целебное учение. Так, по словам Ма­донны, Стинга и многих других представителей шоу-бизнеса, занятия йогой помогают расслабиться, снять напряжение и привести свои мысли в порядок после головокружительного и напряженного графика концертов, гастролей и съемок

И потом, согласитесь, вряд ли вызовет доверие человек, си­дящий вполоборота, нога на ногу, держа руки в замке, весь напряженный и скукоженный, всем своим видом показывая недовольство собой и своей жизнью. Напротив, если вы рас­кроетесь - не будете перекрещивать ноги, прятать руки, ра­зомкнете ладони, немного разведете пальцы, - это произведет очень благоприятное впечатление на собеседника. На уровне подсознания. Зато нервные и резкие движения могут оттолк­нуть. А ваше напряжение может быть истолковано как жела­ние солгать или скрыть что-либо. Или даже как неуверенность в своих силах и профессиональных навыках. Все это может серьезно понизить уровень доверия к вам. Бесспорно, что че­ловек со спокойной, уверенной и легкой походкой произво­дит совершенно другое впечатление, чем человек сгорбленный и поникший. Распрямленные же плечи и в меру гордо подня­тая голова негласно расскажут окружающим, что вы целеустремлены и уверены в себе и своих силах. Такое состояние вкупе с позитивным отношением к жизни, поверьте, не замед­лит отразиться и на реальности. В результате вся ваша дело­вая активность принесет намного больше плодов, нежели вы от нее ожидаете.

Есть еще и третий уровень - средовой.

УРОВЕНЬ ТРЕТИЙ – СРЕДОВОЙ.

Сюда обычно относят стандартные места нашего обитания: дом, рабочий кабинет, автомобиль и все, что укладывается в понятие «окружающая среда», в том числе круг знакомых и места отдыха.

Необходимо отметить, что наш имидж как качественная и объемная характеристика начинает «работать» только при гар­моничном сочетании всех трех названных уровней одновременно. Сформированный образ не только поможет нашему са­моопределению в обществе, но и станет важным средством со­ответствия личности конкретному профессиональному объеди­нению, статусу и уровню положения. Хотя скептики подчас натуралистически замечают, что статус - это всего лишь ко­личество перьев. Возможно, такое утверждение также име­ет право на жизнь.

Однако не стоит недооценивать роль самопрезентации че­ловека в сложном и высокоорганизованном современном об­ществе. Ведь усилия, вложенные в формирование позитивно­го имиджа, отражают личностную оценку собственных воз­можностей, фиксируют место человека в социуме в настоящее время и его будущий карьерный рост. А с точки зрения пси­хологии человека и понятия самооценки как такового это чрез­вычайно важные факторы.

Ко всему прочему профессионально-личностный имидж ­не только важнейший элемент достигнутого статуса, он еще одновременно является и предпосылкой достигаемого. Что называется в кредит, на перспективу, когда мы сознательно завышаем свой профессиональный статус, накручивая себе цену в начале карьерного пути и как бы компенсируя этим недостаток своего опыта. Но если делать это правильно, вско­ре можно действительно начать соответствовать предъявляе­мым к себе требованиям в реальности.

Поэтому американцы говорят: студент выпускного курса юридического факультета должен выглядеть так, как будто он уже работает юристом. Есть и еще одно известное правило: тот, кто хочет подняться на следующую ступеньку карьерной лестницы, должен стараться выглядеть так, как будто он уже занял интересующую его позицию. Ведь человек, одевающий­ся на работу по всем правилам дресс-кода, будет восприни­маться вышестоящим руководством как человек более профессиональный. И при прочих равных условиях его, скорее все­го, первого пошлют на обучение или повысят в должности. Как говорится, «если хочешь быть начальником, то одевайся, как начальник, и говори, как начальник». Психологи, кстати, называют такой подход ассоциативным поведением.

Если человек хочет быть другим, тогда он должен быть им уже сейчас, подкрепляя самооценку соответствующим пози­ционированием в обществе и частой принадлежностью к определенной ситуации, настраивая образ своего мышления оп­ределенным образом. В таком случае человек действительно становится тем, кем хочет быть, и добивается в реальности того, что соответствует его внутренним порывам и состоянию. Понятно, что такой подход используется не только в области создания профессионального имиджа, но и в прикладной пси­хологии, помогая людям с внутренними конфликтами и запу­тавшимися жизненными ориентировками понять и осознать себя, постепенно налаживая гармонию между внутренним и внешним миром.

Так, мы часто сталкиваемся в жизни с устоявшимся отно­шением к себе в группе, как правило, близких людей, чье мне­ние о нас было сформировано задолго до нашего сегодняшнего состояния и идет вразрез с нашим реальным мнением о себе. Такая дисгармония нередко приводит к внутриличностным конфликтам, и в этом отношении новые знакомства и новые отношения воспринимаются крайне положительно, как чис­тый лист, где мы можем представить себя так, как нам хочет­ся, несмотря на то, что где-то обязательно преувеличим. Зато если презентовать себя правильно, адекватно, но в соответ­ствии со своим внутренним ощущением, впоследствии при встрече с этим человеком мы будем чувствовать себя более ус­тойчиво и комфортно, так, как надо. Это, если хотите, психоло­гическое объяснение важности первого впечатления, в котором имидж и визуальная сторона играют далеко не последнюю роль.

Самое интересное, что, постоянно работая над собой по­добным образом, мы можем действительно стать такими, ка­кими хотим быть. И в этом плане заранее зафиксированное отношение к нам близких, знающих нас в другом амплуа из­начально, может сильно затормозить весь процесс. Хорошо, если старые друзья и знакомые готовы вас понять адекватно и меняться вместе с вами. Труднее бывает с родственниками, где менять свой имидж и свое поведение нужно мягко и по­степенно, не шокируя окружающих. В противном случае вас могут не понять или понять, но неправильно. Точно так же вас как могут не понять и в деловой среде, воспринимая вас не так, как вы старались себя представить. Чтобы этого не случилось, нужно стараться соответствовать внутренне и внеш­не заявленным требованиям, да еще не забывать о важной роли первого впечатления, характеризующего дальнейшие отношения с человеком. «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление», - гласит известная пословица, и с ней нельзя не согласиться. Поэтому мы остановимся на первом впечатлении и разберем его особенности подробнее. Так вот, первое впечатление о конкретном человеке складывается на основе трех компонентов:

1. вербального (что, и как говорится);

2. вокального (как произносится);

3. визуального (как выглядит говорящий) - включая осанку, мимику, жесты и манеру поведения, выдающую характер и типаж соответственно.

Причем, со слов исследователей, 90% всей информации о другом человеке улавливается нами благодаря бессознатель­ной оценке невербального поведения, которой мы, по законам психологии, доверяем больше, чем словам или действиям. По­лучается, что, зная расшифровку невербальных жестов и умея владеть ими, можно влиять определенным образом на людей, создавая тем самым и основу своего имиджа.

Вообще, предполагаемый треугольник эффективного имид­жа имеет следующие вершины:

1. позиционирование, адекватное общим целям и конкрет­ным задачам;

2. опора на свои индивидуальные особенности и бережное отношение к своей уникальности;

3. учет закономерностей восприятия окружающих.

На пересечении этих составляющих и формируется эффек­тивный имидж в каждой конкретной ситуации. Поэтому, на­пример, при выборе одежды для собеседования необходимо руководствоваться основным принципом - принципом адек­ватности. Одежда, манера поведения и внешний вид должны качественно согласовываться между собой и соответствовать ситуации, согласно целям и задачам. Например, деловой имидж в своем нерушимом образе должен представлять собой стабиль­ность, собранность, основательность, пунктуальность, стро­гость и благополучие. А еще - достаток, сдержанность, опе­ративность и аккуратность.

Получается, что деловой дресс-код - это те же понятия, но переведенные исключительно на язык одежды, прически, аксессуаров и всего внешнего образа вместе взятых. Причем эта визуальная составляющая деловой жизни порой очень основательно отражается на положительном имидже всей орга­низации в целом. Кстати, еще совсем недавно ее формирова­нию в Российских деловых кругах не уделялось должного и адекватного Внимания. Хотя, по правилам, имидж руководи­телей и самопрезентация организации в целом - это одни из фундаментальных понятий, связанных с миссией компании и разработкой стратегии ее дальнейшего развития.

Внешний вид сотрудников, как и их отношение к своей фирме, - важнейшая часть имиджа любой организации, и в особенности, небольшой, развивающейся, ведь первые впечат­ления о деятельности компании часто формируют ее репута­цию на долгие годы. А репутация, безусловно, необходима надежная, стабильная, открытая, честная и конкурентоспособ­ная. В этом случае корпоративная одежда, или дресс-код, вве­денный в компании, нацелены визуально продемонстрировать эти качества как клиентам, так и партнерам и конкурентам.

Главное, чтобы внешние качества презентации соответство­вали реальному положению вещей в этой компании. В свою очередь, знание подобных психологических основ, умение гра­мотно преподнести и презентовать себя в обществе, адекват­но дешифровать определенный Dress Code, владея технологи­ей создания делового имиджа в целом, можно с уверенностью влиять на общество в поддержку достижения заявленных це­лей. А добьются чего-либо в этой жизни, причем не только в деловой, но и в личной, очень важно для каждого из нас. И в этом смысле понимание тонкостей восприятия, о которых мы сейчас говорим, может сослужить хорошую службу.

КОД ИСТОРИИ

Кстати, подобные знания стояли на вооружении еще задолго до современного развития цивилизации. Такое понятие, как модный стиль одежды, существовало еще в глубокой древно­сти. Только имело несколько иное значение. Сегодня мы ас­социируем с этим словом то, что предлагают модельеры и носят представители шоу-бизнеса. То, во что наряжают мане­кенщиц с одинаковыми параметрами фигуры, устраивая мод­ные показы и дефиле. А вот у наших далеких предков подход к женской Одежде, например, был куда более практичный: она должна была быть прежде всего такой, чтобы подчеркивать привлекательность конкретной женщины, независимо от ее форм и объемов. Таким образом, каждый силуэт древних мод­ниц был, так сказать, эксклюзивным. А дресс-код и понятие моды всегда служили неким утонченным оружием, практичным инструментом, при помощи которого женщина вела ак­тивную борьбу за привлечение внимания мужчин. И на всем протяжении человеческой истории женщина придумывала все­возможные хитрости и украшения, которые могли бы подчер­кнуть именно ее красоту, создавая свой, неповторимый дресс-­код. Она наносила оригинальные рисунки на тело и лицо, каждый раз по-новому оборачивая свои бедра и грудь кус­ком материи или шкуры, тем самым приковывая к себе вос­хищенные взгляды мужчин и вызывая приступы ярости у со­племенниц.

Изначально быть модно одетой вовсе не значило втиски­вать себя в уже готовые, ориентированные на пресловутые 90-­60-90, параметры одежды. Мы не должны «подгонять» себя под моду, пусть она служит нам - считали древние, даже не зная такого определения. Но времена менялись, социальная раздробленность нарастала, конкуренция увеличивалась, и по­этому уже было недостаточно одной только индивидуализа­ции. Поэтому модные течения прошлых лет сменили курс на соответствие общим тенденциям. Чего стоят одни только кор­сеты ХУIII - XIX ВВ., в которые «загонялись» тела женщин, доводя несчастных до обморочного состояния, мода, светский дресс-код, если хотите, который должен неукоснительно со­блюдаться.

Кстати, по мнению одного из Российских дизайнеров, сло­во «модный» сейчас вообще ни о чем не говорит профессионалам этого направления. Так, если человек заявляет, что он модный, то это значит «никакой». А вот если сказать: «Я оде­ваюсь в стиле D&G ... (или в стиле Roberto Cavalli, Gucci,Johп Galliaпo)», тогда все понятно. Дело в том, что понятия миро­вой моды в последнее время сильно размылись, появилось много новых стилей и направлений, а сама мода стала выражением собственного мнения для дизайнеров и кутюрье. Хотя и есть общемировые тенденции, процесс модных перемен за­метно ускорился и стал более хаотичным. Например, то, что было модно, по мнению специалистов, три месяца назад, впол­не вероятно, сейчас уже устарело. Но зато в таком случае, исходя из каких-то общих основ и тенденций различных сти­лей, каждый из нас вполне может подобрать что-то свое, ин­дивидуальное. И это будет выглядеть действительно современ­но и стильно. Именно это имеется в виду, когда мы слышим слова «индивидуальность» и «свой, неповторимый стиль».

По-видимому, общественные мировые устои потихоньку возвращаются к истокам своим, логично следуя определенной цикличности исторических принципов и понятий. И как След­ствие этого - некоторая универсальность и демократичность общих представлений об одежде, предоставляющая БОЛЬШЕ вы­бора для самореализации конкретного человека.

В свое время введение жестких требований к одежде; на высшем государственном уровне служило целям стабилизации, укрепления порядка и дисциплины в обществе. Исто­рики подтверждают, что первый официальный дресс-код был введен еще в Древнем Риме с важной государственной целью отличить римлянина от чужестранца и иноплеменни­ка. Поэтому в VI в. правитель Византии Юстиниан запретил ношение одежды, внешне напоминающей императорскую, из­дав закон о соответствии внешнего вида подданных род их занятий.

По одежде или символическим аксессуарам гонца в древ­ности, например, определяли характер вестей, принесенных им, задолго до официального извещения. И всем известно, что у различных социальных объединений во все времена имелись отличительные знаки внешнего вида, четко и неукоснительно соблюдавшиеся. Как тут не вспомнить японских самураев или римских легионеров.

Если мы обратимся к еще более древней истории, то уви­дим, что люди издавна следили за поддержанием своего имиджа с помощью одежды, отождествляющей обладателя оной с определенным родом занятий, статусом и привилегиями. По­чти как сейчас. Например, красавица Хатшепсут, единственная египетская женщина-фараон, надевала в торжественных случаях золотую бороду, как это делал бы фараон-мужчина, тем самым стараясь соответствовать положению и культурным понятиям, пусть даже и формально.

Богатому европейскому горожанину XII в. запрещалось одеваться в стиле родового дворянина, хотя его состояние вполне позволяло иметь лучшие костюмы той эпохи.

в Индии, к слову, по различным нюансам наряда можно было не только отличить замужнюю женщину от незамужней, но и точно определить ее нынешнее социальное положение, а также принадлежность к определенной касте. В средневеко­вой Японии цветовые решения костюмов вообще регулирова­лись более чем 200 законами.

Понятно, что сейчас правила классификации костюмов за­метно упростились и, мода стала намного более демократич­ной. Однако по-прежнему важно соответствие той или иной одежды времени гола, месту, событию или статусу. Например, в Японии зимой никто не наденет розовое кимоно с изобра­жением ветки цветущей сакуры. И в магазинах кимоно рас­кладывают не по размерам, а по времени года, возрасту и со­циальному статусу, как и в прежние века.

Кстати, успех введения правил для дресс-кода во все вре­мена подкреплялся еще и тем, что разные профессиональные сообщества сами стремились к отождествлению с определен­ной манерой одеваться, отличаясь от других. Как тут не вспом­нить, например, высокие поварские колпаки.

История традиционной Англии - страны-основательницы дресс-кода как четкого и объемлющего понятия - воочию сви­детельствует о том, что каждая попытка наведения порядка в стране сопровождалась созданием определенных рамок и в одежде. Так было при королеве Елизавете Первой, так было и при Маргарет Тэтчер: бунтующие профсоюзы в 1970-е п. были успешно усмирены введением строгого дресс-кода на ра­бочих местах. Причем созданный корпоративный стиль, ре­шая социальные заботы государства, еще и повышал узнава­емость компании, способствовал созданию единой системы управления и формированию командного духа в рождаемых эпохой развития производства корпорациях. Зато следующее поколение - молодые карьеристы, яппи, - сами «входили в доверие» начальства, неукоснительно следуя требованиям де­лового этикета.

Дресс-код неукоснительно соблюдали и женщины, атако­вавшие офисы Европы и Америки в период рабочего бума в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Деловые дамы стремились успешно продвигаться по карьерной лестнице, а не кружить­ся на одном месте в легкомысленных нарядах. Поэтому они с удовольствием приняли строжайшие правила делового дресс-кода, которые, кстати, регламентировали не только цвет кол­готок, но и ширину полосок на пиджаке.

Но времена постепенно меняются, «ветер перемен» отме­нил галстуки по пятницам и предоставил некоторым служа­щим относительную свободу выбора рабочей одежды. Хотя и сейчас нарушения принятого стандарта иногда способны по­мешать карьерному росту. Например, согласно исследовани­ям, мужчине с длинными волосами или с небритым лицом в 90% случаев откажут в работе или предложат постричься.

Сегодня и в России специалисты отмечают некоторую де­мократизацию, смягчение требований к деловой одежде. И введение так называемой свободной пятницы - одно из проявлений этой тенденции. Кстати, о дресс-коде в России из­вестно, как это ни парадоксально, еще со времен Рюрика. А при Петре 1 вообще существовал целый ряд законов, опре­деляющих правила костюма для различных сословий, нару­шение которых жестоко каралось. Чего стоит только одна эпо­пея с ликвидацией бород среди достопочтенных бояр?! Но Петру Великому надо отдать должное - благодаря его ново­введениям и достижениям, Российская империя стала самой уважаемой страной на европейском континенте.

О тогдашнем дресс-коде достаточно подробно рассказал Н. В. Гоголь в своей знаменитой «Шинели». Например, Ака­кий Акакиевич - самая яркая жертва дресс-кода - хотел быть как все: чтобы не хуже, чем у людей, да куницу на воротник .. Копил, копил, а шинель украли ... Кто такое выдержит? Да ник­то! Получается некий гимн дресс-коду и его власти над обы­вателем! Интересно, что у Гоголя вообще все постоянно гоня­ются за шмотками: Башмачкин - за шинелью, Вакула - за че­ревичками, еще кто-то - за рецептом для смазки сапог и т. д. Издержки соблюдения дресс-кода, так сказать ...

Но как международное понятие «дресс-код» - «код платья» или «зашифрованный язык костюма» - в русском языке по­явилось сравнительно недавно, всего лишь какие-то 10 лет на­зад. Зато уже успело прочно закрепиться в так называемом активном словаре россиян, и наш лексикон стал богаче еще на один термин. Хотя первое время чаще вспоминали о дресс-коде и о фейс-контроле одновременно. Ассоциация такая была, что поделать. Когда, например, нужно было одеться соответствен­но требованиям заведения или определенного мероприятия.

А вот что такое face-control, думается, объяснять не стоит, если знаешь, что face - это лицо, и зачастую твое собственное.

Если же продолжить сравнительный ряд, то дресс-код ­это таможня, а фейс-контроль - пограничники. Ошибки воз­можны, но нежелательны, поэтому одеваться следует по ре­цепту любимого коктейля Джеймса Бонда - смешивать, но не взбалтывать.

Дресс-код поначалу воспринимался некоторыми компани­ями и лицами как дань моде, необходимый атрибут «серьезно настроенной организации» или вообще как выделяющий по­казатель наличия денег. Всем известно, что в начале 1990-х у первых русских «бизнесменов» существовал своеобразный деловой дресс-код новоиспеченных предпринимателей: яркие галстуки «от Версаче», малиновые пиджаки и массивные зо­лотые украшения. Все то, что сейчас стало лишь поводом для шуток артистов, тогда вызывало неподдельный интерес и ува­жение неискушенного общества.

Впрочем, нужно отметить, что и на сегодняшний день вся отечественная корпоративная культура пока еще находится на стадии зарождения - всерьез о дресс-коде начали говорить совсем недавно. Зато на Западе это уже целая наука, давно сформированная и устоявшаяся. Поэтому российские специ­алисты, которые предлагают услуги по разработке кодек­са одежды, опираются исключительно на зарубежный опыт. Впрочем, так происходит во многих областях, и, пожалуй, слепое копирование здесь также не приведет ни к чему хоро­шему, создавая порой даже неудобства. Нам все-таки лучше отталкиваться от конкретных ситуаций и их особенностей, осознавая реальность. Если же этого не делать, то можно до­вести ситуацию до апофеоза, что и происходит сплошь и ря­дом. Вот, к примеру, выдержка из инструкции по фейс-конт­ролю одного из модных российских клубов:

Опыт.

ФЕЙС-КОНТРОЛЬ

Не допускаются лица перевязанные, в гипсе, на костылях, в инвалидной коляске и пр.; кавказской национальности, по­хожие на фотографии лиц, разыскиваемых милицией.

В любом случае одежда гостя должна быть чистой и оп­рятной. Посетитель может носить одежду как классического, строгого, так и спортивного стиля.

Однако предпочтение отдается дорогим и качественным маркам в ценовой категории средней и выше средней.

Далее следует длинный перечень: D&G, Prada, GFF, Diesel, Mosehino, Gucci ... и:

Внимание! Вход в клуб запрещен в дешевой одежде, прода­ваемой на вещевых рынках.

Марки почему-то не перечисляются. Отдается предпочте­ние дорогой обуви из последних коллекций ведущих торго­вых марок (опять бесконечный список). Если гость предпо­читает спортивный стиль обуви, то необходимо донимать, что приоритет у моделей не спортивных, а флэш-линий. С ума сойти! Можно подумать, у них на входе стоит главный редак­тор журнала Officiel. Так нет же, там мутант советского швей­цара, похожий на консультанта из магазина бытовой техники с визуальным прототипом братка.

Однако можно иметь отличный дресс, что называется, но обладать при этом таким фей сом или манерой поведения, что в итоге не пустят никуда кроме мусоросжигательного завода. Так известного музыканта Фила Коллинза, экс-солиста Gе­nesis, как-то выгнали с церемонии вручения наград Grammу. Причем выгнал обычный охранник, приговаривая: «Вали от­сюда, деревенщина!» Кто видел Коллинза, не удивится: дей­ствительно, будто фермер подгулявший ...

В отличие от частных заведений и различных мероприя­тий, каждый раз по-своему прописывающих правила дресс-­кода, у отечественных предпринимателей сейчас в чести за­падные деловые стандарты. А корпоративный стиль в Одеж­де - это основа для представления любой серьезной компании на российском рынке. Б то же время жесткость этой основы зависит от области и сферы применения, а также от локаль­ных порядков компании.

Для вдумчивого же наблюдателя дресс-код - в первую очередь знак, способный сообщить о социальной и профессио­нальной принадлежности человека и о корпоративном объеди­нении, в которое он входит.

Однако есть у этого слова и еще одно значение: дресс-код ­это требования к одежде, к внешнему виду сотрудников. Очень часто эти требования, прописанные в корпоративном кодексе, являются довольно жесткими и регламентируют не только одежду, но и прическу, макияж, а также наличие тех или иных аксессуаров. Как тут не вспомнить, что термин «корпоратив­ная культура» (дресс-код является одной из ее составляющих) придумал германский военный теоретик по имени Мольтке! Так уж сложилось, что в понятии «дресс-код» сочетаются про­фессионализм и дисциплина, церемоальность и жесткая иерархичность одновременно. Поэтому само по себе слово «дресс-код» довольно многозначное.

В Англии, подарившей миру этот термин, до сих пор при­нято определение дресс-кода как свода правил, которыми не­обходимо руководствоваться при выборе костюма для кон­кретного случая. Намного более широкое значение - это уме­ние одеваться, т. е. свод правил об этикете в выборе одежды. Знание этих правил до сих пор позволяет англичанину чув­ствовать себя уверенно и на приеме у королевы, и на деловом ланче с партнерами по бизнесу.

В США, напротив, это чаще всего указание па пригласи­тельном билете относительно формы одежды для конкрет­ного мероприятия или вечеринки. А правила устанавливают организаторы в каждом конкретном случае, причем в США сейчас эти требования подчас до абсурда жесткие, доходящие порой до эксцессов. Например, на одну из вечеринок голли­вудского бомонда гостям, всем без исключения, было предло­жено прийти только в костюмах определенных дизайнеров. Для соблюдения данного правила местных вышибал обязали просто не пускать на тусовку отступивших от дресс-кода, пре­небрегая статусом и положением гостя. А на одной из вечери­нок зажигательных представителей афро-американского шоу-­бизнеса всем без исключения женщинам было предложено надеть нижнее белье только розового цвета. Причем список соответствующих аксессуаров был прописан в официальном приглашении. Однако такие ухищрения свойственны лишь ча­стным вечеринкам, несмотря на то, что властители светской жизни в Штатах сейчас изворачиваются, как только могут, пы­таясь максимально выделиться на фоне других. В этом ска­зывается и не которая пресыщенность современного американ­ского общества. Впрочем, понятие «дресс-код» стало очень модным и популярным во многих кругах и в России, причем когда речь идет не только о деловой одежде, но также празд­ничной и повседневной.

К тому же создание деловой униформы - бесконечный ис­точник вдохновения и материал для творчества среди извест­ных на весь мир кутюрье. Поэтому модные дома, такие как Balenciaga, «Пьер Kapдeн», «Луиджи Колани» и многие дру­гие, разрабатывают различную корпоративную одежду. Биз­нес-линии, что называется. В России, например, форму для персонала «Аэрофлота» создавал небезызвестный Валентин Юдашкин. А отношение к дресс-коду в России в последние годы существенно изменилось как со стороны руководителей, так и со стороны самих сотрудников, и стало более осмыс­ленным.

Взгляд культуролога.

Интересно понятие «дресс-код» и с культурологической точ­ки зрения. В этом плане закономерны следующие вопросы:

В чем причина недовольства менеджеров большинства россий­ских компаний введением дресс-кода? Решает ли деловая уни­форма те задачи, которые должна выполнять одежда? Спо­собствует ли установке и поддержанию деловых контактов?

В этом отношении стоит сказать, что первая и главнейшая функция одежды по отношению к другим социальным крите­риям - это поддержание нормального температурного режи­ма, т. е. защита от холода, жары и осадков. Так способствует ли жесткий дресс-код банковских холдингов выполнению этих функций? Строгие костюмы и обязательные чулки летом, хо­лодные пальто зимой ... Понятное дело, нет! Быть может, само понятие «дресс-код» противоречит человеческой физиологии и именно поэтому встречает стойкое сопротивление у столь многих деловых людей? Возможно. А возможно, неодобрение вызвано личными предпочтениями и нежеланием быть похо­жим на всех, подчиняясь общей и обезличивающей корпора­тивной культуре, - «носить хочется то, что удобно и нравит­ся именно мне». Тоже правильно.

Однако не стоит забывать, что исторически сложившаяся вторая функция одежды - знаковая. И она способна опреде­лять статус и положение ее носящего. Стоит отметить, что в последнее время действительно наметилась общемировая тенденция к некоторой демократизации повседневного офисного внешнего вида. Появилось утверждение специалистов на За­паде, что более раскрепощенный формат одежды делает кор­поративные отношения менее официальными и более есте­ственными. А строгий деловой костюм скорее производит ассоциацию отталкивающего впечатления у посетителя или клиента, пересыщенного деловой активностью мегаполиса, ко­торая и так создает постоянный стресс.

Хотя статусная функция одежды до сих пор имеет сильное влияние, тем более в чопорной Англии. Впервые такую мысль высказал еще Оноре де Бальзак: «Одежда выполняет функ­цию знака, так как она является отражением статусной пози­ции человека~. Часто это отражение возникает и вопреки же­ланию обладателя одежды. Коротковатые брюки, теплые ботин­ки, одежда «под ... » - соответственно знаки недостатка общей культуры, финансовых возможностей и некоторой провинци­альности. Почему? Потому что, согласно принятым нормам, у настоящего джентльмена из-под брюк никогда не торчат ноги, теплая обувь не нужна, если есть машина, а столичный житель никого не надеется обмануть имитациями и поддел­ками - крой и материал всегда «выдадут с потрохами».

Мало того, одежда читается знатоками, как текст, как от­крытая книга, где сразу ясен и вкус обладателя, и его статус и финансовые возможности. Поэтому знание дресс-кода - это способ изменить значение самого знака, составить новый текст, в котором читается и хороший вкус, и уровень образования; текст о личности, которой не свойственны бескультурье, сно­бизм и хвастливость.

Специалисты называют и третью функцию одежды, в рам­ках которой одежда воспринимается как определенный символ или посыл в общество, продиктованный влиянием профессии, стиля жизни, культурологическими, этническими, географи­ческими или другими особенностями человека либо группы людей. Одежда - это не только «слепок», правдивый «отпе­чаток» личности, но и вполне осознанно создаваемый «дискурс», который способен многое рассказать об определенном человеке. Например, черный статусный костюм или рубашка с динамичной морской символикой, галстук в мелкий горох с узлом «Виндзор» или шейный платок необычного цвета ... Здесь каждый элемент костюма есть символ, а весь гардероб - «законченное высказывание», говорящее о надежности и ав­торитетности его владельца. Или о креативности, мобильнос­ти личности.

В любом случае дресс-код и есть такое высказывание, при­чем незнание дресс-кода может привести к созданию лживо­го обманчивого впечатления. Зато осознанное использование символов может создать нужный образ, а иногда и ввести в «нужное» заблуждение.

Знание о третьей функции одежды, кстати, сполна исполь­зуют и мошенники, поскольку необходимое впечатление со­здает их респектабельный внешний вид. Так, известен инте­ресный случай мошенничества, произошедший во Франции в начале ХХ в. Один с виду весьма респектабельный, джентль­мен вошел в доверие к группе чиновников и предпринимате­лей, предложив им продажу на металлолом не чего-нибудь, а ... самой Эйфелевой башни! Мало того, договор был подпи­сан при таких условиях, что продавец получал деньги, а баш­ня все равно оставалась, понятное дело, в собственности госу­дарства. Проходимец представился правой рукой уполно­моченного чиновника одного из министерств, поддержкой ко­торого заранее заручился. Причем аферист настолько соответ­ствующе и правдиво презентовал и вел себя, создавая ореол успешного и влиятельного человека, что не возбудил ни ма­лейшего подозрения к себе. Этому соответствовал и респек­табельный внешний вид «с иголочки», в который, кстати, были вложены немалые деньги. В результате столь масштабная афе­ра векового характера прошла для него благополучно, оста­вив лишь курьезный след в истории Франции.

Хотя подобным влиянием имиджа и внешней презентации пользуются не только мошенники, но и настоящие карьерис­ты, которые всегда одеваются на сумму, соответствующую дол­жности и желаемому окладу. Зато очень часто некоторая под­вижность и расплывчатость норм языка одежды приводит к двойственности и расхождениям в понимании позиции авто­ра. Хрестоматийный пример - малиновый пиджак и «златая цепь» создавались как ода богатству, а получилась «деклара­ция безвкусицы».

Особый род текстов одежды - приказы и распоряжения.

Текстом, носимым по приказу, можно назвать униформу. Се­годня униформа - не только одежда военных. Так в шутку

называют и консервативный стиль, например дресс-код госу­дарственных чиновников и банкиров, поскольку он подчер­кивает не индивидуальность личности, а ее статусность. Та­кая одежда - всегда одежда представителя, можно сказать, «знака» определенной системы.

Четвертая функция одежды - корректирующая и демон­стрирующая. Одежда способна создать новый текст о теле, скрыть его контуры и создать новые. Как в эффективных про­дажах - спрячет все непригодное к демонстрации и покажет все с максимально привлекательной стороны. Так и современ­ный дресс-код: жилет полнит - можно не носить, маленький рост - длина галстука сегодня строго не регламентируется.

Пятая функция одежды - отражение времени и эпохи.

Язык одежды, как и обычный язык, существует только во вре­мени. Это значит, что одно и то же слово вчера казалось странным и непонятным, а сегодня оно в моде и им щеголя­ют все, но завтра оно будет вызывать насмешки. Кстати, ис­торик Джеймс Лавер в середине 1940-х п. создал закон изме­нения моды, описывающий реакцию общества на одежду, ме­няющуюся с течением времени и эпох. Он установил, что один и тот же костюм будет:

1. неприличным - за 10 лет до своего времени;

2. бесстыдным - за 5 лет;

3. смелым - за 1 год;

4. нарядным - в свое время;

5. вышедшим из моды - годом позже;

6. отвратительным - через 10 лет;

7. смешным - через 20;

8. забавным - через 30;

9. причудливым - через 50;

10. очаровательным - через 70;

11. романтическим - через 100;

12. красивым - через 150 лет.

Получается, что костюм - как и слово - существует толь­ко во времени и в эпохе.

Но чтобы заслужить внешнее доверие окружающих, совер­шенно не обязательно быть словно «только что из модного бутика». И уж тем более добиваться соответствия костюма своему времени, потому что в черед<

Наши рекомендации