Аппликация. «Дом веселого скворца»
Задачи.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять о них заботу. Использовать полученные ранее навыки по наклеиванию для создания из частей домика веселого скворца. Учить аккуратно его наклеивать в определенном месте (на стволе дерева); дорисовать фломастерами ветки.
Материалы.Тонированные в голубой или светло-серый цвет листы альбомного формата с нарисованным или аппликативным изображением ствола березы с ветками. Части «скворечника (стена, крыша, окошко)» из бумаги желтого или светло-коричневого цветов, вырезанные воспитателем силуэты птиц. Фломастеры, клеящие карандаши, клееночки, салфетки.
1 Первые уроки. — М.: Олма-Пресс, Омега, 2002. С. 139.
2 Капица О. И. Детский фольклор.
1 Читаем детям / Авт.-сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин., СТ. Су-лейманова; под ред. З.Г. Сахиповой. — Л.: Просвещение, 1987. С. 59.
27 Заказ 544
Предварительная работа.Наблюдение за птицами, прилетевшими из теплых краев. Рассматривание в иллюстрациях скворечников, которые взрослые и дети построили для веселых скворцов. Чтение рассказов о птицах, пение песенок о весне.
Содержание занятия.Воспитатель проводит с детьми беседу, спрашивает, как надо заботиться о птицах. После ответов уточняет: «Взрослые и дети помогали птицам, которые жили в городе зимой, кормили их зернышками, а весной, когда из теплых краев прилетели другие птицы — скворцы, стали строить для них домики — скворечники, чтобы скворцы выводили своих птенцов. В домиках тепло, хорошо, поэтому скворцы поют свои веселые песенки. Взрослые и дети любят их слушать. Сегодня, ребята, и мы построим домики для веселых скворцов». Показывает картинку с изображением скворечников.
Затем ставит на мольберт тонированный лист с нарисованным или аппликативным изображением березы и говорит: «На березу будем вешать скворечник. Но вначале нужно его „построить" (берет прямоугольник (стену) и воспроизводит голосом стук молоточка — „стук-стук-стук, прибиваем крышу" (показывает, как ее приклеить к стене домика). А теперь надо сделать круглое окошечко, чтобы скворец мог попасть в свой домик (наклеивает кружок). Вот и получился скворечник — дом веселого скворца».
Воспитатель раздает всем детям части домика и предлагает его «построить». В процессе наклеивания частей (стены и крыши) воспроизводит голосом стук молоточка: «Стук-стук-стук — прибили крышу; стук-стук-стук — получилось окошечко». Каждый ребенок с удовольствием повторяет эти слова, когда «строит» домик. Затем «вешает» (наклеивает) скворечник на ствол березы. После этого выбирает силуэт птички, которая может сидеть на ветке или под-
летать к скворечнику, и наклеивает его. Фломастерами дети дорисовывают на березе тонкие веточки.
Когда все закончат наклеивать «скворечники и скворцов», воспитатель просит их принести свои работы. В результате объединения всех аппликаций получается композиция березового леса, в котором много птиц, домиков-скворечников, построенных детьми. «Домики скворцам очень понравились, поэтому они запели свои веселые песенки, радуются весне», — говорит педагог.
В вечернее время дети продолжают рассматривать общую композицию березового леса, дополняют ее рисованием фломастерами птиц, веточек, солнышка и т.д. Они могут также показывать свои работы родителям, рассказывать, кто живет в скворечнике, куда полетел скворец, и т.д.
Организация детской игры
Продолжается формирование условных игровых действий в контексте знакомых сюжетных игр. К 2,5—3 годам подавляющее большинство детей адекватно воспринимает условную игровую ситуацию, понимает, что такое «понарошку», способно использовать в игре предметы-заместители, а некоторые дети — воображаемые предметы. Воспитатель отмечает, какие дети испытывают затруднение с введением в игру предметов-заместителей. Чаще всего детям бывает трудно использовать самостоятельно такие предметы-заместители, которые мало похожи на заменяемый объект, а выбрать подходящий без помощи взрослого они не могут. Воспитатель помогает подобрать предмет-заместитель, похожий по форме, функции, подходящий по размеру. Так, в качестве одеяла или простынки легко используется любая ткань, полотенце, даже старая футболка от большой куклы, хуже — лист бумаги, и совсем не подходит жесткий кусок картона (даже подходящего размера и цвета). Воспитатель может сказать: «Во что мы завернем куколку? Вот это будет наше одеяльце, ладно?»
В качестве предметов-заместителей чаще всего используются элементы строительных наборов (маленькие брусочки), конструкторов, пирамидок, различные шарики, маленькие мячики, палочки, тряпочки, бумажные салфетки и т.д. Важно поощрять детей в том, чтобы они называли предмет-заместитель словом, обозначающим «настоящий» предмет. В самостоятельной игре детей раннего возраста речевые обозначения и речевое сопровождение в целом встречаются редко — дети еще мало и плохо говорят. Однако в этой ситуации использование слова необходимо, чтобы перейти
27*
к следующему по сложности игровому условному действию — обозначающему жесту и обобщающему слову вместо реального действия и предмета.
Воспитатель строит домик для птичек, а детям предлагает помочь сделать кормушку из конфетной коробки и насыпать туда корм (мелкие бумажки разного цвета, маленькие комочки салфеток, на улице — камушки, травинки, обломки веток): «Ну, Оля, давай свои орешки! А это что, зернышки? Давай маленьким птичкам-воробышкам маленькие зернышки, а большим — побольше». «А где будет жить вторая птичка-цыпленок? Витя, поищи для нее домик на полке» (на полке лежат разные коробочки, некоторые с заранее проделанными отверстиями — «входами»). «Сережа, а ты попробуй найти домик для самой большой птицы — совы». Следует стимулировать словесное сопровождение игровой деятельности детей; сначала воспитатель сам проговаривает всю последовательность действий, потом задает наводящие вопросы, высказывает просьбы.
Знакомые сюжеты «Куколка обедает» обогащаются полученным на занятии опытом. За обедом появляются зверюшки: кошка, собака, курочка, — всех их кормят соответствующей пищей из соответствующей посуды, вспоминают стихотворение С. Капутикян «Маша обедает». Подбор еды и посуды — предметы-заместители — подбирают дети, при помощи и ненавязчивых наводящих вопросов воспитателя. При этом посуда может обозначаться разноцветными круглыми картонками, формочками, коробочками, а еда — по желанию ребенка или предметами-заместителями, или воображаемыми предметами, обозначающимися словом: «Это что мы Мурке дали? Молочко! Что мы курочке насыпали? Правильно, зернышки».
АПРЕЛЬ. 30 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.Вторая половина апреля — время подведения некоторых итогов образовательной работы. Педагог будет отслеживать уровень сформированности гигиенического алгоритма на протяжении всего дня (содержание и последовательность гигиенических действий ребенка). Будет отмечать умение детей координировать крупные и мелкие движения, слушать сигнал и менять свои действия в соответствии с ним в подвижных играх, выполнять задания по образцу и словесному указанию, соотносить предметы по величине и совмещать детали по рисунку, использовать доступные изобразительные средства (ритм мазков, линий; пятна) для передачи образов. Широкое включение в занятия разыгрывания песенок, потешек, стихотворений в форме действий воспитателя и самих детей с игрушками, детских выразительных движений, будет создавать условия для игрового и речевого взаимодействия. Так, педагог познакомит детей с колыбельной песенкой, привлечет их к участию в разыгрывании с помощью игрушек сюжета засыпания птичек, зверушек, людей, а на занятии по рисованию все вокруг проснется с лучами солнца — дети нарисуют весеннюю «проснувшуюся» травку. Разыгрывание стихов о свинье и поросенке, действия с игрушками подведут детей к составлению совместного с воспитателем текста. На музыкальных занятиях педагог начнет рассказ об игрушках, иллюстрируемый музыкальными пьесами, дети будут также разучивать новую пляску и «подыгрывать» на детских музыкальных инструментах, повторять песенки о весне. Тематика занятий недели разнообразна, но все они будут наполнены близкими детям игровыми сюжетами с птичками, зверушками, игрушками, которые затем обогатят самостоятельную игру детей.