Рисование. «Посадим деревца»
Задачи.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Учить изображать деревце (ствол, ветки, первые листочки). Развивать сюжетно-игровой замысел.
Материалы.Листы бумаги альбомного формата, фломастеры, картинки с изображением деревьев, кустов, мольберт.
Предварительная работа.Наблюдение на прогулке за посадками деревьев, кустов, цветов. Предоставление детям возможности руками обхватывать ствол маленьких деревьев, чтобы почувствовать, какой у них гладкий, цилиндрический ствол. Чтение рассказов, стихов, потешек, рассматривание иллюстраций.
Содержание занятия.Воспитатель спрашивает детей, видели ли они на прогулке, как люди сажали маленькие, тонкие деревца, кусты, цветы, поливали их. «А как вы, ребята, заботитесь о растениях, которые есть в детском саду, в групповой комнате? (Поливают, наблюдают, как они растут.) А что вы сами посадили в ящичках и потом нарисовали?» — обращает педагог детей к их личному опыту. После ответов детей ставит на мольберт рисунки с изображением зеленого лука. Дети подходят, с радостью узнают свои рисунки. «Как хорошо вы научились рисовать», — говорит вос-
питатель. «А сегодня, ребята, вы нарисуете, как «у нашего крыльца посадили деревца». На этих деревцах еще мало веток и ствол очень тонкий. Посмотрите, на картинке нарисованы такие деревца (ставит картинку на мольберт). На веточках уже появились маленькие зеленые листочки, потому что солнышко согрело землю. Деревца станут расти все выше и выше. Покажите, как они будут расти (дети медленно поднимают вверх руки). А когда подует сильный ветер, веточки станут качаться (дети совершают руками ритмичные движения, изображая наклон веток)».
«Нарисуйте такие деревца фломастерами на бумаге, чтобы все увидели, какой у них тонкий ствол и маленькие веточки, вот так (показывает). А когда деревца вырастут, птицы совьют на ветках гнездышки, выведут птенцов и будут петь свои веселые песенки, которые радуют детей и взрослых», — говорит воспитатель. Каждый ребенок берет лист бумаги и рисует деревца, располагая их на «земле» (внизу листа), а наверху изображает солнышко с яркими, теплыми лучами. Постепенно рисунки дополняются новыми деталями с помощью воспитателя: «вырастает травка, на веточках распускаются листочки», «прилетают бабочки и садятся на цветы». Появление новых образов доставляет детям радость. Воспитатель старается помочь этому процессу своими репликами: «У тебя птички увидели зеленые листочки и сели на веточки. А у тебя в травке красивые жучки — божьи коровки с черными пятнышками на спинке. А вот тучка, дождик льется пуще, станет травка гуще» и т.д. Используя фломастеры разных цветов, ребенок с удовольствием старается закрасить листья, солнышко, птичек, жучков.
В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки. Ставит их на мольберт для того, чтобы ребята смогли увидеть созданные ими образы на некотором расстоянии. Каждый ребенок находит свою картинку и рассказывает, что он нарисовал.
В свободное от занятий время многие дети с интересом продолжают отражать свои впечатления от наблюдений предметов и явлений окружающей действительности, повторяя знакомые «сюжеты».
Материалы. Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), пластмассовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой.
Содержание занятия. Взрослый предлагает детям сесть вокруг стола, на котором стоит блюдо с водой, а также ведерко с игрушками. Дети рассматривают их. Каждый достает одну из игрушек. Взрослый спрашивает каждого ребенка, что он выбрал, как называется этот предмет. Затем по предложению взрослого дети по очереди опускают предметы в воду, взрослый комментирует происходящее.
В процессе игровых действий, опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы; такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые — они тонут. Взрослый предлагает детям по очереди подуть на воду, чтобы каждый из них смог направить плавающие игрушки к кому-либо из товарищей.
В конце занятия взрослый предлагает «испытать» уже готовые 2-3 бумажные лодочки, опускает их на воду. Предлагает поиграть с лодочками. Игра с корабликами (лодочками) разворачивается по ситуации. Дети поочередно дуют на кораблики, подгоняя их то к одному, то к другому «берегу».
Воспитатель может поэтизировать игру с поделками, несколько раз прочитав детям фрагмент из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.
Запоминание текста не ставится как задача, некоторые дети запоминают его непроизвольно в процессе повторений.