Аппликация. «Дом веселого скворца»

Задачи.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять о них заботу. Использовать полученные ранее навыки по наклеи­ванию для создания из частей домика веселого скворца. Учить аккуратно его наклеивать в определенном месте (на стволе дере­ва); дорисовать фломастерами ветки.

Материалы.Тонированные в голубой или светло-серый цвет листы альбомного формата с нарисованным или аппликативным изображением ствола березы с ветками. Части «скворечника (сте­на, крыша, окошко)» из бумаги желтого или светло-коричневого цветов, вырезанные воспитателем силуэты птиц. Фломастеры, кле­ящие карандаши, клееночки, салфетки.



1 Первые уроки. — М.: Олма-Пресс, Омега, 2002. С. 139.

2 Капица О. И. Детский фольклор.

1 Читаем детям / Авт.-сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин., СТ. Су-лейманова; под ред. З.Г. Сахиповой. — Л.: Просвещение, 1987. С. 59.

27 Заказ 544

Предварительная работа.Наблюдение за птицами, прилетев­шими из теплых краев. Рассматривание в иллюстрациях сквореч­ников, которые взрослые и дети построили для веселых скворцов. Чтение рассказов о птицах, пение песенок о весне.

Аппликация. «Дом веселого скворца» - student2.ru

Содержание занятия.Воспитатель проводит с детьми беседу, спрашивает, как надо заботиться о птицах. После ответов уточня­ет: «Взрослые и дети помогали птицам, которые жили в городе зимой, кормили их зернышками, а весной, когда из теплых краев прилетели другие птицы — скворцы, стали строить для них доми­ки — скворечники, чтобы скворцы выводили своих птенцов. В до­миках тепло, хорошо, поэтому скворцы поют свои веселые песен­ки. Взрослые и дети любят их слушать. Сегодня, ребята, и мы построим домики для веселых скворцов». Показывает картинку с изображением скворечников.

Затем ставит на мольберт тонированный лист с нарисованным или аппликативным изображением березы и говорит: «На березу будем вешать скворечник. Но вначале нужно его „построить" (бе­рет прямоугольник (стену) и воспроизводит голосом стук молоточ­ка — „стук-стук-стук, прибиваем крышу" (показывает, как ее при­клеить к стене домика). А теперь надо сделать круглое окошечко, чтобы скворец мог попасть в свой домик (наклеивает кружок). Вот и получился скворечник — дом веселого скворца».

Воспитатель раздает всем детям части домика и предлагает его «построить». В процессе наклеивания частей (стены и крыши) вос­производит голосом стук молоточка: «Стук-стук-стук — прибили крышу; стук-стук-стук — получилось окошечко». Каждый ребенок с удовольствием повторяет эти слова, когда «строит» домик. Затем «вешает» (наклеивает) скворечник на ствол березы. После этого выбирает силуэт птички, которая может сидеть на ветке или под-




летать к скворечнику, и наклеивает его. Фломастерами дети дори­совывают на березе тонкие веточки.

Когда все закончат наклеивать «скворечники и скворцов», вос­питатель просит их принести свои работы. В результате объедине­ния всех аппликаций получается композиция березового леса, в ко­тором много птиц, домиков-скворечников, построенных детьми. «Домики скворцам очень понравились, поэтому они запели свои веселые песенки, радуются весне», — говорит педагог.

В вечернее время дети продолжают рассматривать общую ком­позицию березового леса, дополняют ее рисованием фломастера­ми птиц, веточек, солнышка и т.д. Они могут также показывать свои работы родителям, рассказывать, кто живет в скворечнике, куда полетел скворец, и т.д.

Организация детской игры

Продолжается формирование условных игровых действий в кон­тексте знакомых сюжетных игр. К 2,5—3 годам подавляющее боль­шинство детей адекватно воспринимает условную игровую ситуа­цию, понимает, что такое «понарошку», способно использовать в игре предметы-заместители, а некоторые дети — воображаемые предметы. Воспитатель отмечает, какие дети испытывают затруд­нение с введением в игру предметов-заместителей. Чаще всего де­тям бывает трудно использовать самостоятельно такие предметы-заместители, которые мало похожи на заменяемый объект, а вы­брать подходящий без помощи взрослого они не могут. Воспитатель помогает подобрать предмет-заместитель, похожий по форме, фун­кции, подходящий по размеру. Так, в качестве одеяла или про­стынки легко используется любая ткань, полотенце, даже старая футболка от большой куклы, хуже — лист бумаги, и совсем не под­ходит жесткий кусок картона (даже подходящего размера и цвета). Воспитатель может сказать: «Во что мы завернем куколку? Вот это будет наше одеяльце, ладно?»

В качестве предметов-заместителей чаще всего используются элементы строительных наборов (маленькие брусочки), конструк­торов, пирамидок, различные шарики, маленькие мячики, палоч­ки, тряпочки, бумажные салфетки и т.д. Важно поощрять детей в том, чтобы они называли предмет-заместитель словом, обознача­ющим «настоящий» предмет. В самостоятельной игре детей ранне­го возраста речевые обозначения и речевое сопровождение в це­лом встречаются редко — дети еще мало и плохо говорят. Однако в этой ситуации использование слова необходимо, чтобы перейти




27*



к следующему по сложности игровому условному действию — обо­значающему жесту и обобщающему слову вместо реального дей­ствия и предмета.

Воспитатель строит домик для птичек, а детям предлагает по­мочь сделать кормушку из конфетной коробки и насыпать туда корм (мелкие бумажки разного цвета, маленькие комочки салфе­ток, на улице — камушки, травинки, обломки веток): «Ну, Оля, давай свои орешки! А это что, зернышки? Давай маленьким птич­кам-воробышкам маленькие зернышки, а большим — побольше». «А где будет жить вторая птичка-цыпленок? Витя, поищи для нее домик на полке» (на полке лежат разные коробочки, некоторые с заранее проделанными отверстиями — «входами»). «Сережа, а ты попробуй найти домик для самой большой птицы — совы». Сле­дует стимулировать словесное сопровождение игровой деятельно­сти детей; сначала воспитатель сам проговаривает всю последова­тельность действий, потом задает наводящие вопросы, высказывает просьбы.

Знакомые сюжеты «Куколка обедает» обогащаются полученным на занятии опытом. За обедом появляются зверюшки: кошка, со­бака, курочка, — всех их кормят соответствующей пищей из со­ответствующей посуды, вспоминают стихотворение С. Капутикян «Маша обедает». Подбор еды и посуды — предметы-заместители — подбирают дети, при помощи и ненавязчивых наводящих вопро­сов воспитателя. При этом посуда может обозначаться разноцвет­ными круглыми картонками, формочками, коробочками, а еда — по желанию ребенка или предметами-заместителями, или вообра­жаемыми предметами, обозначающимися словом: «Это что мы Мурке дали? Молочко! Что мы курочке насыпали? Правильно, зернышки».

АПРЕЛЬ. 30 НЕДЕЛЯПланирование работы

Направленность педагогической работы.Вторая половина ап­реля — время подведения некоторых итогов образовательной ра­боты. Педагог будет отслеживать уровень сформированности гиги­енического алгоритма на протяжении всего дня (содержание и по­следовательность гигиенических действий ребенка). Будет отмечать умение детей координировать крупные и мелкие движения, слу­шать сигнал и менять свои действия в соответствии с ним в под­вижных играх, выполнять задания по образцу и словесному ука­занию, соотносить предметы по величине и совмещать детали по рисунку, использовать доступные изобразительные средства (ритм мазков, линий; пятна) для передачи образов. Широкое включение в занятия разыгрывания песенок, потешек, стихотворений в фор­ме действий воспитателя и самих детей с игрушками, детских вы­разительных движений, будет создавать условия для игрового и ре­чевого взаимодействия. Так, педагог познакомит детей с колыбель­ной песенкой, привлечет их к участию в разыгрывании с помощью игрушек сюжета засыпания птичек, зверушек, людей, а на заня­тии по рисованию все вокруг проснется с лучами солнца — дети нарисуют весеннюю «проснувшуюся» травку. Разыгрывание стихов о свинье и поросенке, действия с игрушками подведут детей к со­ставлению совместного с воспитателем текста. На музыкальных занятиях педагог начнет рассказ об игрушках, иллюстрируемый музыкальными пьесами, дети будут также разучивать новую пляс­ку и «подыгрывать» на детских музыкальных инструментах, повто­рять песенки о весне. Тематика занятий недели разнообразна, но все они будут наполнены близкими детям игровыми сюжетами с птичками, зверушками, игрушками, которые затем обогатят са­мостоятельную игру детей.


Наши рекомендации