Ознакомление с окружающим. «Курочка-пеструшечка»
Задачи.С помощью фольклорного произведения закреплять знания детей о домашних животных (корова, лошадь, коза, свинья, курица с цыплятами, утка, гусь).
Развивать реалистическое представление о домашних животных. Воспитывать доброе отношение к ним на эмоциональной основе: человек заботится о животных — кормит, поит, ухаживает.
Учить узнавать животных в реалистическом изображении на картинке и в игрушке.
Материалы.Набор картинок к потешке «Курочка-пеструшечка» (7 штук): курица с цыплятами, утка, гусь, свинья, коза, баран, корова, лошадь. Дидактический набор «Скотный двор» (фигурки домашних животных в реалистическом исполнении из папье-маше фабричного производства).
Содержаниезанятия. Воспитатель просит детей вспомнить животных, которых они знают. Если малыши молчат, педагог задает
наводящие вопросы: — Кто кудахчет «кудах-так-так»? Кто водит цыпляток за собой? Правильно, курочка. А кто кричит «кря-кря-кря»? Кто по водичке умеет плавать и утяток за собой ведет? Правильно, уточка! Как она крякает? А кто мычит «му-му-му — молока кому»? Правильно, коровка. А что у коровки на голове? Рожки. Как она кричит, скажи (Оля, Таня, Алеша и др.) Правильно: «му-му»! А кто кричит «и-го-ro?» У кого есть грива, хвостик? Правильно, лошадка!
Далее педагог задает аналогичные вопросы, касающиеся свинки, козочки, барашка.
Затем воспитатель предлагает малышам картинки. Картинки поочередно располагаются на подставках перед детьми. Показ картинок сопровождается словами воспитателя: «Курочка-пеструшечка, цыпляток водит! Уточка с утятами плавает по воде! Гусь — красные лапки ходит по травке! Свинка носом-пяточком землю копает. Козочка рогатая по горам скачет. Барашек кудрявый травку ест. Коровка Буренка молочко дает. Лошадка Ванечку везет». Далее воспитатель задает детям вопросы о персонажах: Что делает курочка-пеструшечка? Что делает уточка?
Педагог предлагает малышам взять картинки. По предложению педагога они называют животное, нарисованное на этих картинках (лошадка, коровка или свинка и т.п.). Задавая вопросы, воспитатель старается вызвать малышей на разговор, просит повторить звукоподражания. Если малыши молчат, отвечает педагог.
Воспитатель говорит, что об этих животных люди заботятся: дают корм, водичку для питья. Далее приглашает детей к столикам, на которых заранее приготовлены игрушки животные, а также кубики, маленькие машинки и т.п. Дети называют животных и строят для них домики (игра с дидактическим набором «Скотный двор»).
От общих разговоров постепенно педагог переводит малышей к игре, давая возможность каждому поиграть с понравившимся ему животным.
Во второй половине дня воспитатель может рассказать детям русскую народную сказку «Курочка Ряба» (в обработке К.Д. Ушинского), используя при этом народные игрушки («клюющие курочки»). При последующих обращениях к сказке (они обязательны) целесообразно повторить ее чтение с показом красочных иллюстраций. Можно инсценировать сказку с помощью игрушек.
Физкультура. № 39-40
Задачи. Учить детей влезать на лесенку-стремянку (шведскую стенку). Повторить ходьбу с огибанием различных предметов («змейкой»).
Материалы. Лесенка-стремянка (шведская стенка), обручи небольшого диаметра, игрушка-каталка на ручке, гимнастический мат, игрушка собачка.
Содержание занятия. В центре зала разложены обручи, один ряд на расстоянии 30—40 см друг от друга. Воспитатель берет игрушку и говорит: «Дети, собачка приглашает нас погулять с ней. Вставайте скорее все за мной».
Воспитатель ведет их в колонне друг за другом, огибая обручи. Вначале все идут медленно, затем, постепенно ускоряя темп, воспитатель с детьми переходит на бег в медленном темпе. После бега все опять переходят на ходьбу. Воспитатель помогает детям встать парами. Рядом с собой воспитатель кладет игрушку и обращает внимание детей, что собачка будет внимательно смотреть, как дети будут делать упражнения. «Давайте покажем собачке, какие мы ловкие и сильные!»
Общеразвивающие упражнения в парах (по возможности мальчик с девочкой). Если ребенку не хватает пары — воспитатель выполняет упражнения вместе с ним.
1. Повернуться лицом друг к другу, взяться за руки. Поднять
руки высоко вверх, опустить руки (повторить 4 раза).
2. Держась за руки присесть, встать (повторить 4 раза).
3. Держась за руки ходить по кругу вправо, влево.
4. Каждая пара встает перед обручем. Прыжки поочередно (на
пример, сначала прыгают мальчики, потом — девочки) в обруч
и обратно (повторить 4 раза).
Группа делится на две подгруппы. Часть детей с воспитателем выполняет упражнения на шведской стенке. Подведя детей к лестнице, воспитатель объясняет: «Сегодня мы с вами будет учиться влезать на лестницу. Не бойтесь и не спешите. Наступайте на каждую перекладину вот так (показывает), крепко держитесь». Каждый ребенок поочередно удобным ему способом со страховкой и помощью воспитателя залезает на три перекладины лестницы и спус-271
кается. Перед лестницей на пол необходимо положить гимнастический мат. Если кто-то отказывается, можно такому ребенку дать собачку и предложить: «Смотри, вместе с собачкой, как детки забираются на лесенку».
Группа других детей по очереди катает игрушку-каталку между обручами. Затем подгруппы меняются местами.
Подвижная игра «Догоните меня». Дети стоят на одной стороне зала. «Догоните меня», — говорит воспитатель и бежит к противоположной стороне зала. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Воспитатель хвалит детей за то, что они умеют так быстро бегать. Затем воспитатель предлагает детям убегать на свои места. «Убегайте, убегайте, догоню!» — говорит воспитатель и делает вид, что догоняет малышей. После игры дети идут по залу в медленном темпе, повторяют ходьбу на носках.
В конце занятия воспитатель говорит, что собачке понравилось, как дети занимались и она еще придет к ним в гости. Воспитатель берет игрушку и провожает детей в группу.
На прогулке и во второй половине дня.Катание игрушек и друг друга с помощью взрослого на санках. Катание на ледянках с горки. В помещении: упражнять детей в кружении в парах.