Ознакомление с окружающим. «Маша с друзьями обедает»
Задачи.Расширять представления детей о домашних животных: все они нуждаются в заботе, их нужно кормить. Воспитывать у детей добрые чувства по отношению к ним. Развивать понимаемую и активную речь, используя описание повадок и звукоподражания голосам животных.
Материалы.Кукла Маша (45-50 см), кукольный столик и стульчик для куклы, кукольная посуда. Набор реалистичных соразмерных игрушек для инсценировки: собачка, кошечка, курочка.
Содержание занятия.На детском столе создается композиция: кукла сидит за кукольным столом — «обедает».
Педагог выразительно разыгрывает с помощью игрушек различные ситуации:
1. Маша села обедать. Прибежала собачка.
— Гав-гав!
— Кто это?
— Это я, собачка — черный нос. Я стерег дом, устал. Не пора
ли обедать?
2. Прибежала кошка Мурка.
— Мяу-мяу! Я мышек ловила. Наработалась, устала. Не пора ли
обедать?
3. - Ко-ко!
— Кто это?
— Курочка Ряба. Я яичко вам снесла. Не пора ли обедать?
4. Маша всех зверей пригласила обедать. Собачке дала еду в миске. В блюдечке — киске. Курочке — зернышек в плошечке. А Машин обед — в тарелках — в глубокой и мелкой.
Через несколько дней аналогичные ситуации можно разыграть повторно, используя стихотворение С. Капутикян «Маша обедает» (пер. Т. Спендиаровой)1.
Физкультура
№ 57-58
Задачи. Учить бросать мяч друг другу двумя руками. Повторить лазание по лестнице-стремянке.
Материалы.Мячи, лестница-стремянка, колокольчик (или погремушка).
Местопроведения. Зал.
Содержание занятия.Дети входят в зал и строятся в колонну друг за другом. По сигналу воспитателя дети из колонны разбегаются в разные стороны, а затем по сигналу: «Найди, за кем стоял» снова должны стать друг за другом. Воспитатель приучает ориентироваться в пространстве, находить свое место в колонне. (Повторить 3-4 раза.) Дети идут друг за другом, по ходу берут по мячу, расходятся свободно по залу, останавливаются лицом к воспитателю. Воспитатель помогает детям стать свободно и вместе с ними выполняет общеразвиваюшие упражнения с мячами.
1. Стоя, руки опущены, в правой руке мяч. Поднять руки с мя
чом вверх (руки хорошо выпрямить), опустить вниз. (Повторить
3-4 раза.)
2. Сидя, ноги вместе, мяч в обеих руках на коленях. Повернуть
ся в одну сторону, коснуться мячом пола, постучать им о пол
(«Раз, два, три»), сесть прямо. Выполнить то же в другую сторону.
(Повторить по 3 раза в каждую сторону.)
3. Лежа на спине, ноги вытянуты, мяч в руках на груди. Под
нять прямые ноги, выпрямить руки, коснуться мячом колен под
нятых ног. Опустить ноги и руки. (Повторить 4—6 раз.)
1 Хрестоматия для маленьких. — М: Просвещение, 1987. С. 161.
4. Подскоки на месте на двух нога (прыгать легко как мячик). Мячи можно положить на пол или держать в руках.
Для выполнения следующих упражнений детей следует разделить на две подгруппы.
Первая подгруппа: дети встают парами напротив друг друга (расстояние примерно 1 м), бросают мяч друг другу и стараются поймать его двумя руками.
Вторая подгруппа: дети выполняют лазание по лестнице-стремянке. Воспитатель помогает малышам, подсказывает, чтобы они не пропускали реек, не спешили, крепко держались за рейки, поднимались до третьей рейки. На верхней рейке лесенки подвешивается колокольчик (или погремушка), до которого надо добраться и позвонить. Воспитатель все время находится у стремянки, обеспечивая страховку. Желательно, чтобы за первой подгруппой тоже наблюдал взрослый (няня, медсестра). Затем подгруппы меняются местами.
После выполнения упражнений дети объединяются для игры «Догоните мячи». Воспитатель собирает детей около себя, затем выбрасывает из корзины мячи в разные стороны и просит детей догнать мячи и принести ей в корзину. Игра повторяется 3—4 раза.
В заключение дети проходят за воспитателем по периметру зала обычным шагом, затем на носках.
На прогулке и во второй половине дня.Самостоятельные игры с мячами, вертушками, каталками. Повторить упражнения в равновесии: походить по доске (по мостику), по бревну, перешагивать кубики.
Конструирование. «Машенькакатается налодочке»
Задачи. Учить детей строить лодочку из разных деталей (пластины, кирпичики, кубики), различая их по форме, цвету, величине; обогащать словарь детей такими словами, как: «лодочка», «весна пришла»; закреплять умение разбирать постройки и складывать детали в место хранения (коробка, ящик).
Материалы.Строительный материал — кирпичики, пластины разного цвета и размера, кубики, две матрешки (одна побольше, другая — самая маленькая).
Предварительная работа.Воспитатель проводит с детьми наблюдение на прогулке за ручейками, дети замечают таяние снега, льда, обращают внимание на лужи, пускают бумажные лодочки. Можно рассмотреть иллюстрации с изображением весенних изменений в природе.
Содержание занятия.Дети рассаживаются вокруг стола (4—6 чел.). Воспитатель: «Дети, помните, мы с вами на прогулке пускали в ручейки вот такие лодочки. Нам их подарили старшие дети (показывает бумажную лодочку). Машеньке тоже захотелось покататься на лодочке, давайте ей построим лодочку. Сначала возьмем пластину. Коля, найди синюю пластину и поставь ее на стол. Вот так (показывает, как поставить ее на длинную узкую грань). Какая пластина? (Синяя.) Леночка, возьми из набора такую же пластину и поставь ее рядом с Колиной пластиной, так же. (Воспитатель помогает.) Молодцы! У лодочки есть «нос», мы его сделаем из призмы. Дима, найди призму синего цвета и поставь ее уголочком, вот так (воспитатель помогает поставить призму и выровнять постройку). А с этой стороны нашу лодочку закроем кирпичиком, чтобы в нее водичка не попала. Вот и получилась у нас с вами синяя длинная лодочка. В середину положим кирпичик — скамеечку, на которой будет сидеть Машенька. Садись, Машенька, покатайся на лодочке».
го цветов (лучами) — образ солнца. Учить располагать изображение посередине листа («в окошке»).
Материалы.Иллюстрации с изображением образа веселого, улыбающегося солнышка в книгах Ю. Васнецова «Наши сказки», «Радуга-дуга». Тонированные в разные цвета листы бумаги («окошки») с наклеенными по краям листа цветными «ставенками» (в одном из «окошек» нарисовано солнышко), краски — желтая, красная, оранжевая; кисти, банки с водой, салфетки; мольберт.
Предварительная работа.Наблюдения за изменениями в природе, происходящими под влиянием теплых солнечных лучей. Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова с изображением солнышка в виде улыбающегося лица. Чтение народных потешек, стихов, пение песенок о весне, солнышке.
Далее воспитатель обращает внимание детей на Машину подружку (маленькую матрешку), говорит, что ей тоже хочется покататься на лодочке, и предлагает детям построить для нее лодочку поменьше, покороче. И начинает вместе с детьми строить еще одну лодочку рядом с первой (чтобы подружкам было весело), повторяя весь процесс, меняются только длина и цвет пластин.