Лепка. «Наши четвероногие друзья»
Задачи.Воспитывать у детей заботливое отношение к животным. Развивать сюжетно-игровой замысел. Привлекать к самостоятельной лепке фигурок животных из шариков, плотно соединяя их между собой, дополняя их отличительными признаками (хвост, ушки). Аккуратно пользоваться пластилином.
Материалы.Игрушки: куклы Катя и Маринка, котенок, собачка; пластилин, стеки, клееночки, салфетки для рук.
Предварительная работа.Рассматривание иллюстраций, карти-
1 Хрестоматия для маленьких и постарше. — М.: Знание, 1996. С. 37.
нок с изображением кошки, собаки. Чтение стихов, рассказов, потешек об этих животных. Игры с игрушками.
Содержание занятия. Куклы Катя и Маринка вновь приходят к детям на занятие, здороваются с ними: «Нам очень понравились
картинки, которые вы нарисовали». «А что вы хотели спросить у ребят?» — обращается к Кате и Маринке воспитатель. Они спрашивают ребят: «Скажите, какие животные есть у вас дома?» Если дети затрудняются с ответом, воспитатель показывает игрушки — кошечку, собачку и говорит, что кошка и собака живут в доме с людьми. Затем просит ребят рассказать, а есть ли у них дома кошечка или собачка (ответы детей). Спрашивает, как надо заботиться о домашних животных, кормить их. Уточняет ответы ребят: «Кошечка любит молочко, сметанку, собачка — грызть косточку, а еще кошечка любит играть с мячиком, катать клубочек». Воспитатель спрашивает детей, как зовут их кошечку и собачку, чем они любят играть, кто ходит с собачкой гулять.
После беседы предлагает детям слепить из пластилина свою кошечку или собачку. Напоминает, что из шариков и столбиков получатся фигурки животных. «Кошечка может лежать, свернувшись клубочком, или будет прыгать за мячиком. Собачка тоже может отдыхать или бегать. У каждого получится своя кошечка или своя собачка, которую он любит», — говорит воспитатель и предлагает слепить своих любимых животных.
Дети начинают лепить фигурки животных разными способами: из отдельных комочков, соединяя их вместе, а также из целого кусочка способом вытягивания, воспитатель помогает детям.
В процессе занятия воспитатель замечает появление характерных особенностей: «У тебя кошечка спит; а эта хочет прыгнуть;
а вот собачка бежит по дорожке; у тебя собачка остановилась, увидела кошечку» и т.д. и обращает внимание на это всех детей. Такие комментарии помогают детям также увидеть эти характерные признаки животных. Воспитатель дает стеку для того, чтобы ребенок мог изобразить глаза, рот, шерстку. После завершения лепки все фигурки дети приносят на общий стол и располагают их так, как им нравится («собачки бегут друг за другом», «кошечки играют с мячом» и т.д.).
В вечернее время дети продолжают игры с вылепленными фигурками кошечек, собачек, придумывая разные «сюжеты». В процессе этих игровых действий воспитатель старается активизировать словарь ребенка. С этой целью вместе с детьми придумывает небольшие истории про животных, читает о них потешки, стихи.
Организация детской игры
Продолжается закрепление игровых навыков в индивидуальной и совместной игре с игрушками по знакомым сюжетам (дом, «гости», прогулка, поездка, визит доктора, посещение магазина). Чем более знаком сюжет, тем более легко происходит его развитие, увеличивается количество включенных в игру «цепочек действий», сюжет становится подробнее; вместо педагога все чаще роли выполняют сами дети, пока не называя их (роль в действии). Девочка встречает гостей (кукол), угощает их, купает, кладет спать, как мама. Мальчик нагружает самосвал и перевозит кубики, «чинит» машину, «заправляет ее бензином», как шофер или папа. Кто-то прыгает по группе и мяукает, как кошка. Если воспитатель задаст вопрос: «Ой, это твоя дочка? Какая красивая? А ты ее мама?» — ребенок отвечает утвердительно. Происходит осознание своего ролевого поведения, появляется называние роли словом.
Многие игрушки, которыми дети играли с самой осени, им уже надоели. Педагогу следует предоставить детям возможность играть новыми (или хорошо забытыми старыми) игрушками, а те, которые им уже прискучили, временно убрать, оставив только по 1-2 самых любимых. Это относится в первую очередь к тем игрушкам, которые вначале пользовались большим спросом, и их было по многу штук. В то же время убирать следует только те игрушки, к которым в течение 2-3 недель не обращался ни один ребенок.
Вместо них в группу приносятся игрушки, изображающие реалистически выполненных животных, домашних и диких. Дети уже
успели познакомиться с ними на занятиях, а некоторых знают по книгам, картинкам, мультфильмам. Воспитатель предлагает построить для домашних животных ферму, сделать каждому свой домик, дворик (огородив часть ковра длинными кубиками — забором). Если в группе имеется набор игрушек «Ферма», то большинство тематических игр может проводиться с ним. Для диких животных аналогично можно выстроить зоопарк. Для животных можно привезти на машинках еду (траву, зернышки), траву — сделать из бумаги или обрезков новогодних «дождиков», а можно поиграть, используя еду для животных понарошку. В мисочки-поилки можно «налить воду», чтобы животные могли пить. Эти игры сначала проигрываются при участии воспитателя, затем по желанию детей самостоятельно.
Часто кто-то из малышей чувствует особую симпатию к какому-нибудь животному из набора и носит его с собой, играет с ним в другие игры. Этому не надо препятствовать. Если ребенок очень хочет напоить коровку «чаем», ему можно напомнить, что коровки едят траву, но надо дать возможность «отработать» игровое действие «чаепития» и на новом игровом материале тоже.
ФЕВРАЛЬ. 21 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.На этой неделе дети будут участвовать в посадке лука и начнут наблюдать за его ростом. Продолжится обогащение детских представлений о домашних животных, в первую очередь хорошо знакомых — кошке и собаке. Педагог прочтет детям рассказы об этих животных и рассмотрит вместе с ними иллюстрации, привлечет внимание детей к особенностям внешнего вида и поведения кошки и собаки, включит эти образы в продуктивную и сюжетно-игровую деятельность. Так, дети будут рисовать коврики и лепить мисочки для кошечки и собачки, а педагог организует игровую среду и будет поддерживать разыгрывание детьми сюжетов, связанных с заботой о домашних животных, играми с ними. В процессе действий с предметами и конструирования дети будут учиться ориентироваться на два свойства одновременно (цвет и величина). Педагог будет постоянно вовлекать детей в диалог, активизируя словарь наименований предметов одежды, посуды, прилагательных и др. На физкультурных занятиях воспитатель будет учить детей бросать в цель мешочек с песком двумя руками снизу: упражнять в смене движения по сигналу. Он начнет прививать детям первые основы культуры поведения во взаимоотношениях с взрослыми и- сверстниками; формировать умение играть, не разрушая чужой игры, пользоваться игровым материалом по очереди.