Лепка. «Лошадка: цок-цок-цок»
Задачи.Вызвать эмоциональный отклик, желание слепить фигурку лошадки (по типу дымковской игрушки) из целого куска, а также из шариков, украсить фигурку налепами из цветного пластилина. Развивать сюжетно-игровой замысел.
Материалы.Дымковская игрушка — лошадка, пластилин, стеки, клееночки, салфетки для рук. Овальной формы зеленый лист плотной бумаги («лужок»).
Предварительная работа.Рассматривание дымковской игрушки — лошадки, иллюстраций Ю. Васнецова. Игры с народными игрушками, чтение потешек, пение песенок про лошадку.
чтобы жеребята вместе с мамой-лошадкой поскакали на зеленый лужок, цок-цок-цок».
Воспитатель показывает, как надо скатать в ладонях столбик, потом его согнуть, получится спинка и ноги, лошадка будет стоять. Из другого комочка слепить шарик, сплющить его, получится головка, ее надо прилепить к столбику. Затем пальцами вытянуть хвост, гриву и стекой нарисовать на них полоски. Воспитатель ставит слепленную фигурку на зеленый лист и говорит: «Вот лошадка поскакала на лужок: цок-цок-цок. А теперь, ребята, сами слепите много лошадок-жеребят, чтобы они могли бегать и прыгать, травки свежей пощипать, а я вам буду помогать».
Когда все закончат лепить фигурки жеребят, воспитатель предлагает детям способом налепа украсить их разноцветными комочками пластилина. Каждый ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя решает, как это сделать. В процессе лепки воспитатель помогает детям лепить фигурку более устойчивой.
«Посмотри, мама-лошадка, каких красивых жеребят слепили дети, теперь ты вместе с ними можешь поскакать на лужок!» — радостно восклицает воспитатель и ставит дымковскую лошадку на зеленый овальной формы лист. Просит детей принести слепленные фигурки жеребят, чтобы они тоже могли прибежать на лужок. Дети расставляют их вокруг дымковской лошадки, передвигают, изображая бег. Воспитатель обращает внимание на узоры, которыми дети украсили жеребят. «Как хорошо маме-лошадке с жеребятами!» — радуется он вместе с детьми.
В вечернее время продолжается развитие замысла, дети придумывают новые игровые ситуации, активно действуют с фигурками лошадок.
Содержание занятия.На столе у воспитателя стоит накрытая салфеткой дымковская игрушка-лошадка. Дети сидят полукругом. Воспитатель незаметно стучит по столу и произносит слова: «Цок-цок-цок, кто-то скачет на лужок! Ребята, вы догадались кто это? (Ответы детей.) Правильно, это лошадка. Но где же она? Найдите ее ребята!» Дети подходят к столу, и в этот момент воспитатель поднимает салфетку. Они видят дымковскую игрушку. Воспитатель: «Вот какая красивая лошадка прискакала на лужок. Она украшена кружочками, колечками, точками». Дети рассматривают лошадку, гладят ее спинку, головку, гриву, хвост, рассматривают узоры.
«Лошадка быстро скакала, — говорит воспитатель. — Торопилась к нам, она хочет найти своих жеребят. Давайте их слепим,
Организация детской игры
По мере улучшения погоды дети все больше времени могут быть на улице. Воспитатель проводит здесь и ряд занятий и организует игры малышей на свежем воздухе. Большой популярностью по-прежнему пользуются игры с песком, но если осенью основное внимание детей было сосредоточено на свойствах этого материала, на совершенствовании технических действий с ним (насыпание в ведро, формочку, попытки сделать куличик), то теперь можно ввести и другие игрушки в соответствии с простыми сюжетами. Из песка можно построить «норку» и поселить там игрушечную мышку. Можно построить целый город, сделать дорожки, возить по ним машинки, катать куколок и зверюшек. Следует помнить, что по песку ма-
29 Закал 544
шинки ходят плохо: для них можно проложить дощечки, изображающие дороги; вдоль «дорог» можно воткнуть «деревья» или «цветы» — искусственные или из прутиков. В крайнем случае дорогами могут быть борта песочницы.
Воспитатель сначала активно участвует в игре, подготавливает игровое пространство, игрушки, следит за отображением сюжета, помогает детям его развивать. Потом (чаще после нескольких совместных игр) дети могут играть уже сами.
Необходимо учитывать, что дети 2,5—3 лет не в состоянии поддерживать совместную игру, включающую 2—3 партнеров в отсутствие руководящего взрослого. Поэтому, когда воспитатель перестает активно участвовать в игре, дети почти сразу же ограничиваются повторением тех или иных игровых действий, которые им понравились в совместной игре: кто-то делает домики для игрушек, кто-то их кормит, кто-то возит или нагружает машинки. Игра «вместе» мгновенно превращается в игру «рядом». Но и это хорошее достижение для детей этого возраста: ведь теперь эта игра «рядом» ведется уже в русле общегосюжета, хотя внешне и выглядит как разрозненные и мало скоординированные действия отдельных детей. Воспитатель должен обязательно отметить это, похвалив игравших детей и заодно напомнив им о сюжете и событиях их совместной игры: «Какие Оля, Саша и Юля сегодня молодцы! Они так хорошо играли вместе! Мышке домик построили, и куколке тоже; а потом Саша мышку к куколке в гости на машинке возил! Молодцы, вы очень хорошо и интересно играли! Завтра вы еще и других детей научите!»
МАЙ. 32 НЕДЕЛЯ Планирование работы
Направленность педагогической работы.В течение недели педагог будет привлекать внимание детей к ярким особенностям весенней природы (листочки на деревьях, травка, цветочки, солнышко и др.), полученные впечатления затем отразятся в детских рисунках. Будет стремиться создать у детей радостное настроение, снова проиграет с ними отдельные элементы утренника, посвященного «Майскому празднику». Педагог продолжит работу над развитием у детей произвольной памяти и внеситуативного общения: будет обращать их к впечатлениям из прошлого личного опыта, учить целенаправленно вспоминать некоторые явления и сравнивать их с наличной ситуацией, какими были деревья зимой и сейчас, включаться в рассказ воспитателя.
На физкультурных занятиях также продолжится работа над развитием у детей произвольности: умения слушать сигнал и действовать в соответствии с ним. Будет совершенствоваться координация крупных и мелких движений, умение ориентироваться в пространстве зала, на листе бумаги (верх—низ), на плоскости стола (в конструировании) Дети познакомятся с русской народной потешкой «Жили у бабуси два веселых гуся», содержание которой обогатится через инсценировку, игру-драматизацию, лепку, пропевание, развитие ее сюжета в детской игре. Педагог также организует игры детей с водой, включит в них элементы детского экспериментирования.