Санкт-Петербург. Вектор. 2007. 160 с.
УДК 174 ББК 87.75 В35
Защиту интеллектуальной собственности и прав 000 «Издательство "Вектор"» осуществляет юридическая компания «Усков И Партнеры»
Верновская, И. К.
В35 Шифры дресс-кода. Российская формула бизнес-этикета
[Текст] / И. к. Верновская, И. В. Лебедев. - СПб.: Вектор, 2007. - 160 С., ил. – («Know how»).
ISBN 5-9684-0547-3
Имидж человека и его визуальная составляющая под модным названием «дресс-код» являются не только необходимой, чрезвычайно важной и социально значимой частью для соответствия общепринятым нормам, этикету и достигнутому положению, но и опорным пунктом для внешней самореализации конкретного человека.
Книга адресована, прежде всего, предпринимателям, политикам, менеджерам, журналистам, а также всем, кто сталкивается с проблемой «как правильно одеться».
УДК 174 ББК 87.75
Главный редактор М. В. Смирнова
Ведущий редактор И. Ю. Карпова. Художественный редактор Д. С. Корнюшкина. Подписано в печать 30.10.2006. Гарнитура. Петербург. Формат 60*90/16. Объем 10 печ. л. Печать офсетная.
Тираж 2000 экэ. Заказ № 2975.
Налоговая льгота - общероссийский Классификатор продукции ОК-005-93, том 2 – 95 3000.
тел./ факс отдела сбыта
(812) 235-70-87, 235-61-37, 235-67-96.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Типография Правда 1906». 195299, С.-Петербург, Киришская ул. 2. Тел.: (812) 531-20-00, (812) 531-25-55
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-9684-0547-3
И. К. Верновская, И. В. Лебедев, 2007
© ООО «Издательство "Вектор''», 2007
СОДЕРЖАНИЕ.
Предисловие
Параллели дресс-кода
Дресс-код как часть имиджа
Уровень первый - габитарный
Уровень второй – кинетический
Уровень третий - средовой
Код истории
Взгляд культуролога
Дресс-код. Дешифровка
Законы жанра
Деловой гардероб мужчины
Традиционные повязки
Костюм
Магия обуви
Неизменные аксессуары
Деловой гардероб женщины
Дамские секреты
Стиль сотрудничества (контактный)
Креативный стиль
Женский Casual
Мужской Casual
Летние заботы
Психология восприятия
Взгляд со стороны
Психология цвета
Определяем цветотип
Больше внимания мелочам!
По долгу службы
Дресс-код в помощь соискателю
Принцип соответствия
Советы юристов
Корпоративные особенности
Формальности этикета
Пароль - дресс-код.RU
Особенности национальной кодировки
Государственные заботы
На страже деловой активности
С миру по нитке
Кто в чем?
Лондон
Париж
Милан
Рим
Венеция
Мадрид
Страсбург
Брюссель
Берлин
Гамбург
Стокгольм
Вена
Нью- Йорк
Лос-Анджелес
Лас- Вегас
Мехико
Токио
Гонконг
Дресс-код - основа глобализации?
Предисловие.
Как утверждал еще в XVII веке великий мыслитель Блез Паскаль, существуют два способа воздействия на окружающих: «способ убеждать» и «способ понравиться». Эти способы не случайно взяты на вооружение современными имиджмейкерами, ведь в наши дни для создания достойной репутации в деловых кругах недостаточно одного лишь профессионализма. Чтобы построить карьеру и достичь успехов в бизнесе, необходимо не только уметь расположить к себе аудиторию, партнеров и клиентов, но и создать определенный позитивный образ. Иными словами, освоить и применять на практике технологии привлекательности, убеждения и успеха - технологии создания имиджа в целом.
Согласно исследованиям американских ученых, 96% топ-менеджеров и директоров компаний подтвердили, что имидж является решающим фактором для продвижения по карьерной лестнице. Причем не только в профессиях, требующих личного контакта с клиентом. Как говорится, по одежке встречают... Получается, что искусством создания собственного имиджа необходимо владеть каждому деловому человеку, пытающемуся достичь в обществе каких-либо высот. Главное при этом не забывать, что провожают-то исключительно по уму и профессионализму, если уж говорить о бизнесе.
В то же время имидж человека и его визуальная составляющая под модным названием «дресс-код» являются не только необходимой, чрезвычайно важной и социально значимой частью для соответствия общепринятым нормам, этикету и достигнутому положению, но и опорным пунктом для внешней самореализации конкретного человека. Поэтому наша книга может быть полезна не только деловым людям и представителям компаний, но и более широкой аудитории, стремящейся овладеть тонкостями социального бытия и знать, как укореняется подобный мировой опыт на просторах российских.
Параллели дресс-кода.
У человека, идущего по улице, шнурки должны быть завязаны.
Из законов одного из штатов США.
ДPECC-KОД КАК ЧАСТЬ ИМИДЖА.
Прежде чем рассекретить все шифры дресс-кода, стоит задуматься об основах этого понятия и сказать еще несколько слов о логической взаимосвязи его с другими дисциплинами. Без этого вдумчивому читателю будет не просто постичь весь процесс дешифровки и применить необходимые данные для своей пользы в будущем.
Итак, дресс-код вполне обоснованно является одной из составных частей имиджа человека. Само же по себе широкое и объемное понятие «имидж» происходит от латинского слова imitari, что в буквальном смысле обозначает «имитировать что-либо». Вероятно, наиболее точным является другое определение:
ИМИДЖ - это определенный образ, который личность представляет окружающим. Это своего рода форма самопрезентации, при которой подчеркиваются сильные стороны и скрываются недостатки. Причем имидж заключает в себе лишь представление о реальности, но не саму реальность как таковую.
Как обширная социальная величина понятие «имидж» всецело связано с продвижением кого-либо или чего-либо в массах, на рынке и т. д. и является предметом скрупулезной деятельности РR-специалиста, функции которого вбирают в себя абсолютно все аспекты жизнедеятельности компании начиная с самого ее рождения. Это мировой общепринятый подход к становлению и продвижению любой организации.
Хотя если говорить о кадрах, то разработкой и продвижением внешнего имиджа конкретной фигуры занимаются именно имиджмейкеры. Так вот, для формирования позитивного образа конкретной личности всегда очень важен внешний облик человека, особенно если это фигура знаковая и общественная.
Во внешнем облике человека отражаются его индивидуальность, а также природные и личностные особенности, биотип, темперамент, интеллект, задатки и индивидуальные способности. Считается, что общественный деятель должен обладать и некоторой харизмой, т. е. явно заметным и оригинальным сочетанием всех вышеперечисленных характеристик. Иначе говоря, есть люди неприметные, а есть выдающиеся личности, явно выделяющиеся из толпы не только запоминающейся внешностью, но и манерой, тембром голоса, поведением и т. д. Поэтому главной задачей имиджмейкера является поиск оригинальных личностных особенностей, которые при определенной доработке внешним имиджем и другими характеристиками могли бы выделять именно эту персону, «цепляя» общественность ярко выраженной индивидуальностью. Причем эта индивидуальность может проявляться не только во внешнем облике, но и в определенных общественных поступках и действиях. При этом специалист не должен забывать и о необходимой гармонии в соответствии всех этих понятий в каждом конкретном случае.
Как видите, работа у имиджмейкера далеко не простая. Вдобавок еще нужно быть хорошим психологом и стилистом, а также знать законы общественного восприятия и технику влияния на массы. Думается, у читателя возникает совершенно логичный вопрос: не значит ли это, что человеку с так называемой непривлекательной, невыдающейся внешностью никогда не приобрести узнаваемый имидж? Можно, и еще как! Кстати, раскрутить можно кого угодно и что угодно. И потом имидж - это не обязательно внешность. Намного чаще позиционируются как раз другие характеристики, например образ мышления или оригинальная манера самопрезентации и поведения. Вспомните, например, Жириновского! Этого небезызвестного деятеля, конечно, никто не раскручивал и имиджа ему не делал, но каков эффект, какое образное мышление и какая ротация в СМИ!
Вообще, если говорить об имидже определенной персоны, то здесь важно, каких именно целей и задач нужно добиться за счет создания определенного стиля. Согласитесь, что в зависимости от сферы деятельности и подход к созданию имиджа будет различен. Деловой мир, например, ориентирован на статус и стремится к уверенному благополучию, политика определяется влиянием на массы, а шоу-бизнес вообще может ничего не стыдиться, лишь бы вокруг какой-нибудь знаменитости сохранялся устойчивый информационный фон. В случае, например, с тем же шоу-бизнесом все специалисты в один упор твердят, что плохой имидж лучше никакого. Действительно, чем больше эпатажа - тем лучше. Помните Киркорова с «обласканной» им журналисткой? Вполне эффективная социально-эмоциональная работа его имиджмейкеров. Ведь скандальный имидж гарантирует повышенное внимание общественности и прессы, что ведет в конечном счете к рыночной окупаемости артиста или к популярности того или иного деятеля.
Но согласитесь, что, в отличие от диалектической политики Жириновского и мракобесного шоу-бизнеса, тем более российского, изначально созданного на скандалах, формальный деловой стиль, понятное дело, не предполагает каких-либо эксцентричных отступлений. Однако бывают и прецеденты, когда мудрые РR-щики западных компаний за счет своего мастерства в области улаживания конфликтов умудрялись в итоге поднимать биржевую стоимость акций своих компаний, переводя неудачную ситуацию в свою пользу.
Ведь здесь главное не что сказать, а как предоставить информацию. Получается, что даже на первый взгляд негативную сторону той или иной информации можно с легкостью превратить в позитивную. Главное - знать, на какие реперные точки и в какой момент надавить.
То же самое касается и имиджа конкретного человека, где главной задачей, помимо определенного посыла в общество с помощью дресс-кода, можно скрыть недостатки и «высветить» достоинства. А знание этих приемов может сослужить хорошую службу не только в деловой жизни, но и в личной, повседневной. Иногда нужно уметь сыграть, не выдавая «на-гора́» никому не нужной стопроцентной прямоты, т. е. продемонстрировать лишь выгодные качества, завуалировать недостатки, которыми мы «одарены» в достаточной степени. Именно в этой плоскости и лежат действия по созданию имиджа конкретного человека. Поэтому, наверное, специалисты в один голос и утверждают, что персональный брендинг, или самобрендинг, - это увлекательное занятие для любого из нас. Действительно, если задуматься, то особенно ценным для окружающих, и для потенциального работодателя в частности, будет осознание того, что наш позитивный образ как специалиста не просто бессознательное отражение индивидуальности, а результат продуманной работы над собой.
Если же подойти к этой теме с определенной долей серьезности, то видимый результат наших личностных усилий не заставит себя ждать. Мы начнем посылать в общество нужную нам информацию посредством манеры говорить, двигаться, реагировать на слова и поступки, одеваться, определенным образом вести себя в различных ситуациях.
В результате положительный имидж, сформированный благодаря глубокому и осмысленному подходу, - уже существенная профессиональная характеристика, отличающая человека грамотного и широко мыслящего. Это свидетельство конкурентоспособности, если хотите, нацеленности на карьеру и дальнейшее продвижение как на работе, так и в жизни! Так что не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Современные специалисты по имиджу в качестве важных слагаемых профессионально-личностного имиджа предлагают нам еще и дополнительные характеристики:
1. Профессионализм и компетентность: процесс накопления знаний должен носить непрерывный характер. Сюда же относится и постоянная работа над собой.
2. Нравственная надежность: нравственная культура, соблюдение этики деловых отношений.
3. Гуманитарная образованность: освоение общечеловеческих ценностей и принципов.
4. Коммуникативная привлекательность: конструктивная поведенческая стратегия, т. е. эффективная тактика в различных формах общения - интерактивная (в общении при совместных действиях), коммуникативная (при обмене информацией), персептивная (т. е. невербальная - с помощью жестов, поз и т. д.).
5. Использование различных психологических техник в повседневном общении. Грубо говоря, знание основ психологии человека и общества в целом.
А еще на поверку оказывается, что имидж человека - это многоуровневая конструкция, которую мы строим сами, вне зависимости от того, хотим мы этого или нет.