Ознакомление с окружающим, «Сорока, сорока»
Задачи.Обогащать эмоциональное, речевое и умственное развитие детей, прибегая к элементам драматизации.
Материалы.Элементы русского костюма и украшений для воспитателя (бусы, ленточки ит.п.). Некоторые предметы русского быта (чу-
гунок, крышка, глиняные мисочки, чашечки), деревянные расписные ложки (по 2 шт. на каждого ребенка). Элементы русского костюма для детей (фартучки, бусы, пояски). Блюдо с пирожками, баранками и др. (муляжи).
Содержание занятия. В драматизации участвуют двое взрослых: один исполняет роль Сороки, второй — организует детей. Педагог читает потешку.
Сорока, сорока, Сорока-белобока Кашку варила, На порог скакала, Гостей скликала. Гости услыхали, Быть обещали.
Гости на двор, Кашицу — на стол. Этому дала на блюдечке, Этому — на тарелочке, Этому — на ложечке...1
Воспитатель: «Дети, хотите пойти в гости к Сороке-белобоке?» Предлагает пройти к зеркалу в уголок ряжения. Каждый малыш получает какую-то деталь русского национального костюма, например девочкам раздаются фартучки, косыночки, бусы; мальчикам — цветные пояски, кепочки).
Воспитатель: «Какие красивые у нас ребята! Подойдите к зеркалу, и вы увидите, что это действительно так».
Дети приходят в дом Сороки-белобоки.
Воспитатель: «Тук-тук! Здесь живет Сорока-белобока?»
Сорока встречает гостей низким поклоном. На ней расписная рубашка в русском стиле, на голове платочек, к которому пришит «клюв» (сложенный пополам треугольник), на плечи наброшена шаль или большой расписной платок с кистями, который зрительно вырисовывает крылья, когда сорока разводит руки в стороны.
Сорока: «Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу, как живу. Вот чугунок, в котором я кашу варю. Вот печка: здесь я пироги пеку, бараночки, кренделечки, калачики». Показывает блюдо с муляжами пирожков, баранок.
Воспитатель: «Ой, горячи-горячи! Взять в руки нельзя, обжигают. Сорока-сорока, ты их положи на окошко, чтобы остудились,
а потом нас угостишь. А сейчас расскажи, пожалуйста, сорока-сорока, где была? Ребята, попросим вместе».
Воспитатель и дети громко приговаривают: «Сорока-сорока! Где
была?»
Сорока отвечает: «Далеко! По полю летала, зерна собирала, печку топила, кашку варила, детишек скликала, кашкой угощала... Прошу за стол, гости дорогие!»
Достается горшочек с кашей, ставится на стол.
Воспитатель помогает детям сесть за стол: «Сорока-сорока! Где
была?»
Сорока-белобока, как бы подхватывая: «Где была? Далеко! По полю летала, зерна собирала, печку топила, кашку варила, детишек скликала, кашкой угощала!» Сорока раскладывает понарошку кашу в заранее приготовленную посуду. Дети понарошку едят кашу.
Воспитатель: «Ребята, вкусная ли кашка? Кого еще угостить? Нам понравилась твоя каша. Сорока. Дети, споем песенку и сыграем на ложках для Сороки».
Педагог снова читает потешку, дети проговаривают отдельные
слова.
Сорока: «Какие молодцы! А я для вас попляшу». Сорока исполняет русский танец. При этом дети отбивают ритм на деревянных ложках.
Сорока: «И играть детки умеют! Молодцы! А теперь садитесь, отдохните. Птенчик мой очень устал и хочет спать». Сорока укачивает своего сыночка-птенчика и подпевает.
Воспитатель: «Тихо, дети, птенчик спит. Спасибо тебе, Сорока за кашу, за потешку, за песенку. Ребятки, скажем Сороке спасибо! Нам пора домой, в группу. До свиданья, Сорока».
Сорока: «Приходите, гости дорогие! Ждать вас буду. Возьмите гостинцы — мои бараночки, булочки, калачики, пирожки с пылу с жару из печи. Они уже остыли. Будете пить чай с моими гостинцами».
Воспитатель: «Спасибо, дорогая Сорока, за гостинцы!» Берет заранее приготовленное блюдо с печеными изделиями (настоящими).
Дети прощаются с Сорокой, машут ей рукой и на цыпочках выходят, чтобы не разбудить ее птенчика.
Физкультура. № 45-46
1 Завойко Г. К. Колыбельные и детские песни и детские игры у крестьян Владимирской губернии // Этнографическ. обозрение. 1915. № 1—2.
Задачи. Учить бросать мяч двумя руками воспитателю. Закрепить умение бегать за катящимися предметами.
Материалы. Мячи среднего диаметра по количеству детей, обручи среднего размера.
Место проведения. Зал.
Содержание занятия. Дети входят в зал. Воспитатель предлагает им пойти на прогулку в «зимний лес». Дети идут по залу врассыпную. «Холодно. Замерзли? Давайте погреемся: потопаем ножками, похлопаем в ладоши!» — говорит воспитатель. Дети за ним повторяют соответствующие движения. «А теперь побегаем!» Дети врассыпную бегают по залу в медленном темпе. «А теперь садимся в поезд, он довезет нас из леса домой». Дети становятся в колонну по одному за воспитателем. Ходьба в колонне друг за другом обычным шагом, на носках. Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения с мячами.
1. Стоя, мяч в руках внизу. Поднять руки вверх — потянуться.
Опустить руки (повторить 4 раза).
2. Стоя, мяч в руках внизу. Присесть, коснуться мячом пола.
Встать (повторить 4 раза).
3. Сидя, ноги вместе, мяч лежит на ногах. Взять мяч, поднять
вверх (посмотреть на мячик), опустить (повторить 4 раза).
4. Стоя, мяч в руках перед собой. Вытянуть руки вперед, при
жать мяч к себе (повторить 6 раз).
Дети выстраиваются в шеренгу по 3—4 человека с интервалом 1,5-2 м. Перед каждым ребенком на расстоянии 5 м обруч. Дети прокатывают мяч перед собой до обруча, затем встают в центр обруча, берут мяч в руки и поднимают его вверх, потянуться — повторить 2 раза. Затем воспитатель предлагает бросить мяч перед собой и постараться догнать его и взять в руки (повторить 3 раза). Подвижная игра «Прыгай, как мячик». Дети стоят полукругом. На небольшом расстоянии от них воспитатель с мячом. Отбивая мяч
о пол одной рукой, воспитатель приговаривает строки из стихотворения С. Маршака «Мяч»: «Мой веселый, звонкий мяч...»1
Затем воспитатель предлагает детям попрыгать на двух ногах, словно мячик, одновременно продолжая отбивать мяч и произносить текст.
1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 319. |
Дети построены в полукруг. Напротив них воспитатель, в руках у него мяч. Он поочередно бросает каждому ребенку мяч,
поясняя при этом, как надо правильно ловить и бросать. Ребенок старается поймать мяч и бросает его обратно воспитателю.
Игра малой подвижности «Пузырь». Дети вместе с воспитателем становятся близко друг к другу и образуют круг, взявшись за руки, затем говорят вместе с воспитателем: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, да не лопайся».
Медленно отходя назад, дети постепенно расширяют круг, продолжая держаться за руки. Как только воспитатель скажет: «Пузырь лопнул!», дети опускают руки, приседают и говорят: «Хлоп!». Игра повторяется 2 раза.
На прогулке и во второй половине дня.Упражнять детей в бросании и ловле мяча.