Ознакомление с окружающим. «Зайки играют»
Задачи.Эмоционально обогащать детей впечатлениями зимних, новогодних торжеств. Активизировать детей, создавая радостное настроение, желание изображать любимых персонажей. Сочетать визуальные методы воздействия (красочность, сюрпризность, широкую наглядность) с поэтическим, песенным и танцевальным фольклором.
Материалы.Елка, на половину наряженная. Игрушки: зайцы (величиной не больше 10—12 см) 2—3 штуки. Лиса (кукла из набора «Кукольный театр»).
Содержание занятия.Взрослый, приглашая детей посмотреть на красавицу-елку, просит сказать, какими игрушками она украшена. Прежде чем дети повесят на елочку оставшиеся игрушки, взрослый предлагает им еще раз рассмотреть украшения на елке.
На полянку при помощи воспитателя «выскакивают» один за Другим три зайчика. Педагог спрашивает: «Кто же прискакал на
полянку? Правильно, зайцы. Они хотят на елочку посмотреть и познакомиться с ребятами. Да еще просят: если вы увидите лису, обязательно предупредить их, чтобы они успели спрятаться. Зайчикам хочется поиграть. Поиграем и мы».
Проводится ифа по мотивам русских народных песенок-потешек, например «Зайка беленький сидит...». Слова потешки сопровождаются выразительными движениями воспитателя и детей: дети прикладывают указательные пальцы к голове, как бы «шевеля ушами», хлопают в ладоши, как бы «фея лапки», подпрыгивая, как зайчик и т.п.
Дети садятся на стульчики перед елочкой. Педагог предлагает им: «Пожалуйста, посмотрите, не идет ли лиса?»
Педагог прячет зайчат под елку, накрывает белой тканью и говорит: «Зайки спрятались под елку, в снежок, чтобы их лиса не заметила, не увидела».
Незаметно для малышей взрослый надевает на руку куклу лисичку — персонажа кукольного театра. Вначале из-за елки появляется только нос, затем вся ифушка. Разыгрываемая сценка поиска зайчат, требует от взрослого определенной артистичности. Ведя с детьми разговор от своего имени, от имени лисы, взрослый добивается игрового взаимодействия.
Сценка заканчивается тем, что лиса, никем не полакомившись, уходит восвояси, а зайчата, поблагодарив детей за помощь, пускаются в пляс. Педагог расставляет зайчат вокруг елки. Зайчата «двигаются» вокруг елки. Эта сценка должна быть ярко обыфана. Педагог обращается к детям со словами: «Ну-ка, зайка, попляши, ну-ка, белый, поскачи, ну-ка, зайка поклонись, деткам, зайка, улыбнись».
Педагог призывает ребят похлопать в ладоши, повторять слова «попляши», «поскачи», «поклонись» и др. Если у детей сохраняется интерес к игровому действию, его можно повторить. Дети благодарят зайчат за веселую пляску. Взрослый предлагает угостить зайчат морковкой и самим попробовать (блюдо с угощением приготавливается заранее).
Далее ифовые действия вокруг елки могут разворачивается ситуативно.
Физкультура. № 31-32
Задачи. Приучать детей вставать в круг, ходить по кругу. Упражнять в выполнении простейших плясовых движений (полуприседать, притоптывать, хлопать в ладоши, кружиться под музыку).
Материалы. Легкие шарики, искусственная елочка. Место проведения. Групповая комната.
Содержание занятия. Воспитатель приглашает детей в зал и говорит: «Сейчас зима. На улице идет снег. Снежинки кружатся и падают на землю. Давайте поифаем: вы будете снежинками». Дети врассыпную идут по залу. «Подул ветер: закружились полетели снежинки», — дети бегут по залу. «Ветер затих», — дети переходят на ходьбу. Игровое упражнение «Снежинка-пушинка» повторить несколько раз.
Дети с помощью воспитателя встают в круг. Дети стоят в кругу, в центре круга — елочка. Воспитатель говорит детям, что скоро Новый год, и предлагает показать детям, какая у них будет елка.
1. Стоя, поднять руки вверх и подниматься на носки «Вот та
кая высокая и красивая елка».
2. Воспитатель: «На елочке зажгутся огоньки».
Поднять руки вверх, сжимать и разжимать пальцы («лампочки мигают»).
3. «Дети будут водить хоровод и танцевать вокруг елки».
Дети ставят руки на пояс, притоптывают ногами, хлопают в ладоши, подпрыгивают, полуприседают, кружатся под плясовую музыку или пение воспитателя.
4. Ходьба и бег по кругу, вокруг елочки.
Воспитатель: «Петрушка принес детям снежки (легкие белые шарики, пластмассовые или матерчатые). Дети вместе с воспитателем «ифают в снежки»: бросают шарики вдаль в сторону Петрушки и бегут за ними. Затем собирают их и кладут в коробку.
Подвижная игра «Зайка беленький сидит». Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне зала. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель говорит:
— Зайка сидит и ушами шевелит.
(Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.)
— Зайка феет лапки: хлоп-хлоп.
(Дети хлопают в ладоши.)
— Зайке холодно, он скачет: скок-скок, скок-скок.
(Дети подпрыгивают на двух ногах на месте.)
— Зайка испугался и ускакал.
(Дети убегают на свои места.)
Игру повторить 2—3 раза.
После игры дети становятся в круг. Воспитатель говорит: «Давайте наберем снег в ладошки», — и изображает, как будто берет снег. «А теперь, подуем, сдуем снег с ручек». (Повторить несколько раз.)
Конструирование. «Елочные шарики»
Задачи.Продолжать развивать интерес к занятиям по конструированию с бумагой. Продолжать учить катать комочки из мягкой мятой бумаги разной величины и цвета. Активизировать словарь: мягкий, легкий, большой — маленький.
Материалы.Цветная мягкая бумага разных размеров (целый альбомный лист, '/2 листа, '/4 листа) и разной фактуры.
Содержание занятия.Воспитатель обращает внимание детей (4-6 чел.) на елочку, которая стоит в групповой комнате: «Дети, посмотрите, какая елочка у нас в группе: высокая, зеленая, красивая. Кто нам принес елочку в группу? Наверно, Дедушка Мороз (игрушка дед-мороз стоит под елочкой). Скажем спасибо Дедушке Морозу. Елочка украшена... (дети называют игрушки), а вот и наша гирлянда, сделанная из колечек. А теперь давайте сделаем для нее шарики разные, цветные: красные, синие, зеленые, желтые, большие и маленькие. Возьмем в ручки мягкую цветную бумагу, сомнем ее и попробуем скатать большие и маленькие шарики, как катали снежные комочки». Дети берут в руки бумагу разного размера и цвета, мнут и скатывают шарики, воспитатель помогает, поощряет, сравнивает вместе с детьми шарики разной величины, цвета, спрашивает: «Юра, какой у тебя шарик — большой или маленький? А у тебя, Леночка, какого цвета шарик? А еще про шарики можно сказать, что они мягкие, легкие, давайте вместе скажем: мягкие, легкие. Молодцы!». Дети скатывают по 2—3 шарика разного цвета и размера.
Далее воспитатель предлагает собрать шарики в корзинку и в присутствии детей нанизывает их на длинную нитку (используя иглу), сопровождая действия словами: «Возьмем длинную нитку и сделаем красивую гирлянду из шариков разного цвета — вначале большой красный (кто-то из детей подает), а теперь поменьше — белый, вот так». И так далее. Готовой гирляндой украшается самый низ елки, и воспитатель сопровождает этот момент, повторяя несколько раз слова: «Праздник приближается, а елка украшается гирляндами, шарами».
Воспитатель и дети радуются, хлопают в ладоши.