Ознакомление с окружающим. «Зайки играют»

Задачи.Эмоционально обогащать детей впечатлениями зимних, новогодних торжеств. Активизировать детей, создавая радостное на­строение, желание изображать любимых персонажей. Сочетать визу­альные методы воздействия (красочность, сюрпризность, широкую наглядность) с поэтическим, песенным и танцевальным фольклором.

Материалы.Елка, на половину наряженная. Игрушки: зайцы (величиной не больше 10—12 см) 2—3 штуки. Лиса (кукла из на­бора «Кукольный театр»).

Содержание занятия.Взрослый, приглашая детей посмотреть на красавицу-елку, просит сказать, какими игрушками она ук­рашена. Прежде чем дети повесят на елочку оставшиеся игруш­ки, взрослый предлагает им еще раз рассмотреть украшения на елке.

На полянку при помощи воспитателя «выскакивают» один за Другим три зайчика. Педагог спрашивает: «Кто же прискакал на

полянку? Правильно, зайцы. Они хотят на елочку посмотреть и познакомиться с ребятами. Да еще просят: если вы увидите лису, обязательно предупредить их, чтобы они успели спрятаться. Зай­чикам хочется поиграть. Поиграем и мы».

Проводится ифа по мотивам русских народных песенок-потешек, например «Зайка беленький сидит...». Слова потешки сопровождаются выразительными движениями воспитателя и детей: дети прикладыва­ют указательные пальцы к голове, как бы «шевеля ушами», хлопают в ладоши, как бы «фея лапки», подпрыгивая, как зайчик и т.п.

Дети садятся на стульчики перед елочкой. Педагог предлагает им: «Пожалуйста, посмотрите, не идет ли лиса?»

Педагог прячет зайчат под елку, накрывает белой тканью и го­ворит: «Зайки спрятались под елку, в снежок, чтобы их лиса не заметила, не увидела».

Незаметно для малышей взрослый надевает на руку куклу ли­сичку — персонажа кукольного театра. Вначале из-за елки появ­ляется только нос, затем вся ифушка. Разыгрываемая сценка по­иска зайчат, требует от взрослого определенной артистичности. Ведя с детьми разговор от своего имени, от имени лисы, взрос­лый добивается игрового взаимодействия.

Сценка заканчивается тем, что лиса, никем не полакомившись, уходит восвояси, а зайчата, поблагодарив детей за помощь, пуска­ются в пляс. Педагог расставляет зайчат вокруг елки. Зайчата «дви­гаются» вокруг елки. Эта сценка должна быть ярко обыфана. Пе­дагог обращается к детям со словами: «Ну-ка, зайка, попляши, ну-ка, белый, поскачи, ну-ка, зайка поклонись, деткам, зайка, улыбнись».

Педагог призывает ребят похлопать в ладоши, повторять слова «попляши», «поскачи», «поклонись» и др. Если у детей сохраня­ется интерес к игровому действию, его можно повторить. Дети благодарят зайчат за веселую пляску. Взрослый предлагает угостить зайчат морковкой и самим попробовать (блюдо с угощением при­готавливается заранее).

Далее ифовые действия вокруг елки могут разворачивается си­туативно.

Физкультура. № 31-32

Задачи. Приучать детей вставать в круг, ходить по кругу. Упраж­нять в выполнении простейших плясовых движений (полуприсе­дать, притоптывать, хлопать в ладоши, кружиться под музыку).

Материалы. Легкие шарики, искусственная елочка. Место проведения. Групповая комната.

Содержание занятия. Воспитатель приглашает детей в зал и го­ворит: «Сейчас зима. На улице идет снег. Снежинки кружатся и падают на землю. Давайте поифаем: вы будете снежинками». Дети врассыпную идут по залу. «Подул ветер: закружились полетели снежинки», — дети бегут по залу. «Ветер затих», — дети перехо­дят на ходьбу. Игровое упражнение «Снежинка-пушинка» повто­рить несколько раз.

Дети с помощью воспитателя встают в круг. Дети стоят в кру­гу, в центре круга — елочка. Воспитатель говорит детям, что ско­ро Новый год, и предлагает показать детям, какая у них будет елка.

1. Стоя, поднять руки вверх и подниматься на носки «Вот та­
кая высокая и красивая елка».

2. Воспитатель: «На елочке зажгутся огоньки».

Поднять руки вверх, сжимать и разжимать пальцы («лампочки мигают»).

3. «Дети будут водить хоровод и танцевать вокруг елки».

Дети ставят руки на пояс, притоптывают ногами, хлопают в ла­доши, подпрыгивают, полуприседают, кружатся под плясовую му­зыку или пение воспитателя.

4. Ходьба и бег по кругу, вокруг елочки.

Воспитатель: «Петрушка принес детям снежки (легкие белые шарики, пластмассовые или матерчатые). Дети вместе с воспита­телем «ифают в снежки»: бросают шарики вдаль в сторону Пет­рушки и бегут за ними. Затем собирают их и кладут в коробку.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит». Дети сидят на стуль­чиках или скамейках по одной стороне зала. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети вы­ходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и присе­дают на корточки. Воспитатель говорит:

— Зайка сидит и ушами шевелит.

(Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.)

— Зайка феет лапки: хлоп-хлоп.
(Дети хлопают в ладоши.)

— Зайке холодно, он скачет: скок-скок, скок-скок.
(Дети подпрыгивают на двух ногах на месте.)

— Зайка испугался и ускакал.
(Дети убегают на свои места.)
Игру повторить 2—3 раза.

После игры дети становятся в круг. Воспитатель говорит: «Давай­те наберем снег в ладошки», — и изображает, как будто берет снег. «А теперь, подуем, сдуем снег с ручек». (Повторить несколько раз.)

Конструирование. «Елочные шарики»

Задачи.Продолжать развивать интерес к занятиям по констру­ированию с бумагой. Продолжать учить катать комочки из мягкой мятой бумаги разной величины и цвета. Активизировать словарь: мягкий, легкий, большой — маленький.

Материалы.Цветная мягкая бумага разных размеров (целый альбомный лист, '/2 листа, '/4 листа) и разной фактуры.

Содержание занятия.Воспитатель обращает внимание детей (4-6 чел.) на елочку, которая стоит в групповой комнате: «Дети, посмот­рите, какая елочка у нас в группе: высокая, зеленая, красивая. Кто нам принес елочку в группу? Наверно, Дедушка Мороз (игрушка дед-мороз стоит под елочкой). Скажем спасибо Дедушке Морозу. Елоч­ка украшена... (дети называют игрушки), а вот и наша гирлянда, сде­ланная из колечек. А теперь давайте сделаем для нее шарики разные, цветные: красные, синие, зеленые, желтые, большие и маленькие. Возьмем в ручки мягкую цветную бумагу, сомнем ее и попробуем скатать большие и маленькие шарики, как катали снежные комоч­ки». Дети берут в руки бумагу разного размера и цвета, мнут и ска­тывают шарики, воспитатель помогает, поощряет, сравнивает вместе с детьми шарики разной величины, цвета, спрашивает: «Юра, какой у тебя шарик — большой или маленький? А у тебя, Леночка, какого цвета шарик? А еще про шарики можно сказать, что они мягкие, легкие, давайте вместе скажем: мягкие, легкие. Молодцы!». Дети ска­тывают по 2—3 шарика разного цвета и размера.

Далее воспитатель предлагает собрать шарики в корзинку и в присутствии детей нанизывает их на длинную нитку (используя иглу), сопровождая действия словами: «Возьмем длинную нитку и сделаем красивую гирлянду из шариков разного цвета — внача­ле большой красный (кто-то из детей подает), а теперь помень­ше — белый, вот так». И так далее. Готовой гирляндой украшает­ся самый низ елки, и воспитатель сопровождает этот момент, по­вторяя несколько раз слова: «Праздник приближается, а елка украшается гирляндами, шарами».

Воспитатель и дети радуются, хлопают в ладоши.


Наши рекомендации