Конструирование. «Башенка с домиком для птичек»
Задачи.Учить выбирать детали (из общего набора строителя), необходимые для постройки башни по словесному указанию воспитателя и образцу; учить разбирать постройку и собирать детали
в коробку (ящик); пополнять словарный запас детей: «весна пришла», «птички прилетели».
Материалы.Настольный строительный материал: два набора на шесть детей; мелкие игрушки — птички.
Содержание занятия.Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением скворечников: «Дети, вот и весна пришла, снежок растаял, ручейки побежали, птички прилетают из далеких краев и поселяются вот в такие домики. Давайте построим домики для наших птичек. Посмотрите, они щебечут, что-то нам говорят (подносит одну птичку к уху). Они нас просят построить домики для них. Вот такие». Показывает свой образец. «Это башенка с домиком, ведь птичка летает высоко и ей удобно будет сюда «прилетать», — говорит воспитатель. «Башенка построена из кубиков, — продолжает педагог и показывает, объясняя и строя рядом другую башенку: — Поставим один кубик, на него ровненько еще один такого же цвета, на этот — еще один такого же цвета, на этот — еще один все того же (синего) цвета, а чтобы получился домик, накроем сверху башенку вот такой призмой. Вот и получился высокий настоящий домик для птички».
После такого объяснения-показа воспитатель говорит загадочно: «А теперь вы сами построите башенки и домики для своих птичек из кубиков, но не такого цвета, как у меня (синего), а другого. Слушайте внимательно. Саша, возьми из коробки желтый кубик и покажи нам. Правильно (если нет, воспитатель дает возможность взять именно желтый кубик), а Таня возьмет зеленый и покажет... а Витя — красный... а Вадик — желтый...». И так далее. Синий, как у воспитателя, не задается.
После того как все дети взяли из коробки по кубику, воспитатель говорит, что вся башенка каждого из них будет построена только из таких кубиков, какие они держат в руках. В процессе возведения башни воспитатель контролирует и регулирует словом и практически деятельность каждого ребенка.
Когда башенки построены (из четырех кубиков), воспитатель предлагает взять призму любого цвета и достроить птичий домик. По завершении дети называют, какого цвета их башенки и какого — крыши; играют с птичками.
В конце занятия воспитатель читает стихотворение.
Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко, Подожди, не улетай! Улетела... аи!
(А. Барто «Птичка») 398
Рисование. «Звенит капель...!
Задачи.Вызывать эмоциональный отклик на изменения в природе, желание передать образы весенней капели, сосулек; самостоятельно рисовать ритмом мазков, линий. Развивать воображение, сюжетно-игровой замысел. Учить аккуратно пользоваться краской.
Материалы.Тонированные в голубой цвет листы альбомного формата с аппликативными изображениями домов разных цветов, снегом на крыше. Кисточки, краска гуашь — желтая, белая, голубая, синяя; мольберт, металлофон.
Предварительная работа.Наблюдение на прогулке за происходящими в природе изменениями: таянием снега, звонкой капелью, ручейками, журчащими на земле. Рассматривание картинок, иллюстраций, чтение стихов, пение песенок о весне.
Содержание занятия.Перед детьми, сидящими полукругом, воспитатель ставит на мольберт аппликацию с изображением домика, весенней капели, ручейков, яркого солнышка в голубом небе. «Все ярче светит солнышко, снег быстро тает, а на крышах домов повисли сосульки-льдинки и от теплого солнышка начинают таять — „кап-кап-кап". Мы даже можем услышать весеннюю капель». Берет металлофон и ритмично постукивает молоточками, повторяя «кап-кап-кап». «От капели на земле появились лужицы, ручейки. Сосульки и весеннюю капель можно нарисовать красками», — говорит воспитатель. Предлагает каждому ребенку выбрать лист бумаги с аппликацией домика (они разных цветов). Дети са-
мостоятельно рисуют солнышко в небе, сосульки («повисли на крышах сосульки-льдинки»).
Воспитатель напоминает, что надо промывать кисточку, осушать ее о салфетку. Повторяет в процессе рисования: «Кап-кап-кап, звонко капает капель, на дорожках — лужи». Поощряет желание детей ритмично повторять: «Кап-кап-кап...». На «земле» голубой и синей краской дети рисуют ручейки, лужицы. «Вот какую звонкую, весеннюю капель нарисовали дети на бумаге!» — радуется воспитатель.
После занятия предлагает принести рисунки и положить их на столе так, чтобы получилась «улица с домиками». В процессе рассматривания воспитатель вновь берет металлофон и отстукивает ритм капели, а дети вместе с педагогом 2—3 раза повторяют: «Звонко капает капель, кап-кап-кап, на дорогах — лужицы...» Затем воспитатель просит каждого ребенка найти свой домик, ручеек, свою капель, солнышко.
В вечернее время дети продолжают рассматривать свои рисунки (их можно наклеить на общую полосу бумаги, чтобы получилась улица). Дети самостоятельно по своему желанию могут фломастерами дорисовать птичек, летающих в небе или купающихся в лужицах.