Ознакомление с окружающим. «Как зовут твоих друзей?»
Задачи.Дать представление об именах собственных: кукла Ляля, кукла Катя, зайка Степа, кошка Мурка, собачка Жучка и т.п. Закреплять в речи детей умение обращаться по имени.
Материалы. Сюжетные (образные) игрушки, имеющиеся в кукольном уголке группы.
Содержание занятия. Воспитатель обращает внимание, что у всех детей группы есть свои имена, дети называют каждый свое имя. Далее игра — занятие разворачивается по ситуации: игрушки пришли на праздник к детям. Педагог и дети дают имена своим гостям. Игрушки знакомятся друг с другом.
Взрослый разговаривает от имени каждого «гостя», игрушки обращаются к детям по именам. Малыши запоминают, как зовут всех друзей и знакомятся с ними: «Я Петя, а ты...»
Разыгрывается сценка угощения друзей. Дети узнают вкусы своих гостей: зайка Степа предпочитает морковку, кошка Мурка — мясо (колбаску) и т.п.
Угощение может быть условным (понарошку) из поролона, картона или используются муляжи — игрушки. Разыгрываются диалоги малышей с их друзьями, в процессе которых звучат обращения друг к другу по имени.
Каждая игрушка исполняет какой-либо художественный номер, например, кошечка поет, собачка танцует, слоненок трубит (играет на дудочке), куклы читают стихи и т.п.
Игрушки прощаются с ребятами и уезжают на машине.
Физкультура.
№ 27-28
Задачи. Учить проползать в вертикально стоящий обруч. Упражнять в ходьбе с перешагиванием линий, невысоких кубиков, удерживая равновесие.
Материалы. Обруч (диаметр 50 см), закрепленный вертикально между двумя стойками или стульями, скакалки, кубики, рейки.
Место проведения. Зал.
Содержание занятия. В начале занятия выполняется ходьба в чередовании с бегом, за воспитателем по периметру зала (или по краю ковра). По сигналу дети делают остановки, приседают, расходятся в разные стороны, а затем снова собираются и встают друг за другом. По предложению воспитателя найти кубики, берут из коробки по одному кубику, встают свободно, лицом к вос-
питателю и вместе с ней выполняют общеразвивающие упражнения.
1. Стоя прямо, руки вниз, в одной руке кубик. Поднять руки
через стороны вверх, переложить кубик над головой в другую руку
(при этом поднять голову, посмотреть на кубик), опустить руки
(повторить 4-6 раз).
2. Сидя, ноги вытянуты, держать кубик двумя руками на коле
нях. Повернуться в одну сторону, постучать кубиком по полу у од
ной ноги («тук-тук-тук»), сесть прямо. Повернуться в другую сто
рону, постучать кубиком у другой ноги, сесть прямо (повторить по
3 раза в каждую сторону).
3. Стоя, руки вниз, кубик в одной руке. Присесть, постучать
кубиком о пол («тук-тук-тук»), встать, поднять руки вверх, вы
прямиться, руки опустить. Переложить кубик в другую руку, сде
лать то же (повторить 4—6 раз).
4. Положить кубик перед собой. Прыгать вокруг кубика на двух
ногах, продвигаясь вперед в одну и в другую сторону. Убрать ку
бики на место. Стать друг за другом.
Воспитатель ставит обруч вертикально, ободом на пол (или укрепляет его между стойками). Далее кладет на пол скакалки (расстояние 40—50 см), а за ними ставит один за другим 6 кубиков (высота кубиков не более 10 см) на расстоянии 40—50 см друг от друга. Дети по очереди проползают в обруч, затем встают и идут, перешагивая через скакалки, положенные на пол, через кубы, стараясь не задевать их и удерживать равновесие. Воспитатель первым ставит более ловкого ребенка. Напоминает, что пролезть в обруч надо так, чтобы не задеть его. При перешагивании кубиков помогает затрудняющимся детям, поддерживает за руку, подбадривает. После прохождения «трудной дорожки» дети бегут и становятся в конец колонны (повторить 3 раза).
Подвижная игра «Пробеги-подпрыгни». Воспитатель держит в руках яркий мяч в сетке или колокольчик на ленточке на уровне выше поднятых вверх рук ребенка. Дети по очереди пробегают мимо воспитателя, подпрыгивают, стараясь коснуться рукой мяча, колокольчика (повторить 3 раза).
В конце занятия проводится игра малой подвижности «Угадай, кто как кричит». Воспитатель вместе с детьми строит круг. Затем он голосом имитирует крики известных детям птиц (петуха, воробья, курицы и др.). Дети должны угадать и вместе с воспитателем выполнить движение, характерное для данной птицы.
Ходьба за воспитателем по периметру зала, уход в групповую комнату.
На прогулке и во второй половине дня.Игра «Найди кубик». Повторить упражнения в ползании в обруч, в перешагивании через кубы с детьми, у которых эти упражнения вызывали затруднения.
легкий. Воспитатель обращается к детям: «Дети, давайте соберем снежки в корзинку, а вечером украсим ими группу, подвесим их высоко к потолку. А сейчас пойдем гулять на улицу и там скатаем настоящие снежки из снега и поиграем в них».
Конструирование. «Делаем снежки»
Задачи.Развивать интерес к занятиям по конструированию с бумагой. Учить катать комочки из мягкой бумаги разной величины. Пополнять словарный запас детей: снежки, белые, мягкие, легкие, большие, маленькие, мять, катать.
Материалы.Белая мягкая бумага двух размеров (целый лист, '/2 листа), или бумажные салфетки, или туалетная белая бумага.
Содержание занятия.Предварительно воспитатель проводит наблюдение за старшими детьми, играющими в снежки, или рассматривает картину, иллюстрацию.
Подводит детей (4-6 чел.) к окну и обращает внимание на снег, лежащий на земле:
Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло.
(З.Александрова. «Снежок», отрывок)1
«Нападало много снега, — говорит воспитатель, — он мягкий, белый. Помните, как дети лепили снежки из снега и играли в них? Давайте подойдем к столу, возьмем мягкую белую бумагу, сомнем ее и попробуем скатать большие и маленькие снежные комочки — снежки». Дети берут в руки бумагу разного размера, мнут и скатывают комочки, воспитатель помогает, поощряет, сравнивает вместе с детьми комочки разной величины, спрашивает: «Сашенька, какой у тебя снежок большой или маленький, а у тебя, Дашенька? А еще про снежок можно сказать, что он мягкий, легкий, давайте вместе скажем: мягкий, легкий». Далее предлагает поиграть в «снежки», дети бегают по комнате, бросают и ловят их, радуются, повторяют вместе с воспитателем прилагательные — мягкий,
' Хрестоматия для маленьких. — М: Просвещение, 1987. С. 148.
Рисование. «Веселый цирк»
Задачи.Развивать воображение, предоставлять возможность самостоятельного выбора цвета красок; располагать пятна, мазки по всему листу. Учить аккуратно пользоваться красками, промывать кисть.
Материалы.Игрушки (клоун, слоник, мишка, собачка), две полосы бумаги шириной 20 см, длиной 50 см (одна — белая, другая — желтого или красного цвета с прорезными силуэтами клоуна, мячей и наклеенными фигурками двух-трех слоников, мишек, собачек). Мольберт, краски гуашь (красная, оранжевая, синяя, голубая, зеленая, белая), плоские кисти с широким ворсом, банки с водой, салфетки.
Предварительная работа.Чтение рассказов о цирке, животных, которые в нем выступают, рассматривание иллюстраций, картин. Игры с игрушками, изображающими животных.
Содержание занятия.Перед детьми, сидящими полукругом, воспитатель ставит на стол слоника, мишку, собачку, берет в руки игрушку клоуна или сам превращается в него, надев бумажный колпак и красный нос, обращается к детям: «Здравствуйте, ребята, меня зовут клоун Бим, я хочу с вами познакомиться. Скажите, как вас зовут (воспитатель с клоуном подходит к каждому, здоровается и просит ребенка назвать свое имя). А я пришел к вам не один, а со своими друзьями Слоником, Мишуткой, собачкой Тепой. Они приглашают вас в цирк, где выступают смешные клоуны, слоники, мишки, собачки, радуют детей и взрослых. Вы ходили в цирк? Кого там видели? (Ответы детей.) Я хочу с вами порисовать красками на этой бумаге (показ)», — говорит клоун Бим.
Предлагает детям подойти к двум сдвоенным столам, на которых лежит широкая полоса белой бумаги, стоят подносы с краской. Воспитатель раздает детям плоские кисти. «А сейчас все вместе начнем рисовать», — говорит Бим и начинает первым рисовать (разные мазки, линии и т.п.), а за ним и дети. В процессе рисования воспитатель хвалит детей за самостоятельность при выборе цвета краски, удивляется красивым сочетанием мазков, пятен, линий.
«Я научился рисовать, — радуется клоун Бим. — Мишутка, Слоник, Тяпа посмотрите, как красиво мы нарисовали». Воспитатель показывает игрушкам закрашенный лист. «А сейчас, ребята, — говорит Бим, — вы увидите цирковое представление. Закройте глаза». В это время воспитатель накладывает на закрашенную полосу бумаги другую — желтого или красного цвета — с прорезными силуэтами и наклеенными фигурками «цирковых артистов». Затем медленно произносит слова: «Один, два, три — открой глаза и посмотри!» (Дети открывают глаза.) Бим радостно восклицает: «Вот, ребята, вы пришли в цирк! Как здесь красиво! Клоуны и артисты: слоники, мишки, собачки выступают в красивых костюмах».
Воспитатель спрашивает детей, что делают артисты (клоун бросает слоникам разноцветные большие и маленькие мячи, мишки и собачки танцуют). «Вам понравилось цирковое представление? — спрашивает Бим. — Артисты и клоун Бим очень старались, чтобы всем было весело! Приходите снова в цирк», — приглашает детей клоун Бим.
Воспитатель кладет на отдельный стол две сложенные вместе полосы («арену»), чтобы дети могли внимательнее рассмотреть выступления клоуна, слоников, мишек, собачек. Когда краска высохнет, полосы можно склеить, что даст возможность расположить «арену» на мольберте. В вечернее время они могут показать своим любимым игрушкам «цирковое представление», рассказать кто выступает и какие действия выполняет.