Действия с предметами. «Пирамидки разного цвета»
Задачи.Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению. Продолжать развивать координацию движений и мелкую моторику пальцев при нанизывании шаров на стержень.
Материалы. 6 шаров двух цветов (например, 3 красных и 3 синих). Невысокий стержень (12-15 см) на каждого ребенка.
Содержание занятия.Перед каждым ребенком находится коробочка, в которой лежат шарики красного и синего цветов, имеющие сквозное отверстие. Воспитатель показывает пирамидку в собранном виде. «Эта пирамидка из красных шариков», — поясняет взрослый. Затем показывает точно такую же пирамидку из синих шаров и дает соответствующее пояснение. Затем педагог последовательно снимает шарики то с одной, то с другой пирамидки и складывает их в коробку. Таким образом, перед взрослым оказывается аналогичная коробка, наполненная разноцветными шарами. Далее воспитатель вновь нанизывает шары, выбирая только красные и называя их цвет. «Этот шарик красного цвета, а этот тоже красный, и этот шарик красненький!» Малыши индивидуаль-
но собирают пирамидку по показанному образцу. Оставшиеся шары каждый нанизывает на второй стержень. «Какая красивая синяя пирамидка», — говорит взрослый, выделяя голосом названия цвета. Затем взрослый предлагает детям снять шарики со стержня и сложить их в коробочку. Шары смешиваются и далее малыши по словесному указанию самостоятельно собирают пирамидку красного цвета, т.е. повторяется первая часть занятия, если дети ошибаются, педагог помогает им, прибегая к показу и наглядному сравнению.
Варианты.Аналогичные занятия можно провести с тремя одноцветными кубами, цилиндриками и прочими подходящими предметами. Варьируется также цвет пирамид.
Речь. «Холодно»
Задачи.Вовлекать детей в диалог. Поощрять инициативные высказывания. Активизировать слова, обозначающие предметы одежды. Побуждать сопровождать речь условными выразительными действиями. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков в связной речи. Развивать речевое дыхание.
Материалы.Кукла в зимней одежде. Варежка. Игрушка (кошка).
Содержание занятия. Вгости к детям снова приходит кукла Маша. Но она в зимней одежде. Воспитатель инициирует диалог:
— Узнали, дети, кто к нам пришел? Да, это Маша. Поздорова
емся с Машей: привет, привет!
(Кукла Маша приближается поочередно к детям и здоровается с ними за руку. Воспитатель побуждает, чтобы каждый ребенок произнес приветствие: «Привет, привет».)
— У Маши теплое пальто, теплая шапка, зимние сапожки. (Вос
питатель демонстрирует предметы одежды на кукле.) Покажите, где
у куклы пальто, шапка, сапожки. Как вы думаете, ребята, почему
Маша так тепло оделась? (Подсказывает детям: сейчас зима, холод
но.) Давайте пойдем с Машей гулять. Как будто мы одеваемся. Что
надо надеть? (После паузы.) Наденем сапожки, пальто, шапку (ус
ловные действия вместе с воспитателем). Что вы надели? (Ответы
детей.) А еще надо надеть варежки.
Зачитывает стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?»: «Маша варежку надела...» Чтение сопровождается действиями с куклой и варежкой.
Далее воспитатель надевает варежку на руку кому-нибудь из детей. Удивляется:
— Где пальчик? Пропал? (Интонацией побуждает, чтобы ребенок повторил: пропал.) Скажем вместе: пальчик пропал. (Снимает варежку.) Вот он, пальчик. Скажем: привет, пальчик!»
Игра повторяется 5-6 раз с разными детьми.
Далее воспитатель разыгрывает сценки:
1. «Где наши пальчики (демонстрирует игру пальцами)? Нет
наших пальчиков (прячет руки за спину). Вот наши пальчики!»
(Демонстрирует пальцы.) Повторяет игру с детьми 2-3 раза.
2. «Пойдем гулять, — предлагает воспитатель (перемещаются на
ковер). — Везде как будто снег лежит. Идем по снегу: топ-топ-топ.
Идет снег. Подставим ладошки, поймаем снежинку. Подуем на
снежинку: фуу. Нет снежинки». (Повторить 3-4 раза.)
3. «Замерзли. Вернулись домой».
Раздается звукоподражание: мяу-мяу! Кто это? (Высказывания детей.)
Зачитывается стихотворение О. Высотской. «Холодно».
Кто мяукнул у дверей? — Открывайте поскорей! — Очень холодно зимой. Мурка просится домой1.
Появляется игрушечная кошка.
«Скажем, — предлагает воспитатель, — проходи, Мурка. Погрейся. Погладим Мурку. Угостим Мурку молоком, пей, Мурка, молоко, пей». (Условные действия.) Воспитатель подносит кошку к каждому ребенку и побуждает протянуть ладошку, «покормить» Мурку и сказать «пей».
Занятие переходит в свободную деятельность детей.